Как спастись мирянину?

Как спастись мирянину?

И в миру можно спастись. Везде примет нас Бог, лишь бы мы были правы по Закону Божию. Господь сказал: «Все, что даст Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6, 37). Да возлежит на персях Иисусовых Иоанн, девственник и Богослов, ученик, его же любляше Иисус (Ин. 13, 23; 21, 20)! Да присоединятся к нему прочие святые Божии, наперсники святой любви! Здесь не наше место. Наше в сонме прокаженных, расслабленных, слепых, глухих, немых, беснующихся. Мы принадлежим к ним по состоянию душ наших, и в числе их приступим к Спасителю нашему. С ними поставляет нас Мать наша – Святая Церковь, влагая в уста чад своих умилительные, проникнутые чувством нашей греховности молитвы. Дает нам духовная мать наша верное положение, чтобы тем вернее было для нас получение милости Божией (Еп. Игнатий (Брянчанинов). Слово о страхе Божием и о любви). «Спасение наше через Церковь», – говорит свт. Ириней, еп. Лионский. В ней находятся все средства для нашего спасения – это св. таинства. В Церкви Господь невидимо с нами. «Где двое или трое собраны во имя Мое, – сказал Господь, – там Я посреди них» (Мф. 18, 20). В Церкви с нами молится Матерь Божия, ангелы и все святые. Прп. Серафим Саровский, когда был диаконом и служил в храме, удостоился видеть на воздухе со множеством ангелов Христа-Спасителя, Который благословлял молящихся. Когда священники произносят слова: «Благословение Господне на вас», преклони главу твою и принимай с верою благословение Божие. «Где Церковь, там и Дух Божий», – говорит свт. Киприан Карфагенский. Поэтому для православного христианина есть святая обязанность и долг посещать чаще храм Божий, особенно в праздничные дни. Но все-таки без воли Божией и благодати Святого Духа спастись нельзя, а нужно во всем положиться на волю Божию, и усердно молить Его, Матерь Божию и всех святых о нашем спасении.

В таком важном деле, как спасение души и приобретение Царства Божия, не полагайся, друг мой, на свою мудрость, не мудрствуй много и лукаво, а крепко держись руководства Святой Матери Церкви Христовой, будь ей послушен и дорожи ее святыми благодатными таинствами. Чаще исповедывайся и причащайся Святых Таин Христовых, омывающих нашу греховную нечистоту, освобождающих от тяжести греха и наказания за о́ный. «А́ще не сне́сте пло́ти Сы́на Челове́ческого, ни пие́те кро́ве Его́, живота́ не и́мате в ceбе́» (Ин, 6, 53). «Яды́й Мою́ плоть и пия́й Мою́ кровь во Мне пребыва́ет и Аз в нем» (Ин. 6, 56). Особенно во время болезни надо спешить пригласить священника, чтобы не перейти в загробную жизнь во грехах. Но и здоровым надо чаще приобщаться. О. Иоанн Кронштадтский призывал верных ревнующих чаще приступать к св. чаше, на основании слов Спасителя: «Я есмь хлеб жизни: приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6, 35). Свт. Димитрий Ростовский говорит: «Истинно кающийся, исповедуя грехи свои и сожалея о содеянии их, полагает твердое намерение (в надежде на помощь Божию) не возвращаться к прежним своим делам, но всевозможно их избегать. Таковой как милосердия Божия, так и Божественного причащения сподобляется, хотя бы и весьма был недостоин». Вообще же свв. отцы находили возможным и должным приобщать Святых Христовых Таин людей не только в болезни сущих, но и приходящих с чувствами искреннего раскаяния и сожаления о грехах, дающих твердое намерение блюсти себя от них, и приступающих к Святой Чаше с великим страхом и трепетом. «И́бо вся́кий раз, когда́ вы еди́те хлеб сей и пие́те ча́шу сию, смерть Госпо́дню возвеща́ете, доко́ле Он прии́дет. Посему́, кто бу́дет есть хлеб сей или пить ча́шу Госпо́дню недосто́йно, вино́вен бу́дет про́тив те́ла и кро́ви Госпо́дней. Да испы́тывает же себя́ челове́к, и таки́м о́бразом пусть ест от хле́ба сего́ и пьет из ча́ши сей. И́бо кто ест и пьет недосто́йно, тот ест и пьет осужде́ние себе́, не рассужда́я о те́ле Госпо́днем. Оттого́ мно́гие из вас не́мощны и больны́, и нема́ло умира́ет» (1 Кор. 11, 26-30).

Таким образом, только в Православной Церкви, содержащей истинную апостольскую веру, заключается превосходящее всякое разумение богатство милости Божией к грешному человеческому роду. В ней только Господь благословляет нас всяким духовным благословением, приобщая нас через святые таинства Церкви к Своему Божественному естеству (2 Пет. 1, 4).

Много Святая Православная Церковь перенесла гонений, ересей и смятений. Но Господь хранит ее непоколебимою, по слову Своему: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). В настоящее время особенно много врагов Святой Православной Церкви: баптистов, штундистов, евангелистов и проч., которые отвергают как Самую Церковь, так и ее благодатные таинства. «Лучше бы им не познать пути правды, – говорит св. ап. Петр, – нежели, познавши возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Пет. 2, 21-22). «Кто восстает на Святую Церковь, – говорит пр. Ефрем Сирин, – у того плоть, как у Гиезия, да покроется проказою». «Кто отступает от православной веры, того да постигнет Иудино удавление». «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец»,– слова свт. Киприана. Блажен, кто избрал Святую Церковь. Это агница, которую не растерзает волк; это чистая голубица, которую не настигнет ястреб. Если хочешь спастись, говорит свт. Иоанн Златоуст, то пребывай в Церкви, которую ты избрал, и она не выдаст тебя. Церковь есть ограда: если ты внутри сей ограды, то тебя не тронет волк, если же выйдешь вон, то будешь похищен зверем. Не уклоняйся же от Православной Церкви, нет ничего в мир сильнее ее. Она твоя надежда, в ней твое спасение. Как без корабля нельзя переплыть море и достигнуть тихой безопасной пристани, так нельзя без повиновения учению Православной Церкви достигнуть спасения души. А посему ее возлюби как матерь, ей повинуйся, и самое слово Божие бойся толковать по-своему, как это делают еретики. Святой Церкви даны ключи разумения и она одна непогрешительная истолковательница его, так как Церковь Христова есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15). Сам Господь Иисус Христос сказал: «А́ще же и Це́рковь преслу́шает, бу́ди тебе́ я́коже язы́чник и мыта́рь» (Мф. 18, 17).

Святая Мать наша Церковь Христова научает нас всем средствам, с помощью которых мы можем спастись, и между ними первое всего истинной вере православной, переданной нам Господом нашим Иисусом Христом и Его святыми апостолами. Господь сказал: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте; в доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам; и когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14, 1-3). Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает (Евр. 11, 6). Так Авраам поверил Богу и это вменилось ему в праведность (Рим. 4, 3). «Не испытуй, но веруй только и поклоняйся, ибо кто испытует, тот не верит» (св. Нил Синайский). Вера же наша в том, что Бог во всем триипостасен познается и понимается. Он все содержит и о всем промышляет через Сына во Святом Духе, и ни один из Них, где бы упоминаем ни был, не именуется и не мыслится сущим вне или особо от других (св. Григорий Синаит). Троица единосущна и нераздельна. «У нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Кор. 8, 6). «Одна вера, одно крещение» (Еф. 4, 5). Мы христиане ни на чем ином основываем свое спасение, как на вере в Господа Спасителя, нас ради воплотившегося от Приснодевы Марии, пострадавшего и воскресшего в 3-й день, чтобы избавить нас от клятвы закона и даровать нам жизнь вечную. За веру нашу Он посылает нам благодать Святого Духа, которая делает нас правыми, святыми, богоугодными и достойными вечного блаженства, на что мы и надеемся. Это созидает в нас духовное служение Богу. В христианине, созидаемом Духом Божиим, все исходит из сердца, полного веры, дышущего любовью (Гал. 5, 6). Только верою душа человека может обрести покой, истинное просвещение и спасение. Ум человеческий, не наставляемый Духом Святым и не просвещенный верою, не может познать Бога.

С верою и надеждою возносим мы постоянно наш ум и сердце к Богу, славим Его, благодарим и просим о наших нуждах в храме Божием, дома и на всяком месте. Такое благоговейное возношение ума и сердца к Богу называется молитвою, которая тоже служит одним из главных средств к нашему спасению. Господь Сам молился, даже до кровавого пота за нас грешных, учил учеников молиться и дал образец молитвы – "Отче наш", которая и называется Господней, и в св. Евангелии постоянно учит нас бодрствовать и молиться, молиться и не унывать, молиться усердно, настойчиво, и обещает, что Бог услышит нас. Приводя притчу о неправедном судии, который не хотел защитить бедную вдову, Господь сказал народу: «Бог ли не защитить избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий пришед, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18, 7-8). Итак, будем непрестанно приносить Богу жертву хвалы, т.е. плод уст наших, прославляющих имя Его (Евр. 13, 15). Вечером и утром, в полдень и ночью будем вопиять и умолять, и Он услышит голос наш (Пс. 54, 18). Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику (Пс. 54, 23). Таким образом, молитва есть богоугодное средство для нашего спасения. Так как человек состоит из души и тела, то святые апостолы учат прославлять Бога в душах и телесах наших (1 Кор. 6, 20). Поэтому в молитве или беседе с Богом, должна принимать участие не одна душа, а участвовать и тело: человек должен молиться Богу душой и телом. Молитва наша бывает внутренняя, когда мы прославляем, просим и благодарим Бога в душе, уме и сердце; но она бывает и наружная, когда мы в ней выражаем свои мысли и чувства словами и употребляем при этом некоторые внешние действия, как-то: стояние пред святой иконой, возведение очей к небу, на икону, воздеяние рук, чтение молитв, наклонение главы и тела, преклонение колен и лица до земли, сложение рук на груди и крестное знамение. Крестное знамение есть самое важное действие во время молитвы. Так как мы можем спастись лишь только через крестные страдания Христовы, то поэтому и должны постоянно иметь в уме и сердце благоговейное воспоминание о них. Остальные внешние знаки молитвы, как-то: наклонение головы, поклоны, стояние перед св. иконами означают наше глубочайшее благоговение и почтение перед Богом. Молиться нужно постоянно, настойчиво, а главное с верою.

Господь сказал: «Все, чего ни попросите в молитве с верою, полу́чите» (Мф. 21, 22). Веруй в сердце, исповедуй устами и будешь праведен пред Богом и спасешься (св. Иоанн Злат.). «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? Или когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7, 7-11). «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4, 2), учит святой апостол. «Дух (Святы́й) подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8, 26). Самая удобная для постоянного произношения в уме есть молитва Иисусова: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного". Этой молитве свв. отцы придают большое значение. Едите ли, пьете ли, или иное что делаете (1 Кор. 10, 31), всегда молитесь этой молитвой. «Бодрствуйте в молитвах» (1 Пет. 4, 7). «И когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться пред людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 5-6).

После молитвы могучим средством для спасения верующего служит чтение Слова Божия: Святого Евангелия, посланий святых апостолов, вообще Священного Писания – Ветхого и Нового Завета. О. Иоанн Кронштадтский пишет, что ничто так не вразумляет, не учит, не наставляет и не вдохновляет, как чтение Святого Евангелия и посланий святых апостолов, вечно новое, радостное и назидательное, если изучать в них свои обязанности как человека, как священника и как члена общества. Только в слове Божием заключается истина. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3, 16). «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4, 16). Истина в Священном Писании, пророках, которые возвещали о пришествии на землю Иисуса Христа, Сына Божия. Особенно много пророчеств о Спасителе у пророка Исайи, который поэтому называется ветхозаветным евангелистом. После Библии, Святого Евангелия и посланий апостольских, особенно важная и необходимая для спасения души книга есть Псалтирь. Свт. Василий Великий пишет, что никакие иные книги так Бога не славят, как Псалтирь; душеполезна есть, больше и выше есть всех книг. Псалтирью приобретается добродетель и дерзновение к Богу о спасении души. Велика награда в посте, поклонах и чтении Псалтири.

Свт. Иоанн Златоуст, будучи вопрошен братиею – можно ли оставить чтение Псалтири, отвечал: «Лучше солнцу перестать от течения своего, нежели оставить Псалтирь; весьма полезно поучаться псалмами и прочитывать прилежно Псалтирь. Все бо нам книги на пользу есть, и печаль творят бесам, но не как Псалтирь, поэтому да не нерадим». Молитва есть беседа к Богу, а чтение святых книг есть Божия беседа к нам, т.е. когда мы читаем святую книгу, то Бог к нам беседует, а когда молимся, то мы беседуем с Богом. Это Ему приятная жертва, а нам сильное пособие в трудах наших и в брани с демоном, которому молитва есть жезл нестерпимый и меч зело острый.

Исполнение заповедей Господних, изложенных в Святом Евангелии и Апостольских посланиях, есть необходимое условие нашего спасения и доказательство нашей любви к Богу. «А́ще лю́бите Мя, за́поведи Моя́ соблюди́те» (Ин. 14, 15). «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам» (Ин. 14, 21). «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к Нему, и обитель у Него сотворим» (Ин. 14, 23). «Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Ин. 15, 7). «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего, и пребываю в Его любви» (Ин. 15, 10). «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 12-13). «Пребудьте во Мне и Я в вас. Кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 4-5). «Любите друг друга» (Ин. 15, 17).

Вот духовные блага, даруемые нам от Господа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22). Но любовь из них выше (ср.: 1 Кор. 13, 13) всех. Св. ап. Павел говорит: «Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание, и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я – ничто. И если я раздам все имение мое, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13, 2-3). Любимый ученик Господа св. ап. Иоанн Богослов, в последние дни своей жизни часто повторял: «Дети, любите друг друга» (ср.: 1 Ин. 3, 18-19). Когда его спрашивали, почему он особенно любит повторять эти слова, то он ответил, что это заповедь Господа и если бы кроме нее не было других, то ее одной достаточно было бы для нашего спасения. Любовь к Богу, к ближним и друг ко другу – вот главные заповеди Господа нам христианам. На любви основываются и все другие добродетели, особенно же милосердие. Христианину естественно радоваться всякому случаю благотворения и делать добро без всякой просьбы, уподобляясь Отцу Небесному. «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9, 13), – сказал Господь. Благотворительность оздоровляет душу человека от тех нравственных недугов, которые ей наносят грехи и неправды. Это прекрасно выражено пророком Даниилом: «Грехи твои милостынями искупи, и неправды твои щедротами убогих» (Дан. 4, 24). «Но когда творишь милостыню, то не труби о ней, – говорит Господь, – а делай так, чтобы левая твоя рука не знала, что делает правая; чтобы милостыня твоя была втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 1-4).

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 1-2). Не клевещите друг на друга, не гневайтесь, не мстите злом за зло, словом – как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф. 7, 12), заповедует нам христианам в Своем Святом Евангелии Господь. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).

«Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на небе, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Не можете служить Богу и мамоне. Ищите же прежде царства Божия и правды Его, и эго все приложится вам» (Мф. 6, 33).

Необходимо нужен для спасения пост, хотя некоторые легкомысленные люди в настоящее время его совсем отрицают и не признают. Пост установил Сам Господь в Своей Церкви, которую надо слушать. Первая заповедь о посте дана еще первым людям в раю, когда Бог запретил им вкушать от древа познания добра и зла. За нарушение этой заповеди Господь лишил первых людей Рая и наказал смертно. Таким образом, смерть – следствие греха. Но Адам раскаялся и Бог дал обетование, что семя жены сотрет главу змия (диавола) (Быт. 3, 15). Вот это-то семя жены и есть Господь наш Иисус Христос, Который Своею Крестною смертью разодрал рукописание грехов наших и примирил нас с Богом, а Своим воскресением даровал нам жизнь вечную. Надо соблюдать посты, но так, как учил тому Сам Господь: не пред людьми только казаться постящимися, как делали это фарисеи, но пред Отцем Небесным, видящим тайное, и воздающим за добро явно. Очищайте душу свою молитвою и добрыми делами. «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4, 32), – учит св. ап. Павел. – Живите так, как подобает христианину: в любви, как и Христос возлюбил нас, и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное (Еф. 5, 2). А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а напротив – благодарение (Еф. 5, 2-4). Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом (Еф. 5, 18).

Трудитесь. «В поте лица твоего снеси хлеб твой», – сказал Господь первому человеку (Быт. 3, 19). Если кто не хочет трудиться, тот да не яст (2 Фес. 3, 10), говорит св. ап. Павел. «Усердно старайтесь жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками» (1 Фес. 4, 11). «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол. 3, 23). Трудиться надо в простоте сердца, не с видимою услужливостью (при глазах только) работая, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души. Служа с усердием, как Господу, а не как человекам (Еф. 6, 6-7). «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4, 10). И веруйте, что во всех делах, предстоит вам Сам Бог (св. Нил Синайский) и без помощи Божией мы делать ничего истинно доброго не можем, по слову Спасителя: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15, 5). Ибо во всем помощник нам Бог, а в особенности в таком важном деле, как спасение души. Приобретение Царствия Божия без воли Господней и благодати Святого Духа невозможно, а потому во всем надо себя предоставить воле Божией и усердно молиться. Слушаться во всем Матери-Церкви, соблюдать заповеди Господни, жить со всеми в мире, скромно делая свое дело, любить царя, как помазанника Божия, почитать и слушаться начальства; более и более преуспевать в добродетелях христианских, поучаясь этому из Святого Евангелия, Апостольских посланий и других святых книг. Остерегаться лжепророков, не слушать их басен, а держаться слова Божия, которое научит нас всему, поможет уяснить и вразумит, как нам спастись и достигнуть Царствия Божия.

Д-р А.С. Щербаков

Источник: Душеполезный собеседник / [Изд. Афонского Русского Пантелеймонова монастыря]. – М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1914. Вып. 1. С. 14-22.


9 Февраля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...