К Воскресению Спасителя

К Воскресению Спасителя

Профессор Скурат К.Е. Алфавит духовный. Избранные советы и наставления святителя Филарета Московского

«Нет поздравления, — утверждает святой Иерарх, — столь справедливого и многозначущего, как поздравление с Воскре­сением Христовым, торжественным началом Христианства. От воскресения Христова и мы наследуем наше воскресение: ум­ственное от неведения к Богоявлению, воскресение нравствен­ное от греха к добродетели, воскресение духовное от смерти к жизни вечной, не исключая и тела, ныне смертного; наконец, даже возрождение того, что есть лучшего в быту человеческом, ибо между народами христианскими и не христианскими раз­ность подобна между мертвыми и живыми».

Святитель указывает и подчеркивает источник и величие события: Воскресший Господь Христос есть «источник жизни, мира и радости». Воскресение Христово — «велия сила не только тогда, когда оно благовествуется ведущими неведу­щим во спасение, но и тогда, когда благовествуется ведущими ведущим для обновления и умножения радости спасения». — «Благодать Господа Воскресшего да изливает в сердца Ваши радость и мир, и да будет радость Господня силой Вашей к благоделанию и угождению Ему».

Радостью Воскресения должно спешить поделиться: «Радость Воскресения Христова есть лучшее украшение жизни настоя­щей, так как и лучшее основание надежды для жизни будущей. Посему приятно делиться сокровищем сей радости во взаимном общении». И Святитель делится: «Радость и мир Воскрес­шего да живут с Вами, да услаждают скорбное, да утишают не­мирное, и мир от Вас да преходит на достойных мира». «Жизнь и свет, из гроба Его воссиявшие, да проникают Ваши души и жизнь Вашу, и да просвещают Вас и чрез Вас».

Глубоко назидательны пасхальные приветствия Святителя, направленные к архиепископу Рязанскому Гавриилу:

«Если не познавшим еще воскресения ученикам Господним беседа любви и печали о Господе пострадавшем принесла ту пользу, что Он Сам приближался к ним, вразумил их о воскре­сении, исполнил сердце их ощущением Своего присутствия и, наконец, познался им в преломлении хлеба, то для познавшего уже воскресение может ли не быть благотворна беседа веры, любви и радости о Господе воскресшем и торжественно обе­щавшем пребывать с нами до скончания века?.. Молю Вос­кресшего, чтобы Он, приближался к Вам выну благодатью Своей, как приснотекущий Источник света и жизни, непре­станно исполнял светом истины Своея разумение Ваше, и пла­менем любви Своея сердце Ваше, и чрез Вас распространял чистую истину и святую жизнь в верующем народе».

«С любовью приемлю и воздаю Вам целование мира и радо­сти ва имя Господа Воскресшего. И изъявление благих жела­ний приемлю от Вас как благословение и назидание. Господь да умножит Вам Свой мир и Свою радость, которых мир не может дать, и отнять не может; и да сохранит Вашу жизнь и крепость для продолжения служения мира и спасения в Церкви Его Святой».

Итак, «отторгнемся хотя на время от земного и преходящего, к которому привязаны то по необходимости, то по долгу, то по воле; и свободно, и не развлеченно воззрим к Небесному и Вечному. Се из тридневного гроба восходит Свет жизни веч­ной. Одни видят и веруют; другие не видят и веруют: и все блаженны тем, что веруют. Да будет исполнена чувством ра­дости и блаженства во имя Господа Воскресшего верующая душа Ваша; и не преходящая жизнь веры да возвышает вре­менную жизнь Вашу и да одушевляет Вашу деятельность».

«Христос воскресе!.. Да будет Он Вашей жизнью, силой и радостью выну». 


STSL.Ru



23 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Издание Указа Павлом I о возведении Вифанской пустыни в степень монастыря 2-го класса и утверждении при нем Духовной семинарии
Издание Указа Павлом I о возведении Вифанской пустыни в степень монастыря 2-го класса и утверждении при нем Духовной семинарии

Указом императора Павла I в 1797 году Спасо-Вифанской пустыни был дарован статус мужского монастыря 2-го класса со штатом в 16 монашествующих. Тогда же был устроен порядок, согласно которому настоятелем Вифанского монастыря считался наместник Лавры, а непосредственное управление монастырем осуществлял Вифанский казначей.

Уволен на покой
Уволен на покой

22 мая по 1694 года по указу царей-соправителей Иоанна и Петра Алексеевичей уволен на покой во Владимирский Рождественский монастырь архимандрит Лавры Викентий.

Встреча царя Михаила Феодоровича Романова в Троицком монастыре
Встреча царя Михаила Феодоровича Романова в Троицком монастыре

3 марта 1613 г. в Москве на Великом Земском и Поместном соборе произошло долгожданное событие: Михаил Федорович Романов (1596-1645) был избран русским царем. 23 апреля того же года государь прибыл в с. Сватково, недалеко от Сергиева Посада. Перед Святыми вратами Троице-Сергиева монастыря состоялась торжественная встреча царя монастырской братией во главе с архимандритом Дионисием (Зобниновским, 1570-1633). Последнюю седмицу апреля Михаил Романов проживал в монастыре преподобного Сергия.

Первая Пасха
Первая Пасха

21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года.

Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители

20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест.