Из истории Предтеченской церкви Троице-Сергиевой Лавры

Н.В. Холодкова


Предтеченская церковь. Фото: А. Вохмин 

О Предтеченской и предшествующей ей надвратной церкви Сергия в форме краткой исторической справки писали П. Пономарев [1], Е.Е. Голубинский [2], М.А. Ильин [3], В.И. Балдин [4]. Г.И. Вздорнов посвятил Сергиевской церкви раздел в работе о несохранившихся памятниках Лавры [5]. Е.Е. Голубинский, а следом за ним Г.И. Вздорнов, связывают строительство Сергиевской церкви в необычное для каменных работ время — осенью — с подготовкой этой осенью похода Василия III на Смоленск [6]. В.В. Кавельмахер же рассматривает строительство и освящение первого каменного надвратного храма в Троицком монастыре в комплексе со строительством (новосельем) Государева двора в Новом селе Александровском [7]. В.П. Зубов, основываясь на архивных данных, останавливается на истории храма достаточно подробно [8]. Попробуем более детально рассмотреть историю надвратной церкви Троице-Сергиева монастыря.

Она начинается с утвердившегося в литературе мнения, что над воротами еще древней деревянной ограды стояла деревянная же церковь Дмитрия Солунского. Освященная в честь патрона великого князя Дмитрия Ивановича Донского, считается, что она была воздвигнута едва ли не самим основателем обители Сергием, «как выражение особенной духовной любви Преподобного к своему государю» [9].


Предтеченская церковь. Фотография 2012 г.

В начале XVI в. еще при деревянной монастырской ограде над главным входом в монастырь была поставлена каменная церковь во имя преподобного Сергия с приделом Василия Парийского. По одной версии считается, что при строительстве нового надвратного храма Дмитриевская церковь была разобрана [10], по другой — сохранена и поставлена к Сергиевской церкви вторым приделом, а разобрана на дрова в осаду [11].

Между тем Б.М. Клосс предполагает, что церковь Дмитрия Солунского была сооружена в период короткого царствования Лжедмитрия I (1605), небесным покровителем которого также являлся этот святой [12]. И вполне могла быть разобрана как в осадный период, так и раньше — после казни Лжедмитрия.


Предтеченская церковь. Фотография: 1980-е годы

Сергиевская церковь с приделом Василия Парийского — патрона великого Московского князя Василия III — была заложена в октябре 1512 г. [13]. К этому времени Василий III закончил строительство Государева двора в Новом селе Александровском и украсил новыми постройками свой Троицкий путь. Святые ворота с церковью Сергия, по мнению В.В. Кавельмахера, были одними из них [14]. Освящен храм был 15 декабря 1513 г. в присутствии великого князя [15].

Сергиевская церковь — «первая... и единственная именинная церковь 34-летнего Василия III», правившего к моменту ее заложения 7 лет. «Постройкой на воротах церкви своего имени Василий III брал монастырь под свою защиту» [16].

На 1641 г. мы знаем, что церковь Сергия — каменный одноглавый храм [17]. Согласно иконе с видом монастыря середины XVII в., западный фасад его был разделен лопатками на три прясла и завершался тремя килевидными закомарами. Вероятно, такими же были северный и южный фасады. Что представлял собой восточный фасад (сколько апсид, их форма и т.п.) — неизвестно. Опоясывала храм, по всей вероятности, со всех сторон, крытая галерея-гульбище, на которую вела каменная лестница [18].

Храм, видимо, был достаточно большим. На 1641 г. в нем упоминается четырехъярусный тябловый иконостас [19]. Предполагаемые большие размеры Сергиевской церкви неудивительны. Ведь она — третий храм в монастыре после Троицкого собора и Духовской церкви, построенных в XV в. Только через 30 с лишним лет после нее была сооружена первая (несохранившаяся) церковь над гробом Никона Радонежского. Все иконы надвратной церкви были «писаны на золоте», что делало интерьер храма достаточно нарядным.

