Издательская деятельность Московской духовной академии

Игум. Дионисий (Шленов)

Описание издательской деятельности Московской духовной академии  задача совсем не из легких. До настоящего времени по данной теме не было сделано ни одного обобщающего исследования. До сих пор нет ни подробной библиографии [1], ни перечня трудов, изданных академией. Следует при этом сразу отметить, что у дореволюционной академии, на протяжении всей ее более чем двухвековой истории, никогда не было своей постоянной типографии, хотя в уставе 1869 года и было сказано: «Академии могут издавать периодические труды ученого содержания, иметь собственные типографии и книжные лавки на общем основании» (§ 177). Тем не менее, издательская деятельность до 1917 года была достаточно обширной, особенно если постараться учесть все книги и журналы, издававшиеся при участии академии и академической профессуры [2]. В значительной своей части данная глава основывается на документах из 172 фонда НИОР РГБ, уставах духовных академий, а также на отчетах Совета Московской духовной академии, которые с 1869 года стали регулярно публиковаться в академических периодических изданиях  в «Прибавлениях к Творениям святых отцов», а с 1892 года в «Богословском вестнике» [3].

izd-mda.jpg

Московская духовная академия, прямая наследница и продолжательница Славяно-греко-латинской академии, первого высшего учебного заведения России, постепенно сосредоточила в себе могучий научно-богословский потенциал, самым благотворным образом способствовавший расцвету книгоиздательства и церковной академической периодики в конце XIX  начале XX века.

Начинать, тем не менее, приходилось в непростых условиях. На первых порах, в конце XVIII  начале XIX века наибольшую активность в области издания духовной литературы проявляли внешние по отношению к собственно церковной жизни люди, находившиеся под влиянием модного тогда масонского мистицизма, далекого от православной традиции, как, например, Н.И. Новиков [4], И.В. Лопухин, А.Ф. Лабзин и др., в то время как высшие духовные учебные заведения по преимуществу ограничивались кругом сугубо учебных задач.

При этом следует сказать, что Московская духовная академия, находясь в иерархии духовных учебных заведений на втором месте после столичной Санкт-Петербургской, развивалась в целом с некоторым «запозданием», достаточно сопоставить начальные годы появления на свет двух ведущих академических журналов: санкт-петербургского «Христианское чтение» (1821) и московского «Прибавления к ТСО» (1843).

Духовная цензура

Не следует также забывать, что в то время все издания духовно-просветительской или научно-богословской направленности проходили в России строжайшую духовную цензуру, зоркого ока которой не могла избегнуть ни одна публикация. В результате, вся выходившая литература соответствующего содержания должна была представлять собой некое достаточно однородное целое, вне зависимости от того места, где была издана та или иная книга. История духовной цензуры в России имеет самое непосредственное отношение к издательской деятельности МДА, цензоры были не только строгими критиками, но и опытными редакторами, церковными писателями и богословами.

Первоначально в Москве Цензурный комитет существовал при Донском монастыре. Однако после реорганизации Московской духовной академии в 1814 году при ней был основан Духовно-цензурный комитет, главной задачей которого стало цензурирование книг и сочинений, создававшихся силами академии [5]. Согласно новому уставу Духовной цензуры (от 22 апреля 1828 года) [6] было определено: «существовавшую в Москве Духовную Цензуру закрыть и дела, окончанные уже в оной, вместе с Архивом прежних лет, передать в Цензурный комитет, находящийся в Московской духовной академии» [7]. В обновленные штаты Цензурного комитета вошли три представителя («члена») академической Конференции, секретарь, два письмоводителя и два сторожа [8].

00008080.jpg

Свт. Филарет (Дроздов). ЦАК МДА

Постепенно академическому Цензурному комитету стало поручаться рассмотрение самых разнообразных сочинений, поступавших в печать в рукописном виде, порой чрезвычайно трудном для восприятия со стороны. Профессор МДА Ф.А. Голубинский, тяготясь цензорскими обязанностями, писал одному из своих корреспондентов: «Ваши труды свободны и одушевлены, мои большею частию движутся механически. Чтение ваше питательнее, чем мое» [9]. На протяжении многих лет деятельность цензурного комитета лично и непосредственно опекал святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, который при том нередко принимал на себя функцию высшего цензора. Отчеты Цензурного комитета отчасти отражались в журналах собрания Конференции академии [10].

Московская духовная академия должна была при этом не только побудить своих преподавателей к написанию книг и учебных пособий, безупречных как в церковном, так и в научном отношении, но и призвать их вынести свое суждение о значительно более широком круге литературы, редактирование которой поручалось лицам, состоявшим в Цензурном комитете при академии [11]. Со временем Цензурный комитет уступил место Редакционному комитету, в обязанности которого входило также издание периодических изданий академии.

Помимо цензурных комитетов создавались по обстоятельствам времени и другие институции для решения духовно-просветительских задач в области российского книгоиздания. В правлении МДА сохранилось дело №3 «об учреждении при Петербургской Духовной академии комитета для издания духовно-нравственных книг и о приглашении к соучастию в этом деле лиц духовно-учебных заведений здешнего округа» [12]. Данный комитет был создан 30 сентября 1856 года с целью «при распространяющейся грамотности, усилить издание кратких и дешевых книг, в коих бы предлагалось простолюдинам чтение, утверждающее сердца в Вере, в преданности Престолу и в благих нравах» [13]. Соответствующие циркуляры были разосланы по всем семинариям, и как в нашем случае, в высшие учебные заведения  академии [14]. Однако академия, занятая решением важнейших задач по переводу святоотеческого наследия и научного осмысления православной традиции, находясь под эгидой святителя Филарета (Дроздова), могла позволить себе воздержаться от активного участия в работе данного комитета.

Указом Святейшего Синода от 11 февраля 1885 года Цензурный комитет при Московской духовной академии был переведен в Москву (и стал называться Московским Духовно-цензурным комитетом), однако архив этого комитета, тем не менее, остался в ведении академии, «так как в архиве этом находится множество дел, имеющих близкое отношение к прошедшей академической жизни и представляющих ценный материал для науки» [15].

При Московской духовной академии была создана также Издательская комиссия, от которой в 172 фонде НИОР РГБ сохранилось несколько приходно-расходных книг [16].


Периодизация научно-богословской
и издательской деятельности МДА

История издательской деятельности Московской духовной академии, хотя и достаточно условно, может быть подразделена на несколько периодов:

I. Начальный период (1814-1843). В это время каждый преподаватель подготавливал свои труды к изданию, не имея возможности предварительно опубликовать их в периодическом издании. Помимо отдельных ученых трудов при академии эпизодически стали издаваться некоторые диссертации и учебные пособия.

II. Период издания богословских журналов (1843-1918). Научные статьи и систематические переводы святоотеческого наследия, опубликованные на страницах академических журналов, способствовали становлению и развитию систематического богословия. В последней трети XIX  начале XX века стали регулярно издаваться монографии преподавателей, в целом, вполне отвечающие тогдашнему уровню мировой науки. В это же время в связи с изменением процедуры защиты и созданием Ученого совета МДА, нового авторитетнейшего органа академической жизни, диссертации выпускников МДА подлежали публикации перед защитой, что не могло не повлиять и на издательскую деятельность и на русскую богословскую науку в целом.

III. Послевоенный период (1948-1988). В эпоху гонений Московская духовная академия вместе с семинарией, которая отныне составила с академией единое неразрывное целое, жила внутренней прикровенной жизнью. Ее «издательская» или научно-богословская деятельность ограничивалась участием ее профессоров и преподавателей в официальных органах периодической печати Русской Православной Церкви  «Журнале Московской Патриархии», а потом и в «Богословских трудах». В то же самое время преподаватели академии и семинарии создали машинописные конспекты по всем преподававшимся тогда дисциплинам, а также подготовили ряд машинописных справочников и библиографических пособий. Несмотря на то, что некоторые конспекты на данный момент устарели, в целом данные материалы содержат большой, еще не в полной мере до сих пор выработанный потенциал.

