«Какова должна быть молитва?»

«Какова должна быть молитва?»

Почти всегда свои наставления святой Макарий заканчи­вает молитвой: дай, Господи, нам исполнить сказанное, услы­шанное, пошли нам мир, или просто призывает: «Помолим­ся...» Он и учит молитве.

Молитва должна быть сосредоточенная — внутренне со­бранная, умная, сердечная. «Какова должна быть молитва? — Без внутренней одна внешняя молитва не имеет значения». И святитель посылает специальное наставление: «По­сылаю для всех сестер... наставление об умной молитве. Ду­маю, что не поймете, как это можно ум вводить в сердце. Где же это сердце? — Сердце — это там, где любовь, где гнев, где радость и горе. От любви сердце веселится, от радости бьется; вот туда и нужно направить ум и поставить его стражем, там и Господь обитает, говоря: даждъ Ми сердце твое. Но так как ум часто уходит с своего караула и на сердце начинают наползать гадины разные, то и нужно опять стража возвращать и усажи­вать на свое место при сердце: не дремли ты, страж, прика­жем, чтоб не вкрался вор и льстец».

Не надо печалиться, если заметишь, что молишься, в основном, внешне, а надо продолжать творить молитву. — «Пишешь: молитвы по четкам только языком произносишь, а голова и сердце не знают. Хорошо и то, что языком хотя, но исполнишь правило; а ум и сердце, осуждаемые совестию, мало-помалу пристанут к языку, и дело наладится».

Недопустимы в молитве поспешность и лень. «Сегодня за обедней, — пишет святитель, — прочитали из отца Иоанна Кронштадтского очень поучительное. Выписываю этот урок: кто поспешно, без сердечного понимания и сочувствия читает молитвы Богу, побеждаемый своею ленивою и сонною пло- тию, тот служит не Богу, а плоти своей, самолюбию своему и ругается Господу своим невниманием, бесчувствием своего сердца в молитве. Как бы ни ленива и ни расслаблена была твоя плоть, как бы ни клонила она ко сну, преодолей себя, не пощади себя для Бога, отвергни себя, дай Богу твое сердце». Напоминает святитель по той же теме и наставление' другого старца: «Некий брат вопросил авву Силуана: что мне делать, авва, как приобрести умиление (теплоту чувства), ибо меня сильно одолевает (разленение и сон)? Наутро, когда встаю, потребно много усилий, чтобы прогнать разленение. Старец ответил: когда встанешь на молитву, ум твой пусть вникнет в смысл читанного; думай, что стоишь пред Богом, испытывающим сердца и утробы. Когда восстанешь от сна — прежде всего устами твоими прославь Бога (скажи: «Слава Тебе, Господи») и тотчас начинай твое правило легко и тихо, воздыхая, поминая грехи свои и мучения, где будешь му­читься».

Молитва должна быть с нами всегда и везде, тем паче нельзя употреблять на какие-либо дела время, специально для нее отведенное. — «Каждый день преуспевай в молитве, сми­ренномудрии, послушании, терпении. Сердце твое более и более отрывай от любления твари, устремляя его к Создав­шему его, Видящему его, Толкущему в него... Никакого чело­века больше Господа не люби». «Не употребляй время молитвы на другое дело. Когда на молитву, тогда и дела под­совывает враг спасения; но ты скажи: у меня теперь одно де­ло — молитва. Бог поможет, потом все сделаю... Проси с ве­рой, не сомневаясь».

Пропущенная молитва должна быть восполнена дополни­тельной, а не прочитанное правило в должное время — совер­шено в другое: «За пропущенную молитву прочитывать потом лишнюю молитву; рассеянно прочитанную молитву опять тут же повторить со вниманием, чтобы впредь не повадно было бродить помыслами во время молитвы». «Если в свое время не исполнишь правило почему-либо, то исполни в дру­гое время, в другие часы. Нужно опасаться, чтобы опущение не обратилось в привычку повторения».

Касается святитель и содержания молитвы: «Когда чита­ешь „Господи, помилуй" 40 раз, тогда вспоминай всех запо­ведавших молиться».

Очень ценно указание, как надо учить молитве детей: «Ма­леньких детей нужно сперва приучать словам молитвы с крат­ким объяснением, особенно непонятных слов; при этом нужно стараться передать им молитвенное настроение, а для сего учительница должна сама молиться, то есть читать мо­литвы с соответствующим молитвенным настроением, а подробное объяснение молитв лучше бы к концу первого года. Вообще нужно помнить, что детей нужно стараться научить молиться, а не читать только молитвы».

Не менее ценны рассуждения святителя об опасностях вступающих в молитвенный подвиг неосмотрительно и само­надеянно: «Некоторые души, начинающие дело спасения, вместо подвигов смирения, послушания и терпения стремятся к молитвенному и постному подвигам. Ощутивши иногда теп­лоту в душе и благодатное молитвенное настроение, они уже мечтают, что скоро достигнут той молитвы, которой молились святые и о которой пишется в святоотеческих книгах. Начи­нают напрягаться до экстаза, чтобы самим приобрести то мо­литвенное настроение, какое им дано было на некоторое вре­мя. Начинают это своевольно, без руководства, и впадают в диавольскую сеть».

Наконец, дается сокращенно урок о молитве: «Маленький урок о молитве: учись молиться сердцем, а ум ставить стра­жем у сердца. Не ищи Господа далеко: везде Сый, живет и в сердцах призывающих Его»...

«О, если бы нам хотя часть некую приобрести из того, что здесь советуется!»


Источник: профессор К.Е. Скурат. Алфавит духовный. Новые исповедники Святой Руси. О вечном. - М., «Ковчег», 2013.


STSL.Ru


Теги: Скурат К.Е.
12 Июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Превращение Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость
Превращение Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость

В годы правления Ивана Грозного придавалось большое значение превращению Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость, имевшую важное значение на северных подступах к Москве.

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.

Публичное наказание на Красногорской площади
Публичное наказание на Красногорской площади

29 июня (н. ст.) 1746 года на Красногорской площади перед въездными в Лавру Успенскими воротами состоялось публичное наказание плетьми нескольких человек. Они были пойманы с чужим имуществом 18 мая, на следующий день после сильнейшего в истории города пожара. Приговор вынес Учрежденный Собор Лавры. Он имел право административной и судебной (кроме уголовных дел) власти над жителями окружавших обитель Троицких слобод.

Новая паперть Успенского собора
Новая паперть Успенского собора

28 июня (н. ст.) 1781 года началась разборка старой паперти перед Успенским собором. Ее планировалось заменить каменным крыльцом в соответствии с фасадом, утвержденным владыкой Платоном. Строительство крыльца завершилось в сентябре того же года

В память о спасении императора
В память о спасении императора

28 июня (н. ст.) 1868 года наместник Лавры архимандрит Антоний освятил устроенный в Вифании при митрополичьих покоях домовый храм в честь Нерукотворенного Спасова образа. Надпись над входом гласит: «Устроися храм Всемилостивого Спаса в память двукратного дивного сохранения от опасности Государя Императора Александра Николаевича 1866 г. Апреля 4-го и 1887 г. Мая 25-го дня».