Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира) в Неделю 28-ю по Пятидесятнице. Кто из нас избранные?

Проповедь смотрителя Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Много званых, но мало избранных. Дорогие братия и сестры, так закончил Господь наш Иисус Христос Свою притчу, которая читалась сегодня у нас на Литургии, притчу о званных на вечерю. Смысл притчи такой. Господь, совершив спасение людей и открыв им все средства к спасению, приглашает их воспользоваться этими спасительными средствами. «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененный, — говорит Он, — и Аз упокою вы» [1]. Но, к крайнему сожалению, многие отказываются от спасения, от своего собственного блага. Много званых, но мало избранных — мало внимательных к своему собственному спасению, к своему собственному благу. Странно, но тем не менее, действительно, многие из нас, даже верующие, отказываются от своего собственного блага, к которому постоянно нас зовут, которое нам предлагают, которое, можно сказать, нам навязывают.

nb654248.jpg


И мы, дорогие братия и сестры, все званные Господом и Его Святой Православной Церковью ко спасению, но кто же из нас избранный? Кто из нас истинно дорожит своим благом и заботится о спасении? Совесть каждого ответит на этот вопрос, и каждый из нас легко может увидеть свое положение.

А святые Отцы говорят нам, что избранные Господом — это те, которые твердо держатся святого евангельского учения и учения Святой Православной Церкви, надежной руководительницы нашей в деле спасения.

Избранные — это те, которые любят читать и слушать слово Божие, вдумываться в него и которые усваивают это святое учение всем сердцем, как сухая земля впитывает в себя дождевые капли.

Избранные — это те, для которых все установления церковные священны, для которых священник — лицо желанное, почтенное, которого слушают с охотой и любовью, как отца духовного, духовного пастыря, верного служителя Христова.

Избранные — это те, для которых всякая святыня христианская: храм, иконы, крест, святое Евангелие и прочее — предметы дорогие, всякий раз вызывающие благоговение.

Избранные — это те, которые крепчайшею любовью привязаны к Иисусу Христу, нашему Спасителю, стремятся к Нему всем сердцем и непрестанно ищут общения с Ним в молитвах и в святых таинствах Церкви.

Избранные — это те, которые видят в своих ближних братьев во Христе, любимых чад Отца Небесного, несмотря на их бедность, низкое общественное положение, и стараются, в чем только можно, помогать им.

Избранные — это те, которые не позволяют себе в жизни не только какого-нибудь дурного поступка, но и какого-нибудь гнилого слова и даже греховной мысли, которые с негодованием отворачиваются от всякого неприличия, от кого бы это ни исходило, в слове или деле.

Избранные — это те, у которых душа мягкая, добрая, отзывчивая на всякое добро и отвращающаяся от всего дурного, исполненная любви к Богу и ближнему.

Избранные — это те, которые держат себя в стороне от плохих сообществ, сближаются только с людьми скромными, богобоязненными, которые ведут себя благопристойно, ни перед кем не выставляя напоказ внутренних достоинств.

Словом, избранные Господом — это те люди, которые стараются во всем жить по закону Христову, а если и грешат в чем-нибудь, то каются, каются искренно, чистосердечно, и поэтому постепенно становятся лучшими и духовно совершенными в своей жизни.

К сожалению, многие, признавая святость благочестия, сознавая долг свой перед Богом, пренебрегают благочестием под разными предлогами, отрекаются от него каждый по-своему.

«Мы не против христианского благочестия, — говорят одни, — но заботы по хозяйству, по службе отнимают у нас все время, нам некогда заниматься благочестием, ходить часто в храм, много молиться». Многие говорят: «Когда пойду на пенсию, постарею, тогда буду больше и молиться, храм посещать, поститься и каяться». Многие, думавшие так и оставлявшие заботу о своем спасении, горько ошиблись. Преждевременная смерть унесла их совсем не подготовленными в вечность. Кто может гарантировать, что мы доживем до старости или до пенсии? А если и доживают многие, то, проведшие юные и молодые годы в грехах и страстях, в старости бывают уже не способны к подвигам благочестия, молитве и покаянию. С такими отговорками и мечтами невозможно, конечно, спастись. Поэтому, пока милосердный Господь дает нам это золотое время, здоровье, долготерпит нас, надо спешить делать добрые дела, спешить спасаться, не пренебрегать этой великой милостью и любовью Божией к нам, грешным. «Вот, теперь время благоприятное, — говорит святой апостол Павел, — вот, теперь день спасения [2]. Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» [3]

Дорогие братия и сестры! Мы слишком сильно озабочены нуждами домашними, успехом по службе и другими земными благами. Но не сказано ли нам, что если будем искать Царствия Божия, спасения душевного, то все прочее приложится нам? Это не человеческие обещания, часто ненадежные и обманчивые, а это обещание Божие. Но мы, не доверяя Богу, принимаем на себя заботы обо всем. А что из этого выходит? Мы теряем время, столь необходимое для спасения души, для добрых дел, и в пустых житейских заботах, так сказать, ловим ветер; плоды незаконных трудов наших гибнут на наших же глазах или расточаются детьми нашими. Нет, не законные житейские заботы мешают благочестию, а беззаконная заботливость и суета, не знающая меры. Кто приучил себя располагать временем и трудами согласно заповедям Божиим, а желаниям сердца полагать меру евангельскую, у того довольно времени для спасения. В покойном уповании на Того, Кто дает пищу и птицам небесным, он не мучит себя заботами о земном, довольствуется плодами трудов своих и уделяет из них нуждающимся. А жадность к благам временным всегда проявляется в недовольстве. Дают ей необходимое для жизни — не знает покоя, стремится приобрести больше. Посылается более, чем нужно, — строит здания, чтобы запереть в них все в пищу тлению. Привязавшись к земному, не думает больше ни о чем, не тревожится ничем, не любит ничего, кроме земли. Жена, деньги, отличия — вот все ее сокровище, тут и сердце ее.

Путь, по которому идут толпы любителей земного, ведет к вечной погибели, а путь к Царству Небесному — путь узкий, и по нему идут немногие. Это сказал нам Сам Господь, каждое слово Которого — истина, «ей» и «аминь». Много званых, но мало избранных. Надо следовать примеру не многих, а святых, искавших прежде всего и более всего Царства Божия и правды Его!

Счастливы избранники Божий! Может быть, они живут в простоте, бедности и в безызвестности, может быть, и не замечают их другие, может быть, их обижают многие и заставляют проливать слезы, может быть, их поносят и презирают Господа ради, но видит их Господь и любит их. Господь их хранит. А в свое время, когда они успешно выполнят свое земное назначение, Господь пошлет им кончину безболезненну, непостыдну, мирну и после смерти подаст им добрый ответ на Страшном Суде Своем и затем вечную блаженную жизнь. Аминь.


Источник: архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. С. 345-349.



ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Мф. 11, 28.

[2] 2 Кор. 6, 2.

[3] Рим. 2, 4.


STSL.Ru


30 Декабря 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Вместо Академии – курсы
Вместо Академии – курсы
В начале апреля 1919 года новая советская власть распустила Московскую духовную академию. В ее стенах разместились электротехнические курсы. Покровский храм был закрыт и опечатан, а его причт переведен в Пятницкую церковь.
Забота императора Павла I Петровича о Троицкой семинарии
Забота императора Павла I Петровича о Троицкой семинарии

4 апреля (н. ст.) 1797 года Павел I Петрович издал указ об учреждении больницы при Троицкой семинарии и пожертвовал на ее содержание 2000 руб. Он также выделил 2100 руб. семинаристам.

Кощунственный приказ
Кощунственный приказ

Несмотря на просьбу Патриарха Тихона, 4 апреля 1919 года Московский губисполком утвердил решение Сергиевского совета депутатов от 1 апреля 1919 года о вскрытии мощей преподобного Сергия.

Дар преподобного
Дар преподобного

4 апреля 1479 года в Троицкой обители был крещен сын Иоанна III и Софьи Палеолог – княжич Василий Иоаннович, «чудесно дарованный родителям преподобным Сергием».

Почему посад, а не город?
Почему посад, а не город?

Во-первых, из-за того, что его население должны были составлять только купцы и ремесленники, и, во-вторых, потому что он не получил подчинённой ему в административном отношении сельской территории.