IV. Современная издательская деятельность МДА. После возвращения к свободе церковной печати в начале 1990 годов, а в особенности после 1998 года, когда МДАиС встала на путь постепенного реформирования, в академии сложились необходимые предпосылки для возобновления прерванной на многие годы научно-богословской деятельности. Подробнее о современном ее этапе будет сказано в конце данной публикации.


Дореволюционный период

Издательская деятельность академии, в широком смысле слова, складывается из нескольких составляющих. К печатной продукции, созданной при активнейшем участии со стороны академии, следует отнести, прежде всего, академические периодические издания, а также отдельные ученые труды или собрания сочинений преподавателей, студенческие диссертации, сочинения, учебные курсы и пособия, учебные программы. В отдельную группу также можно выделить коллективные труды  лексиконы, языковые словари и энциклопедии. Переводы Священного Писания и святоотеческого наследия бывали как коллективными, так и индивидуальными, о малоизвестных переводах Священного Писания в начале XX века будет кратко упомянуто в конце данного раздела. В настоящее время помимо публикации новых научных трудов профессоров и преподавателей издательство академии продолжает уделять особое внимание переизданиям давно ставших раритетами лучших творений дореволюционной науки.

1. Периодические издания

Подробная история периодических изданий академии представляет отдельную тему. Отметим попутно, что помимо ученых трудов, согласно уставу 1869 года, в них стали также публиковаться журналы Совета [17] и отчеты о состоянии академии [18].

2. Научные труды преподавателей

Преподаватели печатали свои научно-просветительские труды в периодических изданиях академии, а также в других духовных журналах, таких как «Православное обозрение», «Странник», «Душеполезное чтение», «Христианин» [19], «Божья нива». В дальнейшем отдельные их публикации переиздавались в виде отдельных оттисков или цельных монографий. К примеру, в журнале «Христианин» публиковали свои статьи, по крайней мере, 16 профессоров или преподавателей МДА, как можно установить по Электронному Сводному каталогу русской книги XIX века РГБ и РНБ [20]. Распределение публикаций одного автора по данным журналам в какой-то степени позволяет выявить их внутреннюю иерархию и соотнесенность между собой. Так, среди 32 публикаций М.Д. Муретова, включенных в данный каталог, имеется 10 оттисков из «Богословского вестника», 4  из «Православного обозрения» и 3  «Душеполезного чтения», по 1 из журналов «Странник» и «Христианин», остальные 13 работ печатались непосредственно в различных типографиях без предварительной публикации в журналах. Некоторые из преподавателей академии активно участвовали в душеполезных сериях, издававшихся для простого народа при Троице-Сергиевой Лавре («Троицкое слово», «Троицкие листки», «Троицкая народная беседа», «Троицкий цветок», «Троицкие книжки» и пр.).

Преподаватели издавали свои труды или за свой собственный счет, за счет академии или за счет Святейшего Синода. В качестве примера издания за свой счет можно привести публикацию исполнявшего должность доцента академии В. Велтистова, который издал отдельной книгой первоначально напечатанное в ПрибТСО свое сочинение «Грех, его происхождение, сущность и следствия» [21]. Другой характерный случай  определением Синода от 13 ноября 1891 года профессору Г. Воскресенскому на издание книги «Основные списки славянских рукописей Евангелия и Апостола» было выдано денежное пособие из синодальных средств в размере 1000 руб. При этом отмечалось, что прежде «проф. Воскресенским уже напечатаны были книги “Евангелие от Марка” и “Послание к Римлянам”, причем на напечатание этих книг израсходовано было 1089 р. 15 к.» [22]. Даже из сопоставления двух вышеприведенных случаев видно, что академия и Святейший Синод старались в целом поддерживать самые лучшие ученые труды, имевшие при этом научно-богословскую значимость. Материальное поощрение издания отчасти было прообразом современной системы грантов.

kudryavcev-platonov.jpg

Профессор В.Д. Кудрявцев-Платонов

Отдельные монографии или целые собрания сочинений выходили при жизни того или иного преподавателя или посмертно. Ученые труды преподавателей вносили значительный вклад в научную жизнь академии. Недаром из Духовно-учебного управления при Святейшем Синоде в академию пришел запрос о составленных и изданных протоиереем Александром Горским сочинениях [23] для того, чтобы определить, «какой именно награды он заслуживает» [24].

В конце XIX века посмертно были изданы сочинения профессора В.Д. Кудрявцева-Платонова [25]. Согласно его духовному завещанию можно реконструировать некоторые особенности постановки издательского дела в то время: «4. Право на издание моих сочинений как напечатанных, так и находящихся в рукописи предоставляю братству преподобного Сергия для вспомоществования нуждающимся студентам и воспитанникам Московской духовной академии, с тем, чтобы доходы с означенных сочинений были употребляемы для целей братства. На издание означенных сочинений завещаю братству тысячу (1000) рублей. С подлинным верно. Душеприказчик проф. Н.И. Субботин. 19 июня 1892 года» [26]. В данном случае тираж принадлежал братству, однако цель этого завещания в целом была исключительно академической, благотворительной.

Другую не менее характерную ситуацию может проиллюстрировать та, в которой оказался И.У. Палимпсестов, почитатель трудов протоиерея Александра Горского [27]. В протоколах академии сохранилось пространное письмо Палимпсестова, которое он передал в Совет академии через профессора П. Казанского. В данном письме излагается своеобразная «одиссея» 4-томной рукописи лекций А. Горского, записанной братом автора письма, магистра академии, которую Палимпсестов пытался издать сначала через Общество любителей древней письменности, затем за счет нерешительного московского издателя, и наконец, выпускника МДА E.Н. Воронца, жившего в Харькове. Однако, благодаря совету последнего выяснилось, что «право издания рукописей блаженной памяти А.В. Горского, по духовному завещанию его [28], принадлежит М. Д. академии» [29]. В результате академия приняла решение просить передать данную рукопись в академическую библиотеку.

В предреволюционную эпоху профессора академии вышли на достаточно высокий профессиональный уровень подготовки своих ученых трудов, ни в чем не уступающих лучшим достижениям западной богословской науки. В частности, в архиве МДА сохранились очень аккуратные, «ювелирно отточенные» рукописи Н.Л. Туницкого, по которым издатели набирали достаточно сложные гранки [30]. К сожалению, не все его труды до сих пор изданы.

3. Диссертации и прочие
студенческие труды

В архиве Московской духовной академии хранится почти полный архив студенческих работ, в основном рукописных или напечатанных на машинке: вступительные, курсовые, кандидатские, магистерские, докторские и пр. [31] Большая часть работ, указанных здесь, остается неопубликованной. Первоначально издание уже защищенного или готовящегося к защите студенческого сочинения считалось особой привилегией, которой ради общецерковной пользы можно было поощрить лучшего студента. Приведем для иллюстрации несколько примеров из середины XIX века. В 1847 году Правление академии организовало издание диссертации И.Н. Остроумова «История Флорентийского собора» [32] в 1700 экземплярах за 399 руб. серебром [33]. Очевидно, что данная работа получила предварительно весьма высокую оценку, представители академического правления хотели сделать качественное издание «на той же бумаге, на которой печатались творения святых отцов…» [34]. Затраты должны были окупиться за счет распространения по всем Российским семинариям Санкт-Петербургского, Московского, Казанского и Киевского округов [35]. В 1850 году было предпринято издание магистерской диссертации выпускника того же года Г.П. Смирнова-Платонова «О литургии преждеосвященных даров» [36], обошедшееся академии в 180 руб. 50 коп. серебром при тираже 1200 экз. Данная диссертация печаталась в той самой типографии  в «конторе-типографии В. Готье, бывшей Авг. Семена, на Кузнецком мосту в доме Торлецкого», в которой академия постоянно издавала свои научные труды. В трех номерах «Московских ведомостей» за счет академии, заинтересованной в распространении тиража [37], давалось платное объявление о продаже книги за «три рубли 20 копеек». Экземпляры диссертации рассылались не только в духовные учебные заведения и по епархиям, но и в светские учебные заведения, высшие и средние, например, в Санкт-Петербургский и Киевский университеты, Ришельевский лицей и др.