В Описи 1641 г. упоминаются иконы, стоящие у столпов против правого и левого «крылосов». Поскольку они не входили в состав иконостаса, то вероятнее всего, храм был четырехстопным. И, по наблюдениям Г.И. Вздорнова, «значение памятника для истории древнерусского зодчества определяется именно этим признаком. Если зодчий, строивший Сергиевскую церковь, не избрал для надвратного храма, где все должно быть подчинено максимальному облегчению верхних частей здания, тип бесстолпной церкви, значит в начале XVI в. крещатый свод еще не был столь широко распространен» [20].

Храм имел южный придел Василия Парийского с момента его строительства [21]. О дате его ликвидации вопрос никогда не ставился. Видимо, она автоматически приравнивалась к моменту разборки всего храма. Между тем, в документах монастырского учета, имеются сведения об антиминсах за 1657 г. В этот год были переосвящены не только все монастырские храмы, но и приделы, находящиеся в них. Отсутствие в этой группе антиминса в упомянутый придел (только его, остальные все перечислены), позволяет говорить о том, что в это время он уже не существовал. Последний источник, называющий его — Опись Троице-Сергиева монастыря 1641 г. [22]. Таким образом, можно говорить о ликвидации этого придела в период 1641-1657 гг., на полстолетия раньше разборки храма (1692/93 гг.).

В музее хранится антиминс в Сергиевскую церковь освящения 1690/91 г. [23]. Это, видимо, последнее упоминание о храме над воротами (кроме свидетельства о его разборке). В этот период уже велось строительство Трапезной (началось в 1686 г.), церковь которой 24 июня 1692 г. была освящена как Сергиевская.

В различных изданиях называются даты начала строительства Предтеченской церкви 1692 или 1693 г. Попытаемся объяснить. Благословенная грамота по запросу монастырских властей на разбор надвратной и на строительство «на прежнем церковном месте, что была церковь на вратех» новой церкви во имя Рождества Иоанна Предтечи была дана в сентябре 1692 г. (до этого существовало только устное благословение патриарха на разборку храма). Поэтому вероятнее всего, лишь в следующий строительный сезон — 1693 г. — могло начаться сооружение Предтеченской церкви. Так что обе даты имеют основание.

В июле 1699 г. (7207 г. от сотворения мира) монастырская администрация доложила патриарху Адриану, что «над Святыми враты построена церковь Божия во имя Рождества Иоанна Предтечи и ко освящению ныне изготовлена». Патриарх повелел выдать антиминс и освятить новый храм троицкому архимандриту Евфимию [24].


Предтеченская церковь. Фотография 1873 г.


Строится церковь на средства Григория Дмитриевича Строганова (1656-1715) [25], который с 1688 г. сделался единоличным владетелем огромных Пермских, Зауральских, Сольвычегодских, Устюжских и Нижегородских земель. За достаточно короткий срок на его средства в его вотчинах сооружают четыре храма [26]. Все эти постройки возводились последовательно (заканчивалось строительство одного храма — начиналось возведение нового), вероятно одной артелью мастеров, так как эти «храмы отличаются редким единством архитектурной композиции и белокаменных резных деталей» [27].

Надвратный же Предтеченский храм, возведенный Строгановым в особо почитаемом месте — Троице-Сергиевом монастыре — стоит особняком среди этих построек. И строится он не после завершения очередной постройки, а в то время, когда шло возведение церкви в Нижнем Новгороде. Надвратная церковь в Троицкой обители несколько скромнее прочих зданий, выстроенных по заказу Строганова. Это более каноничный по своей архитектуре храм, стоящий в главном монастыре России. Здесь, наверняка, проект будущего храма Строганов согласовывал с властями обители, в отличие от строительства в своих землях, где он имел большую свободу действий. Вероятно, и строила его другая артель.

Строганов, видимо, имел личную заинтересованность возведения храма в Троицком монастыре не только в силу его знатности. А.В. Чекмарев обратил внимание, что около Успенского собора были погребены отец и сестра Строганова [28]. Возможно, что выбор места для строительства был обусловлен именно этой причиной.

И.М. Снегирев пишет, что когда «построена была Трапезная во имя основателя Лавры, тогда дозволено было господам Строгановым по желанию их соорудить Предтеченскую церковь» [29].

Вполне вероятно, что после завершения строительства Трапезной, возводившейся по велению Петра и Ивана Алексеевичей на монастырские средства, сооружение надвратного храма, было именно «дозволено» Петром Григорию Строганову, который, как и его предки, поддерживал царя в его свершениях не только делами, но, главное, финансово. Очевидно, что время строительства Предтеченской церкви определялось обстоятельствами, а не спонсором, поэтому и строились одновременно строгановские храмы — в Нижнем и в Троицком монастыре. Так, возможно, совпали два фактора — царское «дозволение» и желание построить храм в месте, где были захоронены близкие люди.

Известно, что Предтеченская церковь, как и многие лаврские сооружения, сильно пострадала в пожар 1746 г. И, вероятнее всего, более чем другие. Общеизвестно, что церковь после пожара 1746 г. «в продолжение 1753-1760 гг. была отделана совершенно заново. Освящена в присутствии Екатерины II 1 июня 1763 г.» [30]. Между тем, нами установлено, что еще десятью годами ранее — в 1753 г. — архиепископом Платоном был выдан архимандриту Афанасию антиминс с благословением на совершение в ней богослужений (малое освящение) [31]. Таким образом, не с 1763 г., а с 1753 г. в храме совершалось полное церковное богослужение (Литургия) [32].

Самое раннее описание Предтеченской церкви содержится в Описи 1701 г., составленной через два года после ее освящения. В ней ничего не говорится о какой-либо наружной росписи стен храма. При этом Трапезная этой же Описью отмечена окрашенной «в шахмат» [33]. Если бы подобная роспись была у Предтеченской, вероятно, Опись не обошла бы это вниманием.

В двух последующих Описях — 1735 г. и 1737 г. так же не содержится сведений о фасадной росписи надвратного храма. А роспись Трапезной церкви, по-прежнему, указывается «в шахмат» [34]. Поэтому мы можем предположить, что Предтеченская церковь не была расписана снаружи.

В музее хранится чертеж Предтеченской церкви 1745 г. из Архитектурного альбома Лавры, на котором храм показан расписанным «под мрамор» [35]. И, соответственно, в литературе ссылаются на эту роспись, как на фиксацию ее допожарного состояния. Однако нами установлено, что данная роспись была добавлена на чертеже в 1789 г. (по факту), а в 1745 г. роспись стен на чертеже отсутствовала.

Только в Описи 1759 г. впервые упоминается о росписи «с лица разными штуками и мрамором» [36]. Трапезная в этой Описи значится «с лица раскрашена разными красками» [37]. Разное описание росписи обоих памятников позволяет говорить о разном ее исполнении. Видимо, Трапезная оставалась расписанной в «шахмат», а Предтеченская была расколерована «под мрамор». Таким образом, мы можем говорить, что впервые наружная роспись украсила стены Предтеченской церкви между 1746-1759 гг. Поэтому современная (осень 2009 г.) роспись стен «в шахмат», позиционированная как первоначальная, не имеет под собой никакой почвы. Даже если допустить, что какая-либо фасадная роспись (в шахмат или нет) оформляла стены Предтеченской церкви при строительстве, сильнейший пожар 1746 г., в который она «со всею церковного утварью» погорела, не оставил никаких следов. При восстановлении стены церкви, несомненно, расчищались до кирпича. Поэтому сегодня даже последовательное снятие слоев краски не даст сведений о ее первоначальной росписи.

В последующих монастырских учетных документах говорится о росписи стен «с лица разными красками» [38]. Поскольку этот же термин применялся к Трапезной, как известно, расписанной «под руст» и к Троцкому собору, предположительно, расколерованному «под мрамор», то нельзя определенно сказать, что представляла собой роспись Предтеченской церкви после 1789 г.

Лишь свидетельство французского писателя и драматурга Теофиля Готье, посетившего Лавру на рубеже 1850-1860 гг., который в рассказе о монастырских башнях, о входной (возможно, имея в виду не Красную башню, а надвратную церковь), говорит, что «ее передняя часть расчерчена квадратами и покрашена так, чтобы создавать иллюзию выступов наподобие острых концов граненых бриллиантов», позволяет говорить о росписи Предтеченской церкви «в шахмат» на середину XIX в. [39]. На начало XX в. известно, что «стены галереи, равно как и всего храма, окрашены в беловато-розовый цвет» [40]. До последней реставрации (осень 2009 г.) стены церкви были выкрашены в коричневый цвет с выделением белым цветом архитектурных деталей (ил. 1).

В.И. Балдин считает, что первоначально гульбище вокруг церкви было открытым [41]. Трудно с этим утверждением согласиться, так как в документе 1701 г., то есть через два года после освящения нового надвратного храма, указано, что у него «паперть каменная ж крыта железом тульским листовым большим» [42].

До пожара 1746 г. купола Предтеченской церкви имели плавную луковичную форму. После пожара главы получили граненую конфигурацию, более изящную по силуэту, чем прежние [43]. Изначально купола и кровля церкви были крыты «немецким белым железом» [44].

В 1752 г. Лаврский иеромонах Матфей «объявил в казенную канцелярию по обещание своем на позолочение ... церкви Стого Предтечи крестителя Гдня Иоанна главы денег 30 рублев». Деньги на золочение поступали и в 1753 г. [45]. Речь идет, видимо о центральной главе. Если и было осуществлено золочение, а не было только началом сбора средств, то в этот год была позолочена только она. Потому что в январе 1754 г. опять даются деньги на золочение, но на этот раз уже уточняется, что это деньги на золочение боковых глав [46]. Так что, возможно, что золочение куполов храма происходило не единовременно, а по мере поступления средств. К 1759 г. «пять глав обиты железом листовым» и «позолочены сусальным листовым золотом» [47].

Кровля к этому времени была выкрашена празеленью. Если судить по чертежу из Архитектурного альбома Лавры 1745-1789 гг., это был благородный сдержанный зеленый цвет, не акцентирующий на себе внимание. Сейчас же кровля храма выкрашена яркой зеленой краской. И общее впечатление от облика храма (цвет кровли и расколеровка стен) — режущая глаз пестрота.


Предтеченская церковь. Белокаменная деталь с восточного фасада. Фотография 2009 г.

До 1806 г. Предтеченская церковь была пятиглавой. А в тот год «малые четыре главы для лутчей соразмерности с небольшою величиною церкви сняты и оставлена одна средняя» [48] — этот факт всегда упоминается при описании Предтеченской церкви (ил. 2). Но нигде не говорится, что еще четырнадцатью годами раньше, в 1792 г., митрополит Платон при очередном золочении центральной главы предполагал снять с храма четыре боковые, так как «протчие четыре главы излишни кажутся и все золотить дорого станет» [49]. Как видно из данного текста, не только «лучшая соразмерность» играла роль, но и немаловажными были материальные соображения [50].

Имеются сведения, что одна из Предтеченских боковых глав в 1808 г. должна была быть поставлена на Надкладезную часовню. Было это сделано или нет, пока документально не подтверждено [51]. Имеется только позднее литературное свидетельство о том, что одна из глав Предтеченской церкви была «поставлена на башню Успенского колодца» [52]. И в 2001 г. натурными исследованиями кирпичной кладки верхнего барабана четвертого яруса часовни было выявлено, что ее верх был переложен [53].

Четыре боковых главы Предтеченского храма были восстановлены реставрационными работами 1974 г. Пять куполов, вырастающие из основного объема и составляющие компактную группу, вернули храму торжественность, соответствующую главному входу.

Предтеченская церковь — наименее обследованный и изученный памятник из всего Лаврского ансамбля. До сих пор неизвестно, сохранились ли какие-либо элементы древней Сергиевской церкви в существующем храме, и если сохранились, то какие. Каковы размеры переделок после пожара 1746 г., кроме известной смены формы куполов? На эти вопросы можно получить ответы только после тщательного обследования памятника в натуре.

В обрамлении окон Предтеченской церкви вставлены орнаментированные белокаменные детали (ил. 3). Изредка при описании церкви вскользь, констатируя факт, о них упоминали пишущие о Лаврском ансамбле. И только И.Е. Бондаренко (в 1919 г.) хоть и одной фразой, но акцентирует на них внимание. Он пишет, что хотя Предтеченская церковь и пострадала от пожара, «но внешность ее осталась с тем же обрамлением стенных плоскостей, с типичными угловыми колоннами, с хорошо нарисованными окнами излюбленной восьмигранной формы; остались любопытные орнаментированные куски камня, кое-где вставленные в стену» [54].

