«Лазаре, гряди вон!»

После перехода по скалистой Иерихонской пустыне взору путников открылась Елеонская гора, заслонявшая Иерусалим. На ее склоне виднелась Вифания, куда и направился Иисус с учениками. Это было маленькое селение, не больше Назарета, – ныне арабская деревня Эль-Азария (греч. место Лазаря). Во времена Христа Вифания процветала – в ходе раскопок там обнаружены многочисленные сельскохозяйственные постройки, остатки ферм, небольших водохранилищ, ритуальных купелей для очищения (микв), земледельческих террас и погребальных пещер I в. по Р.Х. Вифания была одной из житниц Иерусалима, снабжавших столицу оливковым маслом, вином, овощами, фруктами и орехами. Дома здесь были добротными, с большими дворами снаружи, с яслями для вьючных животных в нижних помещениях и жилыми комнатами наверху, стены которых украшали геометрические узоры.

0_83b2f.jpg

Воскрешение Лазаря. К.Г. Блох, XIX в.

Не доходя до Вифании, апостолы узнали от встретившихся на дороге жителей, что умерший Лазарь «уже четыре дня в гробе». В доме Лазаря собрались его родные, друзья и знакомые из Иерусалима, находившегося всего в получасе ходьбы. По древнему обычаю иудеи оплакивали своих умерших в течение семи дней. Лазарь был человек сановный и знаменитый, и многие пришли утешить его осиротевших сестер. Мария во внутренних комнатах в глубокой печали беседовала с пришедшими. Марфа, услышав о приближении Иисуса, тотчас вышла из Вифании Ему навстречу.

Увидев Иисуса, она кротко и скорбно произнесла: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой», – и выразила веру в то, что Бог всегда милостиво исполнит прошения Иисуса: «Но и теперь знаю, что, чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог». Вера ее нуждалась в укреплении и озарении свыше, ибо Марфа считала Иисуса не более как добродетельным и близким к Богу человеком. Она еще не помышляла, что Иисус, отсутствуя как человек, присутствовал у одра Лазаря как Бог. Чудеса воскрешения дочери Иаира и сына наин-ской вдовы позволяли ей надеяться, что и для Лазаря Иисус мог бы испросить у Бога возвращения к жизни, если бы пришел раньше. Воскресить погребенного мертвеца, тело которого уже разлагалось, представлялось Марфе делом невероятным.

камень.jpg

Камень, на котором сидел Иисус, беседуя с Марфой и Марией.
Монастырь Встречи

Видя маловерие женщины, Господь сказал твердо: «Воскреснет брат твой». Угнетенная горем, Марфа подумала, что Иисус утешает ее напоминанием о всеобщем воскресении мертвых: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» мира. Марфа верила в Иисуса только как в богоугодного человека, поэтому Он открыл ей теперь, что Источник всей жизни в нашем мире – Он Сам и что главное условие возвращения к жизни есть соединение с Ним живой искренней верой: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» – не потерпит никакого вреда от смерти плоти, но в руках Божиих унаследует вечную жизнь.

«Веришь ли сему?» – спросил Иисус. В скорби своей Марфа, как учит святитель Иоанн Златоуст, не уразумела глубины Его слов, а потому не ответила на вопрос Спасителя, но лишь в общих словах исповедала Его высокое достоинство: «Так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир».

Господь попросил Марфу привести сестру, Сам же оставался вне селения, ближе к месту погребения Лазаря. Услышав, что Иисус пришел и зовет ее, Мария «поспешно встала и пошла к Нему». Иудеи, пришедшие утешать сестер, направились за ней, «полагая, что она пошла на гроб – плакать там».

Voskreshenie_Lazara.jpg

Воскрешение четверодневного Лазаря.
Афон, Дионисиат, XVI в.

Приблизившись к Учителю, от Которого чаяла получить утешение, Мария «пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». В дни скорби о Лазаре сестры, по-видимому, много сокрушались, что к одру больного не пришел Иисус, Который непременно исцелил бы Своего друга, и теперь Мария вслед за Марфой со слезами высказала ту же мысль. «Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом». Христос-Человек печалился о смерти друга, о горе осиротевших сестер, – может быть, Он узрел в слезах, пролитых о Лазаре, и все несчастья людей, ниспавших из рая и пораженных теперь болезнями и смертью. Человеческая скорбь была близка любвеобильному сердцу Спасителя, Он спросил: «Где вы положили его?» – и прослезился Сам.

В слезах Христа народ увидел искреннюю и глубокую любовь Его к Лазарю. Некоторые же из враждебно настроенных злорадствовали: «Не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?» Они словно говорили: если так любил Лазаря, значит, был бессилен исцелить, потому и не пришел, а следовательно, и недавнее исцеление Им слепорожденного – обман. Злобствуя, они не назвали Иисуса по имени, но сказали презрительно: «Сей». Даже в столь скорбный день ненавистники Христовы не оставляли своей вражды.

Подойдя ко гробу, Иисус, как истинный Человек, взволновался духом. Это была пещера, вход в которую преграждал камень. Народ полагал, что Христос намерен здесь, у самой гробницы любимого друга, излить Свою печаль, но неожиданно для всех Он повелел отвалить камень. В погребальные пещеры иудеи входили только в двух случаях: для подтверждения действительности смерти и для умащения тела смирной и благовониями, если этого не успевали сделать при позднем вечернем погребении, причем входили вскоре после погребения, а не тогда, когда труп уже разлагался.

9laz.jpg

Воскрешение Лазаря. А.Н. Миронов, 2011 г.

«Господи! уже смердит», – робко запротестовала Марфа, не желая видеть ужаса тления; запах от пещеры больно поразил ее сердце. Человеческий разум Марфы отказывался верить в возможность возвращения к жизни разлагающегося тела, не уразумела она возвещенную ей Спасителем истину, что Он Сам и есть Источник всей жизни в мире. Еще в Перее Господь говорил посыльным от сестер, что болезнь Лазаря «не к смерти, но к славе Божией», поэтому теперь, возводя веру Марфы на высоту, приличествующую чудотворению, Иисус напомнил: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?»

«Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший». Взоры всех устремились в сумрак подземелья. Наступила тишина. Иисус намеревался совершить одно из самых поразительных чудес. Накануне приближающихся Крестных страданий Сына Человеческого и Его смерти это чудо должно было возвысить в народе веру в Него, а ближайших учеников предохранить от колебаний и сомнений в день Его смерти: как восстал четверодневный Лазарь, так восстанет и Сам Спаситель.

Христос «возвел очи к небу», дабы все видели, что Он творит чудеса в согласии с волей Всевышнего, а не с помощью сатаны, и сказал: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня», – ибо у Отца и Сына единая Божественная воля, «но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня», – поверили, что Он истинный Мессия, принесший миру спасение. В этой благодарственной молитве Иисуса явственно виделось Его Божество: в отличие от простых людей Он называл Бога Отцом единосущным и, как рожденный от Него по естеству, обращался к Нему с полной уверенностью в исполнении Своих прошений, которой не может иметь ни один человек.

Lazarus2.jpg

Гробница Лазаря в Вифании

Что происходило в минуту молитвы Христовой в царстве смерти, где пребывала душа Лазаря? Нам не дано знать, но для Творца Вселенной и ее физических законов нет преград и необратимых явлений.

«Лазарь, иди вон!», – воззвал Иисус громким голосом, показывая, что Он и есть Тот, Кто вызвал из небытия этот мир и создал из персти земной Адама, Тот, Кто и при Втором Пришествии воскресит всех умерших. Всесильное слово Сына Божия огласило мрачное жилище смерти, достигло глубин ада и тотчас возвратило жизнь Лазарю, словно пробудив его от глубокого сна. Люди с ужасом увидели, что в сумраке пещеры появился умерший. Он медленно вышел из гроба, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком». Иисус сказал: «Развяжите его, пусть идет».

Так совершилось одно из величайших чудес Христовых – воскрешение четверодневного Лазаря. Многие из иудеев, пришедших к Марии и Марфе, уверовали в Иисуса-Мессию, но некоторые продолжали упорствовать в неверии и пошли к Его злейшим врагам фарисеям донести о совершившемся.

agios_lazarios.jpg

Храм Лазаря в Ларнаке (о. Кипр),
где находятся 
теперь мощи святого

Более миллиона евреев соберутся на празднование Пасхи в Иерусалим с разных концов Палестины и мира (собственное население столицы составляло 100 тыс. человек), и все будут говорить об этом чуде, весь Иерусалим будет жить и дышать этим великим событием, возвестившим о наступлении мессианского времени.

До сего дня в Вифании сохранилась гробница Лазаря – пещера глубоко под землей с ложем, где покоилось тело усопшего. По преданию, воскрешенный Лазарь прожил еще 30 лет и был епископом на острове Кипр, там же находится место его второго погребения. Лазарю суждено было, однажды родившись, умереть дважды; сподобится он и второго воскресения, когда все умершие восстанут в своих телах в сретение Господа Иисуса Христа при Его славном Втором Пришествии.


Источник: Воробьев С.Ю. Евангельские события от Рождества до Вознесения Господа Иисуса Христа с историческими и археологическими подтверждениями. – М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015. С. 331-335.

20 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...