Листая старые страницы…

Листая старые страницы…
Синюк О.В., 
помощник заведующего библиотекой 
Московской духовной академи.

История монастырского устроения Руси в XIV– XV веках на страницах книг из фонда Библиотеки Московской духовной академии.

Вступил в свои права год 700-летнего юбилея одного из самых почитаемых на Руси святых – преподобного Сергия Радонежского. Нескончаемым потоком идут люди к его цельбоносным мощам, прибегая к неоскудевающей помощи Игумена земли Русской. И нам, трудникам в его большой келье, хочется вложить свою лепту в памятование о нём, поделиться теплом сердца и рассказать об утешениях и милостях, которые посылает Преподобный. 

Каждый уголочек Лавры – это память о Святом. Пусть уже не сможем увидеть той, самой первой, деревянной церкви во славу Пресвятой Троицы, и нет здесь непролазной чащи, но бережно хранимая память о прошлом, сохранение молитвенной и богослужебной традиций как крепкая неразрываемая ниточка протягивается через века и поддерживает в невзгодах и сомнениях. Это чувствовали те, кто жил до нас и – не сомневаюсь – будут чувствовать и те, кто придёт после. Именно об этом чувстве говорил свт. Филарет Московский в слове по освящении храма над мощами преп. Михея в Троице-Сергиевой Лавре 27 сентября 1842 года: «Это всё здесь: только закрыто временем или заключено в сих величественных зданиях, как высокой цены сокровище в великолепном ковчеге. Откройте мне ковчег, покажите сокровище: оно непохитимо и неистощимо!»

Одним из таких «ковчегов», безусловно, являются книжные собрания библиотек Лавры и Московской духовной академии, в которых бережно хранятся свидетельства явления миру того самого «сокровища», о котором говорил свт. Филарет. На книжных полках мы можем встретить книги, которые всего чуть младше первых насельников монастыря, и многочисленные труды учащих и учащихся духовных школ, немалая часть из которых посвящены самой личности преподобного Сергия, его учеников и современников.

К самым древним рукописям в фонде библиотеки относится ряд богослужебных книг конца XV в.: Апостол и Евангелие апракос, Псалтирь с восследованием; к более поздним относится Толкование на Псалтирь свт. Афанасия Александрийского (2-й трети XVII в.) из собрания Ф.С. Севастианова и др. Из русских первопечатных книг представлены: Апостол, напечатанный диаконом Иваном Феодоровым и Петром Мстиславцем (1564 г.), несколько острожских изданий, выполненных в конце XVI в., Славяно-русский лексикон (1620 г.) и др. Из редких книг на иностранных языках можно указать: «Авторы церковной истории» на латинском языке (1528 г.), богословие Феофана Прокоповича на латинском языке (Лейпциг, 1732). На многих книгах стоят автографы великих церковных или культурных деятелей: например, свт. Филарета (Дроздова), С.М. Соловьева, преподавателей МДА: свщ. Павла Флоренского, И. Корсунского, архим. Илариона (Троицкого), святейших патриархов Алексия (Симанского) и Алексия (Ридигера) и др. Также в собрании библиотеки находятся книги с личными автографами новомучеников и исповедников. 

Одна из интереснейших тем, поднимаемых в истории на протяжении уже нескольких столетий, – это тема, связанная с историей устроения монашеского жития на Руси во время Преподобного Сергия. На страницах книг мы встречаем и академические исследования, и проникнутые восторгом строки. Все они об одном — о чуде…

Только чудом и Промыслом Божиим можно объяснить тот факт, что учениками и духовными друзьями Преподобного Сергия было основано, по некоторым данным, до сорока монастырей, из них, в свою очередь, вышли основатели ещё до пятидесяти монастырей. По словам архиеп. Никона (Рождественского), «духовное потомство великого Радонежского подвижника распространилось по всей северо-восточной Руси, повсюду зажигая благодатный огонёк духовной жизни и разливая свет просвещения христианского».

