Христианизация Руси

Христианизация Руси
Иеромонах Филадельф,*
насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Издревле говорили наши предки о земле своей: «Велика наша земля и обильна, но единства в ней нет». Оглядываясь на прошлое, мы с естественным интересом обращаемся к вехам на пути христианизации этого огромного государства, составленного из столь многих и столь различных родов и общин.

Святая помощь Небесной Покровительницы постоянно и постепенно влекла наше могучее племя по спасительному пути к принятию веры Христовой. В замечательной монографии протоиерея Льва Лебедева [1] дан глубокий анализ ряда особенностей движения Руси по этому пути. Ниже приводится изложение ряда фрагментов упомянутой работы.

Проповедь Евангелия, предшествующая Крещению на Руси, началась очень рано, в первом веке. Первым из апостолов был призван Христом самый старший из них — апостол Андрей. «Андрей» в переводе с греческого означает «Мужественный». Он и действительно был наделен этим благодатным свойством. В холодные северные земли по водным путям пошел он со своими учениками. Апостол не устрашился варваров — скифов и славян, — про дикость и свирепость коих ходило в эллинских селениях немало легенд...

Вот ладьи путников в излучине Днепра. Вдохновляемый Духом Святым, великий старец устанавливает здесь Крест и вещает: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и воздвигнет Бог много церквей». «И пришел апостол к славянам, где ныне Новгород, и увидел живших там людей...» [2].

Во время своего путешествия по землям наших предков святой апостол Андрей проповедовал христианство скифам и тавроскифам [тавроскифами, по согласному мнению ученых, назывались и славяне русские] . Святой Андрей основал первую христианскую общину и поставил храм в Херсоне. Несомненно, его проповедь возносилась и в более северных районах нашего отечества, которые лежали близ великого водного пути из «варяг в греки», по нему и шел Первозванный апостол [следуя от греков к варягам] .

Апостол Павел во время третьего миссионерского путешествия проходил Македонию [Деян. 20, 1-2] и соседний с нею Иллирик, преподавая верующим обильные наставления [Рим. 15, 19] . Позднее эти области были заселены славянами. Полагают, что во времена апостола «языков» славяне уже там были.

Из жития святого Андроника, апостола от 70-ти, известно, что он был рукоположен апостолом Павлом во епископа Паннонии, лежащей к северу от Македонии и Иллирика. Там тоже было немало славян, а с VI века вся Паннония стала славянской. Об этом говорится в нашей летописи: «Учитель славянскому народу — апостол Андроник» [2].

Постепенному внедрению христианства на землю Русскую способствовали и другие причины: борьба христианского мира с ересью иконоборцев. Победа над сей ересью вызвала подъем и укрепление Православной Церкви, что благотворно подействовало на историю принятия христианства Русской землей. Устремление славянского мира на Балканы и в Грецию создавало предпосылки контактов с христианским греческим миром.

О набеге русских под началом князей Аскольда и Дира на Царьград в 860 году есть сведения в литературных источниках [1]. Город не имел военной силы для обороны и возложил упование на Божию помощь и заступничество Богоматери. Патриарх Фотий позже описал это событие. После усердного моления он взял Омофор Богоматери из Влахернской церкви, обнес его вдоль городских стен, а затем смочил край Омофора в водах бухты «Золотой рог». После этого, 25 июня, русские внезапно сняли осаду и, по выражению патриарха Фотия, «также неожиданно удалились, как и пришли». По некоторым источникам, это произошло вследствие внезапно разразившейся бури, разбившей русские военные ладьи.

В память о чудесном избавлении столицы патриарх Фотий написал знаменитый «Акафист Богородице» (Радуйся, Невесто Неневестная), который читается по Уставу Великим постом в «субботу Акафиста». Тогда же было установлено церковное празднование — «Положение Ризы Богоматери во Влахерно», совершаемое по сей день 2 июля.

Вскоре после набега между Русью и Византией начались переговоры. От руссов, как сообщает греческий хронограф, пришло посольство, просившее сделать их участниками Божественного Крещения, что и было исполнено.

Значит, странная сила, заставившая русских неожиданно уйти восвояси, была ими чутко и точно воспринята как сила Бога христианского и возбудила большое желание приобщиться Ему.

Патриарх Фотий в своем «Окружном послании» восточным церквам свидетельствует: «Не только этот народ [болгары] ,., но даже... руссы [которые] подняли руки против Ромейской державы [Византии] , променяли... нечестивое учение... на чистую и неподдельную христианскую веру. До такой степени разгорелись у них желание и ревность веры, что приняли епископа и пастыря и лобызают святыни христиан с великим усердием и ревностью».

В писаниях Константина Багрянородного сказано, что русский князь [по-видимому, Аскольд] собрал народ и старейшин [вероятно, в Киеве] и предложил им принять христианство. Люди потребовали чуда. Тогда был разведен костер, и Евангелие, помещенное в огонь, не сгорело. После этого и князь, и многие из народа крестились. Так совершилось первое [еще не всеобщее] Крещение Руси. Первый русский князь-христианин получил имя «Николай» в честь святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца. Об этом убедительно свидетельствует тот факт, что на могиле Аскольда был впоследствии воздвигнут храм в честь святителя Николая [2].

Велика была инерция такой огромной массы, как наша держава. Упорно сопротивлялось язычество. Оно нашло себе союзников в лице ратных людей, которым христианство мешало «чинить норовы поганские».

В воспоминаниях о днях княжения Аскольда народ с благодарностью говорил: «Люди ратные не смели брать все даром на торгу». Недовольством военных воспользовались проязычески настроенные люди из окружения князя. В результате заговора Аскольд был убит, но плоды трудов его не погибли. Они подготовили в народе почву для всеобщего Крещения Руси, которое произошло при князе Владимире в 988 году.

Глава книги иеромонаха Филадельфа (в схиме — Моисея) Боголюбова «Заступница усердная».
Издание третье, исправленное, г. Новосибирск

Литература

1. Лебедев Л. 988-1988. Крещение Руси. - М., 1987.
2. Повесть временных лет. Художественная литература. - М., 1978.



*) Иеромонах Филадельф – в схиме Моисей (Боголюбов, † 1992) - насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, видный русский ученый, доктор технических наук, выдающийся специалист по теории нелинейных цепей. Подробнее…


Источник: http://www.golden-ship.ru/


19 Октября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...