Христос Елеймон

Ирина Языкова

Иконография Господа Иисуса Христа обширна и разнообразна, даже среди традиционных икон есть немало различных иконографических изводов. Образ Христа Милостивого (греч. Елеймон), написанный московским мастером Александром Лавданским*, представляет собой извод, редкий для русской традиции, но хорошо известный в Греции. Образ относится к сокращенному варианту Христа Пантократора (рус. Вседержителя). На иконе Спаситель изображен в традиционных одеждах синего и красного цвета (символизирующих две Его природы — Божественную и человеческую). Хитон нарядно украшен золотым ассистом, символизирующим нетварный свет. Десница Господа (правая рука) сложена в жесте благословения, в левой руке Он держит раскрытую книгу, в которой начертаны слова из Евангелия: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя (Мф. 11, 28–29). 


Христос Елеймон.
Местный чин иконостаса в церкви Живоначальной Троицы в Хохлах.
Москва. Александр Лавданский, 2005 г.

Отличительной чертой данного образа является также то, что на золотом поле (символизирующем Божественный свет) изображены ангелы с орудиями страстей. Эта деталь указывает нам, что милость Христа проявляется именно в Его крестной жертве, которую Он претерпел во искупление грехов человеческих. И молящийся перед этой иконой должен осознать, что Христос привлекает нас к Себе не только для того, чтобы просто утешить, но чтобы спасти: повести за Собой к жизни вечной. Евангельские слова, начертанные в Книге, имеют продолжение: Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11, 29–30).

Лик Христа спокоен и несколько отрешен. Он не смотрит на зрителя, а словно погружен во внутреннее созерцание. Но именно это и придает Его лику особую притягательность, и молящийся перед этой иконой приобщается к миру и покою, что дарует Господь, а когда наши страсти утишаются, мы начинаем видеть глубину открываемой Христом истины, понимать, что Бог говорит каждому из нас. 

Образцом для иконы Александра Лавданского послужила икона Христа Елеймона XII века из монастыря святой Екатерины на Синае. Но современный мастер, вдохновившись древним образом, не копирует его, он создал новый оригинальный образ, соединив древнее и новое. Он наполнил образ содержанием, которое весьма актуально для сегодняшнего дня. Перед нами не непреступный и непостижимый Бог, не грозный и карающий Судия, а Спаситель, идущий навстречу людям, открывающийся как Милостивый Господь, близкий всякой душе человеческой. При этом Христос призывает взять свой крест и следовать за Ним по пути спасения. 

Мягкая манера, тонкая нюансированная живопись, тщательный рисунок и музыкальный ритм линейной композиции свидетельствуют о высоком мастерстве иконописца, создавшего образ эстетически безупречный и при этом духовно глубокий. Икона украшена басмой, что делает ее особенно нарядной, она является частью иконостаса в храме, уникальном по своей красоте и выразительности.


Ирина Языкова, ведущая рубрики «Современная икона» 


Источник: Журнал Московской Патриархии, № 6 за июнь 2012 годa 


*) Александр Лавданский — один из ведущих современных мастеров церковного искусства. Родился в 1952 году. Начинал творческий путь как художник-авангардист в 70 -е годы. Учился у художника Василия Ситникова. С 1980 года занимается иконописью. Расписал десятки храмов, создал сотни икон. Работал помимо России на Кипре, на Афоне и в Америке.




Теги: Иконопись
6 Июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...