Художество

Художество
Гелиан Михайлович Прохоров

Что значит «художство»? В Новгородской 4-й летописи на этом месте – «худовъство», «худобство» и «худоство». Но эти три слова неизвестны словарю древнерусского языка. Самое близкое, что там есть, – «худьство», «хуждьство» [1]. Один из вариантов чтения Новгородской 4-й летописи, «худоство», приближается к «худьству», но представляет собой, вероятней всего, результат утраты буквы, может быть, надстрочного «ж». И мы не должны забывать, что рукопись ГИБ, F. IV.603 дает по сравнению со всеми списками Новгородской 4-й летописи первоначальный текст, не прошедший через руки и осмысление создателей этого новгородского варианта общерусского свода, сливавших две летописных подборки воедино. Они или переписчики летописи осмыслили «художство» как этикетное выражение самоуничижения – от корня «худ» – и стали и так и сяк приближать его к существующим словам с этим корнем. Но мы должны вернуться к слову «художство». Что же оно могло значить? 

В составленном в XIV в. в Сербии словарей переводу книги «Лествица» Иоанна Синайского разъяснено: «Художьство – хитрость» [2]. Этот словарь в том же XIV в. со списком «Лествицы» попал на Русь и был здесь развит в «Тлъкование неудобь познаваемомъ в писаныхъ речемь», где сохранилось: «художъство – хитрость» [3]. Само наличие этого слова в тогдашних словарях показывает, что оно было книжным и нуждалось в разъяснениях; отсюда понятны и затруднения с ним у создателей Новгородской 4-й летописи. А что означала «хитрость», или «хытрость»? Из представляющих для нас интерес значений: искусство, ум, разум, умение, знание, наука, рассуждение, толкование (объяснение), ухищрение, философия [4]. Как мы увидим дальше, есть основания думать, что автор «Слова о житьи и о преставлении великаго князя...» был с «Лествицей» знаком. Мы увидим также, что он ссылается на «великого Дионисия», значит, должен был быть знаком и с сочинениями Дионисия Ареопагита. А среди толкований на книгу «О божественных именах» находится специальное развернутое объяснение смысла слова «художество» ἐπιστήμη. 

«Художество же есть правильное представление, облеченное в суждение, или же разумение истины, сомнениями не колеблемое, и точное понимание дела, к которому оно н относится, и утверждение, предлагающее разумение истины и правильное представление, не требующее подобающего подтверждения с помощью сопоставления» [5], [6]

Другие определения «худож'ства» (кстати сказать, показывающие его отношение к «хытрости» и «философии») можно прочесть в «Диалектике» Иоанна Дамаскина, переведенной на славянский язык тоже в XIV в.: «Философия есть искусство искусств и художество художеств, ибо философия – начало всякого искусства. Через нее ведь всякое искусство обретается и всякое художество. Искусство – это, по мнению одних, то, что в чем-то ошибается; художество же то, что ни в чем не ошибается. А одна философия не ошибается. Согласно другим, искусство это. что-то делаемое руками, а художество – всякое словесное искусство: грамматика, риторика и тому подобное» [7]

Кроме того в «Диалектике» можно прочесть определение человека, из которого следует, что «худож'ство» – неотъемлемое свойство человеческого существа: «Человекь есть животно словесно, мрьтвьно, ума и худож'ства приет'но. Сиа вса сущьствьна суть. Аще бо отимеши что сихь от человека, не будеть человекь: аще бо речеши, яко несть животно, не ктому есть человекь; и аще речеши, яко несть словесно, несть человекь; подобий и аще речеши, яко несть мрьтвьно, несть человекь; такожде же аще речеши, яко несть уму и худож'ству приетно, не будеть человекь» [8]

Значит, «художство» сочетало в себе знание и умение – умение этому знанию придать подобающую словесную форму – и считалось в какой-то мере свойственным всякому человеку.18 А отсюда следует, что автор письма мог написать о себе «наше художство» совершенно естественно, без всякого превозношения, особенно если он осознавал себя знатоком предмета, которому должно было быть посвящено «слово», п писателем-профессионалом, принимавшим и выполнявшим литературные заказы. 

Получается, что «преподобство» обратилось к автору письма с просьбой написать «слово» как к человеку знающему то, что в нем должно быть сказано, и умеющему придать своему знанию подобающее словесное выражение. Первую фразу письма можно, стало быть, пересказать так: «Преподобство твое выпросило у нас слово как у знающих это дело», – причем «знание дела» тут надо понимать в обоих возможных смыслах разом... Подробнее... 



Источник: Прохоров Г.М. Памятники переводной и русской литературы XIV-XV вв.  Л.: Наука, 1987.


Примечания

[1] См.: Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам.  СПб., 1903. Т. 3, стб. 1416-1420. 
[2] ТрифуновиЬ, ЂорЋе. Речник уз српске преписе Лествице: Прилог познавању српске средњовековне лексикографије. - Белград, Јужнословенскиј филолог, 1982. Т. 38. С. 83, 85. 
[3] Ковтун Л.С. Русская лексикография эпохи Средневековья.  М.-Л., 1963. С. 423. 
[4] Срезневский И.И. Материалы... Стб. 1428-1430. 
[5] PG, t. 4, col. 213. 
[6] ГПБ, собр. А.Ф. Гильфердинга, № 46, Дионисий Ареопагит, XIV в., л. 80 об.; в более поздней русской орфографии см. то же самое: ВМЧ, Октябрь, дни 1-3.  СПб., 1870. Стб. 410. 
[7] Weiher E. Die Dialektik des Johannes von Damaskus in kirchenslavischer Übersetzung.  Wiesbaden, 1969. S. 20-21. (Monumenta Linguae slavicae. Dialecti veteris. Fontes et dissertationes. T. 8). 
[8] Ibid. 


9 Марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...