Знаменитые храмы и монастыри России. Крестовоздвиженская церковь в Иркутске

Выдающийся памятник архитектуры в стиле сибирского барокко построен на Крестовой горе – отсюда и название. Церковь была построена на средства иркутского купца-морехода Федора Щербакова. Не заметить храм сложно: яркий и своеобразный пышный декор, сложнейшие узоры, созданные различными комбинациями геометрических фигур, ошеломляют нарядностью. Характер орнамента и скульптурная пластика стен вызывают ассоциации с восточными мотивами. Похожий на драгоценную расписную шкатулку, он так и манит заглянуть – а что там внутри? И вновь восхищает: это единственный иркутский храм, в котором сохранились интерьеры и иконостасы XVIII века. 16 апреля 1851 года в церкви венчался Геннадий Иванович Невельской (1813-1876) – российский адмирал, исследователь Дальнего Востока, основатель города Николаевска-на-Амуре. За годы советской власти Крестовоздвиженский храм успел побывать и кафедральным собором, и памятником архитектуры высшей категории, и антирелигиозным музеем. Сейчас это действующий православный храм Иркутской епархии Русской Православной Церкви.

a40S4XLytu8.jpg
Крестовоздвиженская церковь в Иркутске, современный вид

К середине XXVIII столетия Иркутск стал настолько богатым городом, что по праву оспаривал у Тобольска звание сибирской столицы. В нем даже возникла местная архитектурная школа, разрабатывавшая одно из направлений сибирского барокко. А венцом, непревзойденным шедевром сибирского барокко стала Крестовоздвиженская церковь в Иркутске – одна из самых красивых церквей Сибири.

О храмах, подобных Крестовоздвиженскому, академик И. Грабарь писал: «Виртуозность отделки храма при сравнительно скудных средствах поистине изумительна. Обтесывая и укладывая кирпич и впрямь и вкось, вытесывая колонки и балясы и устраивая хитро сплетенные карнизы, зодчие достигали поразительного эффекта, когда кирпичные узоры давали впечатление богатых тканей и хитро вытканных ковров». «Хитро вытканный ковер» представляют собой и стены Крестовоздвиженской церкви, где, по словам И. Грабаря, «наивное сочетание отголосков Москвы и Украины причудливо сплелось в густой узорчатый ковер, со своеобразным привкусом соседнего Востока».

fil_1.jpg
Святитель Филофей, митрополит Тобольский, просветитель сибирских инородцев

Первая деревянная церковь на этом месте была сооружена в 1718 году. Храм освящал сибирский митрополит Филофей (Лещинский, (1650-1727); канонизирован как святитель, память совершается 10 /23 июня – Собор Сибирских святых). Каменная Крестовоздвиженская церковь строилась 11 лет. В 1747-1758 годах было сооружено основное здание храма, в 1774-1779 годах к нему пристроили северный придел. Спустя 100 лег, в 1860 году, к храму пристроили паперть, несколько исказившую его первоначальный вид. Прежде на этом месте стояло высокое каменное крыльцо. До 1950 года в церкви сохранялись уникальные слюдяные оконницы, но их заменили на обычное стекло. Церковь окружает изящная ограда, оформленная в стиле барокко.

Интерес к необычной церкви исследователи проявили еще в 19-м столетии. В 1887 году Императорская Археологическая комиссия включила Крестовоздвиженскую церковь в Свод памятников отечественной старины. Тогда же протоиереем Г. Можаровым была составлена метрика на церковь, как на памятник архитектуры.

lanserais_croix_irkutsk_0.png
Крестовая церковь, г. Иркутск. Почтовая открытка. Художник Е. Лансере

Особенно поражает каменное кружево, покрывающее стены Крестовоздвиженского храма. Известный русский исскуствовед Г.К. Лукомский восхищенно писал: «Плетение, как кружево, стелящееся по карнизу, вдоль столбов, между окнами, составляющее обрамление этих окон, у цоколя – покрывает всю церковь, перекрытую барочными, очень странного силуэта куполами. Лишь церкви Соликамска да Сольвычегодска могут сравняться с этим храмом по богатству фантазии и прелести выполнения узорчатых деталей». В каменном убранстве Крестовоздвиженской церкви присутствуют монгольские мотивы – воистину, «своеобразный привкус соседнего Востока!».

Церковь, одна из самых первых барочных построек Иркутска, стала образцом для подражания, тем «золотым фондом», из которого мастера черпали сюжеты для других храмов. Мотивы убранства Крестовоздвиженской церкви можно встретить на стенах собора Посольского Спасо-Преображенского монастыря на Байкале, в других, более поздних по времени церквах Иркутска.

12575212161_3.jpg

Церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, г. Иркутск. Фрагмент дореволюционного фото

В интерьере храма находятся три иконостаса: главный и два придельных. Главный иконостас, сооруженный в XVIII столетии, является единственным в своем роде. Его покрывает мелкая орнаментальная резьба, создающая эффект, известный под названием «золотая кожа». Из 650 икон, находящихся в церкви, 400 признано художественно ценными. Большинство их относится к XVIII веку, хотя есть и несколько старинных икон XVII столетия.

Богослужение в храме было прекращено в 1936 году. Тогда же с колокольни сняли колокола, самый старый из которых был отлит в 1753 году. 7 июня 1943 года был подписан договор между Иркутским горкомхозом и зарегистрированной горисполком церковной общиной о передаче верующим Крестовоздвиженской церкви – одной из центральных в городе. С открытия этого храма началось возрождение православия на Иркутской земле. Через пять лет церкви был присвоен статус памятника архитектуры федерального значения.


Источник: Низовский А.Ю. Самые знаменитые храмы и монастыри России. – М.: Вече, 2004. С. 451-453.

Фото из открытых источников


Смотрите также:

Крестовоздвиженская церковь. Иркутские повествования 1661-1917 годы. В 2 т. / Авт.-сост. А.К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1.

Крестовоздвиженская церковь Иркутска



26 Сентября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...