Мягкий и непреклонный Патриарх Тихон

Мягкий и непреклонный Патриарх Тихон
В 1925 году в день Благовещения Пресвятой Богородицы отошел ко Господу Святейший Патриарх Тихон (Беллавин) – первый Российский Предстоятель Церкви после вынужденного двухвекового перерыва. 

Родился он 19 января 1865 года в городе Торопце Псковской губернии в семье священника. Окончил курс местного духовного училища и поступил в Псковскую Духовную семинарию, а затем в Петербургскую Духовную академию. Товарищи по Семинарии шутливо называли скромного, благодушного и отзывчивого Василия Белавина архиереем, а в академии - патриархом. Шутка оказалась пророческой: через восемь с половиной лет после выпуска архимандрит Тихон становится епископом сначала Люблинским, затем Алеутским и Североамериканским, в 1907 году – Ярославским, в 1914 году – архиепископом Виленским и Литовским и, наконец, 23 июня 1917 года – митрополитом Московским. 

15 августа 1917 года в праздник Успения Пресвятой Богородицы открылся Всероссийский Поместный Собор, восстановивший Патриаршество. После четырех туров голосования были избраны три кандидата на Первосвятительский Престол: apхиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и митрополит Московский Тихон. Как говорили в народе, «самый умный, самый строгий и самый добрый». Патриарха должен был определить жребий. 5/18 ноября 1917 года после Литургии и молебна в храме Христа Спасителя старец Зосимовой пустыни Алексий (Соловьев) огласил имя избранного: «митрополит Тихон». 

После пения Тон деспотин к нареченному Патриарху обратился архиепископ Антоний (Храповицкий): «Сие избрание нужно назвать по преимуществу делом Божественного Промысла по той причине, что оно было бессознательно предсказано друзьями юности, товарищами Вашими по академии. Подобно тому, как полтораста лет тому назад мальчики в Новгородской бурсе, дружески, шутя над благочестием своего товарища Тимофея Соколова, кадили перед ним своими лаптями, воспевая ему величание, как Божиему угоднику, а затем их внуки совершали уже настоящее каждение пред нетленными мощами его, то есть Вашего небесного покровителя Тихона Задонского; так и Ваши собственные товарищи прозвали Вас Патриархом, когда Вы были еще мирянином и когда ни они, ни Вы сами не могли и помышлять о действительном осуществлении такого наименования»

7/20 ноября нареченный Патриарх отправился в Троице-Сергиеву лавру и пробыл там несколько дней. Этот визит описал наместник Лавры архимандрит Кронид (Любимов): 

«Высокопреосвященнейший митрополит Тихон, нареченный в Патриарха города Москвы и всея России, выехал из Москвы в обитель Преподобного Сергия в сопровождении отца наместника Лавры архимандрита Кронида и члена Всероссийского Собора протоиерея П. Н. Лахостского 7 ноября в 2 часа 10 минут пополудни и прибыл в Лавру в 4 часа 30 минут. 

На вокзале в Сергиевом Посаде Высокопреосвященнейший Владыка был встречен благочинным Лавры. При полном звоне лаврских колоколов прибыл в обитель, к Скорбященской паперти при Троицком соборе, где и встречен был ранее прибывшим с вокзала наместником Лавры архимандритом Кронидом со всею старшею братиею в облачении и святою водою. Нареченный Патриарх, окропив себя святою водою, прошел к царским вратам собора и, приложившись к местному чудотворному образу Святой Троицы и Богоматери, направился к раке святых мощей Преподобного Сергия. Склонившись на колена, он долго молился пред ракою и, приложившись к святым мощам, выслушал краткий молебен Преподобному Сергию. После молебна он подошел к царским вратам и преподал стоящей в соборе братии и всему народу общее архипастырское благословение. Певчие пропели «Исполла эти деспота»

Наместник Лавры, держа в руках святую икону «Явление Богоматери Преподобному Сергию», сказал нареченному Патриарху краткую приветственную речь, после которой вручил икону Владыке. Приняв святую икону, Владыка, в свою очередь, сказал прочувствованную речь, в которой благодарил братию и народ за радушный прием. 

После сего нареченный Патриарх, благословив братию и народ – каждого в отдельности, прошел в часовню трех мощей и храм преподобного Никона. Из сего храма Владыка направился в свои покои для пребывания в Лавре. В 6 часов вечера Владыка прибыл в Троицкий собор ко всенощной, выходил на величание Архангелу Михаилу и на другой день служил Литургию. 

