Крещение Христово и Крещение наше

Крещение Христово и Крещение наше
Поучение епископа Иустина

Куда, к какому событию обращает нашу мысль и чувство настоящее празднество? Обращает к Иордану Господа нашего Иисуса Христа, обращает для того, чтобы ближе поставить всех нас к собственному нашему Иордану; от купели Христа так близко к нашей купели, что, помышляя об одной, помышляем вместе и о другой. Приблизимся же мыслями своими к той купели, в которой мы восприняли святое крещение.

Прежде всего: узнаем ли мы в купели Господней нашу собственную купель? Многого из того, что было при крещении Господа, не было, когда крестились мы, но многое было – к вечному благодарению нашему Ему, грядущему на Иордан освятити воды и грехи наши измыти. Не отверзлись при крещении нашем небеса, но троекратное погружение нас в воду, с произнесением святейших слов: во имя Отца и Сына и Святаго Духа, отверзло нам двери Царства Небесного, ибо по Христову божественному слову: аще кто не родится водою и Духом, не можем внити в Царствие Божие. Не слышался глас с небеси: Ты еси Сын мой возлюбленный, - слышались одни молитвы о нас священника, совершавшего таинство нашего крещения, и наши младенческие вопли и слезы; но крещение дало нам, чадам греха, а потому и чадам гнева Божия по естеству, дало право со дерзновением взывать к Нему, небесному Богу и Отцу: Отче наш ! Не сходил на нас видимо Дух Святый, но невидимо сей же Дух, вся исполняющий и животворящий, низводил на нас благодать сугубую, благодать спасения и освящения, благодать сопричтения нас туне, по единому милосердию Христову, к святому стаду Его, благодать, так легко забываемую нами посреди сует и волнений житейских, но так твердо памятуемую и так дорого ценимую теми из матерей, которые имеют несчастие оплакивать детей своих, умерших без святаго крещения.

Узнавая в купели Господней нашу собственную купель, припомним, братия, и те обеты, которые даны нами Господу у купели нашего крещения.

Перед крещением мы трижды отрицались сатаны, и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его. Т. е. отрицались дьявола, как виновника всякого греха и отца лжи, увлекшего ко греху первого человека, и посредством греховной похоти обладавшего всем падшим его потомством: - отреклись всех греховных, беззаконных и богопротивных дел, которые суть дела дьявола, - всей греховной жизни по страстям плотским, всякого угождения миру, в котором господствует князь мира сего, - всякой лжи и заблуждения, суеверия и нечестия в чем состоит служение дьяволу, - всего суетного мирского пристрастия, в котором выражается гордыня дьявола. Всего этого мы отреклись перед своим крещением. И напротив всего этого, тогда же сочетались верою Христу, Сыну Божию, со Отцем и Святым Духом, исповедали Его Единого своим Царем и Господом, обещались Ему Единому служить верою и правдою вся дни живота своего, Ему Единому повиноваться и во всем исполнять Его святую волю. Т.е. сказать проще, как сказал святитель Тихон Задонский, мы тогда записались на службу Господу нашему Иисусу Христу и дали в этом Ему присягу. Присягу cию и до сих пор повторяем мы ежедневно, когда читаем символ нашей православной веры: «Верую во Единаго Бога...» И будем повторять сию присягу до последнего нашего издыхания, сколько нам Бог велит пожить.

С этим отвержением прежней греховной жизни, с этим обещанием -принадлежать навсегда Господу Иисусу Христу, мы крестились во имя Отца и Сына и Святаго Духа, в этом наружном действии погружения в воду, силою и действием Святаго Духа, мы действительно и истинно, по выражению Апостола, - спогреблисъ со Христом в смерть и воскресли с Ним в новую благодатную жизнь, т.е. умерли для греха и ожили для правды и добродители, совлеклись ветхаго человека с деяниями его, тлеющаго в похотях прелестных, и облеклись в человека нового, созданного по Богу, - в правде и преподобии истины, по образу создавшего нас. Вот какое великое дело сделано с нами в таинстве крещения! По вере в заслуги Господа нашего Иисуса Христа, - по вере в Его крестную смерть и живоносное воскресение, нам прощены все грехи и поданы силы к животу и благочестию... Да и сами мы, через восприемников, отреклись от грехов и обещались жить свято; отреклись от дьявола, сочетались Христу!

Но сохранили ли мы, братия, свои обеты? Не служили ли мы греху и дьяволу? живем ли для Бога и добродетели? Увы, мои возлюбленные, едва ли кто из нас может похвалиться этим!

Что же нам бедным делать? Каяться, веровать и стремиться к жизни добродетельной. Говорят, мы каемся, но и опять грешим. Да! так в древности один подвижник говорил другому: «Что мне, отче, делать: я все грешу?» Тот отвечал: «кайся». – «Но я каюсь, сказал первый, и опять грешу». – «И опять кайся», сказал святой Отец. - «Доколе же это будет продолжаться?» - спросил первый; а второй отвечал: «до самой смерти. Но помни, что в чем смерть застанет, в том и судить будет Бог». Ответ хороший. Но нам, братие, лучше держаться в своей жизни слов Апостола, которые мы и вчера и сегодня слышали: явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ избранный, ревностный к добрым делам (Тит. 2, 11-14).


Источник: Душеполезный собеседник / [Изд. Афонского Русского Пантелеймонова монастыря]. М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1914. Вып. 1. С. 7-9.

27 Января 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...