Судьбы людей, судьбы книг и устроение земного Отечества оказываются тесно сплетены в причудливый узор, орнамент которого виден только сверху, только с высот Духа. В моих руках сейчас тоненькая брошюра, написанная не позднее рубежа XIX–XX веков. Она написана протоиереем С. Смирновым и называется «Ученики Преподобного Сергия Радонежского». В годину лихолетий, после закрытия Академии, чудом уцелевший фонд библиотеки оказался в запасниках РГБ, тогда она называлась Государственной библиотекой имени В.И. Ленина, о чём свидетельствует штамп на титульном листе. Словно вихрь, отшумел век XX-ый, многое изменилось в головах и душах, дождались своего часа и запасники РГБ. И, словно птенцы в гнездо, стали возвращаться на полки библиотеки Академии книги, некогда насильно оттуда снятые и увезённые в никуда… Возвратилась и эта небольшая книжечка, чтобы теперь, в год юбилея Преподобного, снова быть прочитанной, узнанной, не оставленной без внимания. Каждое имя на её страницах – драгоценно и значимо, каждый святой - ученик и сомолитвенник преподобного Сергия, свидетель чуда рождения нашей большой Родины и сам – творец чудес больших и малых.

Явным знаком Промысла Божьего и исполнением обетования, данного Преподобному Сергию в чуде явления голубей, как прообраза множества учеников, является развитие в историческом контексте ситуации со введением на Руси общежитийного монастырского устава. Желая уединения, стремились монахи на север, на восток, подальше от людей, но, как свеча на горе, не оставались незамеченными. Возникал монастырь, по мере увеличения числа братии менялся и устав на общежитийный, но и там находились те, кому становилось тесно среди людей, ибо душа жаждала подвигов в уединении. И тогда снова, как побеги дерева, вырастали веточки – на север, на юг, восток – подальше от торных дорог и шумных городов. В итоге за XIV–XVI века весь Север Руси покрылся густой сетью малых и больших обителей. Например, один только Авраамий Галицкий, бывший в числе первых духовных чад игумена Радонежского, основал четыре обители. Не случайно именно ХIV век часто называют «золотым веком» русского монашества.
По словам В. О. Ключевского, «преподобный Сергий со своею обителью и своими учениками был образцом и начинателем в этом оживлении монастырской жизни, "начальником и учителем всем монастырем, иже в Руси", как называет его летописец. Колонии Сергиевской обители, монастыри, основанные учениками Преподобного или учениками его учеников, считались десятками, составляли почти четвертую часть всего числа новых монастырей во втором веке татарского ига, и почти все эти колонии были пустынные монастыри, подобно своей митрополии. Но, убегая от соблазнов мира, основатели этих монастырей служили его насущным нуждам. До половины XIV в. масса русского населения, сбитая врагами в междуречье Оки и верхней Волги, робко жалась здесь по немногим расчищенным среди леса и болот полосам удобной земли. Татары и Литва запирали выход из этого треугольника на запад, юг и юго-восток. Оставался открытым путь на север и северо-восток за Волгу, но то был глухой непроходимый край, кое-где занятый дикарями финнами; русскому крестьянину с семьей и бедными пожитками страшно было пуститься в эти бездорожные дебри. «Много было тогда некрещеных людей за Волгой», т. е. мало крещеных, говорит старая летопись одного заволжского монастыря о временах до Сергия. Монах-пустынник и пошел туда смелым разведчиком. Огромное большинство новых монастырей с половины XIV до конца XV в. возникло среди лесов костромского, ярославского и вологодского Заволжья: этот волжско-двинский водораздел стал северной Фиваидой православного Востока. Старинные памятники истории Русской Церкви рассказывают, сколько силы духа проявлено было русским монашеством в этом мирном завоевании финского Заволжья для христианской Церкви и русской народности. Многочисленные лесные монастыри становились здесь опорными пунктами крестьянской колонизации: монастырь служил для переселенца-хлебопашца и хозяйственным руководителем, и ссудной кассой, и приходской церковью, и, наконец, приютом под старость. Вокруг монастырей оседало бродячее население, как корнями деревьев сцепляется зыбучая песчаная почва. Ради спасения души монах бежал из мира в заволжский лес, а мирянин цеплялся за него и с его помощью заводил в этом лесу новый русский мир. Так создавалась верхне-волжская Великороссия дружными усилиями монаха и крестьянина, воспитанных духом, какой вдохнул в русское общество Преподобный Сергий. Напутствуемые благословением старца, шли борцы, одни на юг за Оку на татар, другие на север за Волгу на борьбу с лесом и болотом».

Не городами и дорогами прирастала Русь, а монастырями и монашескими тропами. И только там, где молитва устроялась, поселялись люди, держась, словно за якорь в бурном море, за крепко стоящий на земле монастырь. В случае невзгод и набегов прятались за монастырскими стенами, в случае бед и нужд шли за помощью к молитвенникам и заступникам. И те помогали – и словами, и молитвой, и всяческим попечением о чадах духовных. Словно крепкими корнями вросли в землю города вокруг монастырей – тысячи раз обойдённые крестными ходами, окроплённые святой водой, политые покаянными слезами. 

Немало воды утекло с тех пор, немало событий пережила наша Родина. Но пока стоят на земле Русской монастыри, пока возносится молитва и освящается земля – жива Россия!

Главное – беречь вверенное нам сокровище, не ленясь, молитвенно трудиться и прибегать к помощи Преподобного Сергия, не ленясь, осваивать богатейшее книжное наследие, оставленное нам предками, творчески его осмысливать и наполнять жизнью…


Рекомендательный список литературы из фондовбиблиотеки Московской духовной академии:

1) Епифаний Премудрый, Радонежский, прп., иером. Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия, Чудотворца, написанное Премудрейшим Епифанием [Фотокоп. рукописи]: [лицевое житие]. — Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. - 380 л. - (в футл., золотой обрез)
Приложение: Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия, Чудотворца, написанное Премудрейшим Епифанием: комментарии. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. - 132 с. 

2) Житие и чудеса преподобного Сергия, игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным в переводе на русский язык / авт. вступ. сл. Алексий II (Ридигер), Патриарх Московский и всея Руси. - Сергиев Посад: Церковно-науч. центр "Православная энциклопедия": Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001. - 287 с.: ил.

3) Житие и чудеса преподобного Сергия Радонежского и всея России чудотворца / Филарет (Дроздов), свт., митр.- [Б. м.]: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005. - 64 с.: ил.
4) Драгоценная книга: Житие преподобного Сергия Радонежского из собраний Научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки / Румянцевское об-во, НИО рукописей РГБ, АРЛИ "Российские библиотеки"; авт. текстов: И. В. Левочкин, А. С. Зеленцов, В. Ф. Молчанов. - М., [около 2000]. - 12 с.: ил. 
5) Житие преподобного Сергия Радонежского чудотворца: 100 миниатюр из лицевого жития конца XVI в. собр. Ризницы Троице-Сергиевой лавры: [Альбом] / [авт.-сост. Г. Аксенова]. - М.: Культур.-просветит. фонд им. Нар. артиста С. Столярова, [1997]. - 29 c., [103] л.: цв. ил.

6) Никон (Рождественский), архиеп. Житие преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца. - Репр. воспроизведение 5-го изд., 1904г. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. - 264 с.: ил. 

7) Екатерина II, имп. Житие Преподобного Сергия Радонежского. – М.: Изд-во Моск. подворья Свято-Троиц. Сергиевой лавры; Знамение, 1998. - 45 с.

8) Тихонравов Н.С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского- М.: ЁЁ Медиа, 2012. - 360с.

9) Смирнов, С. К., прот. Ученики преподобного Сергия Радонежскаго. Ч. 2 / [С. К. Смирнов, прот.]. - [Б. м. : б. и.], Б. г. - 129-153 с. 

10) Голубинский, Е.Е. Речь о значении преподобного Сергия Радонежского в истории нашего монашества, произнесенная в торжественном собрании Московской Духовной Академии, бывшем 26 сентября 1992 года / Е Е. Голубинский. - Сергиев Посад : 2-я тип. А.И. Снегиревой, 1892. - 17 с. 
Отт. из: Богосл. Вестн. 1892, № 11

11) Кедров Н. Просветительная деятельность Троице-Сергиевой Лавры за первые три века ее существования : краткий ист. очерк / Н. Кедров. - М. : [б. и.], 1892. - 265 с. : ил. 

12) Скворцов Д.Троице-Сергиева Лавра на служении отечеству / Д. Скворцов. - Тула: [б. и.], 1910. - 14 с. 

13) Ангел-хранитель земли русской: памяти преподобного Сергия Радонежского / сост. Н. А. Трофимчук. - М.: Луч, 1994. - 141 с. - (Мыслители России). 

