Христос Елеймон

Ирина Языкова

Иконография Господа Иисуса Христа обширна и разнообразна, даже среди традиционных икон есть немало различных иконографических изводов. Образ Христа Милостивого (греч. Елеймон), написанный московским мастером Александром Лавданским*, представляет собой извод, редкий для русской традиции, но хорошо известный в Греции. Образ относится к сокращенному варианту Христа Пантократора (рус. Вседержителя). На иконе Спаситель изображен в традиционных одеждах синего и красного цвета (символизирующих две Его природы — Божественную и человеческую). Хитон нарядно украшен золотым ассистом, символизирующим нетварный свет. Десница Господа (правая рука) сложена в жесте благословения, в левой руке Он держит раскрытую книгу, в которой начертаны слова из Евангелия: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя (Мф. 11, 28–29). 


Христос Елеймон.
Местный чин иконостаса в церкви Живоначальной Троицы в Хохлах.
Москва. Александр Лавданский, 2005 г.

Отличительной чертой данного образа является также то, что на золотом поле (символизирующем Божественный свет) изображены ангелы с орудиями страстей. Эта деталь указывает нам, что милость Христа проявляется именно в Его крестной жертве, которую Он претерпел во искупление грехов человеческих. И молящийся перед этой иконой должен осознать, что Христос привлекает нас к Себе не только для того, чтобы просто утешить, но чтобы спасти: повести за Собой к жизни вечной. Евангельские слова, начертанные в Книге, имеют продолжение: Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11, 29–30).

Лик Христа спокоен и несколько отрешен. Он не смотрит на зрителя, а словно погружен во внутреннее созерцание. Но именно это и придает Его лику особую притягательность, и молящийся перед этой иконой приобщается к миру и покою, что дарует Господь, а когда наши страсти утишаются, мы начинаем видеть глубину открываемой Христом истины, понимать, что Бог говорит каждому из нас. 

Образцом для иконы Александра Лавданского послужила икона Христа Елеймона XII века из монастыря святой Екатерины на Синае. Но современный мастер, вдохновившись древним образом, не копирует его, он создал новый оригинальный образ, соединив древнее и новое. Он наполнил образ содержанием, которое весьма актуально для сегодняшнего дня. Перед нами не непреступный и непостижимый Бог, не грозный и карающий Судия, а Спаситель, идущий навстречу людям, открывающийся как Милостивый Господь, близкий всякой душе человеческой. При этом Христос призывает взять свой крест и следовать за Ним по пути спасения. 

Мягкая манера, тонкая нюансированная живопись, тщательный рисунок и музыкальный ритм линейной композиции свидетельствуют о высоком мастерстве иконописца, создавшего образ эстетически безупречный и при этом духовно глубокий. Икона украшена басмой, что делает ее особенно нарядной, она является частью иконостаса в храме, уникальном по своей красоте и выразительности.


Ирина Языкова, ведущая рубрики «Современная икона» 


Источник: Журнал Московской Патриархии, № 6 за июнь 2012 годa 


*) Александр Лавданский — один из ведущих современных мастеров церковного искусства. Родился в 1952 году. Начинал творческий путь как художник-авангардист в 70 -е годы. Учился у художника Василия Ситникова. С 1980 года занимается иконописью. Расписал десятки храмов, создал сотни икон. Работал помимо России на Кипре, на Афоне и в Америке.




Теги: Иконопись
6 Июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Встреча в Троицком монастыре врагов великого князя Московского Василия II Темного
Встреча в Троицком монастыре врагов великого князя Московского Василия II Темного

20 (30) марта 1434 года в Троицком монастыре состоялась встреча врагов великого князя Московского Василия II Васильевича Темного  - князя Звенигородского Юрия Димитриевича и князя Можайского Ивана Андреевича, а затем последовало начало их совместного похода на Москву, оставленную Василием II.

Переход в собственность Гефсиманского Черниговского скита лаврского урочища Корбуха
Переход в собственность Гефсиманского Черниговского скита лаврского урочища Корбуха

30 марта 1865 года в собственность Гефсиманского Черниговского скита Троице-Сергиевой обители перешло лаврское урочище Корбуха с прудами, плотинами и мостами...

Возвращение в Троице-Сергиеву Лавру иеромонаха Смарагда
Возвращение в Троице-Сергиеву Лавру иеромонаха Смарагда
28 марта 1917 года после произнесения мятежной проповеди в пустыни Святого Параклита в Троице-Сергиеву Лавру был возвращен иеромонах Смарагд, в прошлом священник 3-го Рижского пограничного полка.


101-летие со дня рождения выдающегося церковного композитора диакона Сергия Трубачева
101-летие со дня рождения выдающегося церковного композитора диакона Сергия Трубачева

Отец Сергий Трубачев родился 26 марта 1919 года в с. Подосиновце в семье протоиерея Зосимы Васильевича Трубачева и его супруги Клавдии Георгиевны, урожденной Санковой. По примеру отца Сергей с юных лет пел в церковном хоре и прислуживал в алтаре...

День преставления княжны Евдокии, погребенной в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры
День преставления княжны Евдокии, погребенной в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры

26 марта 1589 года преставилась ко Господу юная княжна Евдокия Магнусовна (+ 1589), дочь вдовой королевы Марфы Владимировны и племянница Иоанна IV Грозного, внучка последнего Старицкого князя Владимира Андреевича. Погребена в Успенском соборе Троицкой обители.