К 125-летию со дня кончины Петра Ильича Чайковского

25 октября (7 ноября по н.ст.) 2018 года исполняется 125 лет со дня смерти великого сына русского народа и гения человечества, нашего любимого и незабвенного композитора, Петра Ильича Чайковского.


Пётр Ильич Чайковский (1840 — 1893)

И. Смирнов

Памяти П.И. Чайковского

В этот день Православная Церковь помолится о человеке, который так любил ее богослужение и так много потрудился для гармонизации ее прекрасных песнопений.

25 октября 1893 г. громадное количество народа проводило Петра Ильича к месту его погребения в Александро-Невшой Лавре, в Петербурге. Хоронили преданнейшего сына своей великой Родины, который всю свою жизнь посвятил ее прославлению, хоронили лучшего друга человечества, хоронили музыканта, творения которого понятны всем людям, хоронили человека, готового в любой момент придти на помощь или защиту своим ближним, хоронили истинного христианина.

Петр Ильич Чайковский учился в Петербурге в училище правоведения, в котором была церковь святой Екатерины, где в день ее храмового праздника, 24 ноября, по старому стилю, в его время всегда служил Митрополит.

Вот что пишет сам Петр Ильич: «... как мне памятен этот день по училищному празднику!..

С самого начала учебного курса мы готовились к торжественному дню. Певчие в мое время были очень хорошие.

Когда я был мальчиком, у меня был великолепный голос — сопрано, и я несколько лет сряду пел первый голос в трио, которое на архиерейской службе поется тремя мальчиками в алтаре при начале в конце службы.

Литургия, особенно при архиерейском служении, производит на меня глубочайшее поэтическое впечатление.

И в самом деле, если внимательно следить за служением, то нельзя не быть тронутым и потрясенным этим великолепным священнодействием.

Как я гордился тогда, что пением своим принимал участие в службе. Как я бывал счастлив, когда Митрополит благодарил и благословлял нас за это пение!

Потом нас обыкновенно сажали за один стол с Митрополитом.

Затем отпускали домой, и что за наслаждение было придти домой и гордиться перед домашними своими пезческими подвигами и благосклонным вниманием Митрополита!

Потом целый год вспоминался чудный день и желалось скорейшее повторение его» [1].

Эти именно годы высокоодаренного в музыкальном отношении мальчика легли незабываемой светлой основой всего его великого творчества, его постоянного влечения к Православной Церкви. Результатом этого является его «Литургия Иоанна Златоустого».

В 1879 г. он пишет «...меня невыразимо радует», что в Киеве «в университетской церкви несколько раз пелась моя полная литургия».

18 декабря 1880 г. московское «Русское музыкальное общество» устроило духовный концерт, ка котором «при большом стечении публики и с успехом» была исполнена литургия Иоанна Златоустого («Одиннадцать номеров из литургических песнопений»). Пел «Литургию» хор Сахарова. «Исполнение было отличное», — говорит Петр Ильич. «На концерте было много духовных».

После концерта рецензенты «дали в газетах подробные отчеты. Расходясь в вопросах о церковности или нецерковности стиля, в вопросе о следовании Чайковского древнецерковным напевам, или образцам новейшей духовной музыки, все единодушно одобрили «Литургию», находя в ней высокие духовно-музыкальные красоты», «отпечаток тихого молитвенного настроения» и «небывалую в церковной музьпке пластичность».

В дни юбилейных дат, связанных с именем Петра Ильича Чайковского, в киевском Владимирском соборе раньше всегда пелась его «Литургия Иоанна Златоустого», opus № 41 — хором собора с участием артистов Киевской оперы.

8 мая 1881 г. Петр Ильич пишет: «При том религиозном настроении, в котором я нахожусь, мне приятно будет углубиться в русскую церковную музыку. Я начал изучать «Обиход», то-есть коренные наши церковные напевы, и хочу попытаться гармонизировать их».

Так начал он писать: «Всенощное бдение» — опыт гармонизации богослужебных песнопений для смешанного хора — opus № 52, который состоит из 17 песнопений.

Эта работа была им закончена в июле 1881 г., но переписывал он ее с января по 7 марта 1882 г. включительно, затем окончательно просмотрел работу, произвел некоторые поправки и подписал 25 ноября 1882 г.

Он пишет из Каменки 17 мая 1881 г.: «Я перекладываю теперь с «Обихода» коренное пение всенощной службы на полный хор. Работа эта интересна и трудна. Хочется сохранить во всей неприкосновенности древние церковные напевы, а между тем, будучи построены на гаммах совершенно особенного свойства, они плохо поддаются новейшей гармонизации. Зато, если удастся выйти победителем из всех затруднений, я буду гордиться, что я первый из современных русских музыкантов потрудился для восстановления первобытного характера и строя нашей церковной музыки».

24 мая 1881 г. он продолжает говорить об этой работе: «...занимаюсь переложением с «Обихода» песнопений... Это дело трудное, но, если удастся, оно, может быть, окажет услугу нашей церковной музыке» И 27 мая 1881 г. сообщает: «...все больше и больше накопляется у меня переложенных на 4 голоса напевов из «Обихода». Надеюсь летом кончить «Всенощную».

Итак, несмотря на действительную трудность переложения песнопений «Обихода» на современный лад, с сохранением всех особенностей его стиля, Чайковский прилагает все свои гениальные способности, чтобы быть полезным для нашего церковного пения.

9 ноября 1881 г. он пишет из Киева: «Так как меня очень интересует церковное пение, то я посещаю здесь очень усердно церкви и в особенности Лавру.

По воскресеньям в Михайловском и Братском монастырях происходят торжественные архиерейские служения. Пение в этих двух монастырях славится, но я нашел его «слабым», «с претензиями, с репертуаром каких-то концертных пьес...»

Другое дело в Лавре; там поют на свой древний лад, с соблюдением тысячелетней традиции, без нот и, следовательно, без претензий на концертность, но зато, что это за самобытное, оригинальное и иногда величественно-прекрасное богослужебное пение!»

Он любил и понимал значение церковного пения всею своею гениальной натурой, как средства, сосредоточивающего молитвенное настроение, углубляющего его и облегчающего любую душевную боль.

Надо отметить, что Чайковский принял на себя редактирование богатого творческого наследия композитора Дмитрия Степановича Бортнянского и довел его до конца.

Вечная память великому композитору — верному сыну Церкви Христовой — Петру Ильичу Чайковскому.


Источник: И. Смирнов.
 Журнал Московской Патриархии, №11, 1953 г.


Примечания:

[1] Модест Ильич Чайковский. Жизнь П. И. Чайковского, том 1, стр. 119. и след.




7 Ноября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...