Из писем святителя Филарета Московского

Письмо к Екатерине Сергеевне Герард [1]

Виноват я, что долго не пишу, особенно когда в содержании Вашего письма от 20 декабря есть предметы, требующие ответа. Это так же, как бывает в деле нашего исправления. Так уже и быть, что нынешний день пройдет: завтра! Завтра значит один день, но оно может унести целую жизнь, как и у меня, унесло два месяца после Вашего письма.

filaret_drozdov_005.jpg

Свт. Филарет Московский

Тяжело и заботливо долго быть в борьбе с ветхим Адамом, видеть его еще в силе, или возобновляющим силу свою после низложения, и еще не видеть довольно решительной победы нового человека. Но Вы хорошо разрешили сие затруднение: если бы все сделалось легко, скоро, одной поданной помощью, почти без усилия и попечения нас самих, то где была бы брань и подвиг? А без подвига, что за венец? Итак, не надобно унывать, что брань продолжается; но надобно взирать на Вождя – на Господа Иисуса, следовать за Ним, при Его помощи употреблять внимательно Им подаваемое оружие и силу или даже немощь употреблять как оружие, замечать, откуда и как нападает враг, и, смотря по тому, брать предосторожности, не полагаться на частную победу и не дремать после нее. Вождь видит, когда изнемогаем не от нашего нерадения и не отчаиваемся при отчаянном нападении врага, и по сему усмотрению подает дивную помощь, возвышает победу, украшает венец.

Опасение о князе Грузинском [2] кончилось ли и чем, не знаю. Что скорбит о сем княжна [3], естественно. А чтобы скорбь не была чрезмерна: в сем да поможет ей молитва, размышление и внимание к рассуждениям других, которые смотрят на сие с человеколюбием и могут лучше разобрать дело, нежели ум, возмущенный скорбию. В чем состоит бедствие? – В лишении богатства? – Разве не живут люди в бедности? Если иные избирают ее добровольно, как полезное для христианина оружие: почему не принять ее с миром, когда она при­ходит путем провидения? – Но трудно перенести ее человеку, не готовившемуся к ней и находящемуся в преклонных летах. – Это правда. Но трудно, а не невозможно: потому что Бог не дает искуситися, паче еже мощи. Что же? Надобно ли дочери скорбеть до крайности, расстроить тем себя и тем увеличить несчастие отца? Не лучше ли крепче держаться верою и надеждою за благость Божию, и вместо занятия бесполезной и вредной в излишестве скорбию, с умеренной скорбию обращаться прилежней к молитве, которая может принести пользу и ей и отцу.

– Прискорбно видеть отца осужденным. – И это правда. Но суд человеческий не решит судьбы человека, а Божий. Если осужден невинно, получит воздаяние, ценнее земного богатства и земной славы. Если по вине: лучше пусть она здешним лишением и изгладится до грядущего суда; пусть рассыпание земных благ поможет ревностнее обратиться к взысканию небесных. Подобными сим рассуждениями может человек сражаться с мыслями скорбными и победить кровью Агнчею, – крепостию и терпением Христовым, созерцаемым в Его примере и усвояемым благодатию и верой.

Впрочем, желаю, чтобы дело князя было и окончилось лучше, нежели опасались.

Кн. Г.А. Грузинский.jpg

Князь К.А. Грузинский

На сих днях писал я к Агриппине Петровне [Глазовой], по ее желанию, получив известие о ее болезни; и мне пришла притом мысль, которой я не написал, но которая и теперь приходит. По некоторым обстоятельствам, кои от нее мне известны, кажется мне, что хозяйственные дела ее находятся теперь в неоконченном положении: посему не надобно ли подумать о распоряжении и завещании, которое не мешает завещателю долго жить, но его успокаивает и отвращает будущие затруднения и искушения? Если Вы думаете, что неизлишне сказать ей сие, то не можете ли от меня?

Мир Вам от Господа.

P.S. Третьего дня здесь опять видно было северное сияние. Я, вышед на двор, видел только дугу, фигурою и цветом подобною молодой луне, а величиной радуге, и в глазах моих она иззубрилась и исчезла [4].


Источник: Филарет (Дроздов), свт. Переписка с современностями. – СТСЛ, 2013. С. 394-395.


