Малое деревцо

Малое деревцо

Свт. Тихон Задонский


Мы видим, что малое деревцо легко склоняется в любую сторону, и как оно наклоняется, так и растет. То же случается и с юным и малым отроком: чему научится, к тому и привыкает, а к чему привыкает, то впоследствии и будет делать. Научится ли добру в своей юности, – добр и во всё время своей жизни будет; научится ли злу, – будет злым в течение всей своей жизни. Из малого отрока может выйти и ангел, может выйти и диавол. Какое воспитание и наставление он получит, таков и будет, ибо от воспитания, как от семени плоды, зависит вся последующая жизнь. Потому-то Божье слово и увещевает родителей «воспитывать детей своих в наставлении и учении Господнем» (Еф. 6, 4). И в Притчах Соломоновых написано: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Прит. 13, 25).

Многие учат детей своих светскому обхождению; иные научают их иностранным языкам, говорить по-французски, по-немецки, по-итальянски, и на это расходуют немалые суммы; иные стараются обучить купеческому делу и другим мастерствам; но едва ли кто научает детей жить по-христиански. А без этого всякая наука – ни к чему, и всякая мудрость является только дерзновением. Ибо какая польза христианину говорить по-итальянски, по-французски, по-немецки, но жить безбожно? Что толку быть искусным в торговом деле или в мастерствах, но не иметь страха Божия? Такие искусники и мудрецы бывают гораздо хуже неискусных (необразованных) простаков. Если юное сердце склонно ко злу, то ко всякому злу и стремится, когда страхом Божиим и уздою наказания не удерживается; в особенности же те, кто ум свой изощряют науками и искусствами, а воли не исправляют, бывают искусны во всяком зле, как то показывают примеры.

Поэтому, христианин, первая забота твоя должна быть о том, чтобы научить детей своих жить по-христиански, ибо без этого все твое научение и наставление будет ни к чему. Бог не взыщет с тебя, учил ли ты детей своих светскому обращению и иностранным языкам; но взыщет, учил ли ты их жить по-христиански, наставлял ли их благочестию. Горе юным детям, у которых злые отцы! Чему они от них могут научиться, кроме зла? Ибо как злой может научить добру? Хотя и бывает, что злой отец наказывает детей своих за своевольство, но соблазнами своими научает этому, так как юных людей больше учат дела, чем слова и наказания. Отсюда происходит, что у злых отцов дети злые, а внуки еще более злыми бывают. И таким образом бедный человек, научившись злу и привыкнув насыщаться нечестием, как хлебом, падает от зла во зло и от беззакония в беззаконие и стремится в погибель, подобно камню, пущенному вниз с верха горы.

И хотя бывает, что некоторые из таковых узнают свою беду и погибель, и содрогаются и ужасаются, но влекомые привычкой, как веревкой, обращаются к нечестию. Зло же это происходит от плохого воспитания. Итак, горе юным детям, но сугубое горе – отцам, которые не только не научают детей добру, но соблазнами своими подают повод ко всякому злу. Такие отцы убивают не тела, но души христианские, за которые умер Христос, и лишают их не временной, а вечной жизни. Узнают об этом своем ужасном несчастии они там, где все будет явлено и где всякому перед глазами его представятся дела его. Ради этого, отцы, в которых есть искра благочестия, должны стараться научить своих детей жить по-христиански, и вливать в их юные сердца «чистое словесное молоко, дабы от него возрасти им во спасение» (1 Пет. 2, 2). Учить наукам и искусствам полезно, но учить жить по-христиански – нужно, ибо всякая наука и искусство без христианского жития – ничто. Внимайте этому, родители, чтобы не сделаться убийцами тех детей, которых вы родили на свет. Истинный отец не тот, который родил, но тот, который хорошо воспитал и научил. Родивший дал только жизнь, а хорошо воспитавший и научивший дал жить хорошо. Живут на свете и язычники, находящиеся во тьме и идолопоклонстве более чем самые скоты; по хорошо живут только одни христиане. Поэтому мы являемся должниками отцов, нас родивших; но в отношении отцов хорошо нас воспитавших и наставивших нас к благочестию, мы еще гораздо большие должники. Ибо отцы, родившие нас, родили ко временной жизни, а отцы, воспитавшие и научившие нас благочестию, рождают к вечной жизни. Блажен, кто сотворит и научит хорошо (Мф. 5, 19). Блажен родитель, который и к временной жизни родил и к вечной жизни породил детей своих! Окаянен родитель, который к временной жизни родил детей, но к вечной жизни затворил им дверь, затворил ее то небрежением доброго воспитания, то своими соблазнами! Лучше человеку не родиться, чем родиться и быть в вечной погибели.


Источник: Вечное/«L'Éternel» // Православный журнал. № 10(22) октябрь. – Аньер (Франция), 1949. С. 1-3.

15 Февраля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...