Книжные покупки Троице-Сергиевой Лавры на Московском печатном дворе в XVII в.

Книжные покупки Троице-Сергиевой Лавры на Московском печатном дворе в XVII в.

В.П. Пушков

Хорошо известна мысль выдающегося русского историка С.М. Соловьева о том, что «Величие Древней Руси заключалось в сознании своих несовершенств, в сбережённой ею способности не мириться со злом, в искреннем и горячем искании выхода в положение лучшее посредством просвещения». Бесценный вклад в это дело внёс Московский печатный двор (далее М ПД), выпустивший в течение всего XVII в. сотни книг общим тиражом более одного миллиона экземпляров, среди которых, по исследованиям И.В. Поздеевой, наибольший удельный вес принадлежал именно учебной книге. Хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов дела Приказа книгопечатного дела XVII в. (РГАДА. Ф. 1182. Оп. 1-3) являются уникальным сокровищем отечественной культуры. Эти документы раскрывают все компоненты многогранной деятельности Московского печатного двора — одной из крупнейших государственных мануфактур того времени. Археографическая лаборатория Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова ведет постоянную работу по комплексному изучению архива этого крупнейшего монополиста российского книгоиздательства [1]. К наиболее ценным материалам данного фонда относятся так называемые книги продаж, в которые заносились данные о розничной («в мир») продаже книг через типографскую лавку на Никольской улице. Таких персональных записей с 1632 по 1664 г. сохранилось десятки тысяч. Как правило, по каждому покупателю в эту отчетность вносились его имя и фамилия (патроним), сословная принадлежность, должность и место работы, местожительств (для иногородних) и, естественно, сколько каких книг по какой цене в каком месяце и какого числа он приобрел. Подобные записи о розничной продаже множества книг самых разных наименований представляют собой емкий массовый исторический источник, который открывает путь для широких пространственно-временных исследований по истории книжного рынка, социальному составу и географии читателей сотен городов, монастырей и сел, формированию национальной интеллектуальной элиты и т.д. А поскольку на многих дошедших до нас экземплярах сохранились записи об их приобретении и владельцах, то историческое пространство бытования Книги многократно расширяется (вплоть до конфессиональною функционирования в современной старообрядческой среде) [2]. Таким образом, книготорговая отчетность МПД обеспечивает единство истории региональной и столичной культуры, позволяет сопоставить вклад в этот процесс многих десятков уездов, выявляя специфику каждой отдельной земли – словом, это прочный фундамент для изучения самого широкого спектра вопросов историко-культурной идентификации и самоидентификации.

Рассмотрим вклад Троице-Сергиевой лавры в формирование столичного книжного рынка за ряд лет XVII в., а также по двум временным срезам за 7145 (1636/37) и 7170-7172 (1662-1664) гг. [3].

В 1620-е годы Приказом книгопечатного дела, главным образом, практиковалось административное распределение книжной продукции типографии путём передачи большей части тиража каждого нового издания в десятки московских торговых рядов, а в другие города транспорты с книгами отправлялись в сопровождении специальных царских чиновников — «трубников» или назначенных от Печатного двора «посыльщиков». Каждый такой адресат, получив выделенные ему книги, был обязан самостоятельно реализовать всю партию. Определённая жёсткость такой схемы книгораспределения оправдывалась тем, что в условиях восстановления народного хозяйства после Смутного времени многие церкви не функционировали («стояли без пения») и крайне нуждались в богослужебных книгах для возобновления своей духовной миссии. Поэтому, Хорошо понимая церковные нужды, царь Фёдор Михайлович и патриарх Филарет Никитич своими совместными указами назначали цены, «во что те книги стали в печати, без прибыли, для просвещения святых божиих церквей и для их государьскаго многолетного здоровья, чтоб теми книгами святыя Божия церкви просвещалися и имя бы Божие славилось, а за них бы, государей, Бога молили (2001, с. 344). В этих словах, которые содержались в предисловиях каждому новому изданию Печатного двора 1620-х годов, говорите о непреходящем значении православного духовного наследия формирования того «культурного ядра» русского народа и его «национального интеллектуального кода», о которых говорил Патриарх Кирилл на Международной научной конференции, посвящённой 1150-летию российской государственности (МГУ им. М.В. Ломоносова, 28 сентября 2012 г.)

В этом плане показательно, что в заголовке рубрики административной рассылки продукции МПД адрес Лавры всегда стоял на первом месте. Так, относительно Минеи декабрьской, вышедшей в свет в 1620/21 г., читаем: «Да тех же месечных Миней по указной же цене послано к Троицы в Сергиев монастырь и по городом послано же книжного дела с розборщики, а о тех книгах в городы посланы ис приказов с ними государевы грамоты.

Декабря в 3 день к Троицы в Сергиев монастырь пятдесят книг в тетратех, за Минею по дватцати алтын, итого тритцать семьрублев с полтиною взято. Того ж дни книги взял и деньги платил Троицы Живоначальные старец Иоасаф декабря в 15 день» (2001, с. 328). Скорее всего, аналогичный порядок централизованного распределения богослужебных книг действовал и в последующие десятилетия...

Уже в первый год открытия типографской книжной лавки в 1632 г. на Никольской улице мы наблюдаем высокую активность Троице-Сергиевой лавры в деле самостоятельного приобретения книг, как на нужды всего монастыря («з братьею»), так и частным образом, на собственные деньги её «старцев». Так, только за двумя изданиями этого года — Псалтырью с восследованием и Псалтырью учебной (книги вышли в свет соответственно 29 августа и 8 сентября) в лавку на Никольской улице восемь раз приходили 14 духовных и светских чинов — лаврских представителей, которыми в общей сложности было приобретено 33 экземпляра этих книг, причём характерно, что размер продаж Учебной псалтыри втрое превысил число проданных Псалтырей с восследованием (23 экз. против 8). Основная забота о покупке новых книг лежала на руководстве монастыря, поскольку его архимандрит Дионисий, старцы келарь Александр и казначеи Иосаф делали покупки в лавке для монастыря «з братьею»: 7 Псалтырей с восследованием и 12 учебных «большия печати в тетратех», то есть 19 из всех 33 приобретенных книг (58%).

Первая их покупка пяти Псалтырей с восследованием открыла в Книге продаж рубрику «монастыри степенные» и была самой крупной среди 15 таких обителей (на втором месте с 14 экз. был Соловецкий монастырь, остальные же «степенные монастыри» приобщали по 1-3 экз. этих книг). В другой свой приход в лавку архимандрит и келарь купили 2 экз. Псалтыри с восследованием. Третью покупку этих книг (1 экз. лично для себя) совершил монастырский стряпчий Иван Ладлов. Более крупные закупки Учебной псалтыри должны свидетельствовать о заботе руководства Лавры о просвещении своих подчиненных. Так, Дионисий и Александр сразу берут 10 экз. этой книги «большия печати в тетратех». Обращаем внимание на самую крупную разовую покупку этого издания, когда сразу девять человек купили в лавке 11 экз. Это Дионисий и Александр («по две», — очевидно, в личную собственность), а также было «продано по Псалтыре человеку», а именно: «соборным старцам» Исаю Печерскому, Боголепу Редрикову, Калиннику Соловецкому и «посельскому старцу» Нифанту Третьякову, «казначею старцу» Иосафу, «в Троецкой Туганской монастырь старцу Ионе» и строителю Лаврентию. Такая коллективная явка демонстрирует соборность данной акции и уважение к печатному слову (2001, с. 376). Ещё одну групповую покупку в личную собственность продемонстрировали родные братья «слуги», то есть высокопоставленные монастырские администраторы, Фёдор и Алексей Тихоновы, купившие две Учебные псалтыри «большия печати». Одиночные покупки по одному экземпляру этой книги сделали также подьячий Лука Дубровин, старец Иона и «Троецкого подворья поп Василий» (2001, с. 388), где и жили монахи во время своего пребывания в Москве. К приобретению Псалтыри с восследованием имели отношение и представители отдаленных лаврских обителей, о чем свидетельствует рубрика «Соборным протопопом з братьею» в книге продаж 1632 г.:

«Живоначальные Троицы Сергиива монастыря Покрова Пречистые Богородицы Антоньивы пустыни строителю старцу Аврамьию Мичюрину з братьею продана Псалтырь с следованьем в тетратех. Троицы ж Сергиива монастыря Хотимские пустыни игумену Феодасью з братьею в церковь продана Псалтырь с следованием в тетратех» (2001, с. 365). (Обращаем внимание на совместное посещение книжной лавки начальниками этих пустыней.)

В 1636/37 г. шесть представителей самого крупного русского монастыря: архимандрит Нектарий, «старцы» келарь Александр, Трофим Коркин, Фёдор, ещё один не назвавший своего имени старец, а также стряпчий Иван Павлов и один анонимный покупатель «в Троице-Сергиев монастырь» — с понедельника 26 сентября 1636 по четверг 20 июля 1637 г. в результате 10 посещений типографской книжной лавки в общей сложности приобрели 144 экз. четырех изданий из пяти, вышедших в свет в этом году, что составило 19% от 767 проданных в 82 уезда книг (без Москвы). Большая часть этих покупок (6) пришлась на осеннее время: по одной в сентябре и октябре и четыре в ноябре. В 1637 г. по одной покупке было в январе и марте и две в июле. Абсолютное большинство приобретённых книг (56%) представляли 51 Требник, которые покупали вдвоём архимандрит Нектарий и келарь Александр «с братьею», то есть, книги приобретались на монастырские деньги и для всей обители, а не для личного келейного чтения. Покупки этой книги имели место 26 сентября и 29 октября (соответственно один экз. «в Троице-Сергиев монастырь» и 50 экз. взяли Нектарий и Александр «с братьею»). 43 Псалтыри с восследованием покупались осенью (13 экз. за четыре покупки в ноябре) и 30 экз. — 30 января. 30 Трефологионов были проданы монастырю 20 июля, а 20 Евангелий напрестольных по 10 экз. — 26 февраля и 6 марта. Очевидно, закупка Лаврой большого количества богослужебных книг объяснялась заменой рукописных изданий на печатные и восстановлением храмов после Смутного времени.

В патриаршество Никона монастырские чиновники продолжают приобретать церковные книги. Например, 12 сентября 1653 г. «слуга» Иев Полянский купил один Часослов за 1,3 руб. (2007, с. 279), а стряпчий Фрол — два «Чиновника уверения вместо крестнаго целования» (10 мая 1655 г. по цене 15 коп. за один экземпляр этой книги; 2007, с. 285). Первым при Никоне в 1654-1656 гг. был исправлен Служебник, 50 экз. «первого выходу» которого по цене 1,3 руб. поступило в монастырскую казну 24 сентября 1655 г. (2007, с. 301), а 3 февраля 1657 г. не указавший своего имени монастырский «строитель» по цене 1,9 руб. купил «пять книг церковных» (сборник «Скрижали»).

В 1662-1663 гг. пять представителей монастыря в результате 11 посещений лавки приобрели 101 экз. шести изданий из 15, вышедших из-под печатных станов типографии в эти годы, что составило всего лишь 5,4% от проданных в 79 уездов 1866 книг. В 1662 г. четыре покупки были летом и по четвергам: с 26 июня (2), 24 июля (накануне Медного бунта 25 июля) и 4 сентября. В 1663 г. все пять посещений лавки происходили осенью (с 30 сентября по 9 ноября), а две покупки 1664 г. были сделаны 28 марта и 16 июня. Доказательно, что наибольшим спросом у монастыря пользовалась Псалтырь учебная, на долю которой пришлось более половины купленных книг (52 экз.), что убедительно свидетельствует о возрастании просветительской функции Лавры (эти книги покупались три раза). Второе же место было за такой сугубо богослужебной книгой, как Евангелие напрестольное (20 экз. за одну покупку), за которыми шли 12 Миней общих (одна покупка). По 8 экз. было приобретено Библий (первое московское издание 1663 г.) и Прологов (соответственно за две и три покупки), а новое издание Требника было куплено всего лишь в одном экземпляре.