проф_Ив_Вас_Попов_мч. Иоанн.jpg

Профессор И.В. Попов (мч. Иоанн)

Однако по мере согласования академической практики с общепринятыми научными нормами появилось законное требование печатать докторские и магистерские диссертации еще перед их защитой. Ключевую роль в вопросе об узаконении печатания диссертаций приобрел устав 1869 года, согласно которому в предметы занятий Совета академии стало входить «одобрение сочинений к напечатанию и изданию» [38] и во исполнение которого 29 августа 1874 года Святейшим Синодом было утверждено «Положение об испытаниях на ученые степени». Теперь диссертация после одобрения Советом академии, но еще до публичной защиты должна была быть напечатана [39] тиражом 50 экземпляров и представлена ректору не позднее, чем за две недели до защиты [40]. Печатание осуществлялось или за счет самого диссертанта ил и за счет штатной академической суммы [41]. Последний льготный вариант был возможен, если студент МДА предоставлял магистерскую диссертацию сразу по окончании 4-го курса [42]. Также согласно 10 пункту правил, изданных в 1870 году, «диссертация на магистерскую степень должна быть напечатана» [43], а по уставу 1884 года студенты, выпускники академии с отличными успехами, удостаиваются степени магистра «не иначе, как по напечатании сочинения и удовлетворительном защищении его в присутствии Совета и приглашенных Советом сторонних лиц (коллоквиуме)» (§ 136) [44]. При этом также, как и ранее, автор мог издать свою диссертацию или за свой счет, или  если он подал работу не позже двух лет по окончании курса [45]  за счет академии. Во исполнение данного постановления [46] выпускник академии 1887 года К. Смирнов накануне защиты издал свою магистерскую диссертацию «Обозрение источников Первого Вселенского собора» [47], а выпускник 1904 года В. Яворский диссертацию на тему «Символические действия пророка Осии...» [48]. Однако данное правило исполнялось, тем не менее, далеко не всегда и некоторые магистранты по старинке публиковали свои труды уже после защиты или же не публиковали их вовсе. Следует также отметить, что после 1869 года магистерские степени присуждались без публичных защит и без публикации в виде монографии выпускниками, закончившими академию до 1869 года и в силу разных причин не защитившимися сразу, хотя некоторые из «старых» выпускников также представляли печатный вариант диссертации перед защитой [49].

После утверждения в степени магистра богословия в Святейший Синод предоставлялось 15 экземпляров магистерской диссертации [50]. Просьба Совета академии 1911 года авторам магистерских и докторских диссертаций передавать свои сочинения в библиотеки некоторых Высших учебных заведений, просивших о снабжении их академическими изданиями, в целом подтверждает устойчивую традицию публикации диссертаций [51]. Согласно каталогу Н.Ю. Суховой, с 1871 года по 1917 год, общее число опубликованных магистерских диссертаций составило 123 [52], общее число докторских  41 [53]. В будущем предстоит выявить точное число всех изданных академических диссертаций, включая нерегулярные публикации более раннего времени [54] тогда издательская деятельность дореволюционной академии предстанет нам в новом, более ярком свете.

Студенты академии помимо обязательной публикации своих диссертаций, предстоявшей им в будущем, имели возможность опубликовать свои студенческие переводы или статьи.

Во время Русско-Японской войны студенты составили брошюру «Дальний Восток», изданную Дмитровским комитетом «Красного креста» [55]. Они занимались и изданием переводов с древнегреческого [56], а также с французского и английского языков [57]. Студенческие тетради, конспекты [58] и записи дежурных студентов, конспектировавших уроки преподавателей [59], представляю для изучения научной и педагогической деятельности самой академии наибольшую ценность. С 1908 по 1918 год выходил также рукописный студенческий журнал «Академический дневник. Журнал ученый, литературный, публицистический», число страниц которого составило 4474 (в 18 томах и 33 номерах), публикация последнего чудом сохранившегося номера журнала планируется в одном из ближайших номеров «Богословского вестника». Однако поскольку все эти материалы не издавались, их более подробное описание выходит за пределы данной главы.

4. Учебные пособия

Преподаватели академии занимались составлением и изданием учебных и справочных пособий как для самой академии, так и для семинарий и духовных училищ [60]. По проекту устава духовных академий 1823 года, «все подлинные конспекты хранятся в академическом Правлении, а копии оных <…> выдаются тем самым профессорам и бакалаврам, кои их составляли» [61]. Еще в середины 30-х годов XIX века мысль об издании учебников казалась мало реальной даже таким просвещеннейшим пастырям, как святитель Филарет Дроздов, который писал ректору МДА архимандриту Филарету (Гумилевскому): «Ни литографию учредить, ни уроки литографировать, без сомнения, вам не позволят. Двадцать лет доверенности начальства писать и читать свои уроки должны были бы родить в духовных училищах классические книги. В наказание за то, что не ревностно сим пользовались, Бог посылает время недоверия» [62].

В связи с одной из первых реформ духовного семинарского образования преподавателями МДА в течение 1840 года были подготовлены и изданы конспекты по всем наукам семинарского курса [63]. Позднее данное направление продолжало развиваться, в частности, в 1863 году, профессор П.С. Казанский составил руководство по всеобщей истории для семинарий.

проф_Н_Н_ Глубоковский.jpg

Профессор Н.Н. Глубоковский

При этом для нужд самой академии многие учебные пособия стали издаваться литографическим способом, согласно решению Святейшего Синода от 17 декабря 1835 года [64]  и в этом нельзя не усмотреть участия святителя митрополита Филарета (Дроздова), как видно из его выше процитированного письма. В академическом архиве сохранились правила для литографирования уроков, принятые в СПбДА (утверждены 9/31 декабря 1842 года), которые были взяты за основу и в Московской академии. Согласно данным правилам, в академии существовала достаточно жесткая учебная система, контролировавшаяся ректором и требовавшая от преподавателей исправности и пунктуальности:

«4. Эконом одобренные ректором уроки отдает студентам для переписки. Для предупреждения в этом отношении беспорядков он получает от правления список студентов и в назначении их для переписки соблюдает правильную очередь» [65].

В частности согласно 5 пункту, «вместе с тем эконом наблюдает, чтобы литограф присылал в академию отлитографированные уроки, не далее как через два дня по получении тех уроков для литографирования» [66].

В 10 пункте «рекомендуется наставникам приготовлять свои уроки так, чтобы прежде объяснений в классе можно было рассмотреть и отлитографировать,  на что, по меньшей мере, понадобится дней восемь. Доставлять же к ректору уроки надобно в количестве достаточном для того, чтобы ими мог быть занят целый печатный лист» [67].

В результате 26 июля 1848 года вышло Высочайшее повеление и определение Святейшего Синода за подписью обер-прокурора, «на счет литографирования уроков для студентов академии принять впредь к непременному исполнению, чтобы литографируемые для руководства студентов учебные записки, по мере издания их, присылаемы были в Духовно-учебное управление в одном экземпляре, за подписью профессора, составлявшего те записки, и с удостоверения ректора, что оныя были им рассмотрены, для доставления их в Императорскую публичную библиотеку наравне со всеми печатными произведениями» [68]. В настоящее время в академической библиотеке хранятся литографически изданные лекции Попова и др. преподавателей, а в НИОР РГБ  А.А. Спасского [69] и др.

В начале XX века конспекты лекций преподавателей стали издаваться типографским способом, как, например, лекции по патрологии И.В. Попова, подготовленные к изданию студенческими силами [70], или лекции по аскетике ректора академии [71] епископа Феодора (Поздеевского), изданные Пастырско-просветительским братством при Московской духовной академии, и др. Не позже 1911 года была создана особая студенческая издательская комиссия, которая принимала от преподавателей заказы на печатание лекций [72]. Изданные лекции продавались в «студенческой лавочке» [73]. Однако, как видно по вышеприведенным примерам, издавались только наиболее зрелые учебные курсы, многие учебные пособия и планы, к сожалению, сохранились только в рукописном виде" [74].

Некоторые учебные пособия выходили по инициативе преподавателей и без участия студенческой комиссии, как, например, древнегреческий текст слова святителя Григория Нисского «Против ростовщиков», изданный по ходатайству профессора С.И. Соболевского в 1915 году редакцией историко-биографического сборника «Россия в ея прошлом и настоящем» тиражом не менее 200 экземпляров [75].

5. Программы

Преподаватели Московской духовной академии составляли учебные программы своих курсов, некоторые из них издавались типографским или литографическим способом. По особым поручениям преподаватели составляли или исправляли программы, рассылавшиеся по другим учебным заведениям. Например, в 1852 году А.В. Горский исправил программу церковной истории для высших учебных заведений Министерства народного просвещения. При проведении академических реформ от преподавателей требовалось составление новых программ, как например, для реформы 1884 года [76].

6. Коллективные труды

Одним из направлений ученой деятельности МДА было составление лексиконов  языковых словарей и энциклопедий. Однако данное направление в дореволюционную эпоху осталось не реализованным. В 1832 году бакалавр Иван Богоявленский закончил составление еврейско-русского словаря, который из-за преждевременной смерти автора так и остался не исправленным и не изданным.

В 1848 году Правление академии отказалось от участия в посмертном издании «Церковного словаря» Д.И. Языкова, мотивируя свой отказ необходимостью участия академии в подготовке к изданию книг серии ТСО: «Наставники академии, занятые сверх преподавания наук, изданием перевода творений святых отец, могут быть вынуждены отделять время, потребное на исполнение уже возложенных на них обязанностей» [77].

На юбилее академии в 1864 году редакционный комитет поднял вопрос об издании Богословского энциклопедического лексикона. Святитель Филарет (Дроздов) разрешил провести сбор пожертвований для создания лексикона и сам внес первое пожертвование из средств Московской кафедры в размере 12500 руб. Но это издание в силу стечения разных неблагоприятных причин так и не состоялось, хотя академические профессора надеялись на его реализацию и много лет спустя после кончины Московского святителя [78].

С_И_Соболевский.jpg

С.И. Соболевский

Преподаватели академии принимали активное участие в написании статей для известной «Богословской энциклопедии», выходившей сначала под редакцией профессора СПбДА Лопухина, а затем профессора СПбДА Η.Н. Глубоковского, издание которой было прервано на недовершенной букве «К» [79], в связи с неблагоприятными обстоятельствами времени.

Преподаватель древнегреческого языка С.И. Соболевский занимался составлением учебного словаря для чтения сочинений святых отцов. Он побуждал студентов к ведению словарных тетрадей, однако, несмотря на значительные подготовительные работы, издание такого словаря осуществить так и не удалось.

7. Библейские переводы Η.Л. Туницкого

И наконец, в порядке завершения, нельзя не упомянуть о библейских переводах профессора Η.Л. Туницкого, известного академического слависта. Он предпринял попытку создать новый перевод текста всего Священного Писания на русский язык. Революционные события повлекли за собою уничтожение уже изданных начальных книг Ветхого Завета.

Публикуем весьма показательную записку Η.Л. Туницкого, написанную в 1918 году для Библейского общества:

«[Начиная с книги Судей и заканчивая Малахией  список из 29 книг]... Итого 464,5 страницы непереведенных.

Для перевода не переведенной части Ветхого Завета потребуется времени для двух опытных переводчиков по крайней мере 1,5 года и для печатания столько же лет. Итого упорной и настойчивой работы около 3 лет.

Я закончил печатание Нового Завета и Псалтири в конце 1910 года. Перевод же Ветхого Завета начат в конце XIX столетия и более или менее окончательно обработано Пятикнижие Моисея. А к печатанию Пятикнижия приступили по окончанию печатания Нового Завета. Но современные события, наступившие в 1918 году, приостановили дальнейшую работу, и часть рукописи 4-й книги Моисея была в типографии уничтожена. И большая часть издания в 1000 экземплярах тоже уничтожена. Уцелели только 4 экземпляра  19 первых листов, 204 страницы. Последнее издание Нового Завета и Псалтири в 20000 экземплярах, напечатанное в Симбирске, переслано мною было в Петроград в распоряжение Библейского общества. Насколько мне известно, оттуда было переправлено д-ром Киком <...> в Финляндию. В Симбирске в настоящее время означенного издания книг вовсе не имеется.

Остаток моей жизни я душевно желал бы употребить на перевод и печатание книг Ветхого Завета. К сожалению, личных средств я совершенно не имею и могу это сделать только при помощи Российского Библейского общества» [80].

Издания книг Священного Писания, упомянутые в данной записке, не сохранились или, по крайней мере, остаются недоступны.

8. Дореволюционные типографии

В завершение следует перечислить типографии, в которых печатались труды профессоров и диссертантов Московской духовной академии до революции.

Первоначально академия договаривалась об изданиях с московскими типографиями, а затем, с конца XIX  начала XX века  с сергиево-посадскими. Наиболее известные московские типографии, в которых выходила академическая периодика, известны под именами Августа Семена и М.Г. Волчанинова [81]. Преподавателями академии отдельные труды публиковались также в университетской типографии.

Договор.jpg

Договор редактора БВ свящ. Павла Флоренского
с Духовным собором ТСЛ об издании журнала. 1913 г.

К типографиям, находившимся в Сергиевом Посаде, относятся следующие: типография А.И. Снегиревой, И.И. Романовского, М.С. Ялова и И.И. Иванова. В типографии Снегиревой из 60 изданий 39 были подготовлены людьми, непосредственно связанными с академией или ведомством духовного образования: 31 издание из них  ученые труды преподавателей и профессоров МДА, 4 [82]  студентов МДА (включая их кандидатские сочинения), 2  из жизни МДА и ТСЛ, [83] труды преподавателей других семинарий. Среди этих «академических» изданий немалую часть составляют докторские, магистерские и кандидатские диссертации.

Затем наибольшее значение в жизни академии стала играть Типография Троице-Сергиевой Лавры, созданная по инициативе насельника Лавры епископа Никона (Рождественского). Благодаря лаврской типографии академические издания стали более регулярными и массовыми.

Помимо типографий, академия состояла в непосредственных контактах с писчебумажными фабриками, как, например, с Горбатовской писчебумажной фабрикой Г. Способин и Ко, напрямую доставлявшей бумагу в редакцию «Богословского вестника» (1892-1893).

О некоторых особенностях издательского дела того времени можно судить по договору главного редактора «Богословского вестника» священника Павла Флоренского об издании академического журнала в Лаврской типографии с Духовным собором Лавры за подписью наместника Лавры архимандрита Товии [84]. В 1 пункте договора подчеркивается ответственность ректора академии за издаваемый журнал: «Типография берется печатать только такой материал (статьи), который будет снабжен цензорскою надписью ректора Московской духовной академии и местного духовного цензора» [85].

После перечня имевших место расценок на набор, брошюровку и т.д. в пункте 10 особо говорится об оттисках, причем особо отмечается, что «требование о напечатании отдельных оттисков должно быть от академии, а не от авторов статей» [86]. Из пункта 12 делается понятно, что оттиски печатались почти одновременно с печатанием журнальных статей. «Требование на оттиски, полученное не одновременно с печатанием оригинала в журнале, считается уже новым заказом и подлежит новой оплате и новой цензуре» [87].

Письмо.jpg

Письмо в редакцию "Богословского вестника"
от 5 апреля 1918 г.

Сама типография брала на себя обязательство хранить издательскую тайну: «В случае разглашения типографией содержания рукописей, раньше их выпуска из типографии в печатном виде, или выдачи корректур лицам, не принадлежащим к составу редакции, без ведома редактора, редакция оставляет за собой право нарушить контракт во всякое время» [88].

С 1 января 1916 года в связи с тяжелыми обстоятельствами военного времени произошло значительное повышение цен на все типографские расходы (почти в два или даже в три раза). О непростых обстоятельствах, с которыми столкнулись издатели, свидетельствует переписка между типографией Лавры и академией: «Типография имеет честь уведомить уважаемую редакцию, что расценка поставлена самая минимальная и окончательная, и утверждена Духовным собором от 17 декабря» [89].

А после революции «Богословский вестник» вплоть до самого закрытия издавался в Сергиевской типографии издательского отдела [90].


Современная издательская
деятельность МДА

В настоящее время при академии существует несколько очагов издательской деятельности. По сути дела каждое академическое подразделение имеет возможность готовить к изданию результаты своих ученых трудов. Организованной издательской деятельностью по разным направлениям занимается Издательский отдел под эгидой Учебного комитета РПЦ, руководил отделом с самого начала его создания иеромонах (ныне  игумен, ректор Тульской духовной семинарии) Евфимий (Моисеев). Данные книги пока что издавались в разных типографиях, иногда в сотрудничестве с издательством Троице-Сергиевой Лавры [91] или с другими издательствами [92]. Одним из самых значимых издательских проектов данного отдела стало издание «Библейского словаря» Η.Н. Глубоковского [93], приуроченное к 70-летию со дня кончины Глубоковского (18 марта 1937 года), а также к подписанию Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и РПЦЗ. Презентация книги состоялась в рамках открытия выставки в храме Христа Спасителя 17 мая 2007 года. «Труды по патрологии» св. муч. профессора академии И.В. Попова, подготовленные Отделом, также пользуются особой популярностью и спросом среди читателей. Помимо книгоиздательской деятельности Издательский отдел занимается также подгототовкой материалов на электронных носителях: с 2006 года вышло в свет два серийных диска «Творения святых отцов в русском переводе на электронных носителях» (ТСОЭН) (с творениями святителей Григория Богослова и Василия Великого) с особым замыслом  создать русскую «сокровищницу» святоотеческих текстов по образцу наиболее распространенной и востребованной «Сокровищницы греческого языка» (Thesaurus linguae graecae).

С 2003 года актуализировались труды редакции академического журнала «Богословский вестник», которая помимо ряда томов самого журнала, издающихся на высоком полиграфическом уровне в типографии «Наука», подготовила также электронные версии всех дореволюционных периодических изданий МДА (подробнее см. в разделе Периодические издания). В 2008/09 учебном году был инициирован особозначимый для академии проект «Семинарский учебник», в рамках которого было издано учебное пособие Μ.М. Дунаева «Православие и русская литература» (СП, 2009) [94], готовится учебник по религиоведению Ю. Максимова и ряд других изданий.

1014522024.jpg

Учебное пособие «Древнегреческий язык.
Начальный курс» в 3-х частях

Особо также следует отметить ученые труды Кафедры библеистики МДА, которая помимо издания ряда дисков с литературой по своему профилю и достаточно информативного сайта подготовила к изданию ряд книг [95]. Но и другие кафедры [96], кабинеты и отделы при академии отличились в подготовке разного рода изданий. Так, Греческим кабинетом [97] при МДА совместно с Греко-латинским кабинетом Ю.А. Шичалина еще в 2000 году [98] был разработан и издан «Учебник латинского языка» Н.И. Колотовкина, а также подготовлены к изданию некоторые разделы из учебного пособия «Древнегреческий язык. Начальный курс» в трех частях; Миссионерским отделом с 2000 по 2008 год было выпущено 9 номеров миссионерского сборника «Камо грядеши» общим тиражом около 60000 экземпляров; Педагогическим кабинетом  ряд учебных пособий [99], аудио- и видео- материалов; Дальневосточным центром – монография его руководителя иеромонаха Серафима (Петровского) « В начале было Дао» (М., 2007).

Перечень печатных трудов, издававшихся в разных издательствах по инициативе отдельных преподавателей МДА, выходит за пределы данного очерка. В порядке исключения можно только привести пример старейшего по годам и весьма плодовитого по числу публикаций заслуженного профессора Московской духовной академии Константина Ефимовича Скурата, большая часть жизни которого пришлась на самые неблагоприятные для издательской деятельности годы. В личной беседе К.Е. Скурат отметил: «Я совсем не надеялся, что когда-нибудь откроется возможность что-либо опубликовать. И, тем не менее, все время писал, получая от написанного большое духовное удовлетворение». После снятия идеологических запретов Константин Ефимович опубликовал свое кандидатское («Христианское учение о молитве»), магистерское («Сотериология святителя Афанасия Великого») и докторское («Поместные Православные Церкви») диссертационные исследования. За всю свою жизнь он написал множество монографий и статей, которые в совокупности составили 24 тома машинописного текста. В настоящее время на основании этого далеко не в полной мере опубликованного собрания издается собрание сочинений К.Е. Скурата: из 9 запланированных томов вышло три, недавно вышедший третий том посвящен наставлениям русских святых [100]. Это издание, осуществляемое при поддержке настоятеля Троицкого собора в г. Яхрома священника Максима Брусова, является благотворительным  все доходы от продажи книг профессор МДА жертвует на возрождение этого некогда величественного собора, одного из самых больших в Подмосковье.

skurat-mda.jpg

Труды профессора МДА К.Е. Скурата

В настоящее время, после того как Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в резолюции № 7578 от 13.11.2009 года, обозначив ряд перспектив в организации научно-богословской работы МДА, высказал надежду-пожелание, что «монографии и научные статьи, написанные и подготовленные к изданию в стенах академии, должны быть известны самым широким кругам образованного общества», издательская деятельность академии неизбежно будет осуществляться на качественно новом уровне. Скорее всего, после очень плодотворного, но пока что переходного периода начнется период систематических изданий и публикаций, что будет иметь исключительно важное значение, как для научно-богословских исследований, так и для учебного процесса. Печатное слово должно стать еще более весомым и значимым, совмещая в себе два основополагающих принципа христианского богословия  традиционность и свободу. В таком случае книги и печатные материалы, целенаправленно издаваемые академией, помимо решения частных и более узких задач, смогут стать реальным ответом на вызовы современности и весомым вкладом в духовно-нравственное возрождение русского общества.


Источник: Московской духовной академии 325 лет: Юб. сб. ст. в 2-х т. Т. 1. Кн. 2: История МДА. 1685-1995. – М.: МДА, Нео-ТекПро, 2010. С. 201-215. 


Цитированная литература

  • Августов 1913  Августов Д. Отношение митрополита Московского Филарета к Московской духовной академии (Из истории Московской духовной академии). Курсовая работа студента IV курса МДА (1913). Отдел рукописей РГБ (НИОР РГБ. Ф. 172. К. 164. Ед. хр. 2).
  • Петровский Вадим, свящ. 2006  Петровский Вадим, свящ. Источниковедческий обзор фондов Московской духовной академии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. СП, 2006.
  • Положение об испытаниях 1874  Положение об испытаниях на ученые степени и звание действительного студента в духовных академиях. Казань, 1874.
  • Сухова 2009  Сухова И. Ю. Система научно-богословской аттестации в России в XIX  нач. XX в. М., 2009.


Примечания

[1] См. в конце I Юбилейного тома раздел: Библиография по истории МДА. В частности, здесь перечисляются Юбилейные сборники, периодика и др. периодические издания, составляющие основной предмет издательской деятельности академии. Публикация библиографии трудов профессоров и преподавателей МДА планируется в одном из ближайших номеров «Богословского вестника».

