Какая вера слепая, а какая видящая

Какая вера слепая, а какая видящая

Святитель Феофан Затворник

Слепой вере противоположна вера видящая. Какая же это? Вера видящая есть та, которая ясно видит, во что верует и поче­му верует. Ясное видение, во что верует, обнимает все содержа­ние веры, — что Бог есть един по существу и троичен в Лицах, что Он весь мир сотворил словом Своим и о нем промышляет, и в целом и в частностях, что мы сотворены для лучшей жизни, но пали в прародителях и се томимся в изгнании, что беду сию мы сами на себя навели, но высвободиться из нее сами не имели воз­можности, почему воплотился Сын Божий и избавил нас от все­го, чему подверглись мы вследствие падения, Своими страдани­ями, смертью, Воскресением, Вознесением на небеса и седением одесную Бога и Отца, что для того, чтобы каждый из нас мог стать причастным благ спасения, совершенного Господом, Дух Святой сошел на Апостолов и через них Церковь Святую осно­вал на земле, в коей Церкви и пребывает, всех верующих через Святые Таинства возрождая к новой жизни, укрепляя на всякое добро, очищая от всякого зла и освящая и через все сие к вечной жизни приготовляя и Царства Небесного наследниками соделывая, и что все, верными сынами и дщерями Церкви Божией до конца себя сохраняющие, несомненно Царство Божие наследят! а неверными ей оказывающиеся в ад попадут на вечные мучения. Все сие ясно зрит и ведает определенно видящая вера.

Видит она ясно и определенно и основание, почему так верует. Но оснований этих у ней не много, а одно — потому верует, что Сам Бог повелел так, а не иначе веровать. Основание самое разумное, разумнее и тверже которого ничего нет. Ибо что Бог сказал, то уже всеконечно есть совершеннейшая истина, против которой неуместны и возражения. В полном смысле настоящая вера и есть та, когда кто верует потому только, — что так Бог по­белел, и когда для того, чтобы уверовать, ничего больше не ищет, как узнать, — как Бог повелел; и как только узнает, что Бог повелел так и так веровать, так и успокаивается на том полным ус­покоением, не допускающим никаких колебаний.

Се — детская вера, безпрекословно верящая Богу Отцу свое­му! Ее-то и требовал Господь, когда сказал: если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18,3). Из сего може­те вы сами заключить, что кто иным каким-либо образом верует, о том нельзя не усомниться, войдет ли он в Царство Небесное.

Так детская вера не есть слепая, а видящая, и видящая все гла­зами чистыми, ничем не запорошенными. Она только в рассу­дочные исследования не пускается, а как узнает, что Бог так ска­зал, так и успокоивается. Это у нее самая верная, самая прочная и самая разумная основа на все верования. Слепая вера есть та, которая не знает, во что должно веровать, или если знает, то не полно, кое-как; равно не знает и того, почему должно веровать, и не заботится узнать ни того ни другого. Такова большей час­тью вера простого нашего народа, но не исключительно: ибо и между лицами высшего и образованного круга очень много таких если не наибольшая часть. И в простом народе не редкость сильная детская вера видящая, за которой куда гнать нашей уче­ной вере?!

У нас вошло в обычай слепой вере противополагать разумною, а под разумною верою разуметь веру ученую, которая не довольствуется одним тем основанием, что Бог так повелел, — и верую. Но ко всему примешивает и соображения своего ума, и когда начнет говорить о предметах веры, то говорит о них так, как бы это было постижение его ума, стыдясь даже помянуть, что так Бог повелел, видя в этом унижение уму своему. У иных это доходит до того, что они и совсем верить не хотят ничему такому, что не сумеют подвести под начала своего разума и со­гласовать с суммой добытых им понятий и с установившимися в голове воззрениями на сущее. — На сие скажу:

Никакого нет греха доискиваться некоторых умственных со­ображений в уяснение и полнейшее уразумение предметов ве­ры. Это делали нередко и святые отцы. Но надо заметить, что к существу веры это ничего не прибавляет и есть совсем побочное или придаточное дело. Будь это или не будь, вера, верующая Бо­гу, как сказано, нисколько от того не теряет. Кто набрал себе та­ких соображений, не имеет у Бога преимущества перед тем, кто не имеет их, а искренне и ясно верует во все веруемое по тому одному, что так Бог повелел. Это замечание надо крепко дер­жать в уме, чтобы не породилось лукавое в сердце предпочтение своих соображений тому единственно прочному основанию: Бог так повелел, — и верую. Ибо в таком случае человек выходит из детскости и сам себя подвергает опасности, в коей находятся не имеющие детской веры: если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3). Как ни мудр будет ум, все ему окончательно надо стоять на том, что Бог так повелел, — и ве­рую. Но само собой разумеется, что по мере того как дается пред­почтение своим соображениям, вера слабеет и теряет свое значе­ние; а где своим только соображениям верят, там и совсем веры нет, а есть умствования о предметах веры. 

Святитель Феофан Затворник. Православие и наука. Руководственная книга изречений и поучений. Составитель игумен Феофан (Крюков). - М., Издание второе. Данилов мужской монастырь. Даниловский благовестник, 2009.


17 Декабря 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...