Как получить Царствие Небесное?

Как получить Царствие Небесное?

Царствие Небесное есть Рай не земной, но небесный. Оно есть место на небесах, где обитает Сам Бог, и все ангелы и все святые люди. То есть, быть в Царствие Небесном значит пребывать с Богом, a потому Царствие Небесное первоначально внутрь нас есть, как говорит Спаситель, то есть Царствие Небесное находится в душе и сердце каждого человека, и тот, кто душою и сердцем своим прилепился к Богу и соединился с Ним, тот, и живучи здесь, на земле, имеет в себе Царствие Небесное, потому что он на земле уже чувствует утехи райские и радости небесные. Получить Царствие Небесное может всякий: и бедный, и богатый, и благородный, и простой, и должностной и без должности, старый и молодой, человек великого ума, и человек слабого ума, мужчина и женщина.

Как можно получить Царствие Небесное? Многие думают и говорят, что, живучи в мире, нельзя получить Царствия Небесного, а надо удалиться от мира в пустыню или монастырь. Так, правда, многие великие святые были пустынники, это правда. Но не правда, чтобы только жи́вучи в монастырях можно было получить Царствие Небесное, потому что и в монастыре можно жить по-мирски, и на оборот, живучи в мире, можно жить по-монастырски. Есть много примеров, что мирские люди, как то: земледельцы, купцы, солдаты, даже министры, и полководцы, при всех их мирских делах, получили Царствие Небесное. И правду сказать, эти люди гораздо знаменитее тех, которые живучи в монастырях, сделались святыми. Итак, чтобы получить Царствие Небесное, не нужно без особенных причин удаляться от мира, а надобно только возыметь усердное желание, и тогда, жи́вучи везде, можно получить его.

Есть люди, которые думают, что можно получить Царствие Небесное одною милостынею или благотворением, и это очень справедливо, потому что Сам Иисус Христос, во время второго Своего пришествия, призовет в Царство Небесное только тех, которые кормили голодных, которые поили жаждущих, одевали нагих, и которые посещали и утешали больных и заключенных в темницах, и которые принимали странных и бесприютных. Так, то истинно, что милостыня может привести нас в Царствие Небесное. Но какая милостыня? Милостыня истинная, от чистого и доброго сердца, и милостыня бескорыстная. Но как часто случается, что многие творят милостыню, то есть кормят голодных, посещают больных и проч. совсем не по любви, не от души и сердца, но просто так: или по обыкновению, или для того, чтобы похвалили за то люди, или именно потому, чтобы получить за то большую награду от Бога, и таковая милостыня не приведет в Царствие Небесное. Апостол Павел говорит, что хотя бы я все свое имение раздал нищим, но если я не имею истинной любви в сердце своем, то все это напрасно (см.: 1 Кор. 13, 3).

Есть также люди, которые говорят, что исполняй закон Божий, и ты будешь в Царствии Небесном. И это правда. Потому что Сам Спаситель сказал, что в Царствие Небесное войдут те, которые исполняют волю Отца Небесного. Но кто из людей совершенно исполняет волю Божию? Кто не грешит и не преступает закон Божий? А кто хотя одну заповедь не сохранит, тот преступник всего закона, и, следовательно, не будет в Царствии Небесном.

Наконец, некоторые думают, что можно получить Царствие Небесное постом и молитвою. Правда, что все святые постились, и Сам Иисус Христос постился сорок дней и сорок ночей. Правда, что молитвою можно все сделать, можно даже воскрешать умерших. Но какою молитвою? Молитвою совершенною, такою молитвою, которую могут иметь только святые.

Из сего вы видите, для того, чтобы получить Царствие Небесное, мало того, чтобы удалиться от мира, подавать милостыню, исполнять десять заповедей и поститься и молиться, всего этого недостаточно. Чтобы получить Царствие Небесное, надобно иметь дар Божий, то есть надобно получить Духа Святого так, как получили его апостолы и все святые.

Итак, слышите и разумейте: чтобы получить Царствие Небесное, надобно получить Духа Святого в Таинствах Церкви и сделаться святым. А без этого никто не только не может быть в Царствии Небесном, но даже не увидеть его. Иисус Христос сказал: «Аще кто не родится свыше» – в Таинстве Святого Крещения – «не может видети Царствия Небесного» (см.: Ин. 3, 5). И это самое поясняет ученик Его так: «Без святыни никтоже узрит Бога» (см.: Евр. 12, 14), то есть тот, кто не сделался святым, тот не может быть с Богом в Царствии Небесном. А сделаться святым нельзя без помощи благодати Божией, которая преподается в Таинствах Церкви. Эта истина вечна, непреложна и неизменна. Это так непреложно, что скорее разрушится небо и земля, нежели хотя одна буква или одна черта переменится в сих словах.

Быть святым! Возможно ли это человеку? Да, правда, многие говорят, что невозможно нам, слабым людям, быть святыми. Мы в грехах родились и не можем жить без того, чтобы не грешить. Так, это правда, что мы слабы и грешны. Но ужели те люди, коих считаем святыми, ужели они были не слабы и не грешны? Ужели они родились святыми? Нет, они не родились, а сами сделались святыми. Они так же были сначала и слабы и грешны, как и мы. Они так же жили в мире, они так же сначала любили мир и заботились о мирском счастье, как и мы. Многие из них так же имели семейства и детей, как и мы. Многие из них занимались разными должностями, как и мы. Но ничто это не помешало им сделаться святыми. Сколько во святых и ученых и неученых; сколько стариков и молодых; сколько умных людей и сколько слабоумных; сколько мужчин и женщин. Словом сказать, всякого состояния, всякого звания, всякого чина, и всякого возраста и пола были люди, которые сделались святыми. Следовательно, всем и каждому человеку можно сделаться святым. «Да, – говорят многие, – положим, что возможно человеку быть святым, но это трудно». Правда, братия моя, точно, трудно сделаться святым и не только трудно, но даже скажем откровенно, очень трудно. Но скажите, что нам достается без труда, что мы можем получить, так сказать, на боку лежа? Под лежачий камень и вода не течет, говорить простое присловие. Без труда и даром мы не можем получить и самой безделицы. А чем дороже вещь, тем надобно более трудов для того, чтобы получить ее. Тем она выше и драгоценнее, тем более надобно усилий и старания, чтобы достать ее. Но что на свете может быть для нас дороже Царствия Небесного? Что может быть нужнее и необходимее для нас Царствия Небесного? Итак, кто знает и чувствует, что Царствие Небесное всего на свете дороже и нужнее для человека, тот, не смотря ни на что, будет искать его.

«Трудно сделаться святым». Так, но что для человека трудно, и что не трудно? Для человека трудно и тяжко кажется все то, чего он сам не захочет и к чему его принуждают, хотя бы это в самом деле было даже очень легко. А напротив того, все то кажется ему легким и нетрудным, чего он сам усердно пожелает. Так, человеку кажется нетрудным и возможным переплывать моря, переходить земли и горы, бороться со всеми трудностями и опасностями, потому что он этого хочет. Но ему кажется трудным и тяжким сделать несколько шагов до церкви и простоять хотя час на молитве, потому что он этого не хочет. Итак, получить Царствие Небесное кажется невозможным и трудным тому только, кто не имеет еще усердного желания получить оное. Но тому, кто усердно желает, кто день и ночь заботится об Царствии Небесном, тому очень нетрудно и нетяжко. И даже столь легко и сладостно сердцу его, что никакие обещания, никакие угрозы, никакие мучения не могут заставить его отказаться от искания Царствия Небесного.

Многие думают, что если мы будем думать и заботиться только о Царствии Небесном, тогда все наши мирские дела остановятся и разрушатся. Ах, как это несправедливо, как даже оскорбительно для Бога думать таким образом! Иисус Христос не велит всем бросить и совсем оставить все житейские должности и дела, не велит удаляться в пустыню, не возбраняет искать и земного счастья, но только так, чтобы Царствие Небесное было первым нашим делом и желанием. Он говорит: «Ищите прежде (всего) Царствия Божия, (а) все прочее приложится вам» (см.: Мф. 6, 33), то есть надобно иметь главное попечение о Царствии Божием, а потом заботиться и о мирских обязанностях. И когда мы достигнем правды Царствия Небесного, то все прочее придет, так сказать, само собою, будет дано нам как бы в придачу. «Благочестие на все полезно» (1 Тим. 4, 8), – говорит Священное Писание. Итак, должностной ли ты человек, не уклоняйся от твоей должности, исполняй ее так, как требует долг и честь гражданина, и как можно усерднее, но в то же время не забывай и Царствия Божия. Отец ли ты или мать семейства, не забывай своей должности, воспитывай детей своих, заботься о них, как можно усерднее, но в то же время не забывай и Царствия Небесного... Словом сказать, искать Царствия Божия не мешает никаким нашим обязанностям и должностям. Будем же, братие, искать его с усердием, постараемся получить Духа Святого и сделаться святыми. Аминь.

Из творений свт. Иннокентия, митр. Московского


Источник: Вечное/«L'Éternel» // Православный журнал. № 5(17) май. – Аньер (Франция), 1949. С. 1-5.


1 Января 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...
Пасхальная иллюминация на колокольне
Пасхальная иллюминация на колокольне
19 апреля 1913 г., на Пасху последнего предвоенного года (перед Первой мировой войной), жители Сергиевского посада и многочисленные паломники стали свидетелями иллюминации, устроенной на колокольне Троице-Сергиевой Лавры...