9, 10, а также 13, 14 и 15 ноября он ежедневно посещал все церковные богослужения в Троицком соборе. 

11 ноября, в день памяти кончины митрополита Московского Платона, нареченный Патриарх Тихон отправился в Вифанию, где присутствовал за заупокойной Литургией, которую совершал наместник Лавры со старшею братиею монастыря. По окончании обедни Владыка, облачившись, вышел для служения панихиды по митрополите Платоне у его гробницы со всею братиею. После братской трапезы Владыка в сопровождении отца наместника вернулся в Лавру. 

12 ноября служил в пещерном храме Черниговской иконы Божией Матери при Гефсиманском скиту Божественную литургию и молебен вместе с наместником Лавры, ректором Вифанской Духовной семинарии архимандритом Германом и старшей братиею скита. За Литургией сказал поучение. 12-го же ноября, в воскресенье, после вечерни, нареченный Патриарх совершил в Троицком соборе первый торжественный молебен с акафистом Преподобному Сергию со всею братиею, установленный им особою грамотою во время своего пребывания в Лавре. Установление такого молебна было вызвано тяжелым положением нашего отечества. Преподобный Сергий неоднократно спасал Русскую землю от окончательной гибели; верим с полным упованием, что и теперь угодник Божий не оставит Русской земли без своей помощи. Акафист на этом молебне не читается, а поется служащими и певчими попеременно. 

13 ноября нареченный Патриарх отправился в Зосимову пустынь, где с сыновнею радостию был встречен всею братиею пустыни. Пробыв там весь день и выслушав всенощное бдение, Владыка в тот же день в 7 часов вечера выехал из пустыни в Лавру. 

Первые дни Рождественского поста он провел в строгом воздержании. 

16 ноября, накануне дня памяти преподобного Никона, в 3 часа 30 минут пополудни, нареченный Патриарх служил преподобному Никону молебен, в 6 часов вечера – всенощную, а 17-го – Божественную литургию. 

17 ноября в 6 часов вечера, ввиду исполнявшегося 19 ноября пятидесятилетия кончины митрополита Филарета, что приходилось на воскресный день, нареченный Патриарх совершил в храме святого праведного Филарета парастас о упокоении святителя Филарета, а 18 ноября – заупокойную Литургию и произнес поучение. Панихиду по почившем митрополите Филарете нареченный Патриарх совершил в сослужении Высокопреосвященнейшего митрополита Петроградского Вениамина, архиепископа Никона, бывшего Вологодского, епископа Астраханского Митрофана, отца наместника и прочих архимандритов Лавры. К 2 часам дня ректором Московской Духовной академии протоиереем А. И. Орловым Владыка был приглашен в Академический актовый зал, где были произнесены в память пятидесятилетия кончины Высокопреосвященнейшего митрополита Филарета отцом ректором и профессорами Духовной Академии четыре речи. 

Вечером 18 ноября нареченный Патриарх стоял всенощную в Троицком соборе, выходил на литию, а 19-го служил Литургию в Академическом храме. В 2 часа дня нареченный Патриарх был приглашен на чтение в память митрополита Филарета в Александро-Мариинский дом призрения, который был основан митрополитом Филаретом. Здесь Владыка был торжественно встречен начальницею и детьми приюта с пением тропарей Преподобному Сергию и святому праведному Филарету. В зале для чтения профессор Духовной академии Д. И. Введенский произнес речь, посвященную памяти митрополита Филарета. При отъезде из дома призрения нареченный Патриарх благословил детей и просил их помолиться за него при вступлении на предстоящий ему великий подвиг управления Русской Церковью в тяжелую годину испытаний. 

В тот же день в 4 часа пополудни нареченный Патриарх совершил соборне с митрополитом Вениамином и епископом Митрофаном и со всею братиею Лавры торжественный молебен Преподобному Сергию с акафистом и в 6 часов вечера молитвенно сопровождаемый всею братиею Лавры при торжественном звоне всех лаврских колоколов выехал в Москву»

Интронизация нового Патриарха состоялась в Кремлевском Успенском соборе 21 ноября/4 декабря в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы. 

В первом обращении к всероссийской пастве Патриарх Тихон характеризует переживаемую страной эпоху как «годину гнева Божия». В послании от 19 января (1 февраля) 1918 года он выразил архипастырскую озабоченность положением Церкви и осудил кровавые беспорядки. Он безбоязненно обличал безбожную власть и призывал верующих к защите Церкви. Из-за этого на жизнь Патриарха трижды покушались, но он все равно выезжал служить в столичные и подмосковные храмы. 

«Уже с 1918 года, - писали «Московские церковные ведомости»,- жизни Патриарха стала угрожать опасность, в связи с чем было предпринято следующее: «19 февраля 1918 года на заседании Совета приходских союзов приняты меры по охране Патриарха ввиду участившихся арестов и нападений на служителей церкви. Охрану будут нести 24 человека, от 18 лет, ежедневно избираемые прихожанами, из них 12 человек будут оставаться на Троицком подворье (Троице-Сергиевой Лавры – ред.) от 8 часов вечера до 8 часов утра. Стража невооруженная будет постоянно окружать и сопровождать Патриарха. Если кто-то попытается захватить его, ее задача немедленно разгласить это по всей Москве»

Резиденцией Патриарха Тихона стало Троицкое подворье. «Жил Патриарх в прежнем помещении московских архиереев, - пишет в своей книге «Новые мученики российские» протоиерей Михаил Польский. - Этот скромный, хотя и просторный дом имел Крестовую церковь, где монахи Сергиевой Лавры ежедневно совершали положенное по уставу богослужение. Рядом с алтарем помещается небольшая моленная, уставленная иконами; в ней Патриарх и молился во время богослужения, когда не служил сам. Но служить он любил и часто служил в своей Крестовой церкви. Дом окружен небольшим садиком, где Патриарх любил гулять, как только позволяли дела. Здесь часто к нему присоединялись и гости, и близко знакомые посетители, с которыми лилась приятная, задушевная беседа, иногда до позднего часа. Садик уютный, плотно отделенный от соседних дворов, но детишки-соседи взбирались иногда на высокий забор, и тогда Патриарх ласково оделял их яблоками, конфетами. Тут же и небольшой фруктовый садик, и огород, и цветник, и даже баня, - но все это было запущено за время революции. 

Стол Патриарха был очень скромный: черный хлеб подавался по порциям, часто с соломой, картофель без масла. Но и прежде Преосвященный Тихон был совсем невзыскателен к столу, любил больше простую пищу, особенно русские щи и кашу»

А вот воспоминания современника Патриарха - князя Григория Трубецкого: 

«Летом 1918 года, покидая Москву, в которую мне уже не суждено было вернуться, я пошел к Патриарху проститься. Он жил тогда еще на Троицком подворье. Меня провели в старый, запущенный сад. Патриарх в простом подряснике и скромной скуфейке имел вид простого монаха. Это были короткие минуты его отдыха, и он, видимо, наслаждался солнечным днем и играл с котом Цыганом, который сопровождал его в прогулке»

Святейший очень любил кошек. И еще хорошую шутку. Его юмор иногда раздражал консервативное монашество. Так, архиепископ Феодор (Поздеевский), после аудиенции у Патриарха Тихона, остался недоволен «несерьезностью» Святейшего. «Все хи-хи, ха-ха и гладит кота», - говорил он. 

В общении святитель Тихон был прост и доступен. «Недавно я взял на себя смелость посетить Его Святейшество Патриарха Тихона и был им принят без особенных предварительных хлопот и препятствий, — писал корреспондент харьковской газеты в 1918 году, - Его Святейшество, благословив меня, пригласил сесть и мимолетно взглянул на меня. Взгляд тихий, добрый… в то же время как бы робкий. Заговорил Патриарх… Голос простой, негромкий, обыкновенный, я бы сказал — „обывательский“»

Духовенство и миряне стекались на Троицкое подворье со всей России, Иногда Патриарх приглашал гостя разделить с ним скудную трапезу. В голодные годы прихожане и некоторые постоянные богомольцы Троицкого подворья несли Святейшему то домашний пирог, то печенье. Так они пытались выразить ему свою любовь. Однажды после Литургии он как обычно вышел на солею благословлять народ. Одной из последних к нему подошла старая, бедно одетая женщина, подала ему на бумажке кусок колотого сахара и два соленых огурца. Святейший принял подарок, передал его иподиаконам, а сам нагнулся обнял старуху и поцеловал ее в лоб. 

Летом 1921 года Патриарх Тихон организовал Комитет помощи голодающим и призвал церковноприходские советы жертвовать драгоценные церковные украшения, если только они не имеют богослужебного употребления. Все же 23 февраля 1922 года ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих. Патриарх отреагировал на декрет новым посланием к пастве, в котором заявил о недопустимости изъятия священных предметов, «употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви». Несмотря на свою мягкость, доброжелательность и благодушие, патриарх был непреклонен в делах церковных. Особенно ярко его жесткость проявилась в период «обновленческого» раскола. 

9 мая в Москву из Петрограда прибыли главари обновленчества - протоиерей Александр Введенский, священники Владимир Красницкий и Евгений Белков, псаломщик Стефан Стадник. В ночь с 12 на 13 мая они пришли на Троицкое подворье и подняли с постели Патриарха. 

- На днях, владыка, - сказал Красницкий,- объявлено 11 смертных приговоров. И кровь этих страдальцев лежит на вас, распространившем прокламацию о сопротивлении изъятию церковный ценностей. 
- Это очень тяжелое обвинение, и я его уже слышал на суде. Но не ожидал, что духовные лица тоже осуждают меня. 
- Ваше послание, - продолжил Введенский, - явилось сигналом к гражданской войне Церкви против советской власти. 
- Вы, наверное, не читали его, если так полагаете, - горько вздохнул Святейший. - Кто же, по-вашему, если не я, должен защищать права Церкви? 
- Мы! - выкрикнул Красницкий. - Ибо мы готовы сотрудничать с советской властью, а вы ее враг. Вы демонстративно анафематствовали большевиков, призывали к сокрытию церковного имущества, вы выступали против декрета «О свободе совести», посылали через епископа Ермогена арестованному Николаю Романову благословение и просфоры. Вы именем Церкви решили свергнуть советскую власть... 
- Зачем вы пришли ко мне? - спросил Патриарх. 
- Мы хотим,- ответил Введенский,- чтобы вы отошли от церковной власти, отдав распоряжение о созыве Собора, а до тех пор мы, по распоряжению ВЦИКа, будем управлять вашей канцелярией. 
- Но иереи не имеют права заменять Патриарха. 
- Но надо передать власть, дела стоят без движения, а вы арестованы и будете преданы суду, - наконец внес свою лепту в апокалипсическую беседу и псаломщик. - Неужто вас не беспокоит дальнейшая судьба Церкви? Да и товарищ Калинин ждет, о чем мы с вами договоримся... 
- Патриаршество - тяжелый крест, который меня тяготит, - ответил Святейший, - но ни вы, ни я, а лишь грядущий Собор может лишить меня сана. Я напишу председателю ВЦИКа и объявлю своего заместителя на время заточения. Идите с Богом, - и Патриарх, благословив незванных гостей, выпроводил их за порог. 

14 мая Патриарх Тихон отслужил последнюю Литургию на Троицком подворье. Через несколько дней его арестовали и доставили к месту заточения в Донской монастырь. В июне 1923 года он был освобожден. В апреле 1924-го Патриарх издал Послание, обличающее тяжкие преступления вождей обновленческого раскола. Он подверг обновленцев каноническому запрещению и подтвердил, что они, впредь до раскаяния, находятся вне общения с Церковью. 

За пару месяцев до смерти Патриарх написал завещание: «В годы гражданской разрухи, по воле Божией, без которой в мире ничто не совершается, во главе Русского государства стала Советская власть. Не погрешая против нашей веры и Церкви, не допуская никаких компромиссов и уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и работать на общее благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным строем ... Вместе с этим мы выражаем уверенность, что установка чистых, искренних отношении побудит нашу власть относиться к нам с полным доверием»

5 апреля 1925 года Святейший Тихон служил свою последнюю Литургию в церкви Большого Вознесения на Никитской. Усопшего Патриарха погребли в московском Донском монастыре. 

В 1930-е годы на плечах обновленческого митрополита Александра Введенского появился зеленый саккос. Кто-то из «тихоновцев» предположил, что это тот саккос, в котором был погребен Святейший Тихон. Поэтому после кончины Введенского саккос был приобретен Святейшим Патриархом Алексием I, отреставрирован, и помещен в церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии. Принадлежность облачения Патриарху Тихону подтверждала надпись на музейной витрине. 

В 1989 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил святителя Тихона к лику святых. Его мощи были обретены в 1992 году и сейчас покоятся в Большом Донском соборе Донского монастыря. 



7 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...