Люди идут по свету…

Люди идут по свету…

«Люди идут по свету», - поется в известной песенке. Куда и зачем они идут? Что ищут на дальних тропах и неведомых дорожках? А ищут они – и в стародавние времена, и в нынешнюю пору – себя самих, настоящих и нефальшивых. Проверяют себя на прочность и искренность, ищут на своём пути маяки и вешки, которые освещают дорогу, отмеряют километры пройденного. И не устарело пушкинское «духовной жаждою томим…», это та самая жажда, которая не позволяет сидеть на месте, а заставляет  искать верные ориентиры и двигаться вперед. И тысячу раз прав ещё один поэт, сказавший «душа обязана трудится». Так издревле сложилось на Руси, что самым простым способом разом ответить на все свои вопросы и заставить душу и тело трудиться стало паломничество. Никого не удивляли странники, «калики перехожие», наполнявшие города и веси, побывавшие не только в Киевской Лавре , но и в Иерусалиме. Сюжеты о паломничестве стали устойчивым мотивом русской агиографической литературы. И само это действие стало частью подвига, подвижничества. Путь к христианской святыне по Земле в сознании людей становился небесным путем ко Христу. В житийной литературе, например, находим удивительный историю. Жил человек в Рязанской глубинке. Жил, как все - работал на заводе, по праздникам горькую пил. И вдруг одним утром проснулся, и понял, что больше так жить не может. И пошёл пешком в Иерусалим. А вернулся из Иерусалима другим человеком. И это уже совсем другая история. Не для этого журнала…  Нашла своё отражение эта традиция и в устном народном творчестве, в былинах, духовных стихах и кантах. В древнерусской литературе своё место прочно занял жанр «хождения». Целью паломничества всегда было непосредственное соприкосновение со святостью мест и людей, живших  в этих местах когда-то и освятивших то или иное место своим особым присутствием. И – вопреки течению времени -   поиск отсвета этой святости в современниках…

И в самые сложные годы российской истории, когда сам термин « паломничество», казалось бы, стерся из сознания масс, все равно эта традиция продолжалась, огонёк не угасал…  Богослужения в Троице- Сергиевой Лавре возобновились в 1946 году. И сразу же, сначала тоненьким ручейком, потом мощным потоком потянулись сюда люди, заполнили стены древних храмов, проложили новые тропинки и стёжки, ведущие туда, куда звало сердце…

 В год 700-летнего юбилея Преподобного Сергия, попробуем и мы пройти этими стёжками, найти дорогие сердцу наших предков места и проложить к ним свои маршруты.

Невозможно  понять сложившуюся географию паломничеств и крестных ходов, связанных с обителью Преподобного Сергия без обращения к его житию. И здесь самый первый встречающийся топоним – это Ростов. Именно эта древняя земля – родина великого русского святого. В повествовании Епифания не указано точное место рождения Преподобного, сказано лишь, что до переселения из Ростовской земли  семья проживала «в деревне в той области, которая находится в пределах Ростовского княжества, не очень близко от города Ростова». Принято считать, что речь идет о селе Варницы под Ростовом. Варницкая обитель была основана в 1427 году святителем Ефремом, епископом Ростовским, на месте дома преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского. «Она никогда не была богатой, но была очень почитаемой. Сюда стекались на богомолье святые угодники Божии — святитель Иов, первый патриарх Московский; святой Димитрий, святитель этой Ростовской земли; святитель Филарет, митрополит Московский; святой праведный Иоанн Кронштадтский; святитель Тихон, патриарх Всероссийский и многие другие.   Совершенно неслучайно эта скромная обитель так притягивала к себе людей, — потому что она была создана на месте дома, где родился святой Преподобный Сергий Радонежский. "Радуйся, в рождении твоем сыном радости нареченный", — эти замечательные слова находим мы в акафисте святому преподобному Сергию Радонежскому». Так охарактеризовал эту обитель Святейший патриарх Кирилл при посещении Варницкого монастыря.

В 1924 году монахи были насильно выселены из монастыря, Троицкий собор с колокольней взорван, келейный корпус разрушен, а монастырское кладбище уничтожено. В 1995 году монастырь был возвращен Церкви, став подворьем, а потом приписным монастырем Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В настоящее время в обители подвизаются два иеромонаха, иеродьякон, два инока и несколько послушников. Обязанности настоятеля монастыря исполняет иеромонах Пимен (Артюхов). C 2004 года при монастыре действует гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского.

Через какое-то время ( по некоторым данным, в 1328 году)  семья боярина Кирилла переселилась в местечко Радонеж. «Собрался он со всем домом своим, и со всеми родными своими поехал, и переселился из Ростова в Радонеж»,- повествует автор жития. Город был известен как ремесленный центр с первой половины XIV века, входил во владения серпуховско-боровских удельных князей Московского великого княжества, был  центром волости. Сейчас это небольшое село в Сергиево-Посадском районе Подмосковья в 55 километрах от Москвы и в 15 километрах от Сергиева Посада. Здесь находится Преображенская церковь, построенная в 1836—1842 годах. Напротив входа в храм установлен крест, ранее стоявший на могиле святой блаженной старицы Матроны Московской. 29 мая 1988 года у входа на территорию древнего городища был установлен памятный знак (скульптор В. М. Клыков, архитектор Р. И. Семержиев), который представляет собой трёхметровую фигуру старца с рельефным изображением в её средней части мальчика с образом Троицы и символизирует чудесную встречу, изменившую жизнь отрока Варфоломея, будущего Сергия Радонежского. Сохранились крепостные валы XV века. Именно среди этих холмов прошли детские годы игумена земли русской. С холма около церкви открывается широкий вид на окрестности - внизу течет маловодная  речка Пажа -  приток Вори, протекающей чуть далее.  Внизу, у подножия холма, на котором стоит церковь, находится родник, который местные жители называют источником Сергия Радонежского.

Житийная литература оставила нам рассказы  о судьбе родителей Преподобного Сергия . В конце жизни Кирилл и Мария вместе приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в местечке Хотьково, в Покровском монастыре (3 км от Радонежа) , в то время одновременно мужском и женском. За ними, уже немощными, ухаживал брат Преподобного Сергия, Стефан, также поселившийся в монастыре после смерти своей жены. Умерли они в 1337 году (по другим данным, не позже 1339) в старости, после болезней, благословив Варфоломея на иноческий подвиг. Дети похоронили их в Покровском соборе, где и поныне находятся их мощи. Уже в XIV веке в лицевом житии преподобного Сергия родители его изображены с нимбами. К XIX веку почитание их распространилось по России, о чём свидетельствуют месяцесловы того времени. Их почитали, как покровителей семьи, им молились о помощи в воспитании детей. Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь – это одна из древнейших монашеских обителей на Руси. Время его основания неизвестно, поэтому возраст монастыря начинает свой отсчет с первой даты, упоминаемой в летописях – 1308 год.

На период закрытия монастыря мощи родителей Преподобного Сергия были захоронены рядом с храмом. Сейчас в монастыре проходят большие реставрационные работы. В обители находится детский пансион для девочек-сирот, воспитанницы которого получают среднее полное общее образование. В их обучении принимают участие сестры монастыря, имеющие педагогическое, музыкальное и художественное образование.

Для детей разного возраста  в монастыре открыта Воскресная школа, занятия в которой проходят по субботам и воскресеньям, по выходным дням для всех желающих открыта библиотека.

 Став игуменом монастыря,  сам Преподобный Сергий совершил немало пеших путешествий, благословил немало городов и весей, примирил враждующих, ободрил унывающих, вымолил обилие источников. Одно из таких мест, связанных с памятью Преподобного, известно и поныне. Это источник  в  деревне Малинники.  Находится он в 14 километрах от Сергиева Посада, на левом берегу реки Вондюга. История свидетельствует, что воды этого источника, образующие небольшой водопад,  гремели так, что слышно было на расстоянии нескольких километров.  По преданию, более шести столетий назад здесь по дороге в Киржач остановился Преподобный Сергий со своим учеником Преподобным Романом Киржачским. На этом месте он молился об объединении порабощённого русского народа и освобождении от иноземного ига. В знак того, что Господь внял молитве, на склоне горы забил благодатный  источник, названный в народе водопадом «Гремячий».  Вода источника слегка минерализована и близка по составу к кисловодскому нарзану, так что специалисты советуют пить ее в ограниченном количестве как лечебную. Чтобы подойти к источнику, надо взобраться по деревянной лестнице с несколькими площадками для отдыха. Купальня, состоящая из открытого водоема под крышей и закрытого помещения, находится справа от нее. Принимать водные процедуры можно в купели, а можно встать под ниспадающую струю.

И логическим завершением паломничества по местам, связанным с памятью Преподобного Сергия, будет посещение Троице- Сергиевой Лавры – места, история которого навечно соединена с историей России. Стены древних соборов Лавры хранят память о непроходимых лесах, в которые пришёл Преподобный Сергий, о набегах татар, о воинстве русском, одержавшем победу на поле Куликовом. Троицкий собор Лавры хранит отметину Смутного времени – след ядра, пробившего тяжёлые двери. Из окна моего кабинета видна уточка на башне – вспоминается легенда о том, что с этой башни стрелял уток на Белом пруду юный царь Пётр, дважды находивший защиту за стенами Лавры. Словно и не было прошедших веков, словно не важно здесь пространство и время…

В год 700-летнего юбилея Преподобного Сергия мы особо ощущем свою сопричастность с историей. И каждый раз, входя в ворота Лавры, мы совершаем паломничество к святыне, к истории, к вечности…


О.В. Синюк


STSL.Ru

27 сентября 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.