Хотелось бы обратить внимание специалистов на эти вставки и узнать, одновременны ли они памятнику или применялись уже готовые элементы декора с разобранной перед этим постройки, или же использовались и специально изготовленные для церкви, и старые, с другого памятника орнаментальные вставки [55].

Декоративное убранство Предтеченской церкви «по неизвестной причине не было закончено. Так некоторые коринфские капители колонн остались простыми болванками, не покрытыми резьбой. Следовательно, капители не обрабатывались заранее и можно думать, что резчики производили отделку этих наиболее красивых деталей декора непосредственно на месте, учитывая основную точку зрения на храм снизу» [56]. От реставраторов хотелось бы узнать, когда проводились подобные работы — при строительстве или при восстановлении после пожара.


Иконостас Предтеченской церкви. Фотографии: 1908-1920 гг.


Церковь имеет два входа — с юга и с севера. Северный — вход в церковь. А с юга — проход в кладовую. Видимо, крыльца у южного входа не существовало. На планах Лавры 1740-х годов мы видим только одно крыльцо — северное. Оно — прямоугольной формы. В 1810 г. митрополит Платон предписал: «крыльцо у Ивана Предтечи разобрать и зделать круглое на старом фундаменте» [57]. Таковым (полукруглым) оно оставалось и в начале XX в. В настоящее время крыльцо вновь имеет прямоугольную форму.


Иконостас Предтеченской церкви. Фотография 2006 г.

В литературе сведений о Предтечеиской церкви очень немного, а о росписи интерьера вообще упоминается в единичных случаях. Так Е. Голубинский говорит о «возобновлении» росписи в 1827 г. [58]. Из его фразы трудно понять, считает ли он, что это первая роспись после пожара 1746 г. (в этом случае предполагается существование стенописи и до пожара), или же это очередное поновление стенописи. Опись 1908 г. высказывается более определенно: после пожара 1746 г., «когда церковь выгорела совершенно, через 16 лет она была отделана заново, а в 1827 г. в ней возобновлено настенное письмо» [59].

По нашему мнению, вероятнее всего, изначально церковь внутри расписана не была, так как и в 1701 г. ничего не говорится об интерьерной росписи, и в 1735 г. на стенах описываются не фрески, а иконы в киотах и без. И лишь над западными дверями упоминается о настенной росписи [60].

В 1759 г., то есть через 13 лет после пожара (а не через 81, если бы это был 1827 г.) церковь уже была внутри расписана «в клеймах сплошь разным живописным иконным писанием» [61]. Таким образом, после пожара церковь получила интерьерную роспись между 1746-1759 гг. В 1789 г. «внутри церкви, в олтаре и на паперте расписано иконным писмом по золоту» [62], то есть роспись к 1789 г. поменялась.

Что касается упоминаемой в литературе даты росписи храма — 1827 г. отметим, что в 1827 г. только лишь было решено «щекатурку старую сбить, стены очистить кирпичом и расписать вновь живописью своими живописцами» [63]. А «живописцы вступили в работу» в мае 1828 г. [64]. И продолжалась она довольно долго. Так в июле 1829 г. митрополит Филарет пишет, что «поелику дело длится, а деньги уже передержаны: то подтверждается наместнику обратить на сие деятельное внимание, и по окончании дать отчет...» [65]. Но ввиду важности работ повелено было сумму, употребленную на расписание Предтеченской церкви «не считать передержкою». Таким образом, уточняем датировку: храм был расписан не в 1827 г., а в 1828-29 гг.

В различных изданиях по Лавре про иконостас Предтеченской церкви имеются противоречивые сведения. В одних говорится, что в храме находится иконостас 1872 г. [66], в других — что после открытия лавры в 1946 г. на месте уничтоженного храмового иконостаса XVIII в. установлен привозной резной золоченый иконостас в стиле ампир [67].

