Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира) в Неделю 28-ю по Пятидесятнице. Кто из нас избранные?

Проповедь смотрителя Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Много званых, но мало избранных. Дорогие братия и сестры, так закончил Господь наш Иисус Христос Свою притчу, которая читалась сегодня у нас на Литургии, притчу о званных на вечерю. Смысл притчи такой. Господь, совершив спасение людей и открыв им все средства к спасению, приглашает их воспользоваться этими спасительными средствами. «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененный, — говорит Он, — и Аз упокою вы» [1]. Но, к крайнему сожалению, многие отказываются от спасения, от своего собственного блага. Много званых, но мало избранных — мало внимательных к своему собственному спасению, к своему собственному благу. Странно, но тем не менее, действительно, многие из нас, даже верующие, отказываются от своего собственного блага, к которому постоянно нас зовут, которое нам предлагают, которое, можно сказать, нам навязывают.

nb654248.jpg


И мы, дорогие братия и сестры, все званные Господом и Его Святой Православной Церковью ко спасению, но кто же из нас избранный? Кто из нас истинно дорожит своим благом и заботится о спасении? Совесть каждого ответит на этот вопрос, и каждый из нас легко может увидеть свое положение.

А святые Отцы говорят нам, что избранные Господом — это те, которые твердо держатся святого евангельского учения и учения Святой Православной Церкви, надежной руководительницы нашей в деле спасения.

Избранные — это те, которые любят читать и слушать слово Божие, вдумываться в него и которые усваивают это святое учение всем сердцем, как сухая земля впитывает в себя дождевые капли.

Избранные — это те, для которых все установления церковные священны, для которых священник — лицо желанное, почтенное, которого слушают с охотой и любовью, как отца духовного, духовного пастыря, верного служителя Христова.

Избранные — это те, для которых всякая святыня христианская: храм, иконы, крест, святое Евангелие и прочее — предметы дорогие, всякий раз вызывающие благоговение.

Избранные — это те, которые крепчайшею любовью привязаны к Иисусу Христу, нашему Спасителю, стремятся к Нему всем сердцем и непрестанно ищут общения с Ним в молитвах и в святых таинствах Церкви.

Избранные — это те, которые видят в своих ближних братьев во Христе, любимых чад Отца Небесного, несмотря на их бедность, низкое общественное положение, и стараются, в чем только можно, помогать им.

Избранные — это те, которые не позволяют себе в жизни не только какого-нибудь дурного поступка, но и какого-нибудь гнилого слова и даже греховной мысли, которые с негодованием отворачиваются от всякого неприличия, от кого бы это ни исходило, в слове или деле.

Избранные — это те, у которых душа мягкая, добрая, отзывчивая на всякое добро и отвращающаяся от всего дурного, исполненная любви к Богу и ближнему.

Избранные — это те, которые держат себя в стороне от плохих сообществ, сближаются только с людьми скромными, богобоязненными, которые ведут себя благопристойно, ни перед кем не выставляя напоказ внутренних достоинств.

Словом, избранные Господом — это те люди, которые стараются во всем жить по закону Христову, а если и грешат в чем-нибудь, то каются, каются искренно, чистосердечно, и поэтому постепенно становятся лучшими и духовно совершенными в своей жизни.

К сожалению, многие, признавая святость благочестия, сознавая долг свой перед Богом, пренебрегают благочестием под разными предлогами, отрекаются от него каждый по-своему.

«Мы не против христианского благочестия, — говорят одни, — но заботы по хозяйству, по службе отнимают у нас все время, нам некогда заниматься благочестием, ходить часто в храм, много молиться». Многие говорят: «Когда пойду на пенсию, постарею, тогда буду больше и молиться, храм посещать, поститься и каяться». Многие, думавшие так и оставлявшие заботу о своем спасении, горько ошиблись. Преждевременная смерть унесла их совсем не подготовленными в вечность. Кто может гарантировать, что мы доживем до старости или до пенсии? А если и доживают многие, то, проведшие юные и молодые годы в грехах и страстях, в старости бывают уже не способны к подвигам благочестия, молитве и покаянию. С такими отговорками и мечтами невозможно, конечно, спастись. Поэтому, пока милосердный Господь дает нам это золотое время, здоровье, долготерпит нас, надо спешить делать добрые дела, спешить спасаться, не пренебрегать этой великой милостью и любовью Божией к нам, грешным. «Вот, теперь время благоприятное, — говорит святой апостол Павел, — вот, теперь день спасения [2]. Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» [3]

Дорогие братия и сестры! Мы слишком сильно озабочены нуждами домашними, успехом по службе и другими земными благами. Но не сказано ли нам, что если будем искать Царствия Божия, спасения душевного, то все прочее приложится нам? Это не человеческие обещания, часто ненадежные и обманчивые, а это обещание Божие. Но мы, не доверяя Богу, принимаем на себя заботы обо всем. А что из этого выходит? Мы теряем время, столь необходимое для спасения души, для добрых дел, и в пустых житейских заботах, так сказать, ловим ветер; плоды незаконных трудов наших гибнут на наших же глазах или расточаются детьми нашими. Нет, не законные житейские заботы мешают благочестию, а беззаконная заботливость и суета, не знающая меры. Кто приучил себя располагать временем и трудами согласно заповедям Божиим, а желаниям сердца полагать меру евангельскую, у того довольно времени для спасения. В покойном уповании на Того, Кто дает пищу и птицам небесным, он не мучит себя заботами о земном, довольствуется плодами трудов своих и уделяет из них нуждающимся. А жадность к благам временным всегда проявляется в недовольстве. Дают ей необходимое для жизни — не знает покоя, стремится приобрести больше. Посылается более, чем нужно, — строит здания, чтобы запереть в них все в пищу тлению. Привязавшись к земному, не думает больше ни о чем, не тревожится ничем, не любит ничего, кроме земли. Жена, деньги, отличия — вот все ее сокровище, тут и сердце ее.

Путь, по которому идут толпы любителей земного, ведет к вечной погибели, а путь к Царству Небесному — путь узкий, и по нему идут немногие. Это сказал нам Сам Господь, каждое слово Которого — истина, «ей» и «аминь». Много званых, но мало избранных. Надо следовать примеру не многих, а святых, искавших прежде всего и более всего Царства Божия и правды Его!

Счастливы избранники Божий! Может быть, они живут в простоте, бедности и в безызвестности, может быть, и не замечают их другие, может быть, их обижают многие и заставляют проливать слезы, может быть, их поносят и презирают Господа ради, но видит их Господь и любит их. Господь их хранит. А в свое время, когда они успешно выполнят свое земное назначение, Господь пошлет им кончину безболезненну, непостыдну, мирну и после смерти подаст им добрый ответ на Страшном Суде Своем и затем вечную блаженную жизнь. Аминь.


Источник: архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. С. 345-349.



ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Мф. 11, 28.

[2] 2 Кор. 6, 2.

[3] Рим. 2, 4.


STSL.Ru


30 Декабря 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Превращение Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость
Превращение Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость

В годы правления Ивана Грозного придавалось большое значение превращению Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость, имевшую важное значение на северных подступах к Москве.

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.

Публичное наказание на Красногорской площади
Публичное наказание на Красногорской площади

29 июня (н. ст.) 1746 года на Красногорской площади перед въездными в Лавру Успенскими воротами состоялось публичное наказание плетьми нескольких человек. Они были пойманы с чужим имуществом 18 мая, на следующий день после сильнейшего в истории города пожара. Приговор вынес Учрежденный Собор Лавры. Он имел право административной и судебной (кроме уголовных дел) власти над жителями окружавших обитель Троицких слобод.

Новая паперть Успенского собора
Новая паперть Успенского собора

28 июня (н. ст.) 1781 года началась разборка старой паперти перед Успенским собором. Ее планировалось заменить каменным крыльцом в соответствии с фасадом, утвержденным владыкой Платоном. Строительство крыльца завершилось в сентябре того же года

В память о спасении императора
В память о спасении императора

28 июня (н. ст.) 1868 года наместник Лавры архимандрит Антоний освятил устроенный в Вифании при митрополичьих покоях домовый храм в честь Нерукотворенного Спасова образа. Надпись над входом гласит: «Устроися храм Всемилостивого Спаса в память двукратного дивного сохранения от опасности Государя Императора Александра Николаевича 1866 г. Апреля 4-го и 1887 г. Мая 25-го дня».