В эти годы устаревший термин «с братьею» заменяется словом «в казну», куда поступило 96 книг из 101 (единственная личностная закупка книг на нужды всего монастыря принадлежала «строителю» Иринарию, взявшему 20 Псалтырей учебных 30 сентября 1663 г.). Максимальная же разовая казенная покупка этой книги в 30 экз. имела место в понедельник 26 октября 1663 г. Любопытно, что все частные покупки совершались по четвергам: 26 июня старец Авраамий и 24 июля 1662 г. келарь Симон взяли по одному Прологу, а 4 сентября того же года строитель Савватий расплатился за Требник и, наконец, 16 июня 1664 г. монастырский подьячий Филипп Акинфеев покупает две Библии (эта книга стоила дорого — по 5 руб. серебром за один экземпляр).

По архивным разысканиям А.В. Дадыкина каждое новое издание Пролога улавливало все изменения в политической конъюнктуре, которые касались и Троице-Сергиевой лавры. Например, 22 октября 1675 г. по докладу патриарха Иоакима в Казанском соборе «на часах» царь Алексей Михайлович своим указом велел «в прежде изданном Прологе повесть о Дионисии архимандрите Сергиева Монастыря отставить».

Можно не сомневаться, что Лавра регулярно закупала для своих школ на Никольской большое количество очень дешевых Азбук (по цене 1 копейки), поскольку «лавочные сидельцы» (продавцы) просто физически не могли записать множество таких продаж. Кроме того, весь XVII в. Печатный двор по царскому указу от каждого своего нового издания передавал в Приказ Большого дворца определенной количество экземпляров (обычно 50) «для роздачи по церквам и монастырем». Помимо типографской лавки рукописные и печатные книги в XVII в. продавались в десятках московских торговых рядов (особенно в Овощном; см. 2001, с. 312-332) и торгах других городов.

Заметную роль в распространении книг в XVII в. по царскими правительственным распоряжениям играл и Приказ Тайных дел, который, например, обеспечивал книгами царские поездки в Троице-Сергиев монастырь. Так, 16 сентября 1669 г. по приказу царя Алексея Михайловича подьячие Приказа Тайных дел купили «В ряду» 10 переплетенных Учебных псалтырей по цене 67 коп. за экземпляр, которые «были посланы к великому государю в Троицкой поход, а ис походу привезено их в Приказ Тайных дел» [4] (скорее всего, царь планировал использовать эти книги для каких-то представительских целей).


Источник: Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Сборник материалов VIII международной конференции. – Сергиев Посад.: Ремарко, 2013 – С. 216-222.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Поздеева И.В., Пушков В.П., Дадыкин А.В. Московский печатный двор – факт и фатор русской культуры. 1618-1652. М., 2001; Они же. Московский печатный двор – факт и фактор русской культуры. 1652-1700 годы. Исследования и публикации. Кн. 1. - М., 2007; Кн. 2. - М., 2011 (в тексте статьи ссылки на эти издания приводятся в круглых скобках по годам их выхода).

[2] Поздеева И.В. Записи на старопечатных книгах кириллического шрифта как исторический источник // Федоровские чтения – 1976. - М., 1978. С. 39-54.

[3] Пушков В.П., Пушков Л.В. Опыт построения базы данных «Книжный рынок Москвы 1636/37 гг.» // Фёдоровские чтения – 2005. - М., 2005. С. 356-368; Они же. Построение и возможности использования базы данных «Книжный рынок Москвы 1662-1664 гг.» // Фёдоровские чтения – 2007. - М., 2007. С. 219-240.

[4] Пушков В.П. Книгораспределительная функция Приказа Тайных дел в 70-е годы 17 века // Шестые Кадашевские чтения. - М., 2010. С. 195.


STSL.Ru


16 Сентября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...