14) Клосс Б.М. Избранные труды / Б. М. Клосс. - М. : Языки русской культуры, 1998.
Т. 1 : Житие Сергия Радонежского. - 564 с. : ил. - (Язык. Семиотика. Культура). - Указ. шифров ркп.: с. 547-554. - Указ. имен.: с. 555-564. 

15) Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России : Международная конференция (II ; 4-6 октября 2000 г.). 
Материалы / Вторая Междунар. конф. "Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России" ; сост. Т. Н. Манушина, С. В. Николаева; отв. ред. Т. Н. Манушина. - Сергиев Посад : Изд-во "Весь Сергиев Посад", 2002. - 484 с. : ил. 

16) Макарий (Веретенников), архим. Обитель преподобного Сергия: сб. статей / Макарий (Веретенников), архим. - [Б. м.] : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004. - 128 с. 

17) Никифорова М.Е. Преподобный Сергий Радонежский и его традиция в русской истории XIV - первой половины XVI в. : русский исихазм и его место в процессе становления централизованного государства в России XIV-XVI веков / М. Е. Никифорова. - М. : Полиграф сервис, 2004. - 183 с. - Лит.: С. 177-182. 

18) Даниил (Ишматов), игум. Просветительская и педагогическая деятельность преподобного Сергия Радонежского / Даниил (Ишматов), игум. - М. : Ин-т рус. цивилизации, 2010. - 184 с.: иконы. - (Исследования русской цивилизации). - Ист.: С. 161-167. - Список сокр.: С. 174. - Словарь: С. 175-181. 

19) Зернов Н.М. Сергий Радонежский - устроитель Руси / Н. М. Зернов. - СПб. : Рус. Миръ, 2010. - 309 с. 

20) Крючков Т. Преподобный Сергий Радонежский и его окружение : ист. очерк : [религ.-просветительское изд.] / Т. Крючков. - М. : Изд-во Моск. Патриархии РПЦ, 2012. - 237 с. : фот., ил., иконы, карты. - Прил. (1-5): С. 224-235. 

21) Голубинский Е.Е. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра / Е. Е. Голубинский. - Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2012. - 647 с. : фронт. ; [88] с. ил. : карты, планы, фот. - (Троицкая библиотека). - Примеч.: С. 391-503. - Прил.: С. 504-640. - Коммент.: С. 529-555. - Список лит., использованной при подгот. издания: С. 556-559. - Библиогр. список: С. 560-577. - Предм. указ.: С. 578-595. - Указ. личных имён: С. 596-616. - Указ. геогр. назв.: С. 617-632. 

22) Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России : мат-лы VI международ. конф., 29-31 окт. 2008 г.: тезисы докл. VII междунар. конф., 23-25 сент. 2010 г. - Сергиев Посад: Ремарко, 2010. - 487 с. : ил. 

23) Кудрявцев М., диак. История православного монашества в Северо-Восточной России со времен преподобного Сергия Радонежского : ч. 1-2 / М. Кудрявцев, диак. - М.: [б. и.], 1881. - 254, IV с. 

24) Страхов С., свящ. Преподобные учитель и ученик, Сергий Радонежский и Савва Звенигородский, и основанные ими обители, Троицкая Лавра и Сторожевский монастырь / С. Страхов, свящ. - М.: Тип. Штаба Моск. воен. Округа, 1907. - 12 с. 
Отд. отт. из журн.: Вера и Церковь. 1907

25) Преподобный Сергий Радонежский / сост. А. А. Маркова. - М.: Благовест, 2010. - 495 с. - Прил.: С. 453-491. - Список использ. лит.: С. 492-493. 

26) Смирнов Вадим, прот. Жизнь и подвиги преподобного Сергия, Радонежского и всея России чудотворца: доклад в МДА 8 апр. 1976 г. / В. Смирнов, прот. - [Б. м. : б. и.]. - 76 с. 




Смирнов С.И. Преподобный Сергий Радонежский и Троицкая Лавра его времени: публичная лекция / С. И. Смирнов. — М.: [б. и.], 1898. — С. 15
Преподобный Сергий Радонежский / [сост. Маркова А. А.]. - М.: Благовест, 2012. — C. 453
Ангел-хранитель земли Русской: памяти преподобного Сергия Радонежского / сост. Н. А. Трофимчук. — М.: Луч, 1994. — С. 20–21

17 сентября 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.