Лекарство от гордости: мысли святых отцов о покаянии

Лекарство от гордости: мысли святых отцов о покаянии

Основание нашего спасения – покаяние. Для истинного покаяния не нужны ни годы, ни месяцы, ни недели, а мгновение! Мгновение поворота – решительного поворота от грешной нерадивой, пустой, легкомысленной жизни к жизни во Христе, к жизни истинно христианской.

Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, – чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх, а мы как заляжем на землю, так и встать не можем.

Прп. Амвросий Оптинский

Воистину покаяние есть первая ступень лестницы, ведущей в Царство Божие. Никто и никогда не мог ступить на вторую ступень, не шагнув сначала на эту первую. В пустоте жизни сей покаяние есть первый и единственно верный стук в небесную дверь. Вы можете сколько угодно стучать кулаками в стены какого-нибудь дома: никто вас не услышит, и никто не откроет. Но стучите в дверь, и вам ее отворят. Покаяние есть стук не в стену, но в истинную дверь, ведущую к свету и ко спасению. Кто искренне покаялся и пожелал войти в дом Отца своего Небесного, тот уже постучал в единственные врата, через которые можно войти в дом сей.

Слезы покаяния смывают тьму с очей и придают им сияние детской чистоты.

Покаяние есть признание неверного пути. Оно указывает новый путь. Кающемуся открываются два пути: тот, которым он шел, и тот, которым должен пойти.

Кающихся лишь словами больше, чем тех, кто поворачивает колесницу своей жизни на новый путь. Дважды должен быть храбр кающийся: первый раз – оплакать прежний путь, второй – обрадоваться новому.

Покаяние есть оставление всех путей распутства, которыми ходили ноги человека, его мысли и желания, и обращение на новый путь, путь Христов. Но как покаяться грешному человеку, когда он в сердце своем еще не встретился с Богом и не устыдился себя?

Покаяние есть боль от самообмана, которым грешный человек долго себя убаюкивал, долго-предолго, а именно – до того момента, пока не почувствовал боль от самообмана. Но сама эта боль ведет к отчаянию и самоубийству, если с нею не связан стыд и страх Божий. Лишь тогда эта боль от самообмана не гибельна, но целительна.

Покаяние есть неожиданное видение своей проказы и вопль о лекарстве и враче. Как когда темноволосый человек долго не смотрит на себя в зеркало, затем неожиданно встанет перед ним – а он весь седой! Так и не покаявшийся грешник долго думает и утверждает, что его душа здорова и безгрешна, пока однажды у него неожиданно не прорежется духовное зрение и он не увидит, что душа его вся в проказе. Но как увидеть свою душевную проказу, не смотря в зеркало? Христос является тем зеркалом, в котором каждый видит себя таким, каков он есть. Сие единственное зеркало и дано человечеству, чтобы все люди смотрели в него и видели, каковы они. Ибо во Христе как в наичистейшем зеркале каждый видит себя больным и уродливым и еще видит свой прекрасный первоначальный образ, каким он был и каким опять должен бы стать.

Покаяние есть начало лечения от своеволия, начало покорения себя Божией воле. Живя по своей воле, человек быстро скатывается от своего царского достоинства в хлев для скота и в звериную нору. Никогда ни один человек на земле не мог поступать по своей воле и остаться человеком. Имя человека не означает самоволия; имя человека, истинного человека, означает полную покорность высшей воле, прозорливой и непогрешимой воле Божией.

Когда дитя пожалуется матери на нечистоту своего тела, мать его быстро чистит, моет и переодевает. О, насколько милостивее Отец Небесный к чадам Своим, чем любая мать! В действительности душа всякого человека настолько нечиста, что своими силами никогда не сможет очиститься и удостоиться присутствия Божия. Но пусть всякий человек увидит свою душевную нечистоту, пусть возненавидит ее от всего сердца, пусть сделает то малое, что от него требуется, и, самое главное, пусть возопит к Богу, чтобы Бог Своим огнем и Духом его очистил. А Бог стоит и ожидает таких воплей от Своих покаявшихся чад, держа в руках роскошнейшие ангельские одежды, всегда готовый очистить, омыть, укрепить, освятить, облагоухать и облачить всех, взывающих к Нему в покаянии.

Свт. Николай Сербский (Велимирович)

Не то грех, что делается по закону естества, но то, когда по своей воле делают что-то плохое. Вкушать пищу не есть грех, но грех вкушать ее без благодарения, неблагоговейно и невоздержно. Не грех просто смотреть, но грех смотреть завистливо, гордо, ненасытно. Не грех слушать мирно, но грех слушать с гневом. Не грех заставлять язык благодарить и молиться, но грех позволять ему клеветать и осуждать. Не грех утруждать руку подаянием милостыни, но грех позволять хищение и убийство. Так каждая наша часть грешит, когда по нашему свободному произволению делает злое вместо доброго в противоположность воле Божией. День и ночь сожалей о грехах своих.

Прп. Антоний Великий

Покаяние в глубоком смысле этого слова – это не простое сокрушение о грехах или отвращение к своему греховному прошлому; еще менее означает оно формальную исповедь: смысл слова гораздо глубже. Это решительный перевод жизни на новые рельсы, полная перестановка всех ценностей в душе и сердце, где при обычных условиях на первом месте стоят мирские заботы и цели временной, преимущественно материальной жизни, а все высокое и святое, все, что связано с верой в Бога и служением Ему, оттеснено на задний план. Человек не отказывается совсем от этих высоких идеалов, но вспоминает о них и служит им украдкой, боязливо, в редкие минуты духовного просветления. Покаяние предполагает коренную перестановку: на первом плане всегда, везде, во всем – Бог; позади, после всего – мир и его требования, если только их нельзя совершенно выбросить вон из сердца. Говоря иначе, покаяние требует создания нового, единого центра в человеке, и этим центром, куда сходятся все нити жизни, должен быть Бог.

Свт. Василий Кинешемский

Слава Господу, что Он дал нам покаяние, все мы спасаемся покаянием; не спасутся только те, которые не хотят покаяться; и много я плачу, жалея их. Всякая душа, потерявшая мир, должна покаяться – и Господь простит, и будет тогда радость и мир на душе.

Святые были такие же люди, как все мы. Многие из них пришли от больших грехов, но покаянием достигли Царства Небесного. И все, кто приходит туда, приходят через покаяние, которое даровал нам Милостивый Господь Своими страданиями.

Прп. Силуан Афонский

Говорящие: «Будем грешить в молодости, а покаемся в старости» – обманутся и будут осмеяны демонами. Как произвольно согрешающие, они не удостоятся покаяния.

Прп. Ефрем Сирин

Многие не вменяют себе в грех малые прегрешения, а ведь и малые грехи, если умножатся, тоже могут отяготить совесть и погубить душу человеческую, как и один какой-либо смертный грех, по подобию песка и камня. Как один большой камень, будучи привязан к шее человека, погрузит его в воду, так и песок, хотя и мелкий сам по себе, но, если им будет насыпан полный мешок и привязан к шее человека, так же погрузит человека в бездну, как и большой камень. Вот как должно смотреть на малые, но умножающиеся прегрешения.

Свт. Димитрий Ростовский

Сотворите убо плоды достойны покаяния (Лк. 3, 8). Как же нам сотворить их? Поступая напротив. Например, ты воровал чужое? Вперед давай и свое. Долгое время блудил? Теперь воздерживайся и от жены своей в известные дни и привыкай к воздержанию. Оскорблял и даже бил? Вперед благословляй обижающих тебя и добро делай бьющим. Ты предавался прежде сластолюбию и пьянству? Теперь постись и пей воду; старайся истребить зло, от прежней жизни происшедшее. Ты смотрел прежде с вожделением на чужую красоту? Впредь для большей безопасности совсем не смотри. Ибо сказано: Уклонися от зла и сотвори благо (Пс. 33, 15).

Свт. Иоанн Златоуст

Главное дело христианина – это побеждение своего самолюбия, своей гордости и приобретение добродетели смирения, а смирение приобретается молитвой, постоянной борьбой со своими страстями, внимательным изучением самого себя и постоянным чтением Священного Писания. Чем глубже вчитывается человек в те правила, какие заповедуются нам Господом для совершенства, тем несовершеннее считает себя в своих глазах. А с другой стороны – в постоянном общении с людьми обнаруживая в себе вспышки то самолюбия, то ярости, то жестокости, то страстности, еще больше убеждается в своем несовершенстве. А когда, наконец, удалившись в полное уединение, где извне его ничто не беспокоит, человек видит, что все эти страсти нисколько его не оставили, но по временам бушуют всевозможные помыслы ярости, блуда, гордости, тщеславия, он еще более убеждается, насколько он слаб и ничтожен без помощи Божией, утверждается еще больше в чувстве смирения и еще пламеннее молится Господу Богу о даровании ему совершенства.

