Конечный праздник

Конечный праздник

Митрополит Вениамин (Федченков)


Царство Святой Троицы

В «своих» мыслях я излагал об этом очень подробно; здесь могу лишь привести подтверждающие выдержки. Есть прямо такое выражение: «Едину власть, и Божество Едино, и силу, Едино начало (причину всего) И ЦАРСТВО СВЯТЫЯ ТРОИЦЫ, мудрствующе поем, в трисвятом гласе вопиюще: Свят еси, Господи!» [тропарь 3-й песни канона Святому Духу].

Ныне «открывается», «объявляется», возвещается возобновление Царства Пресвятой Троицы. Но есть и прямые описания «Царственного» характера. Мы уже приводили место: «день Господский» или применительно к Царству – ЦАРСКИЙ.

Мы уже говорили, что Дух Святой есть «Царь Небесный» по Божеству и управлению; а теперь в этом же слове усмотрим и третий смысл: Он есть Царь Царственной Преславной Троицы.

Если же всмотримся в слова, то бесчисленное количество раз употребляются слова: «слава», «власть», «величие» (отсюда «величество»), «сила», «держава», «господство», «Богоначальный», «Богоначальнейшее» и т.д. Все они говорят о величественнейшем Царстве Святой Троицы. А теперь поймем и то, почему мы кланяемся на коленях в этот день… Обычно ведь даже в субботу не полагается поклонов, а здесь на такой великий праздник и – поклоны… А они обыкновенно указывают на наше унижение, падение, смирение, мольбы.

Теперь из богослужения несомненно видим, что есть и другой смысл и даже первее, чем просьбы; это именно – ПОКЛОНЕНИЕ ЦАРСТВЕННОЙ ТРОИЦЕ.

Господи, как все премудро в ЦЕРКВИ!

Именно такой смысл придает Сам Дух Святой в церковных песнопениях; мы их приводили, но и еще прибавим (из вечерних стихир): «Во дверех Твоих воспою Тя Спаса мира, и преклонь колена поклонюся…» – чему? и почему? – «…Твоей непобедимей силе…» [стихиры на хвалитех в день Святого Духа]. Это – сначала Спасителю. Ему и ангелы поклонились. А в синаксаре говорится еще и так: «Глаголют же неции: яко на кийждо от (девяти) дней (по вознесении), един кийждо ангельских (девяти) чинов, приходя обоженной плоти оной покланяшеся» (в Духов день, по 6-й песни канона). А следующая затем стихира говорит о поклонении всей Троице, начинаясь так же: «Во дворех Твоих, Господи, вернии колена душ и телес преклонше…» – что? просим? – нет; смиряемся? – нет; каемся? – нет, а «…воспеваем Тя… Отца… Сына и… Пресвятаго Духа…» [стихиры на хвалитех].

«Приидите… Триипостасному Божеству поклонимся… Троице Святая, слава Тебе!» [стихиры на «Господи, воззвах» на великой вечерне в Пятидесятницу].

Видите, все это говорит о поклонении воцарившейся Троице – Богу. (Впрочем, поклонение при чтении молитв имеет, несомненно, и значение просьбы: содержание молитв покаянное.)

А это Царственное величие, «державность», передается затем и апостолам, – по образу прославленного Христа: «Ныне облачатся державою Христовою с высоты апостоли: обновляет бо их Утешитель…» (стиховна вечерни по литургии). Поклонение подобает и Святому Духу такое же, – ибо чрез Него совершается включение нас в Царство Троицы: «…с нимиже (апостолами) сердца (и мы) с коленами приклоните, верою поклонимся Святому Духу, утвердившеся (получив опору, основу) Спасителем душ наших» [там же].

…Поэтому и из Ветхого Завета приводится прокимен: «Дух Твой благий наставит мя на ЗЕМЛЮ ПРАВУ» (Пс. 142, 10). А какая это «земля»? О ней говорит Господь: блажени кротцыи, яко тии наследят землю (Мф. 5, 5), то есть Царство Небесное, Царство Троицы.

