Крестный путь

Крестный путь

Священник Г. Петров
Беседы о Боге и Божией Правде. 1903 г.

У подножья горы на топкой болотистой низине живет целый народ. Вечная сырость, туманы, гнилой воздух породили много болезней. Небо большею частью бывает хмурое, покрыто облаками; красное солнышко – редкий гость. Люди болеют, хиреют, тоскуют о ясном небе, тяготятся постоянным мрачным, туманным покровом. Там, на вершине, говорят, нет ни сырости, ни гнили, ни туманов; там ясное, чистое небо, там постоянно светит яркое солнце; там ширь и простор, там светлая даль бодрит душу, будит энергию, вливает покой в усталое сердце; но путь туда, на вершину, с топкой низины соединен с большими трудами. Низина кругом густо заросла лесом; надо прокладывать дороги, вырубать просеки; надо вылезать из как-никак привычной топи и подыматься кручей на высоту. Требуется тут много сил, большая жажда света, солнца, чистого воздуха, твердая вера в то, что там, за лесом, вокруг топи есть все для полной и здоровой жизни. Нужен голос, который разъяснил бы людям все зло жизни на болотистой низине, указал им благо подъема на вершину, воодушевил сильных, укрепил слабых и повел их верною дорогой за собою.

Эта топь, гнилая низина, – жизнь наша в том виде, как она идет; светлая, здоровая вершина – жизнь, как она указана Христом Спасителем. Жизнь, как она есть, давит нас тяжелым гнетом, мы тяготимся, недовольны ею; мы ищем просвета, выхода, освобождения от бесчисленных ее невзгод.

Указываются различные причины неустройства жизни и предлагаются рецепты к исправлению их. Одни говорят, что вся беда – в народной темноте, в отсутствии грамоты и широкого просвещения, что народ надо учить, учить и учить. Ученье, конечно, великое дело: ученье – свет, а неученье – тьма. Чем более у нас будет на Руси работников на этой ниве, благоустроенных школ и разумных книг, тем в жизни прибавится более свету; но все же школьное и книжное ученье не есть единое и первое на потребу. Мы в жизни на каждом шагу видим, что ученые и неученые, люди темные и просвещенные, живут одинаково скверно, что жизнь их без различия – та же топь и гнилая низина. Для выхода к полному свету, на здоровую вершину, надо что-то еще, кроме ученья.

Другие говорят, что надо поровну распределить достатки, чтобы все одинаково были сыты, обуты и согреты, и тогда не будет голодных и нищих, не станет зависти, злобы и жадности, жизнь станет царством правды и братства. Опыт говорит иное. Среди нас есть люди бедные, и богатые, и среднего достатка, и жизнь их отнюдь не улучшается от того или другого количества рублей. Сытость утробная не несет с собою духовного покоя. «Человек не хлебом единым жив бывает».

Третьи, наконец, во всем винят порядки жизни. Надо изменить порядки, – говорят,– и жизнь изменится; с новыми порядками и люди станут иными. Однако, дело этого не оправдывает. В различных странах, у разных народов, можно наглядеться всяческих порядков, а люди везде одинаково плохи, жизнь всюду – топкая низина. Помои, в какой горшок не вливай, все же останутся помоями. Надо, прежде всего, очистить, обеззаразить самую жидкость. Когда же жидкость приобретет большую ценность, тогда ее вольют и в более ценный сосуд. Евангелие потому и твердить настойчиво людям: хотите новой жизни, обновитесь прежде сами; мечтаете изменить порядки, измените себя, покайтесь!

Оно указываешь единственный верный путь к избавлению от невыносимых часто тягостей жизни в следовании за Христом. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, – говорит Христос Спаситель, – и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Mф. 11, 28-29).

Жизнь – тяжелая повозка, которую мы все обречены везти за собою от колыбели до могилы. Впрягшись в нее, мы тащим, обливаясь потом, задыхаясь, падая и увязая в грязи. Спаситель говорит: «Тяжесть повозки происходить, главным образом, от скверной дороги, по которой вы все тащитесь. Едете по ухабистой, размытой, кочковатой дороге и жалуетесь на тягость повозки. Повозка на таком пути не может не увязать по ступицу, не останавливаться, не ломаться постоянно. Пойдемте за Мной, Я укажу вам иной путь.

Это – дорога не торная: путь узкий и тесный его мало кто знает и еще меньше пользуется им, но ехать по нему легко, повозка катится гладко. Много значит и запряжка в повозку. Если неладно пригнан хомут, он будет тереть шею, набьет холку. Вы впрягитесь в повозку жизни под Моим ярмом, наденьте Мой хомут, приладьте иго жизни по Моему способу, – говорит Спаситель,– научитесь от Меня, и вы сейчас же почувствуете облегчение, увидите, что иго Мое благо, и бремя Мое легко!»

Но прежде, чем выберемся на настоящую дорогу, придется перенести немало труда и горя. Вокруг нашей гнилой топи вырос ведь целый дремучий лес, лес всякой неправды: закоренелых предрассудков, условной лжи, светобоязни, привычек к своей гнили. Все это станет на пути, загородит дорогу, будет цепляться, колоть и царапать на каждом шагу. Пробираясь сквозь эту чащу, получишь не мало ушибов, царапин и даже глубоких ран.

Христос Спаситель громко предупреждает об этом. «Кто хочет идти за мною, – говорит Он, –возьми крест свой» (Лк. 9, 23). Всякому работнику Христову на пути предстоит много внешних преград. С этой стороны жизнь Самого Христа Спасителя, годы его учительства были постоянным крестным путем. Книжники и фарисеи, ненавистники света, клеветали на Него, сторожили каждый Его шаг, перетолковывали, извращали Его слова, называли Его еретиком-самарянином (Ин. 8, 48), говорили, что Он беса имеет в Себе. Та же участь ждет всякого, кто пойдет за Христом. Посмотрите, как начинают квакать все лягушки, чуть только всколыхнешь болото; какой стон, уханье и зловещий крик подымают совы, филины и ночные мыши – вся эта лесная нечисть, живущая в потемках, когда спугнут ее светом. Что же должно произойти в человеческом болоте, когда люди новой жизни нарушают вековую спячку, будят сонных, обличают привычную многим грязь и пытаются по-новому наладить жизнь? На каждом шагу преграды и препятствия, – лес, целый дремучий лес заграждает дорогу к светлому простору, к ясному небу, к здоровой вершине. Конец один: или махнуть рукой на светлое небо, яркое солнце и чистый воздух вершины, остаться в своей топкой низина, гнилом болоте, – или, не боясь царапин и ушибов леса, уханья нечисти, смело идти вперед на призыв Христа Спасителя, пробираться сквозь вековую дремучую чащу в светлое Царство Божией правды и любви. Проповедь Евангелия привела Христа Спасителя к крестному пути; крестный путь кончился на Голгофе, но ужасы Голгофы быстро сменились светлою радостью Воскресения Распятого. Новая жизнь требует работников и требует готовности жертвы.

Когда вся необозримая поляна занесена сплошным снежным покровом, нужен путеводитель, кто первый наметил бы, где лежит верный путь: за ним один, другой, третий пойдут по его следам; может быть, порой будут и увязать, но зато проложат тропинку, по тропинке пойдут и пойдут сотни и тысячи, она станет широкой стезей – Христос Спаситель называет ее путем жизни. Пойдем за Ним, будем ступать по Его следам! По Его следам проложим тропинку к Божьей жизни; за нами пройдут другие, тропинку превратят в широкий путь. С нашей гнилой низины Христос Спаситель зовет на Божию вершину. Пойдем за Ним!


Источник: Г. Петров свящ., Беседы о Боге и Божией Правде. - М., Типография Т-ва И.Д. Сытина. Валовая ул. свой д., 1903. С. 3-8.



21 Марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...