Митр. Трифон (Туркестанов)

Гордостью и тщеславием мы уничтожаем наши добрые дела. Добро, чистое, плодотворящее добро, созидается в смирении и в простоте сердца. Без смирения нет духовного и не может быть морального роста человека. «Боже, милостив буди мне грешному!» Эта молитва мытаря является начальной и основной молитвой христианина.

Опыт духовной жизни наших братьев во Христе, достигших познания цели и смысла жизни, дают примеры той покаянной настроенности, с которой мы должны вступить на поприще Великого поста. «Скажи, старче, как нужно каяться?» – спросили ученики умирающего старца Агафона, достигшего святости, именем Христовым совершавшего дивные чудеса. Старец ответил: «Да я сам еще не начинал покаяния». А к другому праведнику обратились с вопросом: «Скажи, кто праведные и кто грешные?» – и этот старец ответил: «Грешник – это я первый, а праведников знает Господь». «Познай самого себя», – говорил оптинский старец Амвросий.

Еп. Митрофан (Зноско-Боровский)

Постоянно просматривайте багаж своей души! Подумайте, нет ли в нем грехов, от которых мы можем начать избавляться прямо сейчас, заполняя пустые места необходимыми добродетелями! Для этого требуется пробудиться от спячки греховной, как некогда пробудилась преподобная Мария Египетская. А нас зовет к тому Господь наш Спаситель мира.

Так очнемся же от сна, восчувствуем опасность погибели и удалимся в пустыню праведности. И там вооружимся терпением, великодушием, вооружимся любовью, вооружимся молитвою и воздержанием, упованием на волю Божию! Только при таком условии произойдет в нас преображение духовное. Только тогда из нашего сердечного багажа будут выброшены вон и потоплены в пучине все грехи и останутся лишь добрые дела, доброе наше устроение – останется та основа, которая соделает нас достойными Царства Божия.

Архиеп. Сан-Францисский Иоанн (Шаховской)

Вовсе не грешить – действительно выше человека и принадлежит одному Богу. Но как неисцелимость свойственна злой и враждебной природе и тому, кто действует под ее влиянием, так, согрешив, покаяться – свойственно людям, впрочем, не всем, а благопокорным и принадлежащим к части спасаемых. Хотя плоть эта и влечет с собой некоторое зло, и земная храмина подавляет ум (ср. Прем. 9, 15), стремящийся ввысь или сотворенный стремиться ввысь, однако же образ Божий да очищает тьму и да возводит на высоту соединенную с ним плоть, поднимая ее на крыльях ума.

Свт. Григорий Богослов

Придет то страшное время, настанет тот страшный час, в который все грехи мои предстанут обнаженными пред Богом-Судиею, пред Ангелами Его, пред всем человечеством. Предощущая состояние души моей в этот грозный час, исполняюсь ужаса, с трепетом спешу погрузиться в рассматривание себя, спешу поверить в книге совести моей отмеченные согрешения мои делом, словом, помышлением.

Давно нечитанные, застоявшиеся в шкафах книги пропитываются пылью, истачиваются молью. Взявший такую книгу встречает большое затруднение в чтении ее. Такова моя совесть. Только крупные грехи значатся довольно ясно; мелкие письмена, которых множество, почти изгладились – и не разобрать теперь, что было изображено ими. Бог, один Бог может побледневшим письменам возвратить яркость и избавить человека от совести лукавой (см. Евр. 10, 22). Один Бог может даровать человеку зрение грехов его и зрение греха его – его падения, в котором корень, семя, зародыш, совокупность всех человеческих согрешений.

Сознанием грехов моих, раскаянием в них, исповеданием их, сожалением о них повергаю все бесчисленное их множество в пучину милосердия Божия.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)


Источник: Тропинка к Богу. Мысли о покаянии святых отцов и старцев. – М.: Духовное преображение, 2015. С. 3-46.


10 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...