Как должно каяться

Как должно каяться
Святитель Феофан Затворник

Благодарение Господу, сподобившему нас еще дожить до святого поста и еще начать поприще спасительного говения. Но, братие, позаботимся и воспользоваться сею милостию как следует, чтобы она послужила нам во спасение, а не в осуждение.

Цель говения нашего есть приготовление к неосужденному принятию Святых Христовы Таин, к принятию самого Господа, Который говорит: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем» (Ин. 6, 53). Как Господь есть пречист, а мы нечисты, то приобщению Святых Пречистых Христовых Таин предшествует у нас очищение совести и получение всепрощения в Таинстве покаяния. Кто чист, с тем уже несомненно сообщится Христос Спаситель: Он любообщителен, Сам ищет общения с нами, и, если не общится, причина сему – наша нечистота. Стало, главное в нас дело есть очищение совести и получение всепрощения в Таинстве покаяния. Вот на это и обратим ныне всю свою заботу и попечение.

Очистится в совести и получит всепрощение тот, кто как должно покается. Спрашивается теперь: кто же как должно кается? Тот, кто познает свои грехи и сознается в них искренне; сознавшись, сокрушается о них и оплакивает их; сокрушившись же и оплакавшее полагает твердое намерение более не оскорблять Бога своими грехами; а наконец в сих расположениях смиренно исповедает все грехи свои пред духовником, чтобы получить разрешение в них и явиться к Чаше Господне оправданным и чистым пред очами Божиими.

Итак, озаботьтесь познать свои грехи и сознаться в них. Познать свои грехи – значит сказать, что такой-то и такой грех совершен нами; а сознаться в них – значит осудить себя в них, сказать: «Виноват», – не допуская никаких оправданий и извинений. «Согрешил», «виноват» – сии два слова надобно произнести прежде всего и произнести искренно.


В престольный праздник храма на территории
Сергиево-Посадского детского дома для слепоглухих

Посмотрите же, в чем и как согрешили Вы. Не думаю, чтобы это было трудно. Заповеди ведомы, и совесть есть. Заповедь укажет, что следовало нам делать, а совесть засвидетельствует, сделано ли то нами или нет. Страсть, которую надобно одолевать, и грехи, которыми мы наипаче оскорбляем Господа, не могут укрыться от нашего внимания. Это – по слову Господа – не спица, а бревно в глазу. Вот на них и налягте всею строгостию самоиспытания и самоосуждения, ибо есть лукавство в грешном сердце нашем, что оно готово судить себя строго во всем, кроме своей главной немощи – нравственной, между тем как всё другое, кроме главных грехов, есть в нравственном отношении малость. И выходит, что при нестрогом внимании к делу мы способны только отцеждать комара и пожирать верблюда в нашем внутреннем суде. Сию-то неправоту и исправь каждый в себе прежде всего, т.е. познай свою главную страсть и свои главные грехи и осуди себя в них, не допуская никаких извинений. А затем уже обратись к познанию и других грехов побочных, которые сравнительно с первыми можно назвать малыми, немногократными, нечаянными, случайными. Для сего просмотри Заповеди десятословия и Заповеди о блаженствах и смотри, какая заповедь нарушена и каких добродетелей не достает в сердце. Как в зеркале чистом, когда в него смотрят с незакрытыми и незапорошенными глазами, видны и малые крапинки на лице, так обнаружатся все наши проступки и грехи в словах, делах и помышлениях, когда заставим совесть свою смотреться в зеркало Заповедей Божиих, в слове Божием указанных. Останется только приложить к сему осуждение себя, сознание своей виновности, и это придет, когда отвергнем всякое оправдание себя ни темпераментом, ни обстоятельствами жизни, ни родом служения и условием отношений, ни увлечениями, ни неведением, – словом, ничем, а сделаем так, чтоб, коль скоро замечен грех, искренно говорить: «Виноват, безответно виноват».

Сознавши грехи, надобно оплакать их, сокрушаться о том, что они сделаны. Кто искренне сказал: «Виноват», – тому недалеко до того, чтобы сказать: «Зачем же всё это мною наделано?» – пожалеть о том, устыдить себя, поболеть пред Господом, устрашиться Суда Его и беды, ожидающей того, кто останется неоправданным в грехах своих! Недалеко до сего, однако ж и это требует труда над собою, самоуправления и самопринуждения, ибо есть окаменение сердца, по которому, и сознавая грехи, и не имея чем оправдаться в нем, говорят: «Что же такое?» Помяни, сколько раз говорил ты: «Не буду, не буду», – и всё грешил и еще более и упорнее, чем прежде; помяни, что никто тебя не принуждал: сам по злу нраву своему грешил и оскорблял в лице Бога, Который всё видит, и руку Его, которою Он останавливал тебя, ты отрывал. Помяни смерть, Суд, ад; помяни и прочее всё, чем надеешься сокрушить упорное сердце свое. Всячески тревожь его, возбуждай и приводи в движение. К сим размышлениям приложи молитву к Господу, чтобы как Владыка всяческих дал тебе возобладать над сердцем своим. Что за покаяние, в котором нет печали, туги и сокрушения!..

Вслед за болезнию сердца о грехах придет намерение отстать от них, не оскорблять ими Господа и не губит себя. А за сим последует исповедание грехов самое искреннее и разрешение их самое действенное. И совершится покаяние воистину спасительное.

А то что пользы, если без чувств, со скукою или рассеянием будем стоять на службах, досадуя, что долго тянутся; время, свободное от служб, будем проводить в полусне и бездействии; затем холодно проговорим на духу: «Грешен», - про грехи, о которых спросят, и помышления не имея о том, что главною у нас целью должно быть совершенное исправление жизни… Что пользы? Это будет значит исполнить обычай говения, а не говеть во спасение. Блюдите, како опасно ходите (Эфес. 5, 15), паче в дни сии, когда враг, не искушая грехами, ухитряется делать бесполезными дарованные нам благодатию Божиею средства к очищению от грехов и тем продолжить владычество свое над нами. 

Из слова преосвященного Феофана

Источник: STSL.Ru
14 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...