Келарь Троице-Сергиевой обители старец Адриан (Ангелов)

Обитель преподобного Сергия, игумена Радонежского взрастила в течение веков сонм святых иноков и подвижников благочестия. Подобно дивным птицам, которых преподобный Сергий узрел в видении, бесчисленные насельники Троицкого монастыря несли в нем различные подвиги, сохраняя заветы родоначальника обители. Здесь были и известные в русской истории XVI-XVII вв. келари [1] обители: старцы Адриан (Ангелов), Евстафий (Головкин) (1571-1593; † 1603) [2], Авраамий (Палицын) (1609-1620; † 1626) [3], Александр (Булатников) (1622-1641; † 1655) [4], Симон (Азарьин) (1646-1653; † 1665) [5], Арсений (Суханов) (1655-1659; † 1668) [6]. Менее всего изучена деятельность первого из них – старца Адриана (Ангелова) [7]. Только академик Н. К. Никольский собрал краткие сведения о нем и связанных с ним книгах [8].


Фото: pastvu.com

Довольно необычно фамильное прозвище Троицкого келаря. У С. Б. Веселовского имеются интересные сведения, возможно, проливающие свет на происхождение старца Адриана: "Ангеловы Эммануил и Иван, греки, выехавшие в Россию в свите кн. Софьи Палеолог. Ср. селение Ангелово под Москвой" [9]. Очевидно, до своего пострига он был женат и у него был сын Димитрий [10]. Можно предположить, что монашество он принял в Троицкой обители, где в 1550-1560-е гг. был келарем [11]. Источники того времени свидетельствуют о его трудах на благо монастыря преподобного Сергия, встречается его имя и в описании церковных событий середины XVI в.

В 1553 г., как сообщает летопись, на Руси "прозябе ересь и явися шатание в людех в неудобных словес о Божестве" [12]. После соборных разбирательств в Москве еретики были осуждены. Среди осужденных находился также Артемий, бывший Троицкий игумен (1551 г.), сосланный после Собора в Соловецкий монастырь. В соборной грамоте, посланной на Соловки, подробно описываются лжемудрования еретиков XVI в. Келарь Адриан Ангелов, несомненно, знавший Артемия, свидетельствовал на Соборе о некоторых его заблуждениях. О его возражениях келарю на Соборе было сказано: "да и сам Артемий на Соборе против Андрияновых речей отвечал негораздо" [13].

Важнейшим Собором середины XVI в. был Стоглавый Собор 1551 г., на заседаниях которого рассматривались многие вопросы церковной и общественной жизни. В 1555 г., следуя предписаниям "Соборного уложения", то есть постановлениям Стоглава, игумен Троице-Сергиева монастыря Иоасаф (1555-1560), "поговоря с келарем с Андреяном и с соборными старцы", строго запретил в "Присецкой волости", принадлежащей обители, держать скоморохов, волхвов и лихих людей. Судя по содержанию грамоты, она писалась "в Присеках, а велел ее писати келарь Андреян, а у грамоты печать келарская" [14]. Таким образом, будучи в этом селении, принадлежащем монастырю, келарь сделал необходимое письменное распоряжение о порядке в нем, согласованном с соборными постановлениями.

Монастыри на Руси были не только духовными лечебницами, но и телесными; эта традиция Московской Руси восходит к Радонежскому подвижнику. «Построенная еще при Сергии в XVI в. больница (в 71 км к северу от Москвы) впоследствии приобрела значение "образца" монастырского больничного уклада для всех монастырских больниц» [15]. Традиции врачевания, заложенные в обители еще ее основателем, продолжались и развивались в последующее время. В XVI в. больничное помещение было перестроено. "Лета 7069-го, при царстве благочестиваго царя великого князя Ивана Васильевича всеа Русии и преосвященном Макарие Митрополите всеа Русии и при Троицком Сергиева монастыря игумене Иларионе и при келаре Андреяне Ангелове поставили больницу в Сергиеве монастыре, да келарскую поставили камену, да пруд Болшей, что от Клементиевьского пруда, а на нем два мосту; а рядил ево келарь Андреян" [16]. С этой записи Троицкого летописца все последующие сообщения середины XVI в. упоминают имя старца Адриана.

Никоновская летопись сообщает под 1556 годом о позолоте по царскому повелению купола Троицкого собора в обители преподобного Сергия, воздавая должное царской власти [17]. В Троицкой летописи названы при этом имена настоятеля обители, келаря и царского дьяка, который "у дела был" [18].

А год спустя в истории обители произошло важное событие. В Москве на Троицком монастырском подворье [19] было завершено строительство храма, который был освящен Главой Русской Церкви. "Лета 7069-го (1557) <...> при Троицком Сергиева монастыря игумене Иасафе и при келаре Андреяне Ангелове, почали делати на Москве церковь великого чудотворца Сергиа да трапезу и ворота и ограду камену; а совершили церковь в лето 7060 седмаго, месяца сентября в 20 день. А свящали церковь великаго чюдотворца Сергиа месяца октебря в 16 день, на память святаго мученика Логина сотника, иже при кресте Господни. А свящал церковь Макарей Митрополит всеа Руси сам, а с ним владыка Крутицкой Нифонт и архимандриты и игумены: а на освящение был царь и великий князь, и з своею царицою, и з своими детми: царевичом Иваном и царевичом Феодором, и з братом своим со князем Юрьем Васильевичом, и со царем Александром Казанским и з боляры; и всеношного и обедни слушал, ел и пировал в новой трапезе и с Митрополитом" [20]. Этот храм просуществовал до 1808 г., поэтому ныне о его архитектуре можно судить только по сохранившимся изображениям [21].

Храм подворья сооружался одновременно с памятником Казанской победы, храмом Покрова "на рву" на Красной площади, известным ныне как собор Василия Блаженного. М.А. Ильин пишет, что "церковь Сергия на Троицком подворье в Московском Кремле органически вписывается в круг памятников башенно-шатрового типа середины XVI века <...> Она, можно думать, была призвана прославить известного подвижника Русского государства, а потому была наделена необычайными декоративными свойствами. Само прославление Сергия в архитектуре храма, видимо, стояло в зависимости от посещения царем Иваном Грозным Троице-Сергиева монастыря на обратном пути из Казани в Москву. Ее архитектура должна была отражать, как и Василий Блаженный, торжество и славу единой Руси" [22]. "Этот храм преподобного Сергия явился выражением царской благодарности Преподобному за его незримое молитвенное предстательство при покорении Казани в 1552 году" [23]. Упомянутый в летописце келарь Троицкого монастыря Адриан Ангелов, несомненно, много потрудился при сооружении храма монастырского подворья.

В это же время начинаются большие работы и в самой обители преподобного Сергия, "...царь Иван Васильевич с Митрополитом Макарием и всем освященным собором, с игуменом и старцами Троицкого монастыря решил было построить в монастыре большую церковь св. Троицы на место малой Никоновой, но что потом отложил намерение из опасения, что это может быть неугодным преподобному Сергию" [24]. Среди старцев обители был несомненно келарь Адриан. Было принято решение о строительстве большого нового Успенского собора, на закладке которого в 1559 г. присутствует сам царь Иоанн Грозный [25]. Существует мнение о том, что Успенский собор был сооружен в память покорения Казани и Астрахани [26].

Еще раньше, в 1552 г. келарь Адриан возил царю под Казань в благословение от Живоначальныя Троицы и преподобного Сергия различные святыни [27]. Он же описал как очевидец казанское взятие русскими войсками [28]. Вот как он написал о первосвятительском благословении царю перед его походом в Казань: "И по сем приходит ко святейшему отцу своему Макарию Митрополиту всеа Русии и ко священному Собору <...> и просит благословения и молитвы себе и всему своему Христолюбивому воинству. Святейшии же вселенныя отец пресвященныи Макарии Митрополит всеа Русии со архиепископы и епископы и со всем священным Собором благословляют и молитвуют прилежно" [29].

Можно говорить о его посреднической роли между монастырем преподобного Сергия и главой Церкви, святителем Макарием († 1563; пам. 30 дек.). Возможно, через него осуществлялся вопрос о переплете Великих Четьих Миней в Троицкой обители [30]. В 1559 г. Троицкий игумен Иоасаф через келаря Адриана Ангелова сообщил Первосвятителю о чудесах, совершившихся у гроба святителя Серапиона Новгородского († 1516; пам. 16 марта), погребенного в Троицкой обители. Об этом говорится в житии архиепископа Серапиона: "игумен же Иоасаф з братьею совеща: не просто быти дело се. И посла к Москве, к келарю Андреяну и повеле то сказати подлино Макарию Митрополиту. Макарий же Митрополит, слышав то преславное знамение, удивися о даровании Божием, яко угодников Своих прославляют и по смерти явлением. Послав ко игумену Иоасафу совет свой" [31].

В 1545 г. великий князь Иоанн IV "пожаловал, указал" места, то есть старшинство настоятелей нескольких монастырей, причем Троице-Сергиев был поставлен вторым после Митрополичьего Чудова [32]. В связи с этим, несомненно, был указ Митрополита Макария. В 1561 г., уже став царем, Иоанн Грозный "учинил архимандритию" в Троицкой обители [33]. Последовало соборное суждение, и обитель преподобного Сергия была поставлена превыше других монастырей в Русской Церкви, о чем была дана грамота Митрополита Макария ее первому архимандриту Елевферию [34].

А перед этим старец Адриан писал челобитную грамоту царю. В ней Троицкая обитель сравнивается со Святой Горой, но в отличие от нее Пречистая Дева "сниде духом не по земли от места на место плотию ходяща, но от страшнаго и трепетнаго и неисповедимаго престола Сына Божия и Бога своего с святыми Его ученики, прииде от небес на землю в Богоименитую и в свою великую обитель к своему угоднику великому Сергию". В челобитной келарь просит оказать милость "царской обители", являющейся ему "славой и венцом" [35].

Троице-Сергиева Лавра известна в истории богатым рукописным собранием. "Любовь к книжной отеческой письменности от первых игуменов перешла и к преемникам их и к ученикам последних" [36]. "XVI век – время наибольшего расцвета книгописного дела в Троице-Сергиевом монастыре" [37]. Заботился о книжных сокровищах обители в свое время и ее келарь старец Адриан. По его повелению "многогрешный Фирсишка" написал Четью Минею за Май месяц [38], затем месяц Июль [39]. В обитель преподобного Сергия келарь дал Апостол, переписанный в 1550-1560 гг. [40]. В описи "Троицк. 1641/2 г." упоминается "Книга в десть, на бумаге, Варлаам да Иоасаф да в ней же Григорий Амиритский, Андрияновская Ангилова" [41]. Книжные богатства служили духовному просвещению. «Под влиянием книг в обители "у Троицы" преобразовывался дух русских людей» [42].

Можно говорить, что старец Адриан Ангелов стремился снабдить монастырское подворье в Москве книгами, о чем свидетельствуют сохранившиеся на них приписки. При Троицком настоятеле Серапионе (1495-1506) в 1499 г. была написана книга "Златоуст". Затем, став Новгородским владыкой, он дал ее Троицкому монастырю, "а ныне послали сию книгу в монастырь Сергиев на Москву на Богоявленью на время, а подписал келарь Андреян" [43].

Старец Адриан давал различные вклады в Троицкий монастырь или на его подворье. "67 (1559)-го году июля в 7 день по старце Порфирье Воронцове да по отце ево иноке Трифане, да по матере ево Матрене дали вкладу келарь старец Андреан Ангелов да казначей старец Дарофей по ево Перфирьеве духовной денег 512 рублев на алтын 4 деньги" [44].

Н. Никольский называет 4 Трефолоя (годовой круг праздничных Миней), которые "Адрианом же Ангеловым были даны по Семене Федоровиче Киселеве († 12 июня 1560 г.) в дом Богоявления Сергиева Монастыря" [45]. В Троицкую обитель по нем же келарь вкладывает на молитвенную память книгу творений преподобного Иоанна Дамаскина конца XV в [46].

Монастырскими настоятелями при старце Адриане были игумены Гурий (Лужецкий) (1552-1554), Иларион (Кириллов) (1554-1555), Иоасаф Черный (1555-1560) и первый ее архимандрит Елевферий (1560-1564). В это время в монастырь давались различные вклады [47].

Последние дни жизни келарь Адриан (Ангелов) провел, очевидно, в обители преподобного Сергия и был в ней погребен, хотя точное место его погребения неизвестно. "Адриан Ангелов, в 1550-1561 г. келарь отошел в вечность по воле Иоанна Грозного в 1561 г." [48]. В кормовой монастырской книге под 30 июля 1561 г. действительно назван уже другой келарь – старец Дорофей [49]. Составители "списка погребенных в Троице-Сергиевой Лавре", называя дату кончины келаря, ссылаются при этом на Синодик опальных из Нижегородского Печерского монастыря, где в конце, например, наряду с Новгородским архиепископом Геннадием Новгородским † 1505; пам. 4 дек.) указан и "Адриан (Ангелов)" [50]. Однако опричнина на Руси началась несколькими годами позже его кончины и эти события не могут быть взаимосвязаны.

Заупокойная память Троицкого келаря старца Адриана молитвенно вспоминалась также в обители преподобного Кирилла Белозерского (ок. 1337-1427; пам. 9 июня). "По старце Адриане Ангелове была дана в Кириллов Белозерский монастырь Псалтирь Следованная, в полдесть, поволоченная вишневым бархатом и серебряными застежками и жуками" [51].

Старец Адриан (Ангелов) был важной и деятельной фигурой в истории Троице-Сергиева монастыря середины XVI в., а его келарство осталось памятным в истории обители. Нельзя обойти его имя, если говорить об учреждении архимандритии в обители "у Троицы". Ему приходилось часто обращаться к царю и Митрополиту, быть в Москве, проявлять попечение о монастырских владениях в других местах. Как келарь, он активно занимался монастырским строительством. Кроме того, он проявлял большую заботу об обеспечении новопостроенного храма подворья необходимыми книгами. Его следует отнести к числу книжников и писателей Древней Руси.

Источник: Макарий (Веретенников), архим. О Церкви земной и Церкви небесной. М., 2006. – С. 413-421.


Примечания

[1] Келарь – это "хранитель и расходчик монастырских припасов", – читаем в "Словаре" свящ. Григория Дьяченко (Полн. церк.-слав. словарь. М., 1993. С. 203). В другом словаре читаем: "Келарь – должностное лицо в монастырском хозяйстве". – Кочин Г. Е. Материалы для терминологич. словаря Древн. Руси. М.-Л., 1937. – С. 141. И. И. Срезневский приводит лишь несколько цитат из древнерусских текстов, где упоминаются келари (Словарь др.-рус. яз. Репр. изд. Т. 2. Ч. 2. E-K. М., 1989. Стб. 1204).

[2] Николаева Т. В. Троицкий живописец XVI в. Евстафий Головкин // Культура Древн. Руси. М., 1966. – С. 177-183.

[3] Державина О. А. "Сказание" Авраамия Палицына и его автор // Сказание Авраамия Палицына. М.-Л., 1955. – С. 16-63.

[4] Трофимов И. В. Больнич. палаты с церк. Зосимы и Савватия XVII в. и их реставр-я // Сообщ-я ЗГИХМЗ. Вып. 3. Загорск, 1960. – С. 107-129.

[5] Уварова Н. М. Симон Азарьин как писатель сер. XVII в. Автореферат канд. дисс. М., 1974; Клитина Е. Н. Симон Азарьин (Нов. данные по малоизуч. материалам) // ТОДРЛ. Т. 34. Куликовская битва и подъем нац. самосознания. Л., 1979. – С. 298-312.

[6] Фонкич Б. Л. Греч.-рус. культурн. связи в XV-XVII вв. (Греч. рукописи в России). М., 1977. – С. 68-104.

[7] Его можно отнести к числу книжников Древней Руси, однако о нем ничего не говорят ни митр. Евгений (Болховитинов) (Словарь историч. о бывших в России писателях духовн. чина Греко-Российской Церкви. Изд. 2. СПб., 1827), ни архиепископ Филарет Черниговский (Обзор русской духовной литературы. Изд. 3. СПб., 1884). Только П. Строев, перечисляя рукописи, содержащие Киевско-Печерский Патерик, называет, в частности, майскую Минею, переписанную "по приказанию Троицко-Сергиева монастыря келаря Адриана Ангелова". – Строев П. М. Библиологич. словарь и черновые к нему материалы. СПб., 1882. – С. 373.

[8] См. Никольский Н. К. Рукоп. книжность др.-рус. библиотек (XI-XVII вв.). Мат-лы для словаря владельцев рукописей, писцов, переписчиков, переводчиков, справщиков и книгохранителей. Вып. 1. А-Б. СПб., б. г. С. 17-18. Со ссылкой на Н. Никольского упоминает старца Адриана И. У. Будовниц (Словарь рус., укр., бел. письм-ти и лит-ры до XVIII в. М., 1969. – С. 11).

[9] Веселовский С. Б. Ономастикон. Др.-рус. имена, прозвища и фамилии.М., 1974. – С. 14.

[10] Список погребенных в Тр. Серг. Лавре, от основания оной до 1880 г. М., 1880. – С. 72.

[11] Никольский Н. К. Указ. соч. С. 17. В сентябре 1551 г. (7060) в документах упоминается Троицкий келарь старец Пантелеймон (Каштанов С. М. По следам троицких копийных книг XVI в. // Записи ОР ГБЛ. Вып. 40. М., 1979. – С. 57).

[12] ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. СПб., 1904. С. 232. О ереси сер. XVI в. на Руси см. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 2. Ч. 1. М., 1900. – С. 817-841.

[13] ААЭ. Т. 1. 1294-1598. СПб., 1836. С. 252.

[14] Там же. С. 267. См. также Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Т. 6. Изд. 2. СПб., 1887. – С. 262.

[15] Богоявленский Н. А. Др.-рус. врачевание в XI-XVII вв. Источники для изуч. ист. рус. медицины. М., 1960. – С. 31.

[16] Горский А., прот. Историч. описание Св.-Троицкой Серг. Лавры, сост. по рукоп. и печат. источн. Ч. 2. М., 1890. – С. 178; Насонов А. Н. Материалы и исследования по ист. русск. летописания // Проблемы источниковедения. Вып. 6. М., 1955. – С. 237. Пруд, упомянутый в летописце, как отмечается, "и поныне называется келарский". – Арсений, иером. Летопись наместников, келарей, казначеев, ризничих, экономов и библиотекарей Св.-Троицкой Серг. Лавры // Летопись занятий Археографич. комиссии. 1865-1866. Вып. 4. СПб., 1868. – С. 79.

[17] См. ПСРЛ. Т. 13. Ч. 8. СПб., 1904. – С. 273.

[18] Горский А., прот. Указ. соч. – С. 178.

[19] С. В. Бахрушин пишет: "Крупные внемосковские монастыри, как Волоколамский, Болдинский, имели в Москве свои подворья". – Бахрушин С. В. Труды по источниковед., историогр. и ист. России эпохи феодализма (Науч. иссл.). М., 1987. – С.36-37. Таким образом, было подворье в Москве и у Троицкого монастыря.

[20] Горский А., прот. Указ. соч.; Бычков А. Краткий летописец Св.-Троицкия Серг. Лавры // Летопись занятий Археографич. комиссии за 1864 год. Вып. 3. СПб., 1865. –С. 22.

[21] Изображение этого храма см.: История русск. искусства. Т. 3. М., 1955. – С. 443; ЖМП. 1978. № 2. – С. 73.

[22] Ильин М. А. Русск. шатр-е зод-во. Пам-ки сер. XVI в. М., 1980. – С. 99. Некоторые элементы убранства были затем повторены при строительстве храма Зосимы и Савватия в Троицком монастыре (Там же).

[23] Макарий, архим. Всероссийский митр. Макарий и обитель прп. Сергия игум. Радонежского // Вперед: общ.-полит. газ. – Спец. вып., посв. 600-летию преставл. вел. сына земли Русской прп. Сергия Радонежского. 1392-1992. Окт. 1992 г. – С. 6.

[24] Голубинский Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Жизнеопис. прп. Сергия и путеводитель по Лавре. М., 1909. – С. 205; Балдин В. Загорск. М., 1989. – С. 34.

[25] Тр.-Серг. Лавра. Худ. пам-ки. М., 1968. – С. 30.

[26] ЗГИХМЗ. Путеводитель. М., 1983. – С. 41.

[27] См. Веретенников П., диак. Сщмч. Петр, архиеп. Александрийский // ЖМП. 1979. № 10. – С. 68. См. также след. прим.

[28] Насонов А. Н. Нов. источн. по ист. Казанского взятия // Археогр. ежегодник за 1960 г. М., 1962. – С. 3-26. "Следование" старцем Адрианом стопам преподобного Сергия, благословившего князя Димитрия Донского на борьбу с Мамаем, выразилось и в том, что при нем "был в 1559 г. для Свияжка слит колокол". Насонов А. Н. История русского летописания XI – нач. XVIII вв. Очерки и иссл. М., 1969. – С. 404.

[29] Он же. Нов. источн. по ист. Казанского взятия. – С. 13.

[30] См. Клепиков С. А. Орнам. украш. переплетов кон. XV – перв. пол. XVII вв. в рукоп. библиотеки Тр.-Серг. мон-ря // Записки ОР ГБЛ. Вып. 22. М., 1960. – С. 68; Он же. Описание др.-рус. обиходн. переплетов // Методич. рекоменд. по опис-ю слав.-рус. рукоп. для сводного каталога рукоп., хран-ся в СССР. Вып. 2. Ч. 1. - М., 1976. – С. 56-57.

[31] Моисеева Г. Н. Житие Новг. архиеп. Серапиона // ТОДРЛ. Т. 21. Новонайденные и неопубл. произв. др.-рус. лит-ры. M.-Л., 1965. С. 150; Дмитриева Р. П. Житие Новг. архиеп. Серапиона как публицистич. произв. XVI в. // ТОРДЛ Т. 41. Л., 1988. – С. 365.

[32] ПСРЛ. Т. 34. М., 1978. – С. 180.

[33] ПСРЛ. Т. 13. Ч. 2. СПб., 1906. – С. 331. Как пишет одна исследовательница, "воспитанный Митрополитом Макарием в искренней набожности, царь Иван IV не мог не чувствовать определенного пиетета по отношению к главному монастырю Московской Руси". – Ханагова И. Г. Тр.-Сергиев монастырь в общ.-полит. жизни Руси XV-XVI вв. Автореферат. М., 1993. – С. 16.

[34] Горский А., прот. Указ. соч. Ч. 1. – С. 176-183.

[35] Он же. Указ. соч. Ч. 2. С. 180. Первые архимандритии в московских монастырях были учреждены также благодаря ктиторскому участию Московских государей; см. Щапов Я. Н., Соколова Е. И. Архимандрития в др.-рус. городе // Церковь, общество и госуд-во в феод. России. М., 1990. – С. 44.

[36] Арсений, иером. Указ. соч. С. 59.

[37] Попеску Т. А. Источн. по ист. складывания книжн. рукоп. собр. Тр.-Серг. мон-ря в XIV-XVII вв. (описи, вкладные и переписные книги). Автореферат. М., 1979. – С. 24.

[38] Леонид (Кавелин), архим. Свед-я о слав. рукоп., поступ. из книгохр. Св.-Троицкой Серг. Лавры в библ. Троицкой ДС в 1747 г. (ныне находящиеся в библиотеке МДА). Вып. 1. М., 1887. – С. 50; Никольский Н. К. Указ. соч. С. 17; Записки ОР ГБЛ. Вып. 22. М., 1960. – С. 181.

[39] Он же. Указ. соч. – С. 55.

[40] Ухова Т. Б. Каталог миниатюр, орнамента и гравюр собр. Тр.-Серг. Лавры и МДА // Записки ОР ГБЛ. Вып. 22. М., 1960. – С. 187.

[41] Никольский Н. К. Указ. соч. – С. 17-18.

[42] Тихон, иером. Прп. Сергий Радонежский и его школа // ЖМП. 1981. № 10. – С. 21.

[43] Ухова Т. Б. Указ. соч. С. 175.

[44] Вкладная книга Тр.-Серг. мон-ря / Изд. подг. Клитина С. Н., Манушина Т. Н., Николаева Т. В. М., 1987. – С. 52.

[45] Никольский Н. К. Указ. соч. С. 18.

[46] Ухова Т. Б. Указ. соч. С. 105.

[47] Каштанов С. М. По следам Троицких копийных книг XVI в. (погодинский сб. 1846 и архив Тр.-Серг. мон-ря) // Записки ОР ГБЛ. Вып. 38. М.,1977. – С. 34.

[48] Список погребенных в Тр.-Серг. Лавре... С. 72. № 789.

[49] Горский А., прот. Указ. соч. Ч. 1. – С. 56.

[50] Макарий, еп. Синодик XVI в. в Нижегор. Печерском мон-ре // ЧОИДР. Кн. 1. Смесь. 1868. – С. 8.

[51] Никольский Н. К. Указ. соч. С. 18. Впрочем, в Кормовой книге Кирилло-Белозерского монастыря, в которой указывалось, как чтилась память того или иного вкладчика, имя старца Адриана не упомянуто; см. Сахаров И. П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского мон-ря // Записки Отд. рус. и слав. археологии Имп. археолог. о-ва. Т. 1. СПб., 1851. – С. 46-105.


15 июня 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.