Храм – духовная врачебница для каждого

Храм – духовная врачебница для каждого

Архимандрит Георгий (Тертышников)

Святая Православная Церковь, как мудрая и любвеобильная мать, поучает нас, верующих людей, и своими богослужениями, и даже самим устройством храмов. Самое название, наружный вид и все принадлежности храма показывают, что это – не обыкновенное человеческое жилище, а место особенного присутствия Божия.

Главное украшение христианских храмов составляют святые иконы. На иконах изображено множество святых, каждый из которых как бы смотрит на нас и говорит: «Умоляю вас (братие): подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4, 16).

Здесь и горящая свеча учит нас, как нужно гореть любовью к Богу, здесь и кадило с воскуряемым фимиамом возбуждает нас усердно возносить молитву к Господу, как дым возносится горе.

Важное значение для духовной жизни христианина имеет даже церковный колокол. «Знаете ли, – говорил один из древних подвижников, – что меня поддерживает среди моего уединения? Это церковный благовест к службе Божией. Как только услышу звон колокола, тотчас встрепенусь духом, и мнится мне, что я не один, что мне присуща сила Божия, и молюся тогда усердно, и благодушествую, и пою Господу в веселии сердца».

Храмы являются местом особенного присутствия Господа с небесными силами. Эту мысль ясно выражает святой Иоанн Златоуст, говоря: «На небе славословят (Господа) ангельские воинства, на земле люди, в церквах составляя лики, подражают такому славословию. На небе серафимы взывают Трисвятую песнь, на земле множество людей возносит ту же песнь. Составляется общее торжество небесных и земных существ, одна благодарность, один восторг, одно радостное ликостояние…» Храмы – это дворцы Царя Небесного, открытые Им на земле для более удобного и близкого общения с человеком.

Преподобный Нифонт однажды во время Божественной Литургии увидел душевными очами, как разверзлось небо, сшедший свет, как бы огнь, осенил алтарь и архиерея. Во время пения Трисвятого явились четыре ангела и присоединились к поющим. Когда читали Апостол, Нифонт увидел апостола Павла, который стоял позади читающего и наблюдал за ним. Во время чтения Евангелия слова, как светильники, восходили на небо. Во время дароношения открылся свод, отверзлось небо и Ангелы при необыкновенном благоухании с пением: «Слава Христу Богу!» несли Младенца.

Храм Божий есть место взаимного общения членов Церкви – небесных и земных. Здесь поминаем мы отцов и братий, здесь же призываем святых, прославленных помощников и заступников наших.

Из храма исходит служитель алтаря Господня врачевать наши недуги душевные и телесные. В храм Господень вносят и в последний раз и наши бренные останки для совершения напутственных молитв, затем выносят их на место упокоения.

Пройдут многие годы, отойдут в вечность все родные и знакомые, и, может быть, не останется на земле никого, кто бы помянул наше имя у святого жертвенника Господня, но благодатная Матерь наша – Святая Церковь, пекущаяся о спасении чад своих, – до скончания века будет молиться о нас и приносить в святом храме умилостивительную бескровную Жертву о душах наших.

Храм Божий – высшее христианское училище в мире, потому что здесь преподается наука из наук – наука спасения; здесь предлагается на все времена и для всех христиан во всей полноте и совершенстве Закон Божий.

«Находясь в этом училище, – говорит один из наших отечественных богословов, – ты не узнаешь, как далеко отстоит Земля от Солнца и как отводить удары молнии; но узнаешь, как далеко находится падший человек от Бога, как спасаться от ударов Правосудия Небесного».

Важно знать, что церковные молитвословия содержат в себе пространное христианское догматическое и нравственное богословие; поэтому всякий, неопустительно посещающий церковь Божию и тщательно внимающий ее молитвам, чтению и песнопениям, может научиться всему нужному для православного христианина на поприще веры и жизни во Христе, Господе нашем.

Храм есть богоучрежденная духовная врачебница. Если для исцеления от болезней телесных существует множество средств и врачей, то для исцеления души от яда греховного подает средства только Сам Бог в святых Таинствах церковных.

Как место благодатного присутствия Господа, храм есть сокровищница великих и разнообразных даров небесных. Храм – место благодатных средств Божиих. Последователи Христа Спасителя, преданные святому храму, уподобляются дереву, насаженному при исходищах вод и приносящему обильные плоды.

Благоговейное присутствие при богослужении весьма спасительно для христиан. Вот пример этого. Вечером, перед праздником светлого Христова Воскресения, святитель Нифонт, стоя в храме с народом, удостоился видеть Царицу Небесную, пришедшую в Церковь со святыми апостолами и угодниками. Кто из предстоящих стоял с усердием и благоговением, на тех Божия Матерь взирала с любовью, а кто стоял небрежно, о тех Она скорбела и молилась.

Братие и сестры! Храмы Божии являются преддверием Отечества Небесного. Кто во время земной жизни будет по возможности часто посещать храм Божий и жить по заповедям Господним, тот, разлучившись с телом, перейдет в небесный, нерукотворенный храм Божий для вкушения радости вечной жизни со всеми святыми и благоугодившими Богу. 


Источник:
 иеродиакон Пафнутий (Фокин). Драгоценный Божий дар: Время земной жизни архимандрита Георгия (Тертышникова). - Сергиев Посад: Издат. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2017. C. 172-175.



7 Июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...