Молитва Ефрема Сирина

Молитва Ефрема Сирина

Молитва эта излилась из благодатного сердца великого подвижника Божьего, вся жизнь которого была непрестанным сокрушением о своих грехах и размышлением о милосердии Господа к нам, недостойным. По уставу святой Церкви мы молимся словами этой молитвы в дни Великого Поста, так как это время специально избрано для нашего покаяния и очищения совести перед лицом Всеведующего, Всесправедливого и Всеблагого Бога. Кто из нас, внимая этим словам из уст пастыря Церкви и повергаясь вслед за ним перед Господом, не ощущает в себе хотя бы некоторого сокрушения духа и умиления сердца? Святая Церковь отличила эту молитву особым чиноположением:

1. Она читается ежедневно в дни поста (кроме субботы и воскресения) на каждом Богослужении, т.е. девятикратно в день, по числу девяти церковных Богослужений.

2. Она читается не простым чтецом, а священником.

3.С нею соединены великие поклоны, совершаемые также по особому чину.

В церковном уставе он излагается так: «Когда настанет время быть великим поклонам, тогда каждый с воздеянием рук возводит свои душевные и телесные очи к Богу. Потом произносит молитву св. Ефрема с умилением, страхом Божиим, а если обладает дарованием слез, то и со слезами: «Господи и Владыка живота моего…», стоя прямо и неуклонно взирая к Богу душою и телом. И оканчивая молитву, делает земной поклон. Затем, восстав от земли, принимает прежнее положение тела и молится, произнося вторую часть молитвы св. Ефрема: «Дух же целомудрия…» и окончив, опять делает земной поклон до земли. Потом снова поднимается и произносит третью часть молитвы: «Ей, Господи Царю!» И по окончании делает опять земной поклон.

Проникнем благоговейным вниманием в глубокий смысл этой умилительной молитвы и постараемся воспринять сердцем ее благодатное слово, излившееся из сердца святого подвижника, именуемого Церковью проповедником покаяния.

Господи и Владыка живота моего, Им живем, движемся и существуем! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Не дай мне, Господи, духа праздности в делах звания моего, в краткие дни жизни моей не попусти владеть мною духу усыпления и лености, духу нерадения в великом деле спасения и окаменению сердца в это святое время поста и покаяния. Да не пройдут эти святые дни без всякой пользы для души моей, как уже столько раз проходили прежде! И не дай мне, отгони от меня дух уныния, когда я встану на путь жизни и почувствую, как он тесен и прискорбен для тела и для духа моего, когда увижу, насколько удалился я от заповедей Твоих. Не дай, не попусти, чтобы разные помыслы владели мною, укрепи надеждой на Твою помощь, чтобы побеждаемый отчаянием, я не уклонился от пути жизни на распутия смерти!

Когда же с помощью Твоей я преодолею дух праздности и уныния и пойду по скорбному и тесному пути покаяния, не дай мне тогда, удали от меня дух любоначалия! Да не паду от высокоумия и гордости, которая низвергла с неба одного из Ангелов, да не погублю плодов покаяния моего. Прогони духа празднословия, да не согрешу языком моим, когда должен буду возвещать братии святое слово Твое, или в часы молитвы возносить к тебе глас благодарения и исповедания моего!

«Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему». Даруй мне, рабу Твоему, дух целомудрия, чтобы я мог побеждать им бесстыдный дух празднословия и осуждения брата моего и блюсти чистоту души и тела. Даруй мне, рабу Твоему, дух смиренномудрия, чтобы небесною силою его смог я низложить в себе дух гордости и любоначалия. Даруй мне, рабу Твоему, дух терпения, дух кротости и мужества, чтобы мне отражать им столь частые нападения расслабляющего духа уныния и лености. Когда встанут против меня нужды и печали житейские, когда встречу сильные оскорбления от неправды или зависти человеческой, когда понесу потери, самые ощутительные для сердца, тогда, Господи, укрепи меня, немощного, подай мне дух терпения и сохрани от ропота на людей и на Тебя, Всеблагого и Премудрого Попечителя и Промыслителя нашего. Когда болезни изнурят мое тело или внутренние смущения будут угнетать дух мой, когда немощи приведут меня к унынию и отчаянию, когда в служении Тебе ослабеет дух мой и враг ополчится против раба Твоего и закроет от меня свет жизни Твоей, и мрак обнимет существо мое, тогда пошли силу Твою изнемогающему, даруй терпение с упованием и сохрани от отчаяния. Ты все знаешь, Ты знаешь меру сил наших и не попускаешь искусителя нам больше, чем можем понести. Но мы малодушествуем от слабости веры и надежды на Тебя, потому и молим Твою неизмеримую любовь и неизреченную благопопечительность о нас, грешных.

Особенно прошу, не лиши меня, раба Твоего, духа Божественной любви Твоей. Ты Сам – вечная любовь, и кто хочет пребывать в Тебе, тот в любви да пребывает. Нет добродетели выше любви по учению св. Апостола. Она – не частная добродетель, а союз – верх совершенства. Господи, когда нет во мне чистой любви к Тебе и ближним моим, тогда я не сын Твой и не брат людям Твоим. Знаю истину эту и ищу святой любви Твоей. Научи меня прощать обиды, молиться за врагов моих, благотворить обидящим меня, благословлять клянущих меня и не воздавать никому злом за зло!

Владыка жизни моей! Я не могу перейти от смерти к жизни, если Ты не даруешь мне этой благодати, чтобы я мог зреть лишь мои прегрешения, исповедать их со всею искренностью перед духовным отцом, врачующим мои духовные язвы. Но и после этого я не могу перейти из смерти в жизнь (1, Ин, 3, 14), если Ты не даруешь мне благодати Твоей, чтобы не осуждать мне братий моих, но от всего сердца прощать им согрешения их предо мною и не осуждать их за прегрешения их пред Тобою.

Да и кто я, осуждающий ближнего моего? Если бы мои мысли, чувства и помышления, мои дела вдруг обличились предо мною, то прильнул бы язык мой к гортани моей, онемели бы уста мои, и не скор бы я был не только на осуждение, но и на всякий суд о моем ближнем. Ей, Господи Царю, не пощади самолюбия раба Твоего, а пощади душу его, даруй мне зрети мои прегрешения, мою нечистоту и скверну, пробуди совесть мою прикосновением благодати Твоей, и отгони от меня лукавый дух осуждения братии моей! Будь Владыкой жизни моей и не только Владыкой, но и жизнью жизни моей, душою души моей, дыханием духа моего! Не для того ли Ты призвал меня к жизни? Не для того ли Ты ввел меня в эти святые дни поста, чтобы мне войти в жизнь Твою и жить уже для Тебя? Ей, Господи Царю, конечно, для того!

Благословен Ты, Господи и Владыка жизни моей, сотворивший меня и даровавший мне жизнь! Благословен Ты, Господи и Владыка жизни моей, восстановивший меня по падении моем и обновивший жизнь мою водами пакибытия, банею Крещения!

Благословен Ты, Господи и Владыка жизни моей, не оставивший меня и ныне после многократного падения, но врачующий мои язвы и обновляющий жизнь мою банею покаяния. Благословен Ты, любящий благословляющих, а не осуждающих!

Благословен Ты ныне, в эти святые дни спасения и обновления моего. Благословен Ты во веки веков. Аминь.


Источник: Православный ежемесячный журнал «Вечное» /«L'Éternel» // 1953, № 62. - Аньер (Франция).


STSL.Ru


5 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...