О возобновлении иконостаса и росписи в 1872 г. говорится в позднем переиздании А.В. Горского [68]. В.П. Зубов считает, что это ошибка (опечатка): 1872 г. вместо 1827 г. Е. Голубинский упоминает только 1827 г. Однако отметим, что в состав икон, зафиксированный в Описи 1859 г., позже (в ней же) были внесены некоторые изменения. Когда были сделаны исправления — неизвестно. Этот измененный состав внесен в Опись 1908 г.

Вместе с тем в Описи 1908 г. говорится, что «весь храм отделан заново на средства игумена Герасима, скончавшегося в 1907 г.» [69]. Но в чем состоит эта отделка не указано. Идет ли речь об иконном комплексе или о росписи стен (эта запись следует после слов о росписи церкви в 1827 г. и не указана дата отделки — в тексте пропуск — оставлено пустое место) — непонятно. По предположению В.П. Зубова, отделка к моменту составления Описи еще не была завершена.

В.И. Балдиным была опубликована фотография, фиксирующая нижнюю часть иконостаса Предтеченского храма [70]. Фото не датировано и никак не прокомментировано. Сравним некоторые детали на фото и их описание в учетных документах. Так гладкие пилястры, которые мы видим на фото, упоминаются в Описях 1859 г. и 1908 г. [71]. Но в последней слово «гладкие» вычеркнуто, и добавлено: «с накладной резьбой» (дата исправления неизвестна). То есть гладкими пилястры просуществовали до 1908 г. Значит, каркас иконостаса был поновлен не в 1872 г.

На фото все иконы в окладах, о которых не упоминает ни одна монастырская опись, ни одна публикация. Возможно, оклады были выполнены в период составления последней Описи 1908 г. или сразу же после.

В Описи имеется приписка, сделанная, видимо, членами Комиссии по охране Лавры в 1920-х гг. о том, что церковь не описана «потому что был пожар и она была вся выломана» [72]. Вероятно, речь идет о большом пожаре 1920 г., когда сгорел верх Пятницкой башни, кровля восточной крепостной стены. Возможно, тогда и были утрачены оклады. Так, фото может быть датировано между 1908-1920 гг.

В акте 1922 г. Экспертной комиссии по определению ценностей, подлежащих изъятию и передаче в Гохран указано, что в «Иоанна Предтечеиской надвратной церкви при осмотре ценностей никаких не оказалось» [73].

Но в какой степени пострадал иконостас (каркас и иконы) — неизвестно. Видимо, не сильно, так как в 1926 г. шла речь о его продаже. А.Н. Свирин, А.А. Кеслер, В.Д. Дервиз произвели его осмотр и заключили, что «иконостас Предтеченской церкви весь золоченый (19 в.) не имеет ни художественного, ни исторического значения и может быть продан за 900 руб.» [74].

Теперь сравним упомянутое фото с фотографией современного иконостаса (ил. 4). Мы видим, что нижние части иконостасов на этих снимках идентичны, но собраны иначе. Так что продажа в 1926 г., судя по всему, не состоялась. Иконостас сохранился (уверенно можем говорить только о нижней части), вновь был поставлен в храме и стоит до сих пор, а не привезен откуда-то его аналог [75].

После событий октября 1917 г. лаврские сооружения приняла Комиссия по охране памятников старины и искусства, которая, в свою очередь, 3 октября 1919 г. передала Предтеченский храм в числе некоторых других церквей обители в бессрочное, бесплатное пользование «гражданам Сергиева Посада, имеющим в нем местожительство» [76].

На следующий год Предтеченская церковь, по оценке эксперта «не представляющая историко-художественной ценности, но имеющая значение в художественном ансамбле Лавры» [77], была признана «подлежащей сохранению по внешнему своему виду» и передана в пользование Сергиевского Исполкома за исключением бывших двух пономарских помещений — выгородка на паперти в северо-западном углу здания — так как в них находилась древняя изразцовая печь. Они передавались в ведение Наркомпроса [78]. Среди организаций, занимавших Предтеченскую церковь, были Райавтодор, склад Аптекоуправления и другие [79].

В 1947 г. — на основании решения правительства от 29.11.47. по приказу Комитета по делам искусств при СМ РСФСР № 1013 от 02.12.47. состоялась передача храма в ведение Московской Патриархии [80].