В ЧЕМ СИЕ «ЦАРСТВО»?

Если бы кто задал себе этот вопрос, тому нужно бы ответить словами Спасителя: «Прииди и посмотри» (Ин. 1, 39). И Никодиму «нельзя» было объяснить… И ученики лишь опытно на Фаворе отчасти узрели сию славу. И только по Воскресении Господь сорок дней говорил им о «Царствии Божием» (Деян. 1, 3). Но и они опытно уяснили себе лишь ныне, в день сошествия на них Святого Духа…

Поэтому-то книга Деяний и начинает историю Церкви беседами Христа о «Царстве Божием», и это очень часто повторяется там; и в последнем стихе Деяний говорится о «проповеди Царства Божия» (28-я глава, последний стих).

На вопрос о «Царстве Божием» можно ответить разно. С «нравственно-» (точнее, «духовно-») психологической точки зрения: это те ПЕРЕЖИВАНИЯ, о коих мы уже беседовали, – радость, любовь, крепость, свет ведения.

С точки зрения источника – это БЛАГОДАТНОЕ озарение или просвещение, – проникающее не только ум, но и все существо человека, так что мы лишь отдаленно испытываем это на себе, а прославленно видели в преобразившемся Господе и преподобном Серафиме.

Благодать же Божия вводит нас в жизнь Троицы, или: Пресвятую Троицу вселяет в достойных:«Придем и обитель сотворим», – сказал Христос (Ин. 14, 23).

Короче говоря, люди становятся через Духа Святого «причастниками Самого Божества», как выразился дивно апостол Петр (2 Пет. 1, 4).

И это понятно с точки зрения «Царства Божия»: «подданные» Царя принимают, вступая в Его Царство, все преимущества, кои дарует им Царь от Себя, от Своей власти и полномочий и благ… Ныне люди становятся подданными («чадами» – это куда больше!) Божиими и получают от Него БОЖЕСТВО – по благодати – или обожествление (Ин. 1, 12-16). Так и говорится в стихирах праздника: «Дух Святый… Бог и БОГОТВОРЯЙ…» [стихиры на хвалитех].

«Безумнии» пиянством почитали; «благочестивии» же (верующие) Тебе вопием Божественно: БОГОДЕТЕЛЮ (не «благо» – а «Бого») всех благословен еси» (тропарь 7-й песни 2-го канона; [см. также] тропарь 4-й песни канона [Святому Духу] на повечерии на Троицу).

Ныне «БОЖЕСТВА БОГАТСТВО раздавает, пребывающее и невзимаемое (неотъемлемое, – что было с Адамом) яве Дух Святый…» (тропарь 9-й песни трипеснца повечерия вторника).

Таким образом, не только по настроению мы участвуем во славе Царства Троицы, но и КАЧЕСТВЕННО, или по существу своему, изменяемся по образу Своего Царя Небесного. Становимся причастниками Божественного ЕСТЕСТВА (2 Пет. 1, 4).

А святой Иоанн Богослов говорит, что это столь славно, что и представить невозможно не видевшему опытно… Возлюбленные! Ныне чада Божии есмы, и не у (еще не) явися, что будем. Вемы же (только), яко, егда явится (Господь вторично), ПОДОБНИ ЕМУ БУДЕМ, ибо узрим Его, якоже есть (1 Ин. 3, 2).

Отсюда далее он делает необходимый вывод: …всяк имеяй надежду сию Нань, очищает себе, якоже Он чист есть. Творяй грех – от диавола есть (1Ин. 3, 3-8).

В частности, на основании песнопений можно указать на один вид сего Царства: «СВЕТООБРАЗНОСТЬ».

Когда просматриваешь богослужения, то нельзя не заметить, что очень часто употребляется слово «свет». И не только в смысле «просвещения» верою, обновления разума, – а и другом, более буквальном смысле. Послушаем: о Самом Боге Отце говорится, что Он – «ОТЕЦ СВЕТОВ» (стиховна утрени в пяток).

«Бяше (был) исходен, от нерожденна света, всесильный сияющий свет…» (тропарь 3-й песни 2-го канона).

Отроков в пещи спасает «Трисветлый Богоначалия образ» (ирмос 8-й песни 2-го канона).

Дух Святой «спасительно Самовладычный Един, свет самосиятельный, и ПОДАТЕЛЬНЫЙ СВЕТА СЫЙ, пришел еси исполняя апостолы…» (тропарь 8-й песни 2-го канона).

Но не только апостолам, а и всем нам.

«Елицем дхну Боготочная благодать», и они, следовательно и мы, – «СВЕТЯЩЕСЯ, БЛИСТАЮЩЕ, ИЗМЕНЯЕМИ СТРАННЫМ ИЗМЕНЕНИЕМ… ТРИСВЕТЛОЕ СУЩЕСТВО СЛАВИМ» (тропарь 9-й песни 2-го канона).

Дивное место! Преподобный Серафим это воочию нам показал. И еще одно место приведем: «Свет Отец, свет Слово, свет и Святый Дух… апостолам послася» (2-й светилен).

Все это ясно говорит, что Царство Троицы есть Царство какого-то чудесного света…

Так описываются видения рая и в житиях святых. И сего света причастниками являются все люди, принявшие благодать Святого Духа. Дух Святой сначала посылает это «СВЕТОТВОРНОЕ действо» апостолам (тропарь 9-й песни трипеснца в пяток).

А через них «по причастию» и все члены Церкви сделались тоже «светообразными», так именно и называет их Церковь: «О ЧАДА СВЕТООБРАЗНАЯ ЦЕРКОВНАЯ! Ныне от Сиона бо изыде… языкоогнеобразная Духа благодать» (ирмос 5-й песни 2-го канона).

Эту печать «света» налагает на нас Дух Святой в крещении. Поэтому и белая одежда на новорожденных… Потому праздник Крещения называется «просвещением», «праздником света».

У епископа Феофана Затворника говорится, что если бы имели очи духовные, то увидели бы, что по земле ходят точно тени (вместо людей): одни – светлые, другие – серые, третьи – темные…

Впрочем, даже и мы про грешников говорим: «Какое темное лицо!» А про праведных: «Какой СВЕТЛЫЙ лик!»

…Каков же я? – пусть каждый подумает об этом…

ПОМИЛУЙ МЯ, ГОСПОДИ!

Вот к какому Царству «присвоил» теперь людей Дух Святой: прежде «тварь» была «учужденная» (отчужденная), а теперь за страдания Христа, Духом «благословенно УСВОЕННАЯ»; прежде выгнанная, а теперь ее Святой Дух «посаждает» – на престоле Отчем в Господе Спасителе; в Пятидесятницу же изливает благодать на «седящих апостолов», и садит их в Царство Троицы.

И так уже «благословенно усвоенные», мы призываемся не бояться теперь, как евреи при Синае: «Яко на некасаемую превосходяще гору (ко Святей Троице), не боящеся огня страшаща, приидите, и станем на горе Сионской, ВО ГРАДЕ ЖИВАГО БОГА (град – образ Царства), духоносным учеником ныне сликующе» (тропарь 8-й песни 1-го канона).

Вот куда призван ты, христианин: гражданин Царства Троицы! Каким же светоносным ты должен быть!

Собор церковный

Среди стихир встречалось и это слово: «собор», и подумалось о «соборности"…

«Дух Святый вся подает» и, между прочим, «весь собирает собор церковный» (стихира [на малой] вечерне под праздник на «Господи, воззвах»), В сущности то же, что Он и Церковь собирает… Собор – соборне. А Церковь, с греческого, означает «Дом Божий» и «собрание». Значит, Дух Святой созидает Церковь.

Но дозволительно видеть здесь и характер этого собрания – «соборность». Что она такое? Собрание воедино многих. Истинное собрание предполагает наличие ЛЮБВИ. Но в особенности – отречение от самости, – требует смирения к себе, и внимания к дару другого. Однако каждому талант (камень) свой ДОЛЖНО приносить в созидание общего дела – Церкви. Так, следовательно, делают в единении все, весь «собор».

