Монастырь Святого Креста в Иерусалиме

2933492.jpg

Монасты́рь Свято́го Креста́ (ивр. ‏מנזר המצלבה‏‎, груз. ჯვრის მონასტერი, греч. Ιερά Μονή του Τιμίου Σταυρού) – мужской монастырь Иерусалимской Православной Церкви, расположенный в Иерусалиме, Израиль. Согласно старинному преданию на месте монастыря произрастало Дерево Креста Господня. Его называют обителью грузинской славы или обителью во имя Святого Креста. В его стенах некогда жил великий грузинский поэт Шота Руставели. Снаружи монастырь выглядит как старинный средневековый замок. Массивные стены, возвышающийся купол монастырского собора, колокольня с мраморными часами так не похожи на расположенные поблизости современные городские дома. Художники не раз изображали монастырь на своих полотнах, архитекторы изумлялись гармонии его линий, обычные люди смотрели на него с любопытством. Монастырь выглядел таким неприступным. Монастырь Святого Креста находится в части Иерусалима, которая называется Новым городом, в небольшой долине Креста. По внешнему виду напоминает обители Афона. Монастырь очень похож на крепость: выложенные из крупных блоков стены, небольшие окна, единственный вход – низкие и узкие ворота. Архитектурной доминантой обители является барочного вида колокольня, строительство которой завершили в 1850-е годы. Соборный храм обители построен где-то в 1038 году.


Monasterium georgianum – обитель грузинской славы

Святая Земля столетиями манит к себе исповедующих христианство. Пребывание в Палестине издавна расценивалось как особая благодать и милость Божия, лучшая награда, которую мог получить христианин за свои деяния во славу Господа. Грузины очень гордятся тем, что один из самых древних монастырей Святой Земли тесно связан с историей Грузии.

page0003_.jpg

И древние, и современные стены

Седая древность окутывает обитель во имя Святого Креста. Оттуда, из туманного далека, в котором расплываются и исчезают образы прошлого, пробивается история одного из знаменитейших в Святой Земле монастыря. Точное время его основания память потомков не сохранила.

Согласно одному из преданий, основание монастыря относится ко времени правления римского императора равноапостольного Константина Великого (ок. 285-337) и связано с деятельностью его матери равноапостольной императрицы Елены (ок. 250-330).

Благодаря проведенным равноапостольной Еленой раскопкам в Иерусалиме были обретены Животворящий Крест, Гроб Господень и другие реликвии, связанные с именем Христа. Пик покровительской деятельности Константина Великого в отношении христианства приходится на последнее пятнадцатилетие его правления, и поездка императрицы Елены в Иерусалим традиционно относится к тому времени, когда ей было уже около 80 лет. Сопоставляя свидетельства предания с известными фактами из жизни равноапостольных императора и императрицы, возникновение монастыря во имя Святого Креста можно было бы отнести к 20-м годам IV века после Р.Х. Это самая ранняя из теоретически возможных точек отсчета истории обители во имя Святого Креста, ибо до прекращения гонений на христианство в Иерусалиме, одном из центров Римской империи, ни о каком организованном христианском общежитии речь в принципе идти не могла. Вполне перекликается с деятельностью равноапостольной Елены и посвящение обители – во имя Святого Креста, что можно связать с обнаружением императрицей Честного и Животворящего Креста Господня.

page0004_.jpg

Константин Великий. Прижизненный бюст

Ранние исторические источники, близкие ко времени описываемых событий, ничего не сообщают ни о роли Константина Великого и его матери Елены в деле создания монастыря, ни о самой обители. Сложно допустить и сам факт, что императрица Елена основала этот монастырь, поскольку в эпоху, с которой связана ее деятельность, совместная иноческая жизнь только-только зарождалась в Египте, по-прежнему оставаясь уделом монахов-отшельников. Традиция, отраженная во множестве преданий и легенд, приписывает равноапостольной Елене сооружение до двадцати восьми храмов в Палестине и соседних с ней землях. В действительности ею было основано лишь три церкви.

34478f19bb18d1d8e0ffedd4eb2c5ea9.jpg

Равноапостольные Константин и Елена.

Фреска пещерного монастыря в Гореме (Каппадокия, Турция), XI век

Есть и другая легенда, повествующая о началах монастыря во имя Святого Креста. Она утверждает, что основание обители произошло в V веке и связано с одним из грузинских правителей, совершившим паломничество в Святую Землю. Во время своего путешествия царственный паломник решил построить монастырь к западу от Иерусалима, на земле, которую равноапостольный император Константин Великий пожаловал государю Мириану III, знаменитому правителю древней Грузии. Известно, что царь Мириан III крестился вслед за своей женой Наной, после чего запретил прежние политеистические культы и провозгласил христианство государственной религией Грузии. После этого, опираясь на поддержку грузинской просветительницы святой Нины, он отправил посланника к императору Константину Великому с просьбой прислать в Грузию епископов и священников. Константин Великий не только выполнил эту просьбу, но и, согласно преданию, выделил место в Иерусалиме для грузинских христиан. Именно на землях, подаренных Константином, якобы и был веком позже основан монастырь во имя Святого Креста.