[2] Издательства дореволюционной эпохи представляли собой независимые от академий купеческие институции, готовые осуществить любой заказ, включая набор, тиражирование и пр.

[3] В ЦИАМе (Ф. 229. Оп. 4. Ед. хр. 5002-5697) наряду с личными делами преподавателей хранятся личные дела с материалами библиотеки и издательства МДА, которые остались вне поля зрения при написании данного раздела. См.: Вадим Петровский, свящ. 2006. С. 8.

[4] См. подробнее: Лонгинов М. Новиков и московские мартинисты. СПб., 2000.

[5] Ср.: по уставу 1869 года «Академии имеют свою собственную цензуру для тезисов, рассуждений и иных учено-литературного содержания сочинений и сборников, ими издаваемых» (§ 180).

[6] НИОР РГБ. Ф. 172. К. 140. Ед. хр. 3. Л. 30-35.

[7] НИОР РГБ. Ф. 172. К. 140. Ед. хр. 3. Л. 29.

[8] НИОР РГБ. Ф. 172. К. 140. Ед. хр. 3. Л. 3506. О принципах деятельности Цензурного комитета см.: Отд. III. О Цензурном Комитете // Проект устава духовных академий. Ч.2. СПб., 1823. С. 18-25.

[9] РА.Т.З.М., 1880. С. 422.

[10] См., напр., НИОР РГБ. Ф. 172. К. 1. Ед. хр. 2. Л. 421.

[11] «Рассмотрению Комитета подлежит всякое духовное и к духовным училищам относящееся сочинение» (Отд. III. О Цензурном Комитете. Гл. 2. 348 // Проект устава духовных академий. Ч. 2. СПб., 1823. С. 19).

[12] НИОР РГБ. Ф. 172. К. 115. Ед. хр. 11.

[13] НИОР РГБ. Ф. 172. К. 115. Ед. хр. 11. Л. 2. План по пунктам издательской деятельности указан в Выписке из определения Св. Правительствующего Синода об учреждении Комитета для издания духовно-нравственных книг (см.: там же л. 3-4).

[14] НИОР РГБ. Ф. 172. К. 115. Ед. хр. 11. Л. 4-4 об.

[15] Журналы Совета Московской духовной академии за 1885 год // ПрибТСО 37.1886. С. 83 (4-я патин.).

[16] НИОР РГБ. Ф. 172. К. 475. Ед. хр. 4-5.

[17] «Журналы Совета печатаются <...> в извлечении не прежде, как по утверждении их порядком, указанным в §§ 98, 99 и 100, и с разрешения каждый раз епархиального Преосвященного» (§101).

[18] «По истечении года Совет составляет отчет о состоянии академии. Отчет этот представляется через епархиального Преосвященного Святейшему Синоду и печатается во всеобщее сведение» (§ 102).

[19] В указе Святейшего Синода от 21 декабря 1905 года было дано благословение на издание нового журнала «Христианин» (НИОР РГБ. Ф. 172. К. 143. Ед. хр. 11. Л. 22-22 об.).

[20] Электронный Сводный каталог русской книги XIX века. Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека. Версия 2.0. 2003.

[21] См.: Отчет о состоянии Московской духовной академии в 1884/85 учебном году // ПрибТСО 37.1886. С. 499.

[22] Дело (№ 41) о пособии э. о. профессору Г. Воскресенскому на издание «Основных списков славянских рукописей Евангелия и Апостола» (НИОР РГБ. Ф. 172. К. 124. Ед. хр. 42. Л. 2).

[23] Дело (№ 51) по вопросу о книгах, изданных профессором академии Горским (НИОР РГБ. Ф. 172. К. 113. Ед. хр. 23. А. 2).

[24] НИОР РГБ. Ф. 172. К. 113. Ед. хр. 23. Л. 3.

[25] Корсунский И.Н. Материалы, связанные с изданием трудов В.Д. Кудрявцева-Платонова (НИОР РГБ. Ф. 172. К. 153. Ед. хр. 20).

[26] Выписка из духовного завещания покойного профессора МДА Виктора Кудрявцева, утвержденного к исполнению Московским Окружным Судом 19 мая 1892 года (НИОР РГБ. Ф. 172. К. 153. Ед. хр. 20. Л. 12). Черновик на клочке бумаги с расчетами на издание:

«80 листов набора, за лист 9 руб. = 720 р.

80., печати, 2.50 = 200 р.

80., брошюровка, 1.20 = 96

3 обложки, 3 = 9

3 титульных, 3 = 9

1100 экз. будет печат. на бумаге ролль» (НИОР РГБ. Ф. 172. К. 153. Ед. хр. 20. Л. 10).

[27] Журналы Совета 1887 года // ПрибТСО 40. 1887. С. 16-18 (4-я пагин.).

[28] В п. 5 духовного завещания А.В. Горского написано: «Тетради и другие бумаги, мною писанные или поступившие ко мне от других лиц, завещаваю отдать в библиотеку Московской духовной академии для сохранения и употребления, какое признает полезным ректор академии» (Цит. по: Журналы Совета 1887 года // ПрибТСО 40. 1887. С. 18).

[29] Журналы Совета 1887 года // ПрибТСО 40. 1887. С. 17.

[30] Туницкий Н.А. Материалы к изданию сочинения Климента Охридского: списки, наборные экземпляры, варианты (Заповедание о праздниках (есть сведения о похвале на память апостола или мученика), поучение на память апостола или мученика (на память апостола Марка, общее святым поучение)) (НИОР РГБ. Ф. 172. К. 154. Ед. хр. 5. См. также: Ф. 172. К. 154. Ед. хр. 6 К. 155. Ед. хр. 8). Наборные экземпляры Η.Л. Туницкого писаны черными чернилами, правка вносилась синими, номера примечаний проставлялись красными чернилами. И в конце рукописи список ссылок на Священное Писание тоже писан красными чернилами. В вариантах подчеркнутое синей линией писалось русским шрифтом, черной  славянским. Подчеркнутое волнистой линией набиралось курсивом.

[31] НИОР РГБ. Ф. 172. К. 163. Ед. хр. 9  К. 441. Ед.хр. 12 (перечень работ, включая отзывы научного руководителя и оппонентов); К. 442. Ед. хр. 1  К. 459. Ед. хр. 5 (сочинения неустановленных лиц, экзаменационные сочинения).

[32] [Остроумов И.Н.] История Флорентийского собора / Магистерск. дисс., переработ. проф. А.В. Горским. М.: Тип. Семена, 1847.

[33] Правление МДА. Дело (№ 36) «о напечатании и рассылке сочинения “О литургии преждеосвященных даров”» (НИОР РГБ. Ф. 172. К. 113. Ед.хр. 2).

[34] Дело (№ 21) «о напечатании Истории Флорентийского собора 1847 года» (НИОР РГБ. Ф. 172. К. 111. Ед. хр. 8. Л. 2). Правление академии обратилось к содержателю типографии Августу Семену с просьбой издать представленый текст «к 10 будущего февраля месяца в 1700 экземплярах» (Л. 2). «По отпечатании [диссертация] должна быть переплетена (не склеена только, но и прошита)» (Л. 3). После положительного ответа издателя и предоставления сметы  «Цена за печатный лист 9 руб. серебром, за обыкновенную бумагу 4 руб. серебром» (Л. 4) была принята резолюция «Выделить ему за сие 399 руб. серебром» (Л. 5).

[35] Так в данном архивном деле (НИОР РГБ. Ф. 172. К. 111. Ед. хр. 8) имеется нормативное письмо: «В правление №№ семинарии <...> По случаю выпуска в продажу в Канцелярии акад[емического] Правления вновь отпечатано сочинение <...> (Л. 6) [5 или 4 коп. сер. за пересылку] и список семинарий Санкт-Петербургского и Московского, Казанского и Киевского округов» (Л. 7-7 об.).

