К Преподобному

К Преподобному
«Опять дорога. Длинная, бесконечная, русская дорога, которая обязательно приведёт в лавру к преподобному Сергию. А иначе и быть не могло. Иначе просто не бывает. Наши пути пишутся не в графиках, планах и маршрутных листах. Наши пути начертаны на небесах, у Божьего престола, где стоит, смиренно склонившись пред славой Христовой наш молитвенник, наш заступник, наш игумен. Игумен земли русской. Отче Сергие, моли Бога о нас». Писатель Олег Селедцов – о путешествии в Троице-Сергиеву Лавру. Читайте отрывок из его романа «Страсти по Сергию».

Вот несколько женщин из числа постоянных паломниц затеяли читать акафисты. Доброе дело. Акафист – молитва сильная, действенная. Подхожу, вслушиваюсь. Сергию Радонежскому, конечно.

«Видящи вся Россия и иныя страны данною тебе, преподобне отче Сергие, благодатию Божиею с верою к святым твоим мощем приходящим и скорое вспоможение, удивляются…»

Да, это правда. Со всей России и из стран других не перестают течь к лавре Сергия ручейки веры. Чего только нет в этих ручейках. И боль, и страх, и отчаяние, и надежда последняя, и детское наивное упование. Власть не поможет. Не до нас властям. У них своих забот выше крыши: как из кресел своих не выпасть, как на новый срок переизбраться, как очередную привилегию не потерять. А ещё дом новый стоит недостроенный. А ещё жена пилит, что в отпуск опять Турция или Египет, а давно бы уже пора на Мальдивы. Ну, и всё такое. До нас ли им, родимым?

Доктора не помогут. По утвердившейся легенде доктор российский да ещё и коллега его по несчастью российский же учитель – самые нищие, бедные и обездоленные люди в стране. Им свои бы семьи как-нибудь прокормить. А пациенты пусть благодарят, что вообще принимают их и диагнозы правильные иногда ставят.

Психолог не поможет. Астролог и гадалка на наших бедах жируют. Поп не поможет, потому что буржуй.

Где же наше утешение? Кто исцелит? Кто раны уврачует? Кто уму-разуму научит?

Сергий. Игумен российский. Святой человек. Собиратель Руси. Молитвенник предивный.

Тут я уже не ёрничаю. Любит русский народ своего покровителя. Любит. Это правда. Шесть веков почитают на Руси Радонежского чудотворца. Перечитайте, к примеру, Шмелёва, как ходили к Сергию на богомолье наши прадеды полторы сотни лет назад. Вот и сейчас не иссякает поток паломников в подмосковный город, как бы он не назывался, Сергиев ли Посад или Загорск. И тот, кто притекает с верой, настоящей, искренней, горячей, обязательно получает просимое: «яко молитвою твоею прокаженнии очищаются, слепии прозирают, хромии ходят и разнообразных недуг с верою притекающии здравие улучают».

Поют женщины акафист, стараются. Не хористки они, семинарских навыков не имеют. И голоса так себе. Но не голосами поют. Нет. Душой, сердцем. Не молитва это, нет. Сердечный плач. Только присмотрись, увидишь, как стекает с исстрадавшегося сердца русской женщины горькая слеза всей её жизни горемычной. А следом течёт слеза радости. Честное слово, радости. Ведь детей подняла-вырастила. Непутёвых? И за это сердечко поболит-поплачет. А кому Бог деток не дал? Всё одно – по грехам нашим. За всё слава Богу! Всё перетерпим. Всё примем. Потому доля такая наша. Русская. Женская. И Русь – женщина. Всю жизнь терпит и страдает. И радуется о Боге, о святых своих тоже, конечно. Радуется. И мы радуемся с ней. И чудотворец радуется, ОТТУДА на нас глядя. И поём ему, радуясь и страдая, страдая и радуясь, поём, как самому близкому, родному: Радуйся!

« Радуйся, скорбящим скоропредстательный утешителю…

Радуйся, немощей телесных и душевных немздоприемный исцелителю…

Радуйся, грозд винный, питающий нас и веселящий…

Радуйся, розго Христа лозы истинныя, мног плод в пособие православным творящая…

Радуйся, молитвою твоею Российстей стране победы на противныя подаваяй…

Радуйся, Сергие, скорый помощниче и преславный Чудотворче».

Тихо и незаметно на рассеянных вокруг аварийного автобуса паломников опустилась июльская ночь.

Отче Сергие, не остави нас.

+ + +

Вот она. Лавра! Слава Богу, я не первый раз здесь, но всегда волнуюсь и радуюсь, как ребёнок, подъезжая к могучим стенам, неприступным башням и открывающимися за ними синей колоколенке, с золотой короной наверху, небесным с золотыми же звёздами куполам Успенского собора и, конечно же, Троице.

Всё знакомо здесь. Всё родное. Я полюбил Лавру, когда ещё ни разу здесь не был. Как это? Очень просто. Люблю Шмелёва. Каждым Великим постом перечитываю его «Лето Господне» и особенно «Богомолье». И вместе с героем этой расчудесной повести сколько раз ходил в лавру из Москвы пешком или на знаменитой резной тележке.

Люблю ехать в лавру на утренней воскресной электричке. Народу не так много, как в будний день. Можно спокойно сеть к окошку и изучать пробегающие мимо станции: Лось, Мытищи, Заветы Ильича, Пушкино, Софрино, Абрамцево, Хотьково и даже Семхоз. И вот вокзал Сергиева Посада. Колокольный звон от Троицы слышен уже здесь.

Лавра. Вот она родная. Другой мир. Другая вселенная. Сюда без трепета душевного и не входи лучше. Здесь всё живёт святостью, всё дышит святостью. И не надышишься этим… святым. Всё иное здесь. Светлое. Святое. Точно и не было никогда и не могло быть долгой изнурительной дороги с многочисленными поломками автобусов, не было злой, бессонной ночи с клопами и «лунатиками», не было искушений недавнего раннего утра. А были, всегда были только эти древние храмы, эти святые монахи, эти светлые богомольцы. И Сергий. Обязательно Сергий. Он здесь, не в мощах, нет. Живой. Ходит где-то по дорожкам лавры, молится за нас убогих.

Не верите? Это правда. Надо только внимательно прислушаться, только всем сердцем всмотреться. Ну? Разве не видите? Вот он! Сергий.

Отрывки из романа Олега Селедцова «Страсти по Сергию»

Источник: prichod.ru

8 Октября 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Издание Указа Павлом I о возведении Вифанской пустыни в степень монастыря 2-го класса и утверждении при нем Духовной семинарии
Издание Указа Павлом I о возведении Вифанской пустыни в степень монастыря 2-го класса и утверждении при нем Духовной семинарии

Указом императора Павла I в 1797 году Спасо-Вифанской пустыни был дарован статус мужского монастыря 2-го класса со штатом в 16 монашествующих. Тогда же был устроен порядок, согласно которому настоятелем Вифанского монастыря считался наместник Лавры, а непосредственное управление монастырем осуществлял Вифанский казначей.

Уволен на покой
Уволен на покой

22 мая по 1694 года по указу царей-соправителей Иоанна и Петра Алексеевичей уволен на покой во Владимирский Рождественский монастырь архимандрит Лавры Викентий.

Встреча царя Михаила Феодоровича Романова в Троицком монастыре
Встреча царя Михаила Феодоровича Романова в Троицком монастыре

3 марта 1613 г. в Москве на Великом Земском и Поместном соборе произошло долгожданное событие: Михаил Федорович Романов (1596-1645) был избран русским царем. 23 апреля того же года государь прибыл в с. Сватково, недалеко от Сергиева Посада. Перед Святыми вратами Троице-Сергиева монастыря состоялась торжественная встреча царя монастырской братией во главе с архимандритом Дионисием (Зобниновским, 1570-1633). Последнюю седмицу апреля Михаил Романов проживал в монастыре преподобного Сергия.

Первая Пасха
Первая Пасха

21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года.

Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители

20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест.