Молитвенное предстояние преподобного Сергия в памятниках иконографии

Само посвящение основанного прп. Сергием Радонежским монастыря, неустанная молитва Триипостасному Богу, помогающему преодолевать рознь мира, и, наконец, созданная под несомненным духовным влиянием великого Игумена земли Русской знаменитая икона Святой Троицы – все это дает основание представлять авву Сергия в молитве Живоначальной Троице.


                          Явление Богоматери прп. Сергию. Шитая пелена XVI в. Мастерская князей Старицких.


Первые изображения Преподобного в молитвенном предстоянии появились вскоре после его прославления. Это образы, в том числе и шитые, с житийными клеймами. Чаще всего встречается сюжет с изображением явления прп. Сергию Богоматери со свв. апп. Петром и Иоанном. Шитая пелена XVI в., изготовленная в мастерской князей Старицких, изображает прп. Сергия с учеником Михеем в самые первые мгновения их встречи с Божией Матерью. Прпп. Сергий и Михей во время ночной келейной молитвы, услышав глас: «Се, Пречистая грядет», поспешили в сени – и замерли на пороге. В сиянии света ярче солнечного им предстала Царица Небесная, сопровождаемая апостолами.


                                                  Явление Богоматери прп. Сергию. Шитая пелена 1525 г.
                                                 Вклад вел. кн. Василия III и вел. кн. Соломонии Cабуровой.

Следующее известное изображение этого чудесного явления – шитая пелена 1525 г., вклад вел. кн. Василия III и вел. кн. Соломонии Сабуровой. Пелена изготовлена в мастерских Московского Кремля и была молитвенным приношением великокняжеской четы с просьбой о чадорождении. Прп. Сергий, преклонив колени, молитвенно воздев руки, с благоговением обращает свой взор к Пречистой Деве; за спиной Сергия в священном трепете застыл Михей.


На житийной иконе прп. Сергия, происходящей из Успенского собора г. Дмитрова, в клейме, посвященном явлению Богоматери, прп. изображен коленопреклоненным, а Богоматерь протягивает в нему левую руку, почти касаясь его главы. В правой руке Богородица держит посох. За спиной у Нее апп. Петр и Иоанн. Михея на этом клейме нет. Икона была написана в 1510-е гг. для местного ряда иконостаса новопостроенного Успенского собора по заказу кн. Дмитровского Юрия Иоанновича, имевшего тесные духовные связи с Троицкой обителью. Автором иконы, видимо, является московский мастер Феодосий. Образ лаконичен в деталях. Выразительны клейма с  изображением плодов молитвенного усердия прп. Сергия: моление над умершим младенцем и возвращение живого чада изумленному отцу; исцеление бесноватого вельможи: видно, как несчастный, метнувшийся в сторону от благословляющего Сергия, в это мгновение уже почувствовал избавление от мучивших бесов и с надеждой смотрит на Преподобного.


                                                       Прп. Сергий Радонежский с житием. Ок. 1510 г.


Среди сюжетов, помещаемых в клеймах житийных икон прп. Сергия, достаточно рано появляется «Явление старца отроку Варфоломею и получение дара разумения грамоте». Очень выразительно представлен этот сюжет в одном из клейм на иконе сер. XVI в. из храма прп. Сергия ростовского Борисо-Глебского монастыря на Устье. Перед старцем-монахом с воздетыми руками стоит крошечный отрок Варфоломей – будущий Игумен земли Русской. Борисо-Глебская обитель была основана в 1363 г. по благословению Радонежского угодника.


                                                       Прп. Сергий Радонежский с житием. Сер. XVI в.


Еще один замечательный пример молитвенного предстояния прп. Сергия – двухметровая икона «Христос Великий Архиерей», написанная в 1681 г. Георгием Зиновьевым для иконостаса Богородице-Рождественского собора г. Суздаля. У ног Спасителя – коленопреклоненные прпп. Евфимий Суздальский и Сергий Радонежский. Прп. Евфимий – основатель Спасо-Евфимиева монастыря, собеседник и спостник прп. Сергия, часто бывал в Троицкой обители, включен в Собор Радонежских святых. Обратим внимание на выбор евангельского текста: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему... Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 21-23). Молящиеся Христу угодники Божии соблюли слово Его и сподобились благословения Живоначальной Троицы не только для себя, но и для многих, кого ко спасительному пути наставили (прп. Сергию стихира на литии 3-я).


                                                                         Христос Великий Архиерей. 1681 г.


Прп. Сергия изображали в молитвенном предстоянии не только с его собеседниками, учениками или учениками учеников. Молитва Игумена земли Русской была настолько действенной, что совершенно естественным было изобразить авву Сергия в совместной молитве с его духовным «правнуком» – прп. Антонием Сийским на иконе XVII в. из Архангельского областного краеведческого музея. Вероятно, изображена та самая икона Троицы, которая была написана прп. Антонием и не сгорела в опустошительном пожаре в ранние годы Антониевой обители. Место совместной молитвы преподобных на иконе пустынно. Еще нет храмов и монашеских келий. Но по молитвам святых здесь соберется множество монахов. Как в Радонежской обители, первым в этой северной обители был возведен Троицкий храм.


                                                       Прпп. Сергий Радонежский и Антоний Сийский. XVII в.


Запечатленное на иконах молитвенное предстательство прп. Сергия, является настоящим образом действенной молитвы. Как в своей земной жизни в пениих, бдениих же и пощениих образ был он своим ученикам (см. прп. Сергию тропарь, глас 4), так и ныне через свои иконы он учит нас молиться.  


Еп. Балашихинский Николай (Погребняк), 

викарий Московской епархии


Источник: Приходской вестник храма Преображения Господня на Песках. – М., 2014. – Вып. 12 (39).


30 Октября 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...