Крестное знамение

Крестное знамение

Крест первоначально служил орудием мучи­тельной казни преступников. Именно на нем пострадал Иисус Христос, Спаситель и Искупи­тель мира. Обагренный кровью Божественного Страдальца Крест после этого стал орудием ис­купления, символом христианства, положив на­чало новой эре в истории человечества — Но­вому Завету. Он именуется теперь Животворя­щим, Господним, Христовым, святым, честным. Знамение Креста, явившееся на небе императо­ру Константину, ознаменовало победу христи­анства над язычеством, окончание гонений на последователей Христа и положило начало но­вой эпохе в мире. Вскоре его мать, царица Еле­на, предприняла усилия и обрела в Иерусалиме подлинный Крест Христов.

Прославлению Креста Господня посвящен один из двунадесятых праздников. Первая стихира службы начинается словами: «Крест возносит­ся, и демони прогоняются...» И далее неодно­кратно об этом говорится: «...днесь Крест воздвизается, и демони бегают, днесь тварь вся от тли свободися»; «...Кресте честный, имже обожихомся, и диавол всеконечно подвижеся». В светильне в конце канона говорится: «Крест, хранитель всея вселенные: Крест, красота Церкве: Крест, верных утверждение: Крест, ангелов слава и демонов язва». Главной особенностью этого праздника является вынос из алтаря на средину храма святого Креста.

Это же происходит на Крестопоклонной не­деле Великого поста и в праздник первого Спа­са. В воскресные дни Великого поста, а также перед Крестом Христовым читается акафист Страстям Христовым. Существует благочести­вая традиция, когда в Великий Четверток веру­ющий человек пламенем свечи, принесенной из храма после чтения 12 страстных Евангелий, изображает на окнах и дверях своего дома крест­ное знамение.

Крест Христов положен в основу православ­ного храма и он же венчает его купол и иконо­стас в нем. Крестное знамение является непре­менным священнодействием при совершении таинств. Крестным знамением и призыванием имени Божия святые подвижники творили чу­деса, изводили воду, поражали бесовскую силу.

При таинстве крещения на крещаемого оде­вается нательный крест. На молитве христианин осеняет себя крестным знамением; священник, благословляя, осеняет нас крестным знамени­ем; перед принятием пищи ее благословляют крестом. Отходя ко сну, благочестивый христи­анин целует нательный крест. После смерти на могиле христианина также ставится крест, ко­торый венчает жизненный путь. Таким образом, крестное знамение сопровождает христианина в течение всей его жизни.

Крест — это наш жизненный путь. Именно это имеет в виду Христос Спаситель, призывая Своих последователей: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми Крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16,24). Апостол Павел в Послании к галатам пишет: «Я не желаю хва­литься, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6, 14).

На Руси издревле это хорошо понимали. Под 1068 годом в «Повести временных лет», можно сказать, содержится гимн Кресту, силою кото­рого был преодолен раздор между князьями и бы­ла явлена победа при нашествии иноплеменных: «Се же Бог яви силу крестную, понеже Изяслав целовав Крест, и я и... темже наведе Бог пога- ныя, сего ж яве избави Крест честный в день бо Въздвиженья Всеслав вздохнув рече: "О Крес­те честный! Понеже к тобе веровах, избави мя от рва сего". Бог же показа силу крестную на по- казанье земле Русьтей, да не преступают честнаго Креста, целовавше его; аще ли преступит кто, то и зде приимет казнь, и на придущем вице казнь вечную. Понеже велика есть сила крест­ная: Крестом бо побежени бывают силы бесовь- скыя, Крест бо князем в бранех пособит, в бра- нех Крестом согражаеми вернии людье побеж­дают супостаты противныя, Крест бо вскоре избавляет от напастий призывающих его с ве­рою, ничто же ся боят беси, токмо Креста, аще бо бывают от бес мечтанья, знаменавше лице Крестом прогоними бывают» [1].

За крестное знамение русские люди терпе­ли страдания. В Волоколамском патерике гово­рится об одном иноке-исповеднике, подвизав­шемся в обители преподобного Иосифа Волоцкого. В 1480 году во время Угорского стояния «в прихожение еже к Угре безбожнаго царя агарянскаго Ахмата и той пленен бысть некоим от князей его, еще пребывая в мирьском образе, ипонужен бысть отоврещися Господа нашего Исуса Христа. Множество же крестов на гойтане, еже взяша у християн злочестивии того слуги, и тех множество животворящих крестов повеле той безбожный князь давати ему (пещи тогда горящи в храмине той), яко да вверзет их во огонь, а другому слузе стояти с мечем над гла­вою: аще не вверзет их, да усечет его. Он же изволи паче умрети за Господа нашего Исуса Христа и глагола безбожному князю: "Мы сим поклоняемся и лобзаем их". Злочестивый же той повеле устрашити его посечением: и резати по­малу по шии его, и давати ему кресты — да вверзет их в огнь. Он же не хотяше того сотворити. Безбожный же той повеле, взем за гойтан, теми кресты бити его без милости. Он же никакоже не послуша. И абие внезапу прииде страх на безбожнаго царя Ахмата, и побеже. Тогда и той и князь побеже. А его во единой срачице и босого повергоша на ледине, и великаго ради мраза перьсти ногам его отпадоша. И по отшествии безбожных взяша его, еле жива, во град; бысть произволением мученик и без крови венечник» [2].

С особой силой мы обращаемся к Кресту в молитве «Да воскреснет Бог», читаемой во время бесовских страхований. В ней говорится: «...тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением... Ра­дуйся, пречестный и животворящий Кресте Гос­подень, прогоняяй бесы силою на тебе Пропя­того... о Пречестный и Животворящий Кресте Господень, помогай ми со святою Госпожею Де­вою Богородицею...» Последуя нашим благо­честивым предкам и подражая им, нам необхо­димо чаще прибегать к Кресту Христову для преодоления различных жизненных искушений, необходимо чаще осенять себя крестным знаме­нием перед началом различных дел, в трудных обстоятельствах и так далее. «Приидите, вернии, животворящему древу поклонимся...»


Архимандрит Макарий (Веретенников). Заметки о православной вере. - СПб., 2011. С. 17–22.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] ПСРЛ. СП.Бб, 1846. Т. 1. С. 74.

[2] Древнерусские патерики. - М., 1999. С. 88.


STSL.Ru


11 Июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.

Публичное наказание на Красногорской площади
Публичное наказание на Красногорской площади

29 июня (н. ст.) 1746 года на Красногорской площади перед въездными в Лавру Успенскими воротами состоялось публичное наказание плетьми нескольких человек. Они были пойманы с чужим имуществом 18 мая, на следующий день после сильнейшего в истории города пожара. Приговор вынес Учрежденный Собор Лавры. Он имел право административной и судебной (кроме уголовных дел) власти над жителями окружавших обитель Троицких слобод.

Новая паперть Успенского собора
Новая паперть Успенского собора

28 июня (н. ст.) 1781 года началась разборка старой паперти перед Успенским собором. Ее планировалось заменить каменным крыльцом в соответствии с фасадом, утвержденным владыкой Платоном. Строительство крыльца завершилось в сентябре того же года

В память о спасении императора
В память о спасении императора

28 июня (н. ст.) 1868 года наместник Лавры архимандрит Антоний освятил устроенный в Вифании при митрополичьих покоях домовый храм в честь Нерукотворенного Спасова образа. Надпись над входом гласит: «Устроися храм Всемилостивого Спаса в память двукратного дивного сохранения от опасности Государя Императора Александра Николаевича 1866 г. Апреля 4-го и 1887 г. Мая 25-го дня».

Пожар в Деулине
Пожар в Деулине

15 (27) июня 1865 года в селе Деулино сгорела деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Она была сооружена в 1619–1620 годах архимандритом Троицкого монастыря преподобным Дионисием (Зобниновским) в память заключенного в селе в 1618 году перемирия между Россией и Польшей.