Но, в сущности, – через или в них – действует здесь Дух Святой; Он – суть собранности; «Изволися Духу Святому и нам», – так постановили апостолы на Иерусалимском Соборе (Деян. 15, 28).

Указанные же выше духовные свойства есть и ПЛОД ЕГО, и УСЛОВИЯ действия для Него: без этого будет обычный сход, а не соборность, – союз, а не Церковь.

Не всякий союз, именующий себя Церковью, есть или будет ЦЕРКОВЬЮ. В КОНЦЕ МИРА особенно будет путаница: «У нас Христос…» – «Нет, у нас Его Церковь». Страшное время! СПАСИ НАС, ГОСПОДИ!

И «союзы», как собрания, еще не гарантия благодатной соборности… Главное – в душах: есть ли там условия для Духа Святого?

Конечный праздник

Теперь, вероятно, видно, что Святая Пятидесятница есть завершение всех праздников, всего круга годичного, – а вместе с тем, и начало его.

Цель – воссоздать ЦЕРКОВЬ ПО ОБРАЗУ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. Но для этого нужен был Воссоздатель – Дух Святой. Его нужно было исходатайствовать от Отца. Для сего нужно было прийти Искупителю: Он, примирив, возвращается к Отцу, чтобы послать Святого Духа. Это уже много раз повторяется. Об этом объяснение и в синаксаре, в понедельник: «Обещавый бо Спас, прежде страсти, Утешителя пришествие, рек: полезно есть, да Аз иду; аще бо Аз не иду, Утешитель не прийдет. И паки: егда прийдет Оный, научит вас, и наставит вас на всякую истину. И паки: умолю Отца, и иного Утешителя послет вам, Духа истины, Иже от Отца исходит. И по страсти же, егда и на небо восходя, рече: вы же пребудите во Иерусалиме, дондеже облечетеся силою с высоты…»

Ясно, что Пятидесятница есть завершение всего дела Спасителя. Так и поется в стихирах: «Пятдесятницу празднуим, и Духа пришествие, и предложена (исполнение) обещания, и надежди исполнение…» – таковы первые же слова, какими славит Церковь этот праздник [стихира на «Господи, воззвах» на малой вечерне]. И еще яснее: «Попразднственный (то есть после всех прежних праздников) вернии, и КОНЕЧНЫЙ праздник празднуим светло: сей есть Пятдесятница, обещания исполнение и предложения (то есть предположенной, назначенной ранее задачи, ближайшей цели)… Свет прииде Утешителя, и мир просвети» (седален утрени в Духов день). А в следующей стихире выясняется путь действия Святого Духа и последняя, заключительная цель их: «Предобещание исполнивый, Твоего Утешителя, яко во огненных языцех послал еси миру» – зачем? – «ВСЕХ ГРЕXИ Божественным огнем слияти (сжечь, как огонь всякую нечистоту «поедает», очищает всякий сор)» – а это для чего? – «и дати нам еже к НЕМУ ОБЩЕНИЕ ИСТИННОЕ, верно богословящим ЕГО» (стихира на «Господи, воззвах» вечерни понедельника).

А вообще сие от нас требует поклонения: «…Троице покланятися нераздельно снаказал еси», Господи. «Темже Твое спасительное смотрение (домостроительство) славим, Иисусе всесильне, Спасе душ наших» (стиховна вечерни вторника).

Таким образом, СЛАВА ТРОИЦЕ – вот последняя цель дела Сына Божия. Поэтому и последние слова Его пред вознесением были о Троице: «Крестите во имя Отца и Сына и Святаго Духа» весь мир (Мф. 28, 19).

Итак, «ДЕЛОМ» исполнил Господь то, что обещал и для чего приходил на землю (стиховна вечерни понедельника). Теперь остается лишь людям спасаться: все дано к сему!

Пятидесятница и праздники

Но зато отмечаются славные предшествующие праздники: Воскресение, Вознесение. Смысл мы их объясним: там совершилось это во Христе Богочеловеке; ныне то же самое начинает осуществляться в людях. Сущность одна: обожествление человечества.

Но вот что примечательно, – что вечером в Троицу на повечерии поются ирмосы РОЖДЕСТВУ ХРИСТОВУ (кроме 1-го и 9-го). Мы уже об этом отмечали. И как заметил это, так сразу и перенесся душою к «зимнему» торжеству – воплощению Бога. Зачем это?

Ныне – КОНЕЦ дела Христова… Конец славный, победный. И невольно вспомнилось НАЧАЛО. А начало было униженное… Бог – в скотской пещере… Но то было неизбежно, чтобы произошло – спасение.

…И очень отрадно было вспомнить Рождество. Так и победители с любовью рассказывают об ужасных ранах войны… Униженное обратилось во славу. Но об этом униженном Церковь вспоминает все же только на повечерии, то есть когда день службы закончился, слава воздана.

«К вечерку» обыкновенно говорят о прошлом, занимаются воспоминаниями, – и притом скорбными: уставшая за день душа уже более склонна не к «славе», а к «грусти», умилению, размышлению. Поэтому и на других повечериях тоже я заметил ретроспективный (назад) взгляд на прошлое, – в канонах трипеснцев: их читали лишь в уставных монастырях… Да и то, не успеешь обернуться, – и уже кончено! А ведь авторы-то везде вкладывали идеи, в каждое словечко.

Например: в среду на повечерии Троицы поются ирмосы СРЕТЕНИЮ… Почему? Там (в 3-й песни) говорится, что Господь Иисус Христос приобрел Себе Царство (Церковь) «честною Своею Кровию»; в 8-й песни вспоминается об «огне» в пещи.

Усматривается и такая связь праздников: в день Сретения навстречу Господу, скрывавшемуся от большинства, вышли лишь двое: Симеон и Анна, – смиренные уже жизнью, освященные праведностью старцы… А средние люди и молодые не в силах еще были признать в этом немощном Младенце нищих бедняков «спасение людей и славу Израиля». Они могли бы (вместе с Иродом) погубить Своего Царя и Спасителя. И потому Господь «таился» «недугующаго (больного) человеческаго естества» (тропарь 9-й песни 2-го канона).

И все же распяли…

А теперь навстречу Ему, славному, выходит весь мир, – а не двоица лишь старцев… «И сыны ваши и дщери ваши видения увидят… Изолью Духа Моего на всяку плоть» (Деян. 2, 17-21).

Ныне исполнилось вполне предсказание святого Симеона: СВЕТ во откровение язы́ком (Лк. 2, 32). Ныне свет сошел на вселенную в видении (виде) огня. Ныне сбылось пение тропаря: «Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия солнце правды, Христос Бог наш, – ПРОСВЕЩАЯЙ сущия во тьме…»

В Сретении – содержится все: и Благовещение («Благодатная»), и Рождество («солнце правды» из рождественского тропаря), и искупление («Свободителя душ наших»), и Пятидесятница («просвещаяй»), и общение Бога с людьми («приемый во объятия»), и будущее совоскресение («дарующаго нам воскресение»). Одни распяли, другие прославили: «Знамение пререкаемо», – сказал Симеон (Лк. 2, 34)… Сбылось и сбывается и это!

Как вот вдумаешься во всю глубину – какое богатство видишь! Какой хороший праздник Сретение: в семени – все дерево… Ныне плоды вкушает человечество!

Есть указание и на Благовещение.

На повечерии в четверток Троицы, ирмос 4-й песни («Седя́й…») – благовещенский… В богородичне же говорится прямо: «Осени на Тя Дух Всесвятый… воплощенно Сына соделовая красно» Тя, «небес Вышшую» (богородичен 4-й песни [трипеснца в четверг]).

Вспоминается тайное начало спасения… Тогда уже предуказана была («светоносная благодать» в наименовании Богородицы «Благодатной», а ныне она «Пятидесятницею прииде» – всем [тропарь 4-й песни; там же]. И тогда, и теперь – Един действующий – ДУХ СВЯТОЙ.

Тогда Он сошел на Деву, и Она зачала Спасителя: «От Святаго Духа Чистая зачала еси…» (богородичен 9-й песни; там же). А ныне «…зачатый… во чреве пророков… (то есть таинственно открываемый в Ветхом Завете, – теперь же) рожденный на земли Дух спасения (спасающий), апостольская сердца созидает ЧИСТА…» [ирмос 5-й песни 1-го канона на утрене Пятидесятницы]. Это – духовное воплощение в сердцах.

…Ныне духовное БЛАГОВЕЩЕНИЕ ВСЕМУ МИРУ! Поэтому, может быть, единственный задостойник во весь год (ирмос 9-й песни) начинается так торжественно громогласно, словом ангельского приветствия в Благовещение: «РАДУЙСЯ!..» Но Она ныне уже называется «Царицею», ибо родила Царя и вошла в Царство Своего Сына: «Радуйся, Царице! Матеродевственная славо!..»

Кончились Ее скорби! Наступило прославление! В заключение славы Ее, подобно славе Духу Святому в кондаке; там сказано было: «…и СОГЛАСНО СЛАВИМ Всесвятаго Духа», а здесь (в задостойнике) поем: «…темже Тя СОГЛАСНО СЛАВИМ!» Не случайно это совпадение. А если автор и сам не видел этой связи, то она несомненно существует, ибо в спасении необходимы были – ДВА ДЕЯТЕЛЯ: ДУХ СВЯТОЙ – от ОТЦА, – и ПРЕЧИСТАЯ ДЕВА – от ЛЮДЕЙ.

Ни зачать Она не могла без Духа Святого. Ни Дух Святой не мог найти на Нее без Ее согласия.

Поэтому в Символе веры мы и видим их рядом поставленными в словах о рождении Сына Божия: «Нас ради… воплотившагося от Духа Свята и МАРИИ ДЕВЫ…» Посему их единогласно «согласно славим» – и БЛАГОДАТЬ и БЛАГОДАТНУЮ!

Наконец, есть малое упоминание и о крещении, но не Христовом, а – людей. «Огнезрачными языки богоглаголивии (апостолы), к воде крещения Божественнаго зовуще…» [стиховна вечерни четверга] и да крестится кийждо вас… (Деян. 2, 38).

…Вот какую связь имеет Пятидесятница со всеми главными событиями Христова дела: Благовещением, Рождением, Сретением, Распятием, Воскресением и Вознесением… И все это невольно отметалось в душе моей.

Заключение

Вместо своих слов скажу церковные: «Троице Святая, слава Тебе! В песнех поклоняюся троически, Отцу, и Духу правому с Сыном: и поя Тебе Троице Божественне, достодолжно верно почитаю» [стиховна на утрене в пяток]. (Разумеются оружия духовные, о коих апостол Павел говорит в 6-й главе Послания к ефесянам: облекитеся во вся оружия Божия и т.д. (Еф. 6, 11).)

«СЛАВА ОТЦУ И СЫНУ И СВЯТОМУ ДУХУ: Улучити Божественнаго блаженства певцем Ти, Твоим пришествием Утешителю, яко источник благих, благоволи, всеоружных (разъяснение в скобе выше) даров причастие, яко Благоподатель подая, Едине Человеколюбче. И ныне и присно и во веки веков, АМИНЬ.

Бога человеком Чистая пременила еси паче естества, Егоже и нам исходатаивши; Тобою бо Пречистая совокупи во едино прежде расточенная; и вси небеснаго Божественнаго наследия, и пищи сподобихомся» (тропарь и богородичен 9-й песни четверопеснца в субботу).

Это самые последние слова Триоди цветной.


Источник: Вениамин (Федченков), митр. Царство Святой Троицы. – М.: Правило веры, 2006. С. 111-156.

22 Июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...