К 705-летию преподобного Сергия Радонежского будет восстановлен Сергиевский придел храма в с. Монастырщино Тульской области

К 705-летию преподобного Сергия Радонежского будет восстановлен Сергиевский придел храма в с. Монастырщино Тульской области

Всероссийская акция к 705-летию преподобного Сергия Радонежского: государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле» выступает с инициативой восстановления придела Преподобного Сергия Радонежского с копией уникальных Царских врат XVI века в храме Рождества Пресвятой Богородицы в с. Монастырщино Тульской области.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы упоминается в письменных источниках после 1676 года. Однако в народном предании сохранились сведения о более древней деревянной церкви, существовавшей в с. Монастырщино. Тот первый храм возник волею св. Димитрия Донского сразу после Куликовской битвы недалеко от могилы павших русских воинов. Он был снабжен утварью из походной церкви московского князя, а Царские врата для его иконостаса были присланы преподобным Сергием Радонежским, благословившем русские полки на победу над Золотой Ордой.

В конце XVII века земли с. Монастырщино и деревянная церковь были приписаны к Донскому монастырю. Именно оттуда на Куликово поле и прибыл уникальный памятник древнерусского искусства 50–60 годов XVI века – деревянные Царские врата. По мнению литератора М.Н. Макарова, эти врата представляли собой большую ценность с точки зрения их старины.

Во время строительства нового каменного храма в Монастырщине в 1865–1884 годах древние врата несколько лет хранились на чердаке старой деревянной церкви. В 1884 году местный помещик граф А.В. Олсуфьев перевез их вместе с остатками иконостаса в столицу. Произведения древнерусского искусства были представлены в Гатчине императору Александру III и его супруге Марии Феодоровне. Врата вызвали большой интерес у просвещенной публики.

Член Императорского общества любителей древней письменности архитектор-искусствовед Н.В. Султанов сделал их научное описание и разработал для церкви в с. Монастырщино проект придельного иконостаса во имя Преподобного Сергия Радонежского с древними Царскими вратами. 31 марта 1885 года возобновленный иконостас был представлен императору. Тот выразил «полное одобрение исполнению всех работ» и согласился оплатить все расходы. После этого иконостас доставили с обозом в с. Монастырщино. 7 сентября 1887 года, накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы и 507-й годовщины Куликовской битвы, архиепископ Тульский и Белевский Никандр освятил придел Прп. Сергия Радонежского в торжественной обстановке при большом стечении народа.

Сохранилось не только описание придела Сергия Радонежского в храме с. Монастырщино. В «Альбоме иконостасов» в 1904 году был опубликован рисунок иконостаса как образец «русского стиля».

В советский период директор музея «Коломенское» П.Д. Барановский как представитель Комиссии по охране памятников искусства и старины изъял Царские врата из иконостаса для своего музея. В 1941 году при эвакуации музейных ценностей Царские врата были вывезены из Москвы и вернулись в столицу лишь в 1944 году. Минуя «Коломенское», они отправились в Государственный Исторический музей. С тех пор они украшают его постоянную экспозицию и подвергались повторной реставрации.

Куликово поле чтит традиции. Православные святыни памятного места создавались всем миром. В наши дни по инициативе Государственного музея-заповедника «Куликово поле» они восстанавливаются благодаря народной поддержке. Также в ходе акции «Колокола Куликова поля» храмы Первого ратного поля России обрели свой голос и возвещают каждый день начало и завершение Куликовской битвы… Реставрация памятника-колонны св. Димитрию Донскому на Красном холме Куликова поля спасла от разрушения старейший мемориал воинской славы России... Патриотическая акция «Зеленая дубрава» возвращает из забытья имена воинов, сложивших свои головы на полях сражений, а на поле Мамаева сражения восстанавливается исторический ландшафт XIV века...

bez_imeni_1_54_.jpg

Царские врата из храма Рождества Пресвятой Богородицы состоят из двух деревянных створ прямоугольной формы, завершающихся щитом, который в местах перехода к прямоугольной форме образует небольшие плечики. Створы разделены на филенки, середина которых немного углублена. В центре филенок и на щите укреплено 6 киотцев для живописных клейм. Их декор вырезан на тонких липовых пластинах толщиной 5–6 мм, позолочен, а в отдельных местах посеребрен и наложен на гладкую поверхность деревянных створ.

В нижней части врата завершаются подзором. Врата из с. Монастырщино имеют редкую стрельчатую форму щита. Их киотцы обладают совершенно необычной формой. Ведущая орнаментальная композиция строится из кругообразных завитков стебля с помещенными среди них побегами из роговидных завитков, изгиб которых подчеркнут продольным рифлением.

Аналогичный орнамент можно увидеть в басме на новгородских иконах 30–40 годов и середины XVI века, а также на ряде среднерусских басменных окладов на иконах XV–XVI веков. Другую разновидность роговидного орнамента мы видим на биле врат. Аналогичный орнамент можно видеть на оловянных накладных украшениях придельных иконостасов 1564 года в Благовещенском соборе Московского Кремля, басме суздальских икон XVI века, среди иллюстраций арабескового орнамента в книжной гравюре 60-х годов XVI столетия.

Алтарь придела Прп. Сергия Радонежского с Царскими вратами занимал левый угол трапезного храма. Иконостас имел в длину по лицевой стороне 5 ¼ аршина, по боковой – 6 аршин, а в высоту – 3 ¾ аршина. Деревянная резьба древних Царских врат была «чудной работой, довольно оригинальной… и единственной в своем роде». Цинковое покрытие дерева украшала изящная мелкая резьба – «выпуклая и вдавленная». Царские врата были «позлащены червонным и платиновым золотом».

На них в металлических киотцах помещались икона Благовещения и изображения четырех Евангелистов. Мастера-реставраторы покрыли «тело» нового иконостаса цинковыми пластинами, на которых воспроизвели все украшения Царских врат «частию позлащением и частию посеребрением». Двери главного входа в алтарь висели на колонках, на которых были изображены лики Спасителя, Богоматери, херувимов, святителей и архидиаконов, помещенные в киотцы. Образа для иконостаса писали лучшие живописцы. Это были копии с сохранившихся древнерусских икон.

Над главным входом в алтарь помещались изображения Троицы и Тайной Вечери – причащения Иисусом Христом святых апостолов «особо телами и особо же кровию». «В коруне» располагались три образа, называемые «Деисус», – Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи. В первом ряду иконостаса было две иконы. Справа от Царских врат располагался образ Спасителя, списанный с подлинника, находящегося в Московском Симонове монастыре. По преданию этой иконой преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Димитрия Ивановича на битву с Мамаем. Слева от Царских врат находился образ Донской Божией Матери.

По преданию он был «поднесен» Димитрию Донскому «донцами пред Куликовской битвой». Его подлинник хранится в Благовещенском соборе Москвы. Во втором ряду иконостаса над иконой Спасителя располагался образ Рождества Пресвятой Богородицы, а над Донской Божией Матерью – преподобного Сергия Радонежского, подлинник которого находится в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

На диаконских дверях алтарной преграды были изображены Архангелы: на северной – Михаил, на южной – Гавриил. Каменные полы в алтаре, на солее и амвоне Сергиевского придела покрывал деревянный настил, выкрашенный желтой масляной краской. Иконостас отделялся от основного объема храма «железною приличною решеткою». Церковная утварь и священные сосуды, необходимые для богослужений, имелись в наличии и в достаточном количестве.

Немного правее аналоя висели две металлические доски. На первой был записан следующий текст: «Иконостас сей, сооруженный по древним Царским вратам, которые по преданию принесены в дар первоначальной церкви с. Монастырщины Сергием Радонежским, пожертвован в эту церковь 31 марта 1885 года Государем Императором Александром Александровичем». На второй доске содержались сведения по истории и возобновлению алтарной преграды. 


STSL.Ru


3 Октября 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...