Как обучить волю свою творить волю Божию

Как обучить волю свою творить волю Божию

Из «Невидимой брани» прп. Никодима Святогорца
(Перевод епископа Феофана Затворника)

«Естество наше так склонно к угождению себе, что во всех делах своих, даже самых добрых и духовных, ищет успокоения и услаждения себя самого, и этим, незаметно и утаенно, похотливо питается как пищею. От сего бывает, что, когда предлежат нам духовные дела, мы тотчас вожделеваем их и устремляемся к ним; однако ж не как движимые волею Божиею или не с тою одною целью, чтобы угодить Богу, но ради того утеше­ния и обрадования, которое порождается в нас, когда вожделеваем и ищем того, чего хочет от нас Бог; каковая ПРЕЛЕСТЬ бывает тем скрытнее и утаеннее, чем выше само по себе и духовнее то, чего вожделеваем» [с. 53-54]*.

«Если ты... желаешь предохранить себя от таких утаенных препон и действительно хочешь исполнять лишь волю Божию для Самого Бога, Который благоугождается делами, только во сла­ву Его творимыми, и хочет, чтобы мы Его одного любили... и Ему одному работали, чтобы в каж­дом деле нашем и в каждом помышлении нашем Он один был и началом и концом, — поступай следующим образом» [с. 55].

1) Не сразу решай, а помолись

«Когда предлежит тебе какое дело, согласное с волею Божиею, или само по себе хорошее, не склоняй тотчас воли своей к нему и не вожделевай его, если прежде не вознесешься умом своим к Богу, чтобы уяснить: что есть прямая во­ля Божия на то, чтоб желать и совершать такие дела, и что они благоугодны Богу. И когда так сложишься в мыслях, что самою волею Божиею будет определяться у тебя склонение воли твоей, тогда вожделевай его и совершай ради того, что сего желает Бог, ради одного Ему благоугождения и лишь во славу Его.

Равным образом, когда желаешь ОТКЛОНИТЬ­СЯ от того, что несообразно с волею Божиею или нехорошо, НЕ ТОТЧАС ОТВРАЩАЙСЯ от того, но прежде прилепи око ума своего к воле Божией и уясни себе, что прямая есть воля Божия, чтобы ты отклонился от сего для благоугождения Бо­гу» [с. 55-56].

2) ТОНКАЯ ЛЕСТЬ САМОСТНОСТИ

«Ибо лесть естества нашего крайне тонка и немногими распознается: она утаенно ищет толь­ко одного своего, а между тем по видимости так ведет дело, что нам кажется, будто единственная у него цель — благоугождать Богу, чего на деле поистине нет.

Таким образом, часто случается, что, желая или не желая чего-либо собственно для себя, в свою угоду, мы думаем, что желаем или не жела­ем того единственно для угождения Богу» [с. 56].

3) Исход — в чистоте сердца

«Чтоб избежать такого самопрельщения, ИС­КЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО - ЧИСТОТА СЕРДЦА, которая состоит в совлечении ветхого человека и в облечении в нового. К этому направляется вся невидимая брань» [с. 56].

4) Сначала откажись от своего хотения

«Желаешь ли научиться искусству, как это делать, послушай.

В начале всякого своего дела надлежит тебе совлещись, сколько возможно, ВСЯКОГО СОБ­СТВЕННОГО хотения и не желать ни делать, ни отклоняться от дела, если прежде не восчувству­ешь, что тебя к тому подвигает и устремляет един­ственно сознание на то воли Божией» [с. 56 — 57].

5) Восчувствия побуждения от Бога

«Если во всех своих делах внешних, и наи­паче внутренних — душевных, не можешь ты всегда действительно чувствовать это подвижение от Бога, удовольствуйся возможностью его в тебе, именно: всегда имей искренне такое на­строение, чтобы во всяком деле ничего не иметь в виду, кроме единого угождения Богу» [с. 57].

6) Способы воздействия воли Божией

«Чтобы действенно чувствовать подвижение от Бога на дело, это бывает:

а) или чрез Божественное просвещение, или мысленное озарение, в коих чистым сердцам со­зерцательно открывается воля Божия;

б) или чрез внутреннее вдохновение Божие, внутренним некиим словом;

в) или чрез другие действия благодати Бо­жией, в чистом сердце действуемые, как то: теп­лоту животочную, радость неизреченную, взыгра-ния духовные, умиление, сердечные слезы... и блаженные чувства, не по воле нашей бывающие, но от Бога, не самодеятельно, а страдательно (воспринимательно).

Всеми такими чувствами удостоверяемся, что то, что ищем сделать, есть по воле Божией» [с. 57-58].

7) А прежде (главнее) всего молитва

«Прежде (важнее) же всего надлежит нам теп­лейшую и чистейшую воссылать к Богу молит­ву, всеусердно моля Его, однажды, дважды и многожды, ПРОСВЕТИТЬ ТЬМУ НАШУ И ВРАЗУ­МИТЬ НАС.

Трижды помолись, говорят великие старцы Варсонофий и Иоанн, — и потом, КУДА СКЛО­НИТСЯ СЕРДЦЕ твое, то и делай» [с. 58].

8) Проверка у опытных

«Не следует притом забывать, что при всех исчисленных внутренних движениях духовных образующиеся в тебе решения должен ты по­верять СОВЕТОМ и рассуждением опытней­ших» [с. 58].

9) Возобновление всех этих способов

«В отношении к делам, которых совершение должно длиться или навсегда (например, избра­ние рода жизни), или более или менее долгое время, — не только в начале приступания к ним надлежит иметь в сердце искреннее решение тру­диться в них только для угождения Богу, но и после, до самого конца должно почасту ОБНОВ­ЛЯТЬ такое благонастроение» [с. 58].

10) Иначе можно уклониться в самоугодие

«Ибо если ты не будешь так поступать, то находиться будешь в опасности быть опять оплетену узами естественной к самому себе любви, которая, клонясь более к самоугодию, нежели к богоугождению, с продолжением времени неред­ко успевает незаметно уклонить нас от первона­чального доброго благонастроения и доводит до изменения первых добрых намерений и целей. Посему-то Григорий Синаит и написал: "Каждочасно внимай и настроению воли своей с тща­тельным рассмотрением, куда она клонится: по Богу ли, ради ли самого добра и для пользы ду­шевной сидишь ты, безмолвствуя, поешь, читаешь, молишься и другие проходишь подвиги, чтоб иначе без своего ведома не окрадывать тебе са­мого себя" (Добротолюбие, гл. 19)» [с. 58-59].

11) Возмущение Божией волею

«Кто не внимает добре сему, — тот... уже со­всем забывает о воле Божией. И связывается он услаждением от того дела так сильно, что, если Сам Бог воспрепятствует ему исполнять его — или посредством болезни какой, или чрез иску­шение от людей и бесов, или другим каким об­разом, — ОН ВОЗМУЩАЕТСЯ против того весь и нередко ОСУЖДАЕТ то одного, то другого, что ПОСЛУЖИЛИ ЕМУ ПРЕПОНОЙ в любимом ему течении дел; иной же раз ропщет на Самого Бога, что служит явным признаком, что его сердечное настроение не Божие, а породилось от поврежден­ного и гнилого корня САМОЛЮБИЯ» [с. 59-60].

12) Истинное настроение смиренно-мирно

«Ибо, кто подвигаем бывает на дела одним сознанием воли Божией и одним желанием уго­дить чрез то Богу, тот никогда не вожделевает одного дела паче другого, хотя бы одно из них было высоко и велико, а другое низко и мало­значительно; но ОДИНАКОВОЕ имеет расположе­ние воли к обоим им, поколику они угодны Богу. Почему таковой, высокое ли и великое какое де­ло делает, или низкое и малозначительное, равно бывает ПОКОЕН И ДОВОЛЕН, потому что всесто­ронне объят он главным своим намерением и главною своею целью — всегда и во всех делах своих быть лишь благоугождающим Богу, в жиз­ни ли то или в смерти, как говорит и апостол: "темже и тщимся, аще входяще, аще отходяще, благоугодни Ему быти" (2 Кор. 5, 9)» [с. 60].


Значение повиновения воле Божией

«Это побуждение или цель — благоугождать Богу — и познать никому невозможно вполне, какую имеет силу и мощь в духовной жизни нашей. Ибо пусть какое-либо дело будет по себе самое простое и последнее, но, когда оно творится единственно для благоугождения Богу и во сла­ву Его, тогда оно бывает несравненно ценнее в очах Божиих, нежели многие другие высокие, славные и величайшие дела, совершаемые не с этой целью» [с. 61].


Всегда и во всем творить волю Божию

«Этот внутренний подвиг, который должно тебе держать ПРИ КАЖДОМ ДЕЛЕ... сначала по­кажется тебе ТРУДНЫМ; но потом он сделается легким и удобным, если, во-первых, непрерывно будешь упражняться в таком духовном делании, а во-вторых, всегда будешь возгревать в себе во­жделение Бога..,» [с. 62].

Чем чаще и чем глубже будет проникать в чувство сердца это искание, «тем скорее и удоб­нее образуется в нас навык — всякое дело делать по одной любви к Господу» [с. 62].


Примечание

* В квадратных скобках указаны страницы по изданию: старец Никодим Святогорец. Невидимая брань. - М.: Правило веры, 1996. - Ред.


1 Января 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...