Медали Троице-Сергиевой Лавры

Медали Троице-Сергиевой Лавры

Медали являются удивительными по содержательности памятниками культуры. Со времени своего появления в России, то есть с начала XVIII в., медали стали пополнять и собрания монастырей, в том числе зна­менитой Троице-Сергиевой Лавры. В начале XX в. в монастырс­кой сокровищнице хранилась уже целая коллекция, включавшая наградные и памятные знаки XVIII - начала XX вв., связанные с воен­ными событиями, юбилеями, торжествами. Значительным числом медалей были представлены важнейшие этапы в жизни российс­ких государей.

В 1920 г. медали вместе с другими историческими и художе­ственными памятниками Лавры были переданы в Сергиево-Посадский (Загорский) государственный музей, где находятся и в настоящее время.

За годы существования Сергиево-Посадского государственно­го историко-художественного музея-заповедника собрание меда­лей пополнилось благодаря поступлениям от частных лиц и раз­личных организаций. В настоящее время оно насчитывает 302 единицы хранения, 269 медалей происходят из собрания Троице-Сергиевой Лавры (включая русские и иностранные произведения). В 1970-е годы при составлении каталога на нумизматическую и ме­дальерную коллекции музея были сделаны первые шаги по науч­ной обработке и систематизации собрания русских медалей. Но с тех пор какой-либо заметный интерес к ним не проявлялся.

Многочисленные сохранившиеся учетные документы Троице-Сергиевой Лавры позволяют проследить историю сложения мо­настырского собрания, изменение отношения к медалям на про­тяжении двух столетий, характер бытования медалей в обители, выявить наиболее интересные с этих точек зрения памятники.

img024.jpg 
ил. 1
Медаль в память Ништадтского мира.
1721г. (аверс и реверс) Вклад Георгия Дашкова в 1729 г.

Широко известная золотая медаль петровского времени примечательна тем, что она заключена в серебряную оправу «для привесу». Оправа подписная с именем вкладчика: «...дал вкладом ... Георгий архиепископ Ростовский и Ярос­лавский 1729" году июля 4 дня». Медаль подвешивалась к иконе «Троица» письма Андрея Рублева, находив­шейся в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.