Примечания

[1] Екатерина Сергеевна Герард (урожд. Репнинская; † 11.03.1851), из дворян, супруга генерал-майора Антона Ивановича Герарда († 1830), известного архитектора, участвовавшего при Екатерине II в переустройстве Москвы, кроме того. А.И. Герард был одним из первых в России основателей свекловично-сахарных заводов (1811). Дом Герардов в Штатном переулке, рядом с церковью Троицы в Зубове, с большим и с прекрасным садом, считался одним из лучших домов в Москве. Летние месяцы супруги проводили в своем имении с. Голубино? «где были оранжереи, прекрасные грунтовые сараи и особенный сорт груш, называвшихся планками, которые были в то время редкость, как вспоминала их знакомая Елизавета Петровна Янькова (1768-1861). Ей же принадлежит свидетельство о частной жизни Герардов: «И муж, и жена оба были премилые, преумные и прелюбезные. Детей у них не было, они друг друга любили и жили не то чтобы несогласно, а беспрестанно друг другу все шпильки подпускали; ссорились, капризничали и мирились». После смерти А.И. Герарда, как свидетельствует Е.П. Янькова, овдовевшая Екатерина Герард «стала одеваться скудно, всегда в темном или черном». Свой московский дом она стала сдавать внаем, оставаясь жить в первом его этаже или уезжая в Голубино, ставшее впоследствии собственностью ее племянницы – супруги генерала от кавалерии баронессы Екатерины Федоровны Оффенберг. Екатерина Сергеевна Герард была похоронена в Новодевичьем монастыре; на надгробном памятнике была сделана надпись: «Матери благодетельнице».

21 апреля 1851 г. святитель Филарет написал А.Н. Муравьеву в ответ на его письмо: «Не могу сказать, чтобы я скорбел о кончине Екатерины Сергеевны Герардовой. На некоторых преставльшихся я смотрю еще с большим удовольствием, нежели при жизни их. Я видел ее во время болезни трудной в тихом расположении духа, с желанием простираемым к Спасителю. За несколько дней до кончины она мне прислала Евангелие, а потом еще крест и скончалась в неделю крестопоклонную. Пред днем Благовещения раскрыл я в первый раз Евангелие, ею присланное, чтобы посмотреть Евангелие сего праздника, и пред тем листом нашел закладку из дубового листа, с изображением креста. Во вторник на Страстной неделе, читав Евангелие от Луки в церкви, я простудился так, что в среду должен был остаться в келии, близ церкви, и, взяв Евангелие Екатерины Сергеевны, чтобы по нем читать Иоанна, здесь опять нашел непримеченную прежде закладку, золотую иглу с крестом в верхнем конце. Пред 24 днем ноября E.С. просила меня приобщить ее Святых Таин в последний раз в моей церкви, что и исполнилось. Господь с нею и тамо» (Письма Митрополита Московского Филарета к А.Н. М<уравьеву>. – К., 1869. С. 358).

Письма печатаются по первой публикации в журнале «Чтения в обществе любителей духовного просвещения» (ЧОЛДП. 1873. IV. С. 75-80).

[2] Георгий Александрович Грузинский (1762-1852) – князь, действительный камергер, предводитель нижегородского дворянства (1808); являлся благотворителем многих духовных лиц. Отец – царевич Александр Бакарович Грузинский, мать – Дарья Александровна, урожд. Меншикова, дед – грузинский царь Бакар Вахтангович, а прадед – грузинский царь Вахтанг VI. В 1768 г. зачислен в пехотный полк, в 1788 г. уволился со службы в чине майора и поселился в подмосковном селе Всехсвятском, дворцовой волости грузинских царевичей. В браке с Варварой Александровной Бахметьевой имел двух детей. После разорения французами в 1812 г. кн. Георгий Александрович восстановил имение, но после того, как через Верховское пролегла дорога на Санкт-Петербург, уехал в с. Лысково Нижегородской губ. Был хранителем креста св. равноап. Нины, который, по воцарении Александра I, передал для возвращения в Тифлис. Погребен в родовой усыпальнице в Спасо-Преображенском соборе с. Лысково.

[3] Речь идет о княжне Анне Георгиевне Грузинской.

[4] Письмо без даты, но поскольку в нем идет речь о болезни Агриппины Петровны Глазовой (1771-1836), его можно отнести к 1835-1836 гг.


26 Ноября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...