Избрание святителя Тихона Патриархом

Избрание святителя Тихона Патриархом
«...Святитель Тихон сделал самое главное. Он сохранил Церковь нашу - пусть ущемленную, пусть разрушенную, пусть разделенную, - но сохранил в самое трудное время. Когда раскол набирал силу, когда государственная власть, стремясь к уничтожению Церкви, поддерживала всяческие разделения, когда, казалось бы, у Православной Церкви не оставалось никаких шансов выжить, когда Православную Церковь пренебрежительно называли «тихоновской» - не Христовой, не Православной, а «тихоновской», словно один из расколов, как один из вариантов Православия, когда очень многие, убоявшись государственной силы, а некоторые и поддавшись пропаганде, переходили в стан раскольников, он не дрогнул.

Что было бы, если бы и Патриарх ушел в раскол? Сегодня не было бы Православной Церкви, народ лишился бы благодати. Но он не ушел, он остался в Церкви, хотя пространство церковное сужалось с каждым днем, и в этом непреходящая историческая заслуга святителя.»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл


В 1917 г. архиепископ Виленский и Литовский Тихон (Беллавин) являлся одним из самых авторитетных иерархов Российской Православной Церкви. Он имел 20-летний опыт епархиального управления. 12 мая 1917 г. архиепископ Тихон был избран в состав Предсоборного Совета, образованного 29 апреля 1917 г. с целью подготовки созыва первого в истории Российской Православной Церкви Поместного Собора. 19 июня открылся чрезвычайный съезд Московской епархии по выборам митрополита, который с перерывом продолжался до 24 июля 1917 г. На этом съезде архиепископ Тихон (Беллавин) был избран главой Московской епархии. При окончательном голосовании 21 июня архиепископ Тихон получил 481 голос. 13 августа Святейший Синод принял решение о возведении архиепископа Тихона в сан митрополита.

15 августа 1917 г. в Москве начал работу Поместный Собор Российской Православной Церкви. 18 августа состоялись выборы председателя Поместного Собора. Большинство голосов (407 - за, 30 - против) было отдано митрополиту Тихону (Беллавину). Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) был избран почетным председателем Собора. Заместителями (товарищами) председателя стали шесть человек: два архиерея - архиепископы Арсений (Стадницкий) и Антоний (Храповицкий), два клирика - протопресвитеры Николай Любимов [1] и Георгий Шавельский и два мирянина - князь Е.Н. Трубецкой и М.В. Родзянко. Впоследствии вместо М.В. Родзянко был избран А. Д. Самарин [2].

11 октября Поместный Собор принял решение об избрании Патриарха. Председатель соборного отдела «О Высшем Церковном Управлении» (ВЦУ) епископ Астраханский Митрофан (Краснопольский) выступил на пленарном заседании с докладом, открывавшим главное событие в деяниях Собора - восстановление патриаршества.

Бурные дискуссии и яростные споры по поводу восстановления патриаршества захлестнули Собор. Этот вопрос рассматривался в отделе «О Высшем Церковном Управлении». 32 члена отдела высказали особое мнение, которое сводилось к тому, что патриаршество восстанавливать нецелесообразно.

Многие высказывали мнение о том, что единоличная патриаршая власть нарушает принцип соборности. Причем среди противников восстановления патриаршества были профессор А.И. Бриллиантов, протоиерей Н.В. Цветков, профессор И.М. Громогласов, считавший, что вопрос о патриаршестве «не вызывается ни каноническими, ни историческими основаниями» [3]. В числе прочих против восстановления патриаршества выступил профессор Петербургской духовной академии Б.В. Титлинов - будущий идеолог обновленчества. В выступлении 21 октября он пытался обосновать тезис, согласно которому восстановление патриаршества приведет к абсолютизму в Церкви [4]. Многие противники восстановления патриаршества демонстрировали удивительный секуляризм церковного сознания. Они воспринимали Церковь как общественный институт, который должен приспосабливаться к изменениям, происходящим в обществе. На этом мнении, в частности, была построена и аргументация Б. В. Титлинова, утверждавшего, что патриаршество - институт, существовавший при монархии, а республиканский строй должен породить новую форму церковного управления.

