К 700-летию преподобного Сергия. Библиотека Троицкой обители XIV века

К 700-летию преподобного Сергия.  Библиотека Троицкой обители XIV века
В наступившем 2014 году мы отмечаем 700-летие со дня рождения великого русского святого преподобного Сергия Радонежского. Устроенная им обитель многие столетия сохраняла ценнейшие сокровища древнерусской письменности. Сегодня большой интерес представляет собрание рукописей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Опубликованные на ее официальном сайте [1] исторические источники привлекают внимание исследователей из разных стран мира, доказательством чего является ежегодное увеличение его посещаемости.  

Объектом исследования стало доступное теперь широкому кругу исследователей «книжное древлехранилище Свято-Троицкой Сергиевой Лавры», т.е. собрание славянских рукописей, хранящихся сегодня в фондах Научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ) [2]

На основании исторических источников можно увидеть, как созидалась, и что представляла собой монастырская библиотека времен преподобного Сергия Радонежского. Прикосновение к рукописям, собранными руками святого и его учеников, позволит нам увидеть круг вопросов его занимавших, ощутить его внутренний мир.

Преподобный Сергий явился не только устроителем созданной им обители, но и основателем монастырскому книгохранилищу, проще говоря, - первой библиотеке. Он привил любовь к книжному делу и своим ученикам, которые впоследствии продолжили дело, начатое их святым наставником. Уместно вспомнить труды Исаака Молчальника, преподобных Епифания Премудрого [3] и Афанасия Серпуховского [4], преподобного игумена Никона [5], Пахомия Серба [6] и прочих.

По рассказу жизнеописателя преподобного Сергия, первые шаги его учения были неудачны. Грамота ему не давалась, несмотря на все его старания. Об этом он так жаловался явившемуся ему старцу: «Возлюби душа моя вжелети паче всего оучитис грамоту сию, еже и вдань …оучитис, и …зело прискорбна еси душа моя, понеже оучуся грамоте не умею»[7] . После чудесного явления старца, отрок Варфоломей обнаружил большие успехи в учении. Характеризуя его отроческие годы, преподобный Епифаний Премудрый говорит, между прочим, что он «на заоутренюю и на литургию и на вечерню всегда исхождаше, и святыя книги часто почитающее»[8].

Таким образом, преподобный Сергий еще в ранние отроческие годы своей жизни отличался большим усердием к «почитанию» книжному. Впоследствии, несомненно, его любовь к книгам возросла еще более. Как настоятель обители, он обязан был позаботиться, прежде всего, о книгах, необходимых для отправления богослужения. Об этом попечении преподобного Сергия мы имеем несколько свидетельств. Так преподобный Иосиф Волоколамский говорит, что преподобный Сергийза неимением пергамента и бумаги, писал книги «на берестех»: «слышахом о блаженном Сергие, …яко толику нищету и нестяжаниеимеяху, яко в обители блаженнаго Сергия и самыя книги не на хартиях писаху, но на берестех» [9] . В описи Троицкого монастыря 1642 года в числе книг лаврского книгохранилища указаны: «два служебника на харьтье; свертки на деревьце Чудотворца Сергия; Евангелие тетръ в десть на бумаге Елисеевское поволочено бархатом на черной земле толкъ Лазарев, Евангелие вдесть на бумаге ИсакивскойМолчаникова, псалтирь вполдесть набумаге вначале писаны псалмы Давидовы… писма Исаака Молчавникова». На первом пустом листе рукописиГригория Богослова 16 слов с толкованием Никиты, митрополита Ираклийского, XIV века, имеется приписка «Елисеевской», свидетельствующая о владельце этой рукописи, или о писце Елисее. Исаак Молчальник и Елисей были учениками преподобного Сергия. Преподобный Сергий, можно думать, прилагал много труда, чтобы умножилось число книг в монастыре, и следил за тем, чтобы иноки в тиши своих келий среди других богоугодных дел занимались также и чтением книг. Характеризуя преподобного Сергия как духовно-нравственного руководителя подчиненных ему иноков, преподобный Епифаний рассказывает, что он имел обыкновение поздно вечером или ночью обходить монашеские кельи и «аще кого оуслышате или молитву тваряща, или поклоны кладуща… или святыя книги почитающа… о сих оуборадовашеся и Бога благодаряще» [10]. Чтение книг аскетического характера входило, очевидно, в круг обязанностей инока наравне с молитвой и рукоделием. 

 
Прп. Сергий Радонежский с житием. 
 Евстафий Головкин, 1591. Музей-ризница ТСЛ   

Думается, что ко времени преподобного Сергия можно также отнести с некоторой вероятностью следующие рукописи: Толкование Моисеево XIV века, Ветхозаветные книги XIV века [11], Паремейник XIII века, Евангелие апракос XIV века, поучения Ефрема Сирина XIII века, поучения Иоанна Златоуста (и др.), Лествицу Иоанна Лествичника1334 года, Златую Цепь XIV века, Сборник XII-XIII века, Сборник исхода XIV века, пандекты Никона Черногорца исхода XIV века, Мерило праведное, поучения преподобного Исаака Сирина 1381 года, Требник.Уверенно можно отнести ко временам преподобного Сергия также и другие рукописные книги, как например, Требник XIV века. В нем в нескольких местах на полях приписано имя преподобного Сергия; откуда можно сделать вывод, что эта рукопись написана еще при жизни преподобного Сергия. В собрании рукописных книг Московской Синодальной библиотеки хранится служебник XIV века, в котором имеется следующая подпись (позднейшей рукою): «Служебник преподобнаго отца, игумена Сергия Радонежскаго, чудотворца». В Собрании Московской Духовной Академии имеются три рукописи, писанные рукою митропоплита Киприана [12], а именно: Лествица1387 года, Псалтирь с возследованиемXIV века и творения Дионисия АреопагитаXIV века. Митрополит Киприан находился в близких дружеских отношениях с преподобным Сергием, о чем свидетельствуют написанные им к преподобному послания. Очевидно, движимый любовью к великому подвижнику, он пожертвовал эти книги для Троице-Сергиева монастыря.

Во времена преподобного Сергия, вероятно, были в Троицком монастыре Жития святых, Житие святого Феодора Едесского, Книга Петра Дамаскина, Поучения Василия Великого о постничестве, Творения Аввы Дорофея, хронограф.

В Троицком монастыре могли пользоваться вообще теми книгами, которые до южнославянского влияния перешли в Россию; таковы, например, огласительные поучения Феодора Студита. Перевод огласительных поучений на славянский язык сделан был в Болгарии не позже X века [13]. В XI веке огласительные поучения Феодора Студита уже были известны на Руси. Феодосий Печерский читал их и в своих поучениях к инокам, старался подражать им [14]. В собрании Московской Духовной Академии имеется список поучений Феодора Студита болгарского перевода XIV века. Поучения Феодора Студита читались за богослужением в Великий пост. Еще при жизни преподобного Сергия, кроме Исаака Молчальника, на этом поприще трудились преподобный Афанасий, впоследствии игумен Серпуховского Высоцкого монастыря, и преподобный Епифаний Премудрый. Преподобный Сергий весьма любил Афанасия за его книжные труды; о чем Епифаний в житии преподобного Сергия говорит так: «бе Афанасие в добродетелех мужь чуденъ, и в божественных писаниях зело разуменъ, и доброписания много рукы его и до ныне свидетельствуютъ, и сего ради любим зело старцу» [15].

Становится понятно, как важно, для молодой тогда еще обители, было накопление духовной литературы различного содержания. В библиотеке Троицкого монастыря XIV века мы находим уже более 30 наименований рукописных книг. Книги писались как иноками монастыря, так и передавались в дар от различных благотворителей. Это Священное Писание Ветхого и Нового Завета, богослужебные книги, толкования Священного Писания, святоотеческие поучения. Можно сделать вывод о том, какие литературные интересы имела обитель во времена святого ее основателя, что читал и рекомендовал читать своим ученикам преподобный Сергий. Несомненно, монастырская жизнь была выстроена на богослужении. Богослужебная литература, Священное Писание, поучения святых отцов, читаемые за богослужением и за трапезой, - все эти книги были необходимы для устроения духовной жизни, для преуспеяния в которой и собирались к преподобному Сергию его ученики.

Нельзя не радоваться тому, что Троице-Сергиева Лавра не только послужила спасению Отечества в годы тяжких испытаний [16], но и сохранила для науки драгоценные сокровища книжной древности. По прошествии 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, мы имеем возможность изучать наследие его монастырских трудов.

Сегодня собрание славянских рукописей доступно исследователю благодаря неустанной заботе о его сохранении сотрудников Научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки.


Иеромонах Гурий (Гусев), 
насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры


ПРИМЕЧАНИЕ

[1] http://tsl.ru/manuscripts/index.php. (2014 г.).

[2] Основным предметом нашего исследования стали собрания следующих фондов: ф.304. I – Фундаментальное собрание Троице-Сергиевой Лавры; ф. 304. III – Собрание Ризницы ТСЛ; ф. 173. I – Собрание Московской Дух. Академии; ф. 272 – Собрание Московской Синодальной Библиотеки; ф. 178 – Музейное собрание; ф. 310 – Собрание В.М. Ундольского.

[3] Преподобный Епифаний Премудрый (+ок1420). Агиограф.

[4] 
Впоследствии игумен Серпуховского Высоцкого монастыря.

[5] Игумен Троицкого монастыря (+1427).

[6] Пахомий Логофет. Агиограф, переводчик (1484).

[7] «Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия чудотворца и похвальное ему слово», написанное учеником его Епифанием Премудрым в XV веке. Памятники древней письменности и искусства. Впервые опубликовано архимандритом Леонидом (Кавелиным) (СПб. 1885, С. 25). Переиздано - ТСЛ. 2005. Опубликовано в интернете: http://lib.rus.ec/b/206024/read.

[8] Там же, С. 31.

[9] Чтения в Обществе истории и древностей российских, 1847 г., Духовная грамота, гл. 10,

[10] «Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия чудотворца и похвальное ему слово», стр. 81.

[11] Когда не указываем собрание, то подразумеваем Фундаментальное собрание лаврской библиотеки (ф. 304.I).

[12] Святитель Киприан Митрополит Киевский (+1406).

[13] Голубинский. Очерк истории славянских Церквей. М., 1871, С. 17.

[14] Макарий, митрополит московский. История Русской Церкви. М., 1992, Т. 2, С. 83 и 166.

[15] Житие преп. Сергия, составленное Епифанием…, С. 129-130.

[16] Имеется ввиду героическая оборона Обители в 1608-1610гг. и связанная с ней деятельность монастырских подвижников. См. Голубинский Е.Е. С.355, а так же: «Осада Свято – Троицкой Сергиевой Лавры». СТСЛ., 2001.



9 Апреля 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...