Крест – венец чудес Христовых

Из поучений святителя Андрея Критского

Мы славим Крест, и вся Церковь наполняется блеском славы. Мы славим Крест, и лицо всей вселенной озаряется сиянием радости. Мы славим Крест, и рассеивается мрак, и разливается свет. Крест воздвигается, и шумные клики демонов умолкают. Крест воздвигается и вражеская сила сатаны, пораженная, падает и сокрушается. Крест воздвигается, и все верующие стекаются. Крест воздвигается и грады торжествуют и народы совершают празднество. Так одно воспоминание Креста уже возбуждает к животворной радости и облегчает тягостную скорбь. Сколь же важно видеть самый образ Креста. Воззрение на Крест вдыхает мужество и изгоняет страх. Кто стяжал Крест, тот стяжал сокровище. Вы, может быть, думаете, что я под сокровищем разумею золото и драгоценные камни Индии, чем прельщаются люди, преданные суетности? Нет. Лучшее и драгоценнейшее из всех сокровищ, по всей справедливости, есть, по мнению моему, Крест, на котором воздвигнуто здание нашего спасения. Если бы не было Креста, то и Христос не был бы распят, не отверзся бы для нас рай, и разбойник не сделался бы обитателем рая. Если бы не было Креста, смерть не была бы попрана, ад не был бы опустошен, и враждебный змей не был бы умерщвлен. Посему Крест – великое и драгоценное сокровище. Великое потому, что через него явлены великие благодеяния. Драгоценное потому, что Крест служит Знамением страданий Христа и Его победы. Страданий: ибо Он добровольно вкусил на нем смерть. Победы: ибо им поражен диавол, побеждена смерть, вереи адовы сокрушены, и Крест сделался общим спасением для всего мира.

32763422_.jpg

Крест – надежда христиан, спаситель отчаянных, пристанище обуреваемых, врач немощных, изгонитель страстей, податель здравия, жизнь погибающим. Крест – оружие против врагов, скипетр царствия, венец красоты, твердыня веры, подпора старости, путеводитель слепых, свет для сидящих во тьме, наставник нeвежд, учитель юношам, приставник отрокам, пестун – младенцам, попратель греxa, вестник покаяния, глашатай правды. Крест – лествица на небо, залог жизни, смерть для смерти, дерзновение к Богу, ключ к небесному царствию. Крест страж в нощи, крепость во дни, обуздатель в радости, одушевитель в печали, умилостивитель, примиритель, поборник, защитник, покровитель. Крест – помощник в искушениях, хранитель в опасностях, утешитель в скорбях, кормчий на море, отрада в несчастиях. Крест – охранитель спящих, сотрудник трудящимся. Крест сила безсильным, покои обремененным, пища алчущим, подкрепитель постников, советник подвижникам, одеяние нагим, спутник странникам. Крест – заступник вдовиц, покровитель сирот. Крест – честь правителей, крепость владык, победа вождей, печать девства, союз супружества. Крест – хранитель градов, оградитель жилищ, посредник друзей, отмститель врагам. Крест – царь любви, умиритель мира. Кратко сказать: Крест – глава страданий Христовых, венец совершившихся для нас чудес. Посему-то Крест и именуется славою Христовою и высотою Христовою. А что Крест составляет славу Христову, послушай о сем Самого Христа. Он говорит: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославится в Нем, и абие прославит Его (Ин. 13, 31). Так же: Прослави Мя Ты, Отче у Тебя Самого славою, юже имех у Тебе, прежде мир бысть. (7, 5). И еще: Отче, прослави Имя Твое. Прииде же глас с небесе: и прославих, и паки прославлю (12, 28). Здесь Христос говорит о той славе, которая сопровождала Его Крест, т. е. о смятении тогда и страдании всей природы. Ибо надлежало, чтобы твари сострадали Творцу. А что Крест составляет и высоту Христову, слушай, что cказал Христос: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к себе» (12, 32). И в другом случае: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому». Для чего? «Дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». (3, 14-15). Видишь ли, что Крест составляет славу и высоту Христову? – Если же Крест Христов составляете славу, то и в настоящий день воздвигается Крест для того, чтобы Христос прославился. А Христос прославляется, дабы нас возвести с Собою. Посему, когда воздвигается Крест, тогда с ним совозвышается и дух благочестивых. Прославляется Христос, и с Ним прославляются славящие Его. Воздзвигается Крест, и попирается гордыня демонская. Прославляется Христос, и диавол посрамляется. Воздвигается Крест, и восставляет падших.

А когда и как обретен Крест? При императорах, веровавших во Христа. Когда Господь жизни и смерти, спустя три дня после крестной смерти, воскрес, тогда иудеи зарыли в землю и таким образом скрыли Крест и все прочие орудия крестные, как-то: гвозди, копие и надпись, написанную Пилатом и положенную на Кресте. Но когда Бог вручил Христианам царские скипетры и всю власть над Римлянами, в cиe именно время Ему было угодно открыть Крест через жену благочестивую, жену Царицу, жену, украшавшуюся царской мудростью. И вот, всемирное сокровище недолго скрывалось от Царицы, искавшей его без всякого отлагательства. Рука Божия скоро подала ей дар Свой, т. е., тот самый Крест Господень, который ныне воздвигается для целой вселенной; а вместе с ним вручила и прочие орудия, коими совершилось блаженное и спасительное для мира страдание. Посему-тο мы ныне и торжествуем, посему и празднуем, что в настоящий день обретена давно сокрытая святыня; что cиe утаенное сокровище, быв извлечено из земли, воссияло, как злато; что буря демонская утихла при появлении Креста; что меч против врагов возблистал из тьмы; что Церковь восприяла свое украшение.

С тех пор, как существует Крест Христов, Христу приносится поклонение. Со времени Креста Христова мы познали Сына Божия. Со времени Креста Христова мы чтим Сына со Отцом. Сo времени Креста Христова обряды иудейские упразднились, язычество пало, Христианство возвеличилось, воздух освятился. Со времени Креста Христова мы научены веровать в Отца и Сына и Св. Духа и отвергли пагубный и суетный бред языческого многобожия.

Andrey_Kritsky.jpg

Свт. Андрей, архиеп. Критский

Со времени Креста Христова смерть презирается, истуканы сокрушены, заклания животных в жертву прекратились, демоны прогнаны, идольские капища разрушены до основания. Повсюду церкви, алтари, песнопения, всенощные бдения. Но для чего много говорить? Со времени Креста Христова люди сожительствуют с Ангелами, небо отверзто для земнородных, и Бог присутствует и вселяется между человеками.

О, Кресте Христов, ему наша многоименитая похвала! О, древо благознаменитое, на котором Христос распростерся! О Кресте, коим изглаждено рукописание греxa! О Кресте – сокровище неисчислимых благ, путеводитель к раю, ключарь царствия, разрешитель грехов, дарователь побед! Христос, пригвожденный к тебе, соделал тебя лествицею, ведущею к небесам. Христос, распростертый на тебе, разрешил узы скованных грехом. Христос, добровольно вознесенный на тебя, совознес с Собою мир. Сей-то Крест Христов соделался для нас источником всех благословений.

Покланяйтесь Кресту, ибо чрез него мы познали Господа. Крест достопокланяем, ибо благословен Распявшийся на нем. Крест достопокланяем, ибо чрез него мы вкусили сладость спасения. Благословенно древо: чрез него приняли благословение народы. Благословенно древо: на нем Бог распростерся плотию. Благословенно древо: через него разбойник вошел в рай, и вкушение от сего древа истребило древле вкушенную горечь. Может ли что быть досточуднее? Жилище, которое заключил прельщенный Адам, отверз благоразумный разбойник, и откуда Адам был изгнан, туда разбойник призван. – И так в настоящий день вместе со мною возвысьте гласы свои и принесите славословие с поклонением Христу Сыну Божию. «Bсе народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое, ибо Ты велик и творишь чудеса. – Ты, Боже, един Ты» (Пс. 85, 9-10).

***

Не унывай в постигших тебя скорбях, но благодари Бога, что Он посылает тебе их к обучению и предохранению от страстей, которые без скорби могли бы перейти в действия греховные. Не имея дел и подвигов духовных, заменяй их терпением скорбей, самоукорением и смирением.

иеросхимонах Макарий


Источник: Вечное/«L'Éternel» // Православный журнал. № 9, 10 (69, 70) сентябрь-октябрь. – Аньер (Франция), 1953. С. 30-33.


27 Сентября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...
Пасхальная иллюминация на колокольне
Пасхальная иллюминация на колокольне
19 апреля 1913 г., на Пасху последнего предвоенного года (перед Первой мировой войной), жители Сергиевского посада и многочисленные паломники стали свидетелями иллюминации, устроенной на колокольне Троице-Сергиевой Лавры...