Источник: Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Сборник материалов VIII международной конференции. – Сергиев Посад.: Ремарко, 2013 – С. 98-113.


Примечания

[1] Пономарев П. Краткое историческое описание Свято-Троицкие Сергеевы Лавры. - М., 1796. С. 22-24.
[2] Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. - М.. 1909.
[3] Ильин М.А. Загорск. Троице-Сергиев монастырь. - Л., 1971.
[4] Балдин В.И. Загорск. - М., 1984.
[5] Вздорнов Г.И. Несохранившиеся памятники Троице-Сергиева монастыря. - Архив СПМЗ. Инв. НА-283. 1960.
[6] «Потому что, не дожидаясь весны, решил начать войну». Голубинский Е.Е. Указ соч. С. 107.
[7] Кавельмахер В В. Памятники архитектуры древней Александровой слободы. - Владимир, 1995.
[8] Зубов. В.П. Надвратная церковь. 1942. Рукопись.
[9] Опись Троице-Сергиева монастыря 1908 г. СПМЗ. Инв. 42 рук. Л.255. (Далее: Опись 1908 г.)
[10] Опись 1908 г. Л. 255.
[11] Симон Азарьин. Житие преподобнаго отца нашего Дионисия, архимандрита Сергиевой лавры. Радонежского чудотворца. - Сергиев, 1908. С. 85; Голубинский Е.Е. Указ соч. С. 103, 161.
[12] Сообщил в устной беседе.
[13] «Лета 7021, ок/тября/ 3, в Сергиеве монастыре основаша ворота кирпичные и на воротех церковь во имя святаго Сергия». Типографская летопись. ПСРЛ. Т. 24. Петроград, 1921. С. 217; «7021-го поставлены в Сергиеве монастыре ворота кирпичны а на вороте(х) храм преподобнаго отца Сергия чюдотворца, а на правой стране придел Василий Парийский». /Бычков А./ Краткий летописец Святотроицкия Сергиевы лавры. - Спб., 1865. С. 3.
[14] Кавельмахер В.В. Памятники архитектуры... С. 6-7.
[15] «7022...Того же лета, дек/абря/ 15, священна бысть церковь кирпичная в Сергиеве монастыре на воротех, святый Сергий, а свящал епископ Митрофан Коломенский да игумен Пам-ва, а на священие был князь великий». ПСРЛ. Т. 24 . С. 217. В монастырских документах учета упоминается антиминс на освящение Сергиевской церкви над воротами, датируемый 1514 г. Реестр святых антиминсов Свято-Троицкой Сергиевой лавры 1859 г. (СПМЗ. Инв. 20-рук.) Л. 1. Возможно, это был антиминс на первое освящение церкви в 1513г. Но имел место неправильный перевод дат, что нередко встречается в монастырских бумагах. Видимо, на этот антиминс ориентируется Краткое историческое описании Лавры (С. 22),в котором указывается дата освящения 1514 г.
[16] Кавельмахер В.В. Памятники архитектуры... С. 54.
[17] «Одна глава обита немецким железом». СПМЗ. Инв. 289 — Ихо. Л. 262.. (Далее — Опись 1641 г.)
[18] С. Азарьин в «Книге о новоявленных чудесах преподобного Сергия» (СПб., 1888. С. 77.) упоминает паперть Сергиевской церкви: «и вшедшу ему на паперть к церкви преподобного Сергия иж на вратех». Крытая галерея показана на иконе с видом монастыря XVII в.
[19] Местный ряд, Деисус — 13 икон, праздников — 15, пророков — 11.
[20] Вздорное. Г.И. Несохранившиеся памятники ТСМ. С. 4,5. Из надвратных церквей первой половины XVI в. близких по архитектуре Сергиевской, сохранилась Благовещенская церковь Покровского монастыря в Суздале 1518 г. Она бесстолпная.
[21] «А на правой стране придел Василий Парийский». /Бычков А./ Краткий летописец... С. З. В 1556 или 1559 гг. — в лето 7065 или 7067 — «октября в 23 день у чюдотворца Сергия в верху свящали церковь Василия Парийскаго а свящал Троицкой Сергиева монастыря игумен Иасаф и священницы Троицкие». (/Бычков А./ Краткий летописец... С. 5). Видимо, произошло что-то важное, если переосвящение зафиксировано летописцем. На это обращали внимание В. П. Зубов, считавший, что церковь подверглась каким-то переделкам, может быть в связи с постройкой каменной ограды 1540-1550 гг. (Зубов. В.П. Надвратная церковь... С. 2.) и Г.И. Вздорнов, предполагавший переосвящение придела после пожара, датируя его 1559 г. (Вздорнов Г.И. Несохранившиеся памятники... С. 1, прим. 4.) Отметим, что источник называет освящение только придела, а не всего храма. Переделки, которые могли произойти в связи со строительством каменой крепостной стены, вероятно, коснулись бы всего храма. Пожар же мог случиться только в приделе.
[22] Опись 1641. Л. 265 об.
[23] СПМЗ. Инв. 5921 — Ихо.
[24] СПМЗ. Инв. 179 — рук. Копии с древних грамот. Л. 348. В музее хранится антиминс на освящение Предтеченской церкви. Инв. 5928 — Ихо. Дата от сотворения мира на нем переводится как 1699 г. Дата же, приведенная от Рождества Христова, четко читается как 1698 г. Под 1698 г. этот антиминс числится и в «Реестре святых антиминсов Свято-Троицкой Сергиевой лавры 1859 г.» — СПМЗ. Инв. 20-рук. Л.4. Но поскольку в грамоте патриарха Адриана указан месяц — июль — и на самом антиминсе — 30 июля — значит, неправильно переведена дата от PX.
[25] В документе 1768 г. о Предтеченской церкви говорится, что «когда и кем строена виду не отыскано» и лишь после настояния об уточнении митрополита Платона было исправлено, что «строена в 1698 г. от господ Строгановых». (РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 297. Л. 13). В 1781 г., когда наместник Павел Пономарев составлял Краткое описание монастыря, повторяется та же ситуация: в рукописном варианте, с пояснением, что документ на строительство отсутствует, идут пространные рассуждения о том, в чье царствование мог быть построен храм, а в печатном издании (1796) уже говорится, что это строгановская постройка.
[26] В Сольвычегодске — Соборный храм Введенского монастыря 1688-1693 гг.; в Устюжне Железопольской — Казанская церковь 1694 г.; в усадьбе Гордеевка под Балахной (Нижний Новгород) — Смоленская церковь 1694-1697 гг.; в Нижнем Новгороде — Рождественская церковь 1697-1701 (1719) гг.
[27] История русского искусства. - М., 1959. Т. 4. С. 301.
[28] На юго-западной стороне от западного крыльца Успенского собора были погребены «именитый человек Дмитрий Андреевич Строганов † 1670, и дочь его Пелагея». Список погребенных в Троицкой Лавре от основания оной до 1880 г. - М., 1880. С. 50.
[29] Снегирев И.М. Путевые записки о Троицкой лавре, содержащие в себе обзор достопамятностей Троицкой дороги, Лавры и Вифании - М., 1840. С. 20.
[30] Голубинский Е.Е. Указ. соч. С.219. П. Пономарев сообщает, что «во время государствова-ния императрицы Елизаветы Петровны вся она возобновлена». (РГАДА. Ф. 1204. Oп. 1. Д. 297. Л. 13 об.). Интересно, что в рукописном варианте сказано, что возобновление осуществлено при Елизавете Петровне, а слова «лаврским иждивением» вычеркнуты. А в печатном издании имени Елизаветы нет, значится только Лавра.
[31] Существует особая практика чина малого и большого освящения, позволяющая совершать службы в новоотстроенных или восстановленных соборах, малых и больших церквах до тех пор, пока их не освящет правящий архиерей.
[32] В Описи 1759 г. значится, что надвратная церковь стоит «после пожара неосвященная», но в алтаре упомянут антиминс 1753 г. (СПМЗ. Инв.48 — рук. Л.72, 72 об. Далее — Опись 1759 г.) Этот антиминс сохранился. СПМЗ. Инв.5865 — Ихо.
[33] РