Мудрость веры

Мудрость веры

Архиепископ Иоанн Шаховской

В Библии, в Книге Иова, есть такие строки: «...Был день, когда пришли сы­ны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. <...> И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? Ибо нет такого, как он, на земле: чело­век непорочный, справедливый, богобо­язненный и удаляющийся от зла» (Иов. 1, 6—8). Враг посмел возразить: «...Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кру­гом оградил его, и дом его, и все, что у него? <...> Но прост­ри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?» (1, 9-11).

И отдана была душа Иова на великое испытание. Вспом­ним лишь начало этого испытания. «...Приходит вестник и говорит: волы орали, и ослицы паслись подле них, как на­пали Савеяне, и взяли их, а отроков поразили...» (1, 15). Приходит другой к Иову вестник: огонь спалил имущество других его детей и их самих... Так, один за одним, вестники сообщают Иову о гибели всех его детей и всего имущества...

Что же Иов сделал, услышав об огне, спалившем его до­стояние, о врагах, убивших его близких? Иов «...пал на зем­лю, и поклонился, и сказал: наг я вышел из чрева матери мо­ей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно» (1, 20—21). Таков был ответ Иова на все утраты, им понесенные: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» Чудный гимн Творцу исшел из уст Иова. «Во всем этом, — кратко добавля­ет его книга, — не согрешил Иов, и не произнес ничего не­разумного о Боге» (1, 22).

«Неразумное слово о Боге»... Как часто люди его произ­носят в мире — и среди своей беззаботности, и среди своих страданий. И это неразумное слово о Боге, Творце миров, есть нечто более страшное, чем все бомбы, войны и пожа­ры... Свое материальное имущество, свой жалкий скарб уме­ют спасать люди и легко заливают водой огонь, сжигающий их материальное благосостояние. Но когда раздается в устах человека ропотливое, кощунственное слово, направленное против великого Творца и Бога, сколь многие люди молчат, не протестуют, не останавливают кощунства, не усмиряют безумия, не заливают огня неверия словом веры и разума.

ulius_shnorr_iov_2.gif

Вера Иова о Боге озарила небо и землю. Пусть матери­альный огонь спалил его имущество — он озарил истреби­тельным своим светом только малый клочок аравийской земли. А слово, исшедшее из уст праведного Иова, слово его бесконечной преданности Богу, до сих пор горит среди чело­вечества во всех веках истории.

И когда мы хотим выразить самые лучшие, самые глубо­кие свои переживания при потере чего-либо нам дорогого и ценного, мы говорим: «Господь дал, Господь и взял: да будет имя Господне — благословенно!» И когда приближается к нам неизбежный для каждого из нас исход из этой краткой земной жизни и мы готовимся отдать эту свою жизнь Тому, Кто нам ее дал, мы говорим: «Господь нам дал эту земную жизнь, Он и берет ее. Да будет имя Господне благословенно — всегда и за все!»

Смотря открытыми глазами на жизнь, мы видим, что все в ней содействует ко благу того, кто ищет истинного блага. И через все открывается людям дверь просвещения и спасе­ния. Радость и горе приходят к нам независимо от нас, но то и другое может быть ступенью для возвышения нашего духа. Все, что ниспосылается нам, может или ближе подвинуть нас к Богу, или увести от Него, в зависимости от нашего от­ношения к этому ниспосланному нам.

Веровать в Бога только при условии жизненных удобств и радостей или среди одних лишь тяжких обстоятельств и не­бесных громов — это еще несовершенная вера. Надо видеть божественную заботу о нашей бессмертной душе и в радос­тях, и в трудностях жизни. Веровать в Бога — это значит во всем и всегда признавать силу, власть и мудрость Верховно­го Хозяина жизни, проводящего нас через мир, как чрез больницу и школу, для исцеления, научения, умудрения и спасения нашей бессмертной души.

К такому именно пониманию своих земных путей мы призваны. И лишь слепая мысль хочет объяснить все проис­ходящее одним материалистическим рассуждением. Мате­риальная сторона вещей существует; но это только одна сторона, и, взятая сама по себе, она ничего не объясняет. Выявите ли вы образ вашего друга, если про него скажете, что это «человек в серой одежде, среднего роста, столько-то килограммов весящий, из таких-то химических элементов составленный»?.. Разве что-нибудь этим вы объясните в че­ловеке? Нет. Но вы по-настоящему начнете открывать, по­казывать человека, если назовете его по имени, охарактери­зуете его живую душу, создадите духовно верный его образ... То же и в отношении всех событий мира. Надо вникать в их «душу», надо уразумевать их смысл, всегда имеющий отно­шение к вечности, к плану Божественного замысла заботы Божьей о мире и человеке.

Это понял праведный Иов. И оттого его книга стала неис­черпаемым источником мудрости и вдохновения для челове­чества. Творец учит нас и радостью жизни, и ее трудностью: трудностью жизни смягчает нашу эгоистическую волю и светлым утешением вдохновляет нас на борьбу за правду, справедливость, за мир и высшую жизнь.


Источник: архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Избранное. Сочинение в двух томах. 1 том. - Издательство братства во имя святого князя Александра Невского.


STSL.Ru


28 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...