Лучшее доказательство бытия Божия

Лучшее доказательство бытия Божия

Священник Григорий Дьяченко

Из опытных доказательств бытия Божия самое сильное есть сознание в себе действия Божия, когда человек ведет богоподобную жизнь. Кто живет благочестиво, согласно воле верховного, существа, то чрез общение своего ума, сердца и воли с высочайшею истиною, святостию и высочайшим благом духа своего непрестанно становится ближе, знакомее с ним. А это сближение, это опытное взаимодействие, с одной сторо­ны — привлечение силы Божией, с другой — подаяние ее, с одной стороны вопрос, с другой — ответ, с одной — иска­ние, с другой — удовлетворение, это сближение с Богом сде­лает решительно невозможным всякое сомнение в бытии Его. 

Как чувственный человек не может сомневаться в бытии воз­духа, который он беспрестанно вдыхает и выдыхает, так и ду­ховный человек не может усомниться в бытии Бога, когда из него почерпает жизнь свою. Чрез непрестанное возвышение к Богу и оживление им, человек получает столько света, жиз­ни, твердости во всех своих поступках, столько господства над собою, что он осязательно чувствует бытие подателя сих благ. Мое собственное бытие уничтожится, если отнять у меня веру в Бога. Далее, кто непрестанно с возрастающею ясностью и вернее следует святому закону, тот час от часу становится в духе своем прямее, чистосердечнее, сильнее в противодейст­вии всем обольщениям зла, и таким образом чем далее, тем более преображается в живой, говорящий образ божества; та­кой образ, по указанию самосознания, час от часу яснее, удобнее и вернее будет представлять первообраз, которому он подобен. 

Когда в человеке, руководящемся в жизни этим вы­сочайшим началом, со дня на день прекраснее отражается бо­жественное: как он усомнится в том, что выше его существует то, что отражается в нем, что он созерцает в себе? Непре­станно вознося дух свой выше всего тленного к непреходяще­му, он со дня на день более и более приучается ощущать по­кой и мир в непреходящем Боге, т.е., час от часу не только делается лучше в нравственных своих действиях, но еще на земле предвкушает вечную жизнь. 

Как же усомниться ему» что есть вечная жизнь и Владыка сей жизни? Вечная жизнь имеет свое основание только в Боге. Итак, кто во временной жизни раскрывает в себе начатки жизни вечной, то имеет в них залог внутреннего уверения в бытии совершителя вечной жизни. Кто так живет, тот получает со дня на день новые сообщения с силами Божиими и, укрепляяся ими в верном потреблении принятых даров, становясь более и более бого­подобным, видит, от кого приходят к нему эти сообщения; не относит их ни к самому себе, ни к другим каким-нибудь ус­ловным и конечным причинам, а удостоверяется, что Бог есть высочайшее благо, любящее сообщать себя. Для него откры­вается Бог необходимо, несомненно существующим благом, как виновник истины и податель истинного познания, как вы­сочайшая святость и правда, податель святости и правды и мздовоздаятель святости, и, наконец, как высочайшее бла­женство и в себе самом, и для всех сотворенных существ. 

Итак, наилучший путь к уверенности в бытии Божием может заключаться в этих немногих словах: живи так, как бы жил пред очами Божиими, и ты не усомнишься, что есть Бог, соделай себя образом Божества, и ты будешь видеть в образе Первообраз [1] (см. «Лекц. по умозр. богословию» протоиерея Ф. Голубинского. - М.,1868).


Источник: Из области таинственного. Простая речь о бытии и свойствах человеческой как богоподобной сущности. Часть 1. Составил священник магистр Григорий Дьяченко. - М., 1995.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Эти же доказательства бытия Божия и истинности христианской рели­гии излагает другой мыслитель позднейшего времени следующим образом: «Если бы,— говорит он,— указывая на взятые мною в руку семена, я сказал, что вот это семена и что из них происходят растения и плоды, и если бы кто-нибудь усомнился и не поверил мне в этом, то не осталось бы другого средства убедить его, как только посадить эти зерна в землю и наглядно показать то, в чем он сомневается. Точно также нужно посту­пать и в отношении к вере. Поглубже внедри в свою душу догматы веры, эти своего рода семена: живи и носи их в своей душе. Пусть эти семена проникнут собою твою жизнь и все то, что ее наполняет и движет, со всеми ее случайностями и превратностями, со всеми ее испытаниями, бо­лезнями, печалями и воздыханиями, а также и с ее надеждами и радостя­ми. Всею своею жизнью поддерживай и сохраняй в себе этот животворный зародыш и припоминай тот ответ, который дан тебе в нем на все твои нужды, на все твои сомнения и вопросы. Пусть семя христианского учения Развивается в тебе, при помощи невидимой всевозращающей силы, и эта сила тем более будет тебя осенять, чем более душа твоя будет предана Богу.

Поступай так, и ты увидишь, как произрастет семя и как вполне справедлив Господь, когда он сказал, что слово Божие есть семя, и что если оно падает на добрую землю, то, взошедши, приносит плод сторицею» (см. «Апологию христианства», соч. Геттингера. 4.1, отд. 1. - СПб., 1873 г. С. 63-65).



Источник: STSL.Ru
22 Марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...