Из летописи Московской духовной академии. Первые годы

Время становления духовных школ оказалось трудным. Нужно было выработать принципы преподавания и воспитания в неприемлемых по большому счету для церковных институтов услови­ях тогдашнего государственного строя. 

 
Московская духовная академия. Фото 60-x гг. 20 века

Многие из по­ступавших были мало сведущими в церковной жизни, а преподаватели состояли в основном из выпускников дореволюционных академий. Но с Божией помощью и в институте, и на курсах воцарилась атмосфера добро­желательности, отношения были непринужденными. Поиск оптимальных путей в очень важном, а главное, божеском деле, доставлял радость всем его участникам.

Протоиерей Тихон Димитриевич Попов (1962), назначенный ректором, вел пастырское, основное и нравственное богословие. Будучи выпускником Киев­ской духовной академии, он написал монументальную магистерскую диссертацию на тему «Святитель Тихон Задонский и его нравоучение».

Первым проректором богословского института, а затем инспектором и профессором Московской духов­ной академии стал Сергей Васильевич Савинский (+ 1954). В 1947 году он принял священный сан и был назначен настоятелем Успенского храма Новодевичье­го монастыря. В свое время Савинский преподавал догматику в Черниговской духовной семинарии. И то­гда и в Москве за основу преподавания профессор брал курс «Догматического богословия» митрополита Макария (Булгакова; + 1882). Неукоснительно следовал он этой выверенной годами богословской системе и в институте, и затем в семинарии и академии.


Неделя Православия. 18.03.1973 года

Инспектором богословского института назначили Анатолия Васильевича Ведерникова. Талантливый лектор, знаток русской классической литературы, он преподавал историю русской религиозной мысли. Хо­рошо владеющий пером, он на протяжении многих лет был секретарем редакции «Журнала Московской Пат­риархии».

Алексей Иванович Георгиевский (+ 1984) занимал должность секретаря института. Преподаватель цер­ковного устава и литургики, он был неутомимым попу­ляризатором своего предмета. Изложенный им чин бо­жественной литургии с пояснениями стал настольной книгой для молодых священнослужителей. Алексей Иванович подарил институту свою личную библиоте­ку, содержащую лучшие богословские и святоотеческие сочинения. По недостатку места институтская библио­тека располагалась в Успенском храме за фанерными щитами, где обычно стоят свечные ящики. Книг было мало, студенты постоянно ощущали их нехватку. Уча­щиеся-москвичи при первой же возможности стара­лись поехать в Ленинку, там без труда можно было по­лучить сочинения святых отцов и богословов — то, что составляло предмет изучения будущих пастырей.


Абитуриенты Московской духовной семинарии. 28.08.1978 года

В первый, 1944 год принимали без всяких экза­менов и было зачислено 36 человек. Но после перво­го курса половину воспитанников пришлось отсеять. В дальнейшем отбира­ли абитуриентов бо­лее осмотрительно, людей нецерковных старались не брать. На то, чтобы проявлять строгость при отборе учащихся, указывал Патриарх Алексий. В одной из телеграмм, в связи с началом приемных экзаменов, Святейший подчер­кивает: «Рекомендую на приеме особое вни­мание, осторожность, бдительность, пред­видение». В следую­щий учебный год в первый класс зачис­лили 56 человек, в другие классы — 26.Такая практика — зачисление в разные классы в зави­симости от степени подготовленности абитуриентов — продолжалась и в последующие годы.

В конце первого семестра в институте появились новые преподаватели — В.С. Вертоградов, священник Александр Ветелев и другие. Доцент Владимир Семено­вич Вертоградов (1964) читал курс Священного Пи­сания Ветхого Завета, самозабвенно любил Православ­ную Церковь. Иногда на уроках студенты просили его рассказать что-нибудь о старой духовной школе. Это были незабываемые минуты и для учащихся, и для пре­подавателя. Отец Александр настоятельствовал в не­скольких московских храмах. В институте начал преподавать гомилетику, а затем занялся раз­работкой оригиналь­ных курсов пастырско­го и нравственного бо­гословия, вкладывая в это дело всю свою ог­ромную энергию и лич­ный пастырско-психологический опыт.


Архиерейское богослужение. 70-е гг. 20 века

Кафедру истории Древней Церкви занял Николай Иванович Му­равьев (+ 1963). Ни­колай Петрович Доктусов (1959) понача­лу преподавал логику, психологию, латин­ский язык, а затем за­нимал кафедру Ново­го Завета. Имевший большой опыт преподавания в светских учебных заведениях, он тем не ме­нее хорошо и глубоко знал богословскую и философ­скую литературу.

Церковному пению учил Иван Николаевич Аксе­нов (+ 1958), собравший хороший студенческий хор, который вместе с прихожанами Успенского храма час­то пел за богослужениями и запомнился как образец исполнения обиходного пения.

Успенскую церковь Новодевичьего монастыря Пат­риарх Алексий освятил 29 декабря 1945 года. Потреб­ность в храме Божием для духовных школ нельзя пере­оценить. Когда нет возможности посещать литургию — это существенный урон и для духовного становления воспитанников, и для постижения приемов пастыр­ского служения. С освящением храма можно было го­ворить о полнокровной жизни Московских духовных школ. Штат храма состоял из настоятеля — протоиерея Тихона Попова, священников — Александра Ветелева и Константина Карчевского и протодиакона Андрея Зверева. Обладатель великолепного баса, он иногда помогал клиросным. Когда он читал шестопсалмие, то молящиеся слушали его со слезами на глазах.

На Рождественский сочельник с монастырской колокольни раздался первый после долгого молчания звон.


М.Х. Трофимчук. Академия у Троицы. Воспоминания о Московских духовных школах. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005.



Источник: STSL.Ru
9 Июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...