[36] Смирнов-Платонов Г.П. О литургии преждеосвященных даров. М.: Тип В. Готье, 1850.

[37] Из цены 18 р. 60 коп. за 31 экз., отправленных в Полоцкую консисторию, можно вычислить цену 1 экз.  60 коп. и цена всего тиража  720 руб.

[38] Устав и штаты православных духовных академий, высочайше утвержденные 30 мая 1869 года. § 86, 10.

[39] Положение об испытаниях 1874. § 31.

[40] Положение об испытаниях 1874. § 32. См.: Сухова 2009. С. 422.

[41] Поэтапная процедура представления, допуска к защите и самой защиты диссертации была закреплена в принятом в 1874 году «Положении об испытаниях на ученые степени». Подробнее см.: Сухова 2009. С. 414-415.

[42] Положение об испытаниях 1874. § 33. См.: Сухова 2009. С. 415

[43] Правила о сроке и порядке производства испытаний на ученые степени и звание действительного студента при полном введении в действие устава академий. Пункт 10 // Журнал общего собрания Совета МДА 15 сентября 1870 года. Журналы совета МДА. М., 1871. С. 88: «9) Студенты четвертого курса подвергаются, при окончании его, испытанию из наук этого курса на степень магистра и представляют диссертацию (§ 138). 10) Диссертация на магистерскую степень должна быть напечатана. Если автор пожелает напечатать ее не на собственный счет, а на счет суммы, ассигнуемой академией на сей предмет, в таком случае сочинение прежде напечатания в рукописи представляется в Отделении и печатается только по одобрении его Отделением. Если и академия не будет иметь средств на напечатание диссертации, то Совет разрешает защищение диссертации в рукописи». Данные правила были составлены одной из пяти комиссий академии во исполнение указа Святейшего Синода от 18 мая 1870 года.

[44] Цит. по: Журналы собраний Совета Московской духовной академии за 1910 год // БВ 1911. Т. 1. № 1. С. 259 (5-я пагин.). По § 175 устава духовных академий 1910 года: «Степени магистра богословия удостаиваются кандидаты богословия по напечатании признанного Советом достаточным для означенной степени сочинения и по надлежащей защите его в присутствии Совета и приглашенных Советом сторонних лиц на коллоквиуме <...>» Цит. по: Журналы собраний Совета Московской духовной академии за 1911 год // БВ 1911. Т. 2. № 7-8. С. 2 (5-я пагин.).

[45] Журнал собрания Совета МДА от 16 августа 1884 года // ПрибТСО 35.1885. С. 132 (4-я пагин.).

[46] В частности, согласно этому правилу кандидат А. Жданов представил ученому совету свою магистерскую диссертацию «Откровение Господа о семи азиатских церквях. Опыт изъяснения первых трех глав Апокалипсиса» в должном числе экземпляров (Журналы Совета МДА 1891 года // Приложение ПрибТСО 48. С. 156).

[47] Журналы Совета за 1888 год. Журнал 16-й // ПрибТСО 42. 1888. С. 28 (4-я пагин.).

[48] Яворский В.С. Символические действия пророка Осии: (Последовательное толкование первых 3 глав книги пророка Осии). СТСЛ, 1903.

[49] Например, протоиерей Александр Алексеевич Лебедев (1833-1898), окончивший МДА еще в 1858 году (XXI курс) со степенью кандидата богословия, получил ученую степень магистра по прошествии весьма значительного времени  в 1882 году (утвержден в степени магистра богословия указом Святейшего Синода от 20 августа 1882 года). По окончании академии он сразу был рукоположен, служил в церквах Екатерингофа, Кронштадта, Петербурга и был законоучителем ряда учебных заведений. В 1874-1882 годах был настоятелем русской церкви в Праге. Пребывая в католической стране, занялся богословским изучением особенностей католицизма. Одно из своих первых исследований о разнице в учении Восточной и Западной Церквей о Деве Марии он представил в МДА в качестве магистерского сочинения, предварительно опубликовав его в Санкт-Петербурге (Разница Церквей Восточной и Западной в учении о Пресвятой Деве Марии. СПб., 1881. Ср. посмертное издание: Разница Церквей Восточной и Западной в учении о Пресвятой Деве Марии Богородице. Т. I. О непорочном зачатии. Т. II. О латинском культе сердца Иисусова. СПб., 1903) (См.: Журналы заседаний совета МДА за 1882 год. С. 44-46,148-149: Годичный акт в Московской духовной академии 1 октября 1883 года. СП, 1883. С. 10-11; Памяти протоиерея Лебедева. СПб., 1898, Корсунский И.Н. Протоиерей А.А. Лебедев (Почетный член Московской духовной академии) Некролог // БВ 1898. Т. 2. № 4. С. 81-90).

[50] Журналы Совета от 6 июня 1911 года, № 12 // БВ 1911. Т. 3. № 10. С. 146 (3-я пагин.).

[51] Журналы // БВ 1911. Т. 1. № 4. С. 419 (5-я пагин.).

[52] Сухова 2009. С. 594-602 (Приложение 4).

[53] Сухова 2009. С. 577-581 (Приложение 3). До 1869 года конференция МДА присвоила докторскую степень трем лицам: протоиерею Петру Терновскому, иерею Владимиру Гетте и протоиерею Александру Горскому. См.: Сухова 2009. С. 567 (Приложение 1).

[54] Подобные задачи ставились еще в конце XIX века Советом академии, согласно пожеланиям которого Н. Миловский, помощник инспектора академии, предложил «принять на себя труд составления систематической росписи всего напечатанного об академии, а равно и систематического каталога печатных сочинений воспитанников означенной академии за 75 лет ее существования» (Журналы Совета за 1890 год // ПрибТСО 47. 1891. С. 215-216 (4-я пагин.)).

[55] Дальний Восток / [Сост.студентами Моек, духов, акад.]. СП: Дмитр. ком. «Красного креста», 1904.

[56] Существовала серия студенческих переводов при «Богословском вестнике».

[57] Так, например, студенты МДА переводили и подготавливали к изданию проповеди инославных проповедников А. Р. Вина (1797-1847) и Ч.Г. Сперджена (1834-1892), изданы в 1906 г.

[58] См. НИОР РГБ. Ф. 172. К. 469. Ед. хр. 2  К. 472. Ед. хр. 29.

[59] См. НИОР РГБ. Ф. 172. К. 508. Ед. хр. 26-29.

[60] В 1820 году проф. Арсением Тяжеловым было издано руководство по Пасхалии. В 1827 году ректором академии архим. Поликарпом (Гайтанниковым) была составлена и издана латинская хрестоматия, введенная как руководство в низших духовных училищах (Chrestomathialatina. Μ., 1835). Академия курировала учебную деятельность подведомственных ей семинарий. Так, просьба преподавателя медицины в Вифанской семинарии штаб-лекаря И. Высоцкого, обратившегося через Правление Вифанской Семинарии в Правление Московской духовной академии относительно того, чтобы издать «переведенные им с латинского языка на русский анатомические таблицы с принадлежащими к ним 25 чертежами <…>» (НИОР РГБ. Ф. 172. К. 111. Ед. хр. 9. Л. 2), была удовлетворена (Дело (№ 21) об издании и введении в число учебников анатомических таблиц, приготовленных преподавателем медицины в Вифанской семинарии штаб-лекарем И. Высоцким. 1847 год (НИОР РГБ. Ф. 172. К. 111. Ед. хр. 9)).

[61] Пункт 123 // Проект устава духовных академий. СПб., 1823. С. 44-45.

[62] Филарет (Дроздов), свт. 9-е письмо архим. Филарету, ректору МДА // ПрибТСО 32. С. 673.

[63] Августов 1913. С. 164 (Л. 89).

[64] См.: Дело (№ 96) «о литографировании уроков при здешней академии и о доставлении одного экземпляра в духовно-учебное управление» (НИОР РГБ. Ф. 172. К. 112. Ед. хр. 10).

[65] НИОР РГБ. Ф. 172. К. 112. Ед. хр. 10. Л. 3 об.

[66] НИОР РГБ. Ф. 172. К. 112. Ед. хр. 10. Л. 3 06.

[67] НИОР РГБ. Ф. 172. К. 112. Ед. хр. 10. Л. 5 об. В пункте 12 указан источник финансирования: «Деньги за бумагу и литографирование заимствовать из сумм, предназначенных на содержание студентов. (Л. 5 об.).

[68] НИОР РГБ. Ф. 172. К. 112. Ед. хр. 10. Л. 6.6 об.

[69] Лекции по истории Римской империи (НИОР РГБ. Ф. 172. К. 467. Ед. хр. 12).

[70] Попов И. В. Конспект лекций по патрологии / Проф. И.В. Попов. 3-е изд. студентов Имп. Моск, духов, акад. СП: Тип. СТСЛ, 1916.

[71] Феодор (Поздеевский), еп. Из чтений по пастырскому богословию [аскетика]: Записи студентов Моск, духов, акад. в 1910-1911 годах по лекциям р.а. Е.Ф. СП: Пастыр.-просвет. братство при Моск, духов, акад., 1911.

[72] См.: НИОР РГБ. Ф. 172. К. 475. Ед. хр. 4-6. В последней единице хранения помещены расписки, справки и счет на принятые от студентов заказы на печатание лекций.

[73] См. НИОР РГБ. Ф. 172. К. 475. Ед. хр. 8.

[74] См.: НИОР РГБ. Ф. 172. К. 461. Ед. хр. 52 и далее.

[75] НИОР РГБ. Ф. 172. К. 126. Ед. хр. 20. Л. 2 об.

[76] Журналы Совета Московской духовной академии за 1884 год // ПрибТСО 35. 1885. С. 223-225 (4-я пагнн.).

[77] Дело (№97) «по предложению о продолжении издания церковного словаря Языкова» (НИОРРГБ.Ф. 172.К. 112. Ед. хр. 11. Л.4 об.).

[78] Августов 1913 С. 166.

[79] Был подготовлен ряд следующих томов, но они не вышли не только из-за финансовых трудностей, но и из-за несогласия цензуры со статьей Глубоковского «монашество».

[80] Туницкий Н.А. Материалы по переводу Библии (НИОР РГБ. Ф. 172. К. 155. Ед. хр. 6).

[81] Московская духовная академия, Редакционный комитет «Условие, заключенное Редакционным комитетом с содержателем типографии Михаилом Гавриловичем Волчаниновым на напечатание издания Творений св. отцев в 1890 году» (НИОР РГБ. Ф. 172. К. 154. Ед. хр. 6).

[82] См. например: Никольский С.Я. Речь, сказанная при погребении преосвященнейшего епископа Феофана 12-го января 1894 года / Свящ. Симеон Никольский, студ[ент] Московской] духов[ной] акад[емии].СП: 2 тип. А.И. Снегиревой, 1895.

[83] Доклад Комиссии по выработке проекта Филаретовского энциклопедического словаря богословских наук. СП: 2-я тип. А.И. Снегиревой, ценз. 1898.

[84] Договор редактора журнала «Богословский вестник» Флоренского Павла Александровича с Духовным собором Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (заключили договор в том, что типография Лавры принимает на себя печатанье «Богословского вестника» в 1913 году) (НИОР РГБ. Ф. 172. К. 84. Ед. хр. 15).

[85] НИОР РГБ. Ф. 172. К. 84. Ед. хр. 15. Л. 1.

[86] НИОР РГБ. Ф. 172. К. 84. Ед. хр. 15. Л. 1 об.

[87] НИОР РГБ. Ф. 172. К. 84. Ед. хр. 15. Л. 1 об.

[88] НИОР РГБ. Ф. 172. К. 84. Ед. хр. 15. Л. 2.

[89] Письмо в редакцию журнала «Богословский вестник». СП. Л. 3. Приложение: 1. Типография и переплетная Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Письмо в редакцию журнала «Богословский вестник», 1915 дек. 18; 2. «Расценка на журнал “Богословский вестник”» (НИОР РГБ. Ф. 172. К. 84. Ед. хр. 55).

[90] Сергиевская типография издательского отдела. Письмо в редакцию журнала «Богословский вестник» 1918 апр. 5 (НИОР РГБ. Ф. 172. К. 84. Ед. хр. 51).

[91] Скурат К.E. Избранные труды. СТСЛ, 2008.

[92] Петр Гнедич, протоиерей. Догмат искупления в русской богословской науке. Сретенский монастырь; Московская духовная академия, 2002.

[93] Глубоковский Η.Н. Библейский словарь. Свято-Троицкая Сергиева Лавра; Центр изучения церковной истории русского зарубежья, 2007.

[94] Дунаев Μ.М. Православие и русская литература: Учебное пособие для духовных семинарий / [Общ. ред., указатель, библиография, вопросы к главам В. Л. Шленов]. СП, 2009. 512 с.

[95] Оды Соломона / Перевод прот. Л. Грилихеса. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 2004; Иероним Стридонский, блаж. Еврейские вопросы на Книгу Бытия / Пер. С.Ю. Жукова. СП; М.: Кафедра библеистики Московской духовной академии, Отчий дом, 2009. Кафедрой библеистики МДА и издательством Свято-Владимирского братства были совместно подготовлены к изданию книги: Глубоковский И.И. Лекции по Священному Писанию Нового Завета / Подг. текста и прим. Владимира Пислякова, научная редакция прот. Леонида Грилихеса, предисл. свящ. Димитрия Юревича. Т. 1. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 2006 (Православная богословская библиотека. Вып. 5)Жан Карминьяк. Рождение синоптических Евангелий / Перевод с французского Η.М. Соболевой. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 2005.

[96] Кафедра богословия подготовила к публикации сборник: Русская Патрология. Материалы академической конференции. Московская православная духовная академия, кафедра богословия. СП, 2009.

[97] Также Греческим кабинетом совместное издательством Троице-Сергиевой Лавры был подготовлен к изданию перевод книги: Тихиаос А.-Э. Н. Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян / Перев. с новогреч. яз. иером. Дионисия (Шленова), иером. Леонтия (Козлова), игум. Тихона (Зайцева), С. Кима. СП, 2005.

[98] «Учебник латинского языка» Н.И. Колотовкина был благотворительно издан тиражом 300 экземпляров греческим издателем П. Кулисом (Патры, Греция) в июне 2000 года и сразу же доставлен авиарейсом в Россию, что позволило обеспечить преподавание латинского языка в МДАиС в 2000/01 учебном году. Исправленное и улучшенное издание было подготовлено Греко-латинским кабинетом Ю.А. Шичалина (М., 2003).

[99] С 2003 года по инициативе руководителя Педагогического кабинета игумена Киприана (Ященко) был создан Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, которым было подготовлено 24 книги по православной педагогике. Из данных книг наиболее значимы: серия «Православная культура в школе. Учебно-методическое пособие для учителей обшеобразовательных школ» (8 выпусков, изданные в 2003/04 учебном году), «Православная культура 1-й год обучения» Л. Шевченко (М., 2003. Тираж 40000) и «Лекции по православной педагогике» игум. Киприана (Ященко) (в печати).

[100] Скурат К. Е. Русские святые  их наставления. Т. III. Троицкий собор, Яхрома, 2009.


Смотрите также:

Дионисий (Шленов), игум. Периодические издания МДА в дореволюционный период: Творения святых отцов в русском переводе

Дионисий (Шленов), игум. Периодические издания МДА в дореволюционный период: Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе

Дионисий (Шленов), игум. Богословский вестник МДА в дореволюционный период (1892–1918)


12 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...