По заведенному порядку все ценные предметы, поступавшие в монастырь, вносились во Вкладные (Прикладные) книги, а за­тем в Описи церковного и ризничного имущества. Самыми ран­ними монастырскими документами, в которых содержатся сведе­ния о медалях, являются Вкладные книги 1639 и 1673гг. и Описи монастырского имущества XVIII в. Информация в них дана ми­нимальная: «Две медали серебреные государыни императрицы Екатерины Алексеевны, 1-ая 1763-го года, 2-я 1765-го года, весу в обоих 30 золотников», »Две медали серебреные графа Алексея Бе­стужева-Рюмина, в том числе одна золочена, весу в обоих 20 золот­ников», «Медаль золотая весом 56 золотников, полагая золотник по 3 рубля 50 копеек. Оная медаль стоит 196 рублей», «Медаль зо­лотая ж на заключение мира с Швециею, весу в ней 56 золотников, полагая золотник по 3 рубля 50 копеек. Оная медаль стоит 196 руб­лей». Медали перечислены среди даров троицких настоятелей: Лаврентия (Хоцятовского) и Платона (Левшина). На этом фоне уди­вительно пространной кажется запись о медали, выпущенной в 1721 г. по случаю заключения Ништадтского мира и вложенной в Троицкий монастырь Георгием Дашковым: «1729-го июля в 4 день приложил вкладом в дом живоначальныя Троицы Сергиева мо­настыря преосвященнейший Георгий архиепископ ростовский и ярославский златую медалию, на которой подписано: «Государю Петру именем и делами великому российскому императору и отцу, по двадесятилетних триумфов север усмирившему, сия ис злата домашнего медалия усерднейший приноситца», на другой сторо­не значат два града, Санкт-Питербурх, Стокгольм, между градом морский флот, над флотом голубь, имея во устах масличны сучец, над ними подписано: «союзом мира связуемы», под грады и флота подписано в одной статье: «по потопе северныя войны 1721». А весом во оной медали 16 золотников с четвертью и с осьмухою. А на оную медалию сочинена для привесу серебряная оправа, на ко­торой подписано: «вклад преосвященнейшаго Георгия архиепис­копа». Весу в ней 2 золотника. И оная медалия и для привесу свя­тейшей Троице отдана ризничему Иосифу Николаевскому при указе» (ил. 1). Дашков был архимандритом Троицкого монасты­ря с 1711 по 1718 гг. За оказание помощи в усмирении стрелецкого бунта в Астрахани 1705-1706 гг. пользовался милостью Петра I. В 1718 г. стал епископом Ростовским и Ярославским. Медаль вло­жена Георгием Дашковым в Троицкий монастырь на закате его карьеры. В 1730 г. за участие в заговоре по восстановлению патри­аршества он был лишен сана и сослан в Вологодскую губернию в Спасо-Каменный монастырь. Возможно, вклад - предчувствие или, точнее сказать, предвидение дальнейшей судьбы. Несмотря на опальное положение самого иерарха, медаль длительное время находилась на самом почетном месте в монастыре - в Троицком соборе у иконы «Троица» письма Андрея Рублева, выполняя роль привеса. Практика подвешивания медалей к чтимым иконам в Троице-Сергиевой Лавре была довольно ограниченной. Основ­ным местом их хранения являлась монастырская ризница. Значи­тельная часть поступавших в монастырь медалей передавалась в его казну, фиксировалась в материальных описях среди драгоцен­ного лома и предназначалась для переплавки и изготовления но­вых вещей. На 1812 г. среди казначейских вещей числились: «2 медали большие», «3 медали с проухами и 8 маленьких серебря­ных», «2 маленькие медали одна позолоченная», «11 медалей боль­ших и маленьких». В 1842 г. по указу Учрежденного собора Трои­це-Сергиевой Лавры из казначейской кладовой в ризницу были переданы различные предметы из золота и серебра, в том числе четырнадцать медалей, охарактеризованные как «замечательные по древности и другим отношениям». Среди них отмечались ино­странные и «екатериненские». С середины XIX в. в ризницу оп­ределялись все вкладываемые медали, как из драгоценных метал­лов, так и бронзовые, медные; как поступавшие от иерархов, так и пожертвованные «рядовыми» дарителями; а иногда и предметы, остававшиеся после смерти монахов (так называемое вымороч­ное имущество). Подобная «неразборчивость» свидетельствует о совершенно ином отношении к медалям. Они воспринимались уже как самодостаточные исторические реликвии. Этот подход от­разился и в документах. В последних по времени Описях монас­тырского имущества, составленных в 1859 и в 1908 гг., медали вы­делены в особый раздел, систематизированы, ко многим из них даны комментарии.

img025.jpg 
ил. 2
Портрет архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Лаврентия (Хоцятовского).
Художник П. С. Дрождин. 1765 г.

Лаврентий (Хоцятовский) (1761-1766) - известный церковный деятель. «Из певчих Киевского кафедрального Архиерейского дома взят был в Лавру Преосв. Арсением; отсюда в 1752 г. поступил в придворные певчие; в 1754 г. вступил в монашество, и в 1761 г. произведен в Архимандрита Лавры, где и скончался. При нем же в 1764 г. последовало новое учреждение относительно монас­тырей, вследствие которого Лавра поступила на штатное содержание, и в тоже время взята от Лавры остаточная сумма 66,238 р.» (Горский А. В. Ис­торическое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры. СТСЛ., 1996. С. 129).

Наиболее ценные медали в коллекции музея связаны с троиц­кими настоятелями: Лаврентием (Хоцятовским) (ил. 2), Платоном (Левшиным), Филаретом (Дроздовым). Как высшие церковные иерар­хи они входили в государственную элиту, участвовали во всех круп­нейших российских событиях, получали награды и памятные зна­ки самого высокого ранга. Лаврентию Хоцятовскому принадлежали медали, посвященные А. П. Бестужеву-Рюмину, открытию Воспи­тательного дома в Москве, преобразованию Академии художеств в Российскую императорскую.

img025...jpg 
ил. 3
Медаль в честь А. П. Бестужева-Рюмина.
1760-е гг. (аверс и реверс) Вклад архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Лаврентия (Хоцятовского) в 1765 г.

Памятные медали в честь графа Алексея Петровича Бестужева-Рюмина (1693-1766), известного государственного деятеля, были изготовлены в несколь­ких вариантах. По описям Троице-Сергиевой Лавры значились две серебряные медали вклада архимандрита Лаврентия (Хоцятовского) 1765 г. Однако в музей поступила лишь одна медаль «красной меди золоченая» с погрудным изображе­нием на аверсе графа в парадном облачении, а на реверсе морской стихии

Медаль в честь Алексея Петровича Бестужева-Рюмина была выпущена в нескольких вариантах. Поводом для ее изготовления послужила своего рода реабилитация видного сановника. При Ели­завете Петровне он занимал важнейшие посты в государстве. Бу­дучи великим канцлером, А. П. Бестужев-Рюмин почти шестнад­цать лет фактически единовластно управлял Россией. Х. Г. Манштейн охарактеризовал своего знаменитого современника сле­дующим образом: «...ума разборчивого, приобрел долговременною опытностью навык в делах государственных, был чрезвычайно трудолюбив; но вместе с тем горд, хитер, мстителен, неблагодарен и жизни невоздержной». В 1758 г. всесильного вельможу лиши­ли чинов, наград и отправили в ссылку. Прощен он был только Екатериной II, которая вернула ему все звания, ордена, сделала генерал-фельдмаршалом и разрешила заказать памятный знак. Ме­даль в честь А. П. Бестужева-Рюмина служит примером того, что записи в монастырских документах, не всегда являются стопро­центными объективными источниками. Как было указано выше, во Вкладной книге 1639 г. значились две серебряные медали, в Описях более позднего времени они превратились в одну «крас­ной меди золоченую». В музей поступила медная медаль, на лице­вой стороне которой представлено погрудное, повернутое влево, изображение А. П. Бестужева-Рюмина в парадном облачении. На обороте - композиция с морской стихией. Надписи, круговые и в обрезе, сделаны на латинском языке (ил. 3).

img027.jpg 
ил.4
Медаль на открытие Воспитательного дома.
1763 г. (аверс и реверс) Вклад архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Лаврентия (Хоцятовского) в 1765 г.

«Весомую роль в благотворительности Дому играла православная церковь. Архиепископ Московский Амвросий «первым из духовных принял на себя звание Опекуна», делал ежегодно значительные пожертвования и учредил по всем мос­ковским приходам «кружки для доброхотных деятелей». Среди жертвователей были архимандрит Златоустовского монастыря и катехизатор Воспитатель­ного дома Варлаам Баранович, епископ Смоленский Парфений и другие иерархи Православной Церкви» (Погодина А. А. Московский воспитательный дом // Ека­терина Великая и Москва: Каталог выставки. М., 1997. - С. 136).

По случаю открытия первого в России Воспитательного дома для детей-сирот (1763) было изготовлено три типа медалей. В со­брании Сергиево-Посадского музея представлен серебряный (шейный) вариант (ил. 4). Медаль создана Иоганном Георгом Вехтером в лучших традициях медальерного искусства эпохи барок­ко. На лицевой стороне находится профильный портрет Екатери­ны II, на обороте - характерная для того времени сложная аллегорическая композиция, олицетворяющая в данном случае идею создания Воспитательного дома. На фоне здания изображе­ны две женские фигуры, одна из которых, стоящая с крестом на плече, увещевает другую расстаться со своим младенцем. Сцена дополнена надписью: «И вы живи будете».

Осенью 1764 г. Екатерина II преобразовала Петербургскую ака­демию художеств в Российскую императорскую. Инаугурация со­провождалась пышными торжествами, раздачей памятных меда­лей. Большая серебряная медаль, принадлежавшая Лаврентию (Хоцятовскому), имеет, как и в предыдущем случае, сложную по офор­млению оборотную сторону. Представлена композиция, созвучная характеру данного заведения, включающая монумент с колонной, палитру, кисти, скульптурное изваяние женской головы, молоток, обрамление надписью: «Тако тверды пребудете» (ил.5).

img027...jpg 
ил. 5
Медаль в память преобразования Академии художеств в императорскую.
1765 г. (аверс и реверс) Вклад архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Лаврентия (Хоцятовского) в 1765 г.

По инициативе Екатерины II в 1765 г. Петербургская академия художеств, основанная Елизаветой Петровной в 1757 г., была преобразована в Российс­кую императорскую. В честь этого события была выпущена памятная ме­даль, которая раздавалась участникам торжества. Вероятно, Лаврентий (Хоцятовский) присутствовал на праздничной церемонии.

Золотая медаль «На торжество православия» является вкла­дом в Троицкий монастырь Филарета (Дроздова) (ил. 6). Выпущен­ная в 1839 г., она по своему более простому декоративному реше­нию существенно отличается от произведений XVIII в. На гладких отполированных плоскостях, с одной стороны изображен Спас на убрусе, а на другой - восьмиконечный крест, дополненный надпи­сями: «Отторгнутые насилием (1596) возсоединены любовью (1839) 25 марта 1839». Выбита медаль в память завершения про­тивостояния между православной и греко-католической церквя­ми на территории Российской империи.

img029.jpg 
ил.6
Медаль на Торжество Православия.
1839 г. (аверс и реверс) Вклад митрополита Московского Филарета (Дроздова) в 1842 г.

Медаль относится к типу мемориальных. Изображение Спаса на убрусе на аверсе, дополненное надписью: «Отторгнуты насилием (1596) возсоединены любовью (1839)», и восьмиконечный крест на реверсе созвучны событию, ко­торому посвящена медаль. Она выбита в память завершения противостоя­ния между Православной и Греко-Католической Церквями на территории Рос­сийской империи.

Бесспорный исторический интерес представляет коронационная медаль Лжедмитрия I (Самозванца) вклада Платона (Левшина) (ил. 7) В Описи ризницы Троице-Сергиевой Лавры 1908 г. можно прочитать: «Сия медаль крайне редка, коронационная, чеканена в Варшаве, две золотые для папы римского и Сигизмунда III и не­сколько серебряных». Медаль сохранилась, но представлен не подлинник, как отмечено в документе, а новодел XVIII в. Такие произведения изготовлялись во второй половине столетия на Пе­тербургском Монетном дворе по заказу Екатерины II и ее прибли­женных. Использовался оригинальный штемпель, обнаруженный в Кракове и привезенный Петром I в Россию. Вероятно, увлече­ние Двора не оставило равнодушным и Платона.

img028...jpg 
ил. 7
Медаль на коронацию Лжедмитрия I.
Новодел XVIII в. (аверс и реверс) Вклад митрополита Московского Платона (Левшина) в 1812 г.

Эта медаль является новоделом, изготовленным оригинальным штемпелем. Известно, что подобные медали чеканились на Петербургском монет­ном дворе по заказу Екатерины II и ее приближенных. Возможно, данный ново­дел является личным заказом митрополита Платона.

Обращаясь к медалям, составлявшим часть уникального со­брания художественных ценностей Троице-Сергиева монастыря, мы хотим не только познакомить читателей с коллекцией, но, в большей степени, используя эти произведения, напомнить об ис­торическом прошлом обители, оставившей глубокий след в историко-культурной жизни страны.

Издание не претендует на полный обзор многоликих событий, с которыми соприкасалась Троице-Сергиева Лавра, поэтому про­изведения медальерного искусства определяют его сюжетную кан­ву, хронологические рамки (XVIII - начало XX вв.), обуславливают тематическое разделение материала на три главы: «Военная исто­рия России и Троице-Сергиева Лавра», «Самодержавие и Троице-Сергиева Лавра», «Юбилеи, праздники, торжества».


Источник: Спирина Л. М., Черкашина Г. П. Троице-Сергиева Лавра и Россия. XVIII - начало XX века. Медали. События. Люди. М.: «Подкова», 2000. 


1 Июля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.

Образ преподобного Сергия в искусстве
Образ преподобного Сергия в искусстве

Преподобный Сергий и созданный им Троицкий монастырь вдохновили не одно поколение мастеров – иконописцев, архитекторов и художников на создание шедевров.

Елизавета I ходила на богомолье в Лавру пешком за 52 км
Елизавета I ходила на богомолье в Лавру пешком за 52 км

Известно, что Елизавета Петровна ходила на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру из Москвы пешком, правда, весьма оригинальным способом...