28 октября Поместный Собор принял решение приступить к голосованию по вопросу о восстановлении патриаршества. Предложение было поддержано 141 голосом против 112 [5].

30 октября был проведен первый тур голосования по избранию Патриарха. За основу взяли правила, существовавшие в Константинопольской Церкви. Первоначально были предложены имена кандидатов (из епископов, священников и мирян), которых мог избрать весь Собор. В результате из 25 кандидатов, выдвинутых членами Собора, больше всего голосов (101) получил архиепископ Антоний (Храповицкий).

4 ноября Собор принял определение по общим положениям о высшем управлении Православной Российской Церкви. Высшей властью (законодательной, административной, судебной и контролирующей), согласно определению, обладает Поместный Собор, созываемый периодически в определенные сроки в составе епископов, клириков и мирян. Вторым пунктом заявлялось о восстановлении патриаршества и возглавлении церковного управления Патриархом, являющимся «первым между равными ему епископами» [6]. Патриарх подотчетен Собору, равно как и органы церковного управления. 

4 ноября в храме Христа Спасителя состоялось избрание Патриарха. Захватившие к тому времени Кремль большевики все же дали разрешение принести в храм Христа Спасителя Владимирскую икону Божией Матери. По словам современника, храм, вмещавший 12 000 человек, был переполнен.

«Вход был свободный, - вспоминал участник Поместного Собора бывший член Государственной Думы князь И.С. Васильчиков. - Литургию совершал митрополит Владимир в сослужении многих архиереев. Пел, и пел замечательно, полный хор синодальных певчих. В конце литургии митрополит вынес из алтаря и поставил на небольшой столик перед иконой Владимирской Божией Матери, слева от царских врат, небольшой ковчег с именами выбранных на церковном Соборе кандидатов в патриархи. Затем он встал, окруженный архиереями, в царских вратах лицом к народу. Впереди лицом к алтарю стоял протодиакон Успенского собора Розов. Тогда из алтаря вышел старец о. Алексий в черной монашеской мантии, подошелк иконе Богоматери и начал молиться, кладя земные поклоны. В храме стояла полная тишина, и в то же время чувствовалось, как нарастало общее нервное напряжение. Молился старец долго. Затем встал с колен, вынул из ковчега записку и передал ее митрополиту. Тот прочел и передал протодиакону. И вот протодиакон своим знаменитым на всю Москву, могучим и в то же время бархатным басом медленно начал провозглашать многолетие. Напряжение в храме достигло высшей точки. Кого назовет? „...Патриарху Московскому и всея Руси Тихону!“ - раздалось на весь храм, и хор грянул многолетие!» [7].

Весьма авторитетные члены Собора, такие, как Н.Д. Кузнецов, попытались умалить значение Патриарха, существенно ограничив круг его полномочий. Против этого 2 декабря 1917 г. выступил архимандрит Иларион (Троицкий) [8]: «...недостаточно сказать, что Патриарх возглавляет Священный Синод и Совет: нет, все Церковное Управление восходит к нему, как главе. <...>

Если мы учредили патриаршество и чрез два дня будем возводить на престол того, кого Бог нам указал, то мы его любим и ничуть не стесняемся возвести его на первое место» [9].

21 ноября, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Успенском соборе Кремля состоялась интронизация Святейшего Патриарха Тихона. Без преувеличения можно сказать, что избрание Патриарха было главным деянием Поместного Собора.

28 ноября вышел указ Святейшего Патриарха Тихона о возведении в сан митрополита пяти старейших иерархов Православной Российской Церкви. В сан митрополита возводились архиепископы Харьковский и Ахтырский Антоний (Храповицкий), Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий), Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский), Казанский и Свияжский Иаков (Пятницкий), Владимирский и Шуйский Сергий (Страгородский).

Источник: Сафонов Димитрий, священник. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, и его время. - М.: Фонд сохранения духовно-нравственной культуры «Покров», 2013.


Примечания

[01] Любимов Николай Александрович (1858-1924), протопресвитер. С 1911 г. протопресвитер Успенского собора в Кремле. Член Пред соборного Совета. Участник Поместного Собора 1917-1918 гг., товарищ Председателя, член Соборного Совета. Настоятель Успенского собора, член Высшего Церковного Совета. 27 марта 1922 г. арестован в Москве. 21 апреля 1922 г. освобожден под подписку о невыезде. Вновь арестован 12 июля 1922 г. Умер на свободе. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

[02] Самарин Александр Дмитриевич (30.01.1868 - 30.01.1932), государственный, общественный, церковный деятель. В 1915 г. обер-прокурор Святейшего Синода. Участник Поместного Собора 1917-1918 гг. В 1918 г. был арестован и провел три месяца в тюрьме. В 1919 г. арестован по «делу Совета объединенных приходов», осужден и приговорен к высшей мере наказания - расстрелу, который был заменен бессрочным заключением. Освобожден в 1922 г. Жил в Абрамцеве, активно участвовал в работе музея. Осенью 1925 г. был вновь арестован, содержался в одиночной камере внутренней тюрьмы на Лубянке и в Бутырской тюрьме. В 1926 г. приговорен к трем годам ссылки в Якутию «за участие в черносотенно-монархической группировке „Даниловский синод"». В июне 1929 г., после окончания срока ссылки, переехал на жительство в Кострому, где был чтецом, певцом и регентом в храме Всех святых. Весной 1931 г. снова арестован, содержался в костромской тюрьме, был освобожден.

[03] Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.: Обзор деяний. Первая сессия / Сост. А.Г. Кравецкий и др. - М., 2002. С. 98.

[04] Там же. С. 92-93.

[05] Там же. С. 102.

[06] Определение Священного Собора Российской Православной Церкви о высшем управлении Православной Российской Церкви. — Цит. по: Следственное дело Патриарха Тихона: Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. - М., 2000. С. 807.

[07] Цит. по: Розова Л.К. Великий архидиакон. - М., 1998. С. 43.

[08] Иларион (Троицкий Владимир Алексеевич, 13.09.1886 - 28.12.1929), архиепископ, священномученик. Родился в с. Липицы Каширского уезда Тульской губернии в семье священника. В 1906 г., по окончании Тульского духовного училища и Тульской семинарии, поступил в Московскую духовную академию (МДА). В 1910 г. окончил ее со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом. В 1912 г. защитил магистерскую диссертацию на тему: «Очерки из истории догмата о Церкви». В 1913 г. принял монашеский постриг, был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха и возведен в сан архимандрита. В том же году стал экстраординарным профессором МДА по кафедре Нового Завета и инспектором МДА. В 1917 г. являлся временно исполняющим обязанности ректора МДА. На Поместном Соборе 1917-1918 гг. выступал активнейшим сторонником восстановления Патриаршества и был одним из кандидатов во время первого тура голосования. В 1919 г. был арестован, находился в Бутырской тюрьме. В 1920 г. хиротонисан во епископа Верейского, викария Московской епархии. Хиротонию возглавлял Патриарх Тихон. Назначен наместником московского Сретенского монастыря. В 1922 г. арестован по делу о сопротивлении декрету об изъятии церковных ценностей и помещен во внутреннюю тюрьму ГПУ. Приговорен к году высылки в Архангельскую губернию. По окончании срока ссылки вернулся в Москву. В 1923 г. был вновь арестован и приговорен к трем годам концлагеря. Отправлен в Кемский лагерь, а затем на Соловецкие острова. В 1925 г. отправлен из Соловецкого лагеря в ярославскую политическую тюрьму-изолятор, где содержался в одиночной камере. В 1926 г. отправлен обратно на Соловки. На Пасху 1926 г. возглавил служение на Соловках заутрени, ставшей беспрецедентным событием в жизни лагеря. В ноябре 1926 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен еще к трем годам концлагеря, после окончания второго лагерного срока в 1929 г. - к трем годам ссылки в Каракалпакскую область. К месту ссылки отправлен по этапу, в дороге заболел тифом. В Ленинграде снят с поезда, помещен в городскую тюрьму, потом в больницу, где и скончался.

[09] Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917 - 1918 гг.: В 11-ти т. - М., 1996. Т. 4. С. 164-165.



10 Октября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...