Книжное собрание Троице-Сергиевой Лавры во второй половине XVIII в.

Книжное собрание Троице-Сергиевой Лавры во второй половине XVIII в.

Восемнадцатый век стал периодом серьезных изменений практически во всех сферах жизни русского общества. Одной из таких тенденций стал про­цесс пересмотра государственно-церковных отношений и изменения места и роли религии в обществе. Секуляризация, имевшая первоначально эконо­мическое и политическое содержание, оказала огромное влияние и на куль­турные процессы. В новых условиях Церковь, утратившая значительную часть своей экономической и политической мощи, уже не могла накапли­вать в своих руках культурные ценности. С другой стороны, прагматическая позиция государства по отношению к культурной сфере жизни общества, изменила место некоторых предметов, обладающих культурной ценностью в сознании, как духовенства, так и широких слоев населения.

В докладе предпринимается попытка увидеть историко-культурную сторо­ну секуляризационных процессов в России XVIII в. через призму монасты­рской библиотеки. Перед нами стоит задача выявить основные изменения, произошедшие в составе и структуре книжного фонда, особенностях его восприятия и повседневного использования. В качестве объекта исследова­ния нами избрана библиотека важнейшего духовного центра России - Трои­це-Сергиевой лавры. Будучи одним из крупнейших монастырских книжных собраний, лаврская библиотека испытала на себе все перипетии государ­ственно-церковных отношений XVIII в.

Важнейшим источником по истории монастырской книжности, как и в предыдущем XVII в., продолжают оставаться описи монастырского имуще­ства. В XVIII в. в лавре складывается практика составления отдельных опи­сей библиотеки, при этом составление полных описей монастырского иму­щества, включавших, в том числе и библиотеки, сохраняется. Нами исполь­зованы 4 описи библиотеки Троице-Сергиевой лавры за 1723, 1729, 1767 и 1795 гг. (ОР РГБ. Ф. 304.1. №№822, 823; ОР РГБ. Ф. 304. II. №№78, 79). Сос­тавление самостоятельных описей отдельных групп имущества коснулось не только библиотеки, так, в 1795 г. одновременно с описью книг проводилась и опись архива Лавры (ОР РГБ. Ф. 304. II. №80). Описи второй половины ве­ка полностью соответствуют гражданским правилам делопроизводства. В начале помещен рубрикатор книг по названиям с указанием страниц руко­писи содержащих их описания и общего количества книг рубрики. Однаж­ды составленная опись активно использовалась в монастырском обиходе как документ библиотечного учета. Например, на пустых листах описи 1767 г. имеются приписки разных почерков, относящиеся к 1770-м - 1780-м гг., ука­зывающие на поступление новых книг в библиотеку.

По подсчетам Т.А. Попеску, в 1641 г. библиотека Троице-Сергиевой лавры состояла из 807 книг. В XVIII в. количество книг изменялось следующим об­разом: 1723 г. - 1677, 1729 г. - приблизительно 1400, 1767 г. - 1502, 1795 г. - 2035. Приведенная статистика ярко демонстрирует кризис монастырской библиотеки в первой половине века.

Смена приоритета с издания богослужебной и духовной литературы на вы­пуск светской привела к дефициту новых богослужебных изданий в монас­тырской библиотеке. Так, из описи 1767 г. видно, что ранее 1700 г. были из­даны 3 из 4 имевшихся печатных Библий, 41 из 48 Евангелий, 18 из 25 Апос­толов, 37 из 56 Псалтирей, 14 из 16 Часословов, 51 Шестоднев (все имеющи­еся в наличии), 172 из 250 служебных Миней. Подобное соотношение не просто свидетельствует о преобладании старопечатных книг в монастырской библиотеке, а говорит о неизбежности их использования в повседневной практике. В пользу данного вывода говорит и употребление автором описи по отношению к книгам «московской старой печати» эпитета «крепкой», что свидетельствует о более высоком качестве книг, изданных в XVII в. О недос­татке продукции московской типографии говорят факты наличия в библио­теке книг «киевской печати», вышедших во второй четверти XVIII в. Их по­купка стала результатом поиска монастырскими властями источников по­полнения библиотеки новыми книгами, необходимыми в повседневной бо­гослужебной практике.

К концу XVIII в. ситуация с богослужебными книгами в монастыре вырав­нивается. Увеличение числа печатных книг с 991 в 1767 г. до 1225 в 1797 г. (рост на 23,6%) происходило за счет новых изданий. При этом продолжился рост и рукописной составляющей книжных собраний с 511 до 810 экземпля­ров (рост на 58,5%). Из приведенных цифр видно, что темп роста рукопис­ной части библиотеки превышал темпы роста печатной составляющей. Объ­яснить подобную ситуацию можно возрождением интереса монашествую­щих к самому широкому спектру текстов, в том числе и не изданных.

В целом можно говорить о наличии непосредственной взаимосвязи между уровнем стабильности монастырской жизни и развитием библиотеки. В го­ды непоследовательной, зачастую противоречивой государственной полити­ки по отношению к Церкви, библиотека Лавры испытывает кризисные яв­ления. Период 70-х - 90-х гг. XVIII в., принесший в жизнь русского монаше­ства некоторую стабильность, стал периодом возрождения книжной культу­ры Лавры.

А.Н. Красиков (г. Вологда)

Международная конференция Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. 29-31 октября 2008 г. Тезисы докладов. - Сергиев Посад, 2008.


STSL.Ru 


15 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...
Пасхальная иллюминация на колокольне
Пасхальная иллюминация на колокольне
19 апреля 1913 г., на Пасху последнего предвоенного года (перед Первой мировой войной), жители Сергиевского посада и многочисленные паломники стали свидетелями иллюминации, устроенной на колокольне Троице-Сергиевой Лавры...