231936745.jpg

Равноапостольная Нина. Современная грузинская икона

Еще одно предание относит строительство монастыря ко времени правления византийского императора Ираклия (610-641). Возвращавшийся с победой из похода на Персию Ираклий, прежде чем войти в Иерусалим, расположился лагерем в пустынном месте неподалеку от города. С собой он вез Честной и Животворящий Крест Господень, захваченный персами и теперь у них отбитый. Впоследствии возвращенный Крест был водружен на Голгофе. Остановка Ираклия лагерем под стенами Иерусалима являлась неслучайной. Согласно представлениям христиан, место, выбранное императором для лагеря, почиталось в силу того, что там выросло Крестное Древо, из которого был изготовлен Крест Спасителя. Празднуя победоносное завершение похода и возвращение великой святыни, Ираклий повелел выстроить здесь монастырь.

page0005__.jpg

Карта-схема Иерусалима и его окрестностей

из французской книги «Иерусалимская история», датируемой XI-XII вв.

Все эти предания, появившиеся не одно столетие назад, изменявшиеся на протяжении веков и, наконец, отложившиеся в известном нам виде, весьма противоречивы. Однако мы все же можем приоткрыть завесу прошлого и разглядеть за пеленой времени отголоски истинной истории обители во имя Святого Креста. Благодаря научным изысканиям современности, можно считать установленным фактом, что монастырь точно существовал не позднее седьмого века после P.X., первоначально застраивался греками и, видимо, был основан еще до арабского завоевания Палестины в 638 году. Об этом, во-первых, свидетельствует перечень монастырей и храмов Иерусалимского Патриархата, относящийся к VI-VII векам, – обитель Святого Креста названа в нем наряду с другими духовными центрами. Во-вторых, это доказывает исследование хорошо сохранившихся мозаичных фрагментов древнего пола монастыря.

page0006_.jpg

Спас Эммануил с архангелами. Фреска монастыря во имя Святого Креста

С 1969 по 1973 год Иерусалимская Православная Церковь проводила крупномасштабные работы по реставрации монастырских сооружений. Программа работ включала, в том числе, и консервацию мозаичных полов в главной монастырской церкви обители Святого Креста. Мозаики были целиком удалены со своего основания, смонтированы на новую основу и после реставрации положены на прежнее место. Анализ мозаик показал, что они могут быть отнесены к VI веку. Кроме того, расположение древнейших полов, сохранившихся в дьяконнике и жертвеннике, дает основание полагать, что план первоначального здания, которому они принадлежали, был сходен с планом церкви, существующей в настоящее время. Полученные результаты позволяют предположить, что монастырь мог быть основан в годы правления императора Юстиниана Великого (527-565) [1].

Один из самых выдающихся правителей за всю историю Византии отметил свое царствование чрезвычайным покровительством Православию и строительной деятельностью в Палестине. При нем значительное число мест Святой Земли, связанных с христианским почитанием, было восстановлено, также появилось и множество новых церковных построек. Впрочем, точное время основания монастыря Святого Креста по-прежнему остается неизвестным.

121320280952490.png

Император Юстиниан в окружении духовенства и воинов.

Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне, VI век

В связи с этим любопытную интерпретацию может иметь предание о строительстве обители императором Ираклием. В 614 году Палестину завоевала Персия, после чего она вошла в состав империи Сасанидов. Захваченные палестинские земли были освобождены лишь после победного завершения византийско-персидской войны в 629 году. Император Ираклий и его армия прошли по Палестине победным маршем. Прежде чем покинуть Иерусалим, Ираклий отдал распоряжение Патриарху Захарии восстановить разрушенные церкви и монастыри на средства императорской казны. Вполне допустимо, что в план восстановления был включен и монастырь Святого Креста. По всей вероятности, монастырь к тому времени существовал и наверняка подвергся разорению в годы персидской оккупации. От императора вполне можно было бы ожидать особых распоряжений относительно обители Святого Креста, ибо военная кампания против зороастрийцев-персов имела характер благочестивой войны с безбожниками, а одной из главных ее целей являлось возвращение Животворящего Креста Господня. Восстановление монастыря могло быть выражением благодарности императора Святому Кресту за благоприятный для Византии исход войны с Персией. Если все это так, то получает объяснение и легенда об основания монастыря во имя Святого Креста самим императором Ираклием.

38639.jpg

Персидские жрецы-зороастрийцы во время совершения религиозного обряда

В 638 году Палестину ждал еще более тяжкий разгром, завершившийся установлением многовекового арабского господства. Владычество иноплеменников усугублялось распространением на Святой Земле ислама, который теперь являлся официальной религией новообразованного государства – халифата. Отрыв Палестины от Византии и христианского мира, экономический упадок, набеги завоевателей на монастыри – все это стало причиной разрушения и запустения большинства христианских обителей Святой Земли. Из соображений безопасности некоторое число оставшихся монахов было вынуждено обосноваться в крупных городах, исполняя монашеские обеты в безмолвном терпении.

courtois_01.jpg

«Сражение между турками и христианами» кисти Жака Куртуа (1621-1676)

История монастыря во имя Святого Креста вновь теряется в гуще событий той драматичной эпохи, и мы не можем сказать ничего определенного о его прошлом вплоть до середины XI столетия. Притеснение христианского населения Палестины арабскими завоевателями стало особенно серьезным в конце X – начале XI веков, в период правления Хакима [2]. По его приказу в Иерусалиме были разрушены большинство церквей и монастырей, в том числе храм Воскресения Господня, и возобновлены жестокие гонения на христиан. Исследователь истории монастыря Святого Креста В. Цаферис считает, что обитель, скорее всего, также была полностью разрушена, а если и нет, то, по крайней мере, опустошена настолько, что стала непригодной для проживания и оказалась заброшена.

page0007_.jpg

Султан передает Иерусалим императору Фридриху II Штауфену в 1229 году. Миниатюра XIV века

К концу правления Хакима гонения на христиан прекратились, им разрешили восстановить разрушенные церкви и монастыри. В дело воссоздания духовных центров Палестины включились многие христианские правители, на Святую Землю отправились мастера разных профессий, потянулись на Ближний Восток и монашествующие. Среди правителей-ктиторов был грузинский царь Баграт IV Куропалат (1027-1072). На его средства, по благословению выдающегося подвижника преподобного Евфимия Святогорца и стараниями грузинского монаха Георгия-Прохора, который еще раньше приехал в Палестину и жил в обители святого Саввы, был возрожден монастырь Святого Креста. Для обители наступала пора процветания, духовного и культурного возрождения, прошедшего под знаком грузинского влияния.

Монастырь постепенно рос и креп. Увеличивалось число братии, возводились новые постройки, приобретались земли, использование которых давало средства на содержание обители. Особенно заметный след, как считается, оставила деятельность в монастыре выдающегося поэта Грузии Шота Руставели. Он приехал сюда в конце XII или начале XIII века, во время правления царицы Тамары. Предположительно, Руставели был послан грузинским двором с ответственной миссией – реорганизовать иберийскую братию Иерусалима и отремонтировать монастырь Святого Креста, пострадавший от крестоносцев в годы их пребывания на Святой Земле.

page0009_.jpg

Храм монастыря во имя Святого Креста

Попечением Руставели и на средства, привезенные им из Иберии [3], владения обители были восстановлены, его церковь и остальные здания отреставрированы. Число насельников монастыря значительно выросло. Среди монахов появилось много ученых, книжников и вообще людей широко образованных. Несмотря на неприятности, время от время случавшиеся с монастырем Святого Креста (так, на рубеже XIII-XIV веков обитель в течение некоторого времени не действовала, будучи превращенной в исламский центр с мечетью и медресе), период грузинского расцвета продолжался вплоть до захвата Палестины турками-османами в 1517 году. После этого в течение без малого двух столетий монастырь медленно угасал. В конце XVII века он перешел под юрисдикцию Иерусалимского Патриархата и возродился, но уже как греческая обитель. Несколько иберийских монахов, все еще живших в Иерусалиме, перешли в братство Гроба Господня.

74737aca505a0955b6.jpg

На стенах монастыря Святого Креста – флаги Иерусалимского Патриархата

В течение всего XVIII и первой половины XIX века монастырь оставался действующим. В монастыре подвизалось относительно большое число монахов, несмотря на то, что их жизни, а также монастырскому имуществу постоянно угрожали мусульмане.

Патриарх Кирилл II, первый за долгое время Иерусалимский Патриарх постоянно живший в Палестине, предпринял ряд шагов по укреплению положения Иерусалимской Церкви. Одним из них было создание полноценной духовной школы для подготовки духовенства. В качестве места для ее размещения он избрал Монастырь Святого Креста.

В 1853 году Богословская школа Святого Креста была открыта. В 1855 году начался новый расцвет монастыря. Ремонт и перестройка всего комплекса монастырских построек сделали его пригодным для новой роли, но при этом существенно изменился весь облик монастыря. Монашеские кельи были переделаны в лекционные помещения, трапезная была перестроена в соответствии с новыми требованиями, а для совершения ежедневных молитв была сооружена капелла. Библиотека пополнилась сотнями новых томов по различным отраслям знания, энциклопедиями, словарями и богословскими трудами. Она стала одной из крупнейших в то время библиотек в Палестине. Самое большое помещение в монастыре было переоборудовано под музей. Это был первый музей в Иерусалиме, где среди других экспонатов были выставлены многочисленные археологические находки и разнообразные памятники истории Палестины, а также чучела представителей фауны этого края.

12512855_e4a9c72b.jpg

Помещения Богословской школы

Богословская школа действовала с небольшим перерывом на протяжении 53 лет – до 1908 годы, когда она была закрыта в связи с финансовыми трудностями Патриархии.

С закрытием богословской школы для монастыря Святого Креста снова наступил период упадка и безвестности. Многое десятилетия здесь не было других насельников, кроме настоятеля, который одновременно исполнял обязанности сторожа.

Полное восстановление зданий, реставрация мозаичных полов и частичная консервация стенных росписей проводились Иерусалимской Патриархией в 1970-1973 годах. По решению Патриарха Диодора, церковь и остатки когда-то богатых владений обители стали доступны для посещения паломниками и служат приходским музеем.


Здесь камни дышат стариной

Монастырь во имя Святого Креста напоминает обители Афона: из земли вырастает замкнутый прямоугольник высоких стен, с внутренней стороны которых, прижавшись к ним вплотную и сливаясь в единое целое, расположены здания храмов и хозяйственных построек, укрытые от посторонних глаз.

70429-Monastery_of_the_Holy_Cross.jpg

Монастырь или крепость?

Монастырь Святого Креста находится в части Иерусалима, именуемой Новый город, в небольшой долине, которая носит точно такое же название, как и сам монастырь, – долина Креста. Арабы называют эту местность Вади эль-Мусалляб, евреи – Рехавия. Зимой, когда над Иерусалимом идут проливные дожди, из долины вытекает ручей. Со всех сторон монастырь окружают холмы, на которых возвышаются здания правительственного комплекса, включая израильский парламент, легкие белоснежные корпуса музея Израиля, университет, а также коробки и башни жилых многоэтажных домов дорогих районов Рехавии, Кирьят Вольфсон, Шаарей Хесед и Шаарей Рахамим. Несмотря на то, что обитель находится на высоте 750 метров над уровнем моря, даже раньше, когда вокруг не было застройки, центр Иерусалима, величественный Старый город, оставался невидимым ни с монастырских стен, ни с вершины купола соборного храма.

CrossMonastery8s.jpg

Праведный Лот поливает Древо Креста Господня.

Икона из монастыря Святого Креста

И хотя ни точное время строительства монастыря, ни имя его создателя не известны, обстоятельства основания обители именно здесь, в долине Креста, воздух которой в зимние месяцы наполнялся журчанием веселого ручья Рехавия, кажутся вполне очевидными. По преданию, именно тут произросло дерево, которому было суждено стать величайшей святыней для христиан, – Древо Креста Господня. Вариантов легенд, объясняющих произрастание его в этом месте, множество. Среди причастных к появлению Древа упоминаются и первый человек Адам, и патриарх Авраам, и законоучитель Моисей, и праведный Лот. Одно из преданий рассказывает, что Адам всю свою жизнь хранил ветку с древа познания, через которую в него вошел грех, и, умирая, положил ее себе в рот. Дети скончавшегося Адама будто бы тщетно пытались вытащить из его рта ветку, но не смогли. Первый человек так и был похоронен вместе с ней. Оказавшись в земле, эта ветка начала расти и, в конце концов, выросла в большое дерево, вобравшее в себя череп Адама. Именно из этого дерева и был впоследствии сделан Крест, на котором распяли Христа, и капли Его крови оросили древесину, просочившись до заключенной в нее головы праотца и искупив его первородный грех. В данной истории сокрыт глубокий внутренний смысл: древо познания, которое погубило Адама первого, послужило ко спасению через Распятие на нем Нового Адама, то есть Христа, впоследствии Своей божественной силой Воскресшего из мертвых.

CrossMonastery3_.jpg

На этом месте росло Древо Креста

Согласно другому преданию, когда Аврааму в Мамвре явился Бог в виде трех ангелов, то они перед уходом оставили ему три своих посоха. Их и отдал Авраам Лоту после его грехопадения, велев посадить в окрестностях Иерусалима и поливать водой из Иордана. Лот, стремясь искупить свой грех, выполнил поручение Авраама – посадил посохи в долине, сам носил воду из реки, боролся с сатаной, искушавшим его через помыслы. Посохи проросли и выросли в триединое дерево пинию-кирис-кедр, послужившее основанием для создания Животворящего Креста Спасителя.

DSC06176.jpg

Колокольня монастыря

В легенде Древа, связанной с пророком Моисеем, фабула повествования основана на описанной в Ветхом Завете истории народного ропота у горького источника Мерры. «Пришли в Мерру — и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому [месту] имя: Мерра» (Исх. 15, 23). Моисей бросил в нее показанное ему Господом дерево и вода сделалась сладкой (Исх. 15, 25). Существуют две версии предыстории этого сюжета. Первая – Моисей посадил на берегу источника древо, принесенное из Рая во время Всемирного потопа. Вторая – ангел дал Моисею ветви трех деревьев алоэ, кедра и кипариса и велел, сплетя их вместе, как символ Святой Троицы, посадить на берегу.


За древними стенами

Очень часто от паломников, посетивших обитель Святого Креста, можно слышать, что она похожа на крепость. И это действительно так: выложенные из крупных блоков стены, которые подпирают исполинские контрфорсы, кажутся непробиваемыми, а небольшие окна еще больше усиливают впечатление военной мощи.

Совсем по-крепостному выглядит и единственный вход: в монастырь можно пройти только через низкие и узкие ворота, сделанные в стене таким образом, чтобы во время осады затруднить проникновение неприятеля. За ними располагается монастырский двор, на который выходят кельи монахов, комнаты для гостей, магазин сувениров и другие постройки. В нижних помещениях обители ныне находится монастырский музей. На втором этаже располагаются старинные хлебопекарня, кухня и трапезная. Архитектурной доминантой обители является барочного вида колокольня, завершенная в 1850-е годы. Имеющаяся в конце первого двора калитка ведет во второй дворик. Именно оттуда можно попасть в церковь, жемчужину монастыря.

page0018_.jpg

Маленькие врата большой обители

Время постройки ныне существующего соборного храма обители определяется достаточно точно. Еще в конце XIX века в монастыре сохранялась древняя рукопись, в которой возобновитель монастыря Святого Креста Георгий-Прохор оставил следующую запись, датируемую 1038 годом: «Милостию Божьею... сподобился я, смиренный грешный Георгий-Прохор, по имени только иерей, по делам недостойный, найти возможность, при всей своей нищете, и выстроить [монастырь/храм?] на этом святом месте Животворящего Креста». Обративший внимание на данную запись профессор А. Цигарели привел также свидетельство Жития преподобного Георгия Иверского Мтацминдели, согласно которому во время посещения Иерусалима святым Георгием Мтацминдели в 1056 году Георгий-Прохор был озабочен постройкой монастыря Святого Креста. Профессор А. Цигарели сделал вывод, что к 1038 году в обители имелся соборный храм, упоминаемый в записи самого строителя, а позже велось возведение остальных зданий. В 1099 году крестоносцы, вступившие в Иерусалим, свидетельствовали о монастыре Святого Креста уже как о «хорошей постройке».

page0018__.jpg

В старинной трапезной

Храм обители построен на древних фундаментах VI века и является довольно примечательным архитектурным сооружением. В нем удивительным образом сочетаются два основных принципа храмоздательства византийского культурного пространства: крестово-купольный и базилика. Церковь монастыря Святого Креста представляет собой трехнефную базилику, перекрытую в центральной части (ближе к притвору) куполом на круглом и не очень высоком барабане, который несут четыре столба. К северо-восточному углу храма пристроена ризница, ведущая в часовню Креста. Именно здесь, в часовне, отмечено место, где, по преданию, и росло Древо Креста Господня.

Игорь Баландин, автор «Описания святых мест в Израиле с комментариями и размышлениями», так отзывается о храме обители Святого Креста: «Церковь монастыря Креста дает нам уникальную возможность познакомиться с подлинным православным искусством и традиционной иконографией. Гармония архитектурных линий, мозаики пола и стенных росписей делают главную церковь монастыря живым музеем христианского искусства от Средних веков до наших дней. Стенная роспись особенно уникальна и определенно доказывает, что искусство было достаточно активно в Православной Церкви даже в самые темные времена мамлюкского [4] и оттоманского владычества».


Образы христианской истории

Достоянием обители Святого Креста являются ее настенные изображения. Монастырь расписывался неоднократно. Древнейшие фрески, которые, несмотря на все невзгоды, сохранились до нашего времени, относятся к концу XII – началу XIII веков.

Большинство уцелевших фресок было основательно поновлено или даже впервые написано в 1643/1644 году. О времени этой росписи сообщает двуязычная – греческая и грузинская – надпись, расположенная на каменной балке входного проема в церковь монастыря. Из текстов надписи можно узнать, что инициатором и главным жертвователем росписи был Леон Дадиани, руководил работами настоятель обители Никифор, а непосредственно трудились над фресками иеромонахи Моисей, Григорий и иеродиакон Герасим. Тексты надписи вписаны в свитки, между которыми изображены Богоматерь с Младенцем, помещенные в медальон. Под медальоном расположена любопытная композиция – Рука Господня, держащая на ладони десять человеческих голов. Смысл этой композиции раскрывается соседним изображением на правой стороне входного проема, где помещена фигура царя Соломона. Он держит свиток с цитатой из книги Премудрости Соломона: «Души праведных в руке Божией». На левой стороне входного проема помещено изображение монаха с завязанными глазами, одетого в мирские одежды, препоясанного веревкой и босого. В обеих руках монах держит зажженные свечи, а за его спиной – возвышается крест. Изображению сопутствуют надписи: греческая («Мир распят в Меня, и Я в мир») и грузинская («Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи»).

FS4P0024-2s.jpg

«Души праведных в руке Божией»

На южном прясле внутренней части западной стены изображены особо почитаемые грузинские святые, прославившиеся на ниве книжного творчества и переводов священных текстов: слева – преподобный Евфимий Святогорец (его также именуют Иверским и Афонским), справа – преподобный Георгий Святогорец (Иверский) Мтацминдели. Оба монаха держат в руках свернутые свитки, что символизирует их деятельность в качестве духовных писателей. Святые названы Святогорцами, потому что их монашеское служение связано, в первую очередь, именно с Афоном. Появление этих преподобных на фреске могло быть вызвано и их участием в возобновлении монастыря Святого Креста в XI веке. В одной грузинской рукописи, относящейся к 1055 году, а также в ряде афонских и синайских синдиков сообщается, что обитель создавалась трудами Георгия-Прохора «по приказанию и при содействии священного мужа Евфимия». А Георгий Мтацминдели во время путешествия в Иерусалим в 1056 году привез в монастырь Святого Креста вклады от матери царя Баграта IV Мариам.

38663.jpg

Мозаичные полы XI века

Если пойти дальше по храму вдоль его южной стены, то внимание привлекут росписи юго-западного столба. В западной части изображены первоверховные апостолы Петр и Павел. Между ними, у ног, помещен молящийся инок, грузинскую надпись над которым можно перевести как: «Расписавшему сей храм Гавриилу Петрадзе, архидиакону из Дранда, и родителям его да простит Господь грехи, аминь». На северной стороне этого же столба изображены три святых-воина – великомученики Димитрий Солунский, Георгий Победоносец и Феодор Тирон, а также мученик Нестор, пострадавшие за веру Христову на рубеже III-IV веков. Фигуры расположены попарно, в два ряда. Нижний ряд – святые Димитрий Солунский (слева) и Нестор; верхний ряд – святые Георгий Победоносец (слева) и Феодор Тирон. Кажущееся странным на первый взгляд присутствие в группе воинов угодника Божьего, который воином не являлся, на самом деле имеет свое объяснение. Согласно житию, мученик Нестор, юноша «крепкий телом, красивый лицом, с едва пробивающеюся бородою», был близок к Димитрию Солунскому, у которого научился святой вере. Находящийся в темнице великомученик Димитрий благословил своего ученика на поединок с непобедимым борцом Лием. Подкрепляемый заступничеством Бога юный Нестор неожиданно для всех одолел Лия, как некогда Давид Голиафа, чем прославил имя Господне, но обрек себя на смерть от руки нечестивой власти. Таким образом, совместное изображение Димитрия Солунского и Нестора не случайно. На южной стороне юго-западного столба внизу слева находится живописная фигура святителя Маркела, епископа Анкирского, ярого противника арианской ереси и сподвижника Афанасия Великого, а справа – святителя Арефы, архиепископа Кесарии Каппадокийской.

38664.jpg

Юго-западный столб: западная и южная стороны

Вверху справа – великомученик Иаков Персиянин, четвертованный в 400 или 401 году; слева – святой Феодор Студит, одетый в ризу. Преподобный Феодор Студит составил знаменитый устав, первоначально использовавшейся для внутреннего распорядка возглавленной им обители, а затем легший в основу студийской литургической традиции, которая повсеместно вошла в церковную практику Византии и с распространением христианства распространилась за ее пределы. Наибольшее внимание паломников и туристов обычно привлекает восточная сторона юго-западного столба. Здесь изображены две величественные фигуры: слева – Максим Исповедник, справа – Иоанн Дамаскин, а между ними в коленопреклонной молитвенной позе – великий грузинский поэт Шота Руставели.

Монастырь Креста 17 .JPG

Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и Шота Руставели

Продолжая движение вдоль южной стены, паломник подходит к юго-вос-точному столбу. Фрески этого столба были сняты в ходе реставрации, часть их перенесена в монастырский музей, а другая часть (те, что находились с западной стороны столба) «переехала» на стену по соседству, где их разместили в виде панно. Данная фреска изображает пять фигур: в верхнем регистре – святые Василий Великий (слева) и Иоанн Златоуст; в нижнем – два великих подвижника православного монашества, преподобные Евфимий (слева) и Савва Освященный. Между Евфимием и Саввой, в характерном для монастыря Святого Креста стиле, помещены фигуры молящихся: взрослого вельможи и ребенка (видимо, его сына). Слева от преподобного Евфимия имеется надпись на грузинском языке: «Расписавшим сей храм Арсению, Варлааму, Григорию и родителям их да простит Господь грехи их, аминь».

img.php.jpg

«Переехавшие» фрески

Росписи алтарной преграды, алтаря и подкупольного пространства практически не дошли до наших дней. Южный алтарный столб содержит частично уцелевшее изображение Христа Пантократора, на северном алтарном столбе – фрески Богоматери Одигитрии с Младенцем на руках и архангела Гавриила над ними. Частично сохранились росписи внутри алтаря, однако их почти не видно из храма. Там же, в дьяконнике и жертвеннике, находятся древнейшие мозаичные полы, относящиеся к VI веку. Но мозаики можно увидеть и вне алтаря. Достаточно посмотреть себе под ноги в основном объеме храма. Мозаики покрывают все полы церкви. Особенно красивы узоры и рисунки в части, ближайшей к амвону. Считается, что эти мозаичные полы были выложены в период реконструкции, проведенной Георгием-Прохором в XI столетии. Характерной их особенностью является подражание более древним византийским мозаикам. Согласно распространенному мнению, мозаичные полы монастыря Святого Креста стали одними из последних в Палестине, выложенными в повторение мозаичных полов Византии.

feed.photo_2.jpg

Святой Серапион

Северо-восточный столб. На его западной стороне изображены святые Христофор, Кирилл Иерусалимский, Серапион Синдонит, прозванный так за то, что с юности и до кончины ходил в одной верхней одежде – синдо-не. На северной стороне – Афанасий Афонский, основатель Великой Лавры на Афоне, и Исидор Пелусиот, экзегет антиохийской школы, ученик Иоанна Златоуста, ставший пустынником и настоятелем отшельников в Синайской пустыне. Вверху, над ними, слева – святая Христина; справа – Мария Магдалина. На восточной стороне вверху изображен пророк Софония, держащий в руке пергамент, на котором по-гречески написаны слова: «Оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на Имя Господне. Остатки Израиля не будут делать неправды. Остатки Израиля...». Внизу справа – Иоанн Креститель, и слева – его отец Захария. Выше – Рождество Иоанна Крестителя. На южной стороне – цари Давид и Соломон, под ними – грузинская надпись: «Архангелы Михаил и Гавриил, помилуйте Мамисимеди». Вверху – жертвоприношение Авраама.

Монастырь Креста 10 .JPG

Алтарная преграда

Северо-западный столб. Восточная сторона занята фреской, изображающей отцов церкви, выдающихся святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. На северной стороне – преподобный Пахомий, который принимает от архангела Рафаила эмблемы монашества – схиму и четки. Выше – святая Анастасия Римляныня, пострадавшая при императоре Деции в 249 году. На западной стороне, обращенной к входящим в храм, изображена встреча Пресвятой Богородицы и праведной Елисаветы, матери Иоанна Предтечи.


Престольный праздник монастыря Святого Креста в Иерусалиме

Воздвижение Животворящего Креста Господня – 27 сентября.

Как добраться

Адрес: Иерусалим, Givat Ram Rehavia Valley.

Проезд: на автобусах №№ 18, 31 или 32 из Нового города или № 19 от Яффских ворот. Выйти на первой остановке, ул. Харав Херзог (Harav Herzog), далее по дороге вниз.

Паломнику

Монастырь открыт для посещения: 9:00-16:00 с понедельника по пятницу.


Источник: Православные монастыри. Путешествие по святым: еженедельное издание / Гл. ред. Жаркова. А. М.: Де Агостини, 2010, № 69.


Ссылки:

Василиос Цаферис. Монастырь Святого Креста в Иерусалиме. Часть 1

Василиос Цаферис. Монастырь Святого Креста в Иерусалиме. Часть 2


ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Император Юстиниан I Великий – один из выдающихся правителей Византийской империи. Родился в 482 или 483 году в Таурезии (провинция Дардания, близ современного города Скопье) в крестьянской семье, но воспитывался в Константинополе. Его дядей по матери был император Юстин I (518-527), приблизивший племянника к себе и сделавший его соправителем в последние несколько месяцев своего царствования. После смерти Юстина I, которая последовала в августе 527 года, Юстиниан стал единовластным правителем. Вступив на престол, он стремился восстановить империю в ее прежних границах. Юстиниан опирался на средние слои землевладельцев и рабовладельцев, искал поддержки у Православной Церкви, которой всячески помогал (в том числе через искоренение ересей), пытался ограничить притязания сенаторской аристократии. В его правление была проведена кодификация римского права: цель заключалась в стремлении примирить старое римское право с потребностями развивающейся в новых социальных условиях Византийской империи. В целом его законодательная деятельность была направлена на установление неограниченной власти императора, упрочение рабовладения, защиту права собственности. Централизации государства способствовали реформы 535-536 годов: были укрупнены административные округа, в руках их правителей сосредоточена гражданская и военная власть, упорядочены и усилены государственный аппарат и армия. Под контроль государства перешли ремесло и торговля. При Юстиниане усилилось налогообложение. Император поощрял грандиозное строительство: сооружались военные укрепления для обороны от варваров, отстраивались города, в которых воздвигались дворцы и храмы (в Константинополе именно тогда появился храм святой Софии). Юстиниан проводил широкую завоевательную политику: у варваров были отвоеваны захваченные ими области Западной Римской империи (в 533-534 годах Северная Африка, Сардиния, Корсика – у вандалов; в 535-555 годах Апеннинский полуостров и Сицилия – у остготов; в 554 году юго-восточная часть Пиренейского полуострова – у вестготов); на этих землях восстанавливались рабовладельческие отношения. На востоке византийские войска вели войны с Персией (527-532, 540-561), на севере они отразили натиск славян. В годы правления Юстиниана империю сотрясло несколько крупных восстаний. Одно из них, достигшее своего пика в начале 532 года, было настолько мощным, что Юстиниан и его друзья уже обсуждали планы бегства из столицы. Считается, что важнейшую роль в подавлении восстания сыграла Феодора, знаменитая супруга Юстиниана, имевшая большое влияние на своего мужа. Умер Юстиниан в Константинополе 14 ноября 565 года.

[2] Халиф Хаким (996-1021) – самый знаменитый халиф из династии Фатимидов. с 1004 по 1014 год проводил жестокие гонения на христиан. В 1009 году по его повелению была сожжена главнейшая христианская святыня – храм Воскресения Христова в Иерусалиме. Но в 1016 году прежде вполне набожный халиф сам объявил себя богом и стал преследовать мусульман, запретив пост Рамадан и паломничества в Мекку. В 1017 году он провозгласил полную религиозную свободу для христиан и иудеев, в 1020 году вернул все отобранные церкви и синагоги и сравнял христиан и иудеев в правах с мусульманами. В мечетях он приказал возвещать свое имя вместо Аллаха. В 1021 году Хаким бесследно исчез. Скорее всего, он был убит. Основанная его товарищем Дарази секта друзов, до сих пор распространенная на Ближнем Востоке и насчитывающая до 400 тысяч последователей, верит в божественность Хакима и считает, что состоится его второе пришествие.

[3] Иберия (греч. Iberia, лат. Hiberia) – древнее название Восточной Грузии (Картли), упоминаемое античными и византийскими авторами. На рубеже IV-III вв. до P. X. на территории Иберии образовалось государство. Часть объединенных в общины земледельцев была свободной, другие подчинялись царскому роду и знати. Самым значительным городом была столица Иберии – Мцхета. В ней, а также в городах Урбниси, Уплисцихе и некоторых других процветали ремесла и торговля. В широком смысле термин «Иберия» употребляется для обозначении Грузии периода античности и Средневековья.

[4] Мамлюки (араб. – белые рабы, невольники) – воины-рабы (из тюрок, а также грузин, черкесов и других кавказских народов в Египте), из которых была сформирована гвардия правителей династии Айюбидов (1171-1250). В 1250 году командная верхушка мамлюков свергла Айюбидов и захватила власть. После турецкого завоевания Египта и свержения власти мамлюков часть земель оставили мамлюкской знати, которая была обязана платить дань турецкому паше в Каире. Ослабление Османской империи в конце XVII века позволило мамлюкам фактически восстановить свою власть. Лишь при Мухаммеде Али у мамлюков изъяли их земли (1808 год), а в 1811 году мамлюкские беи были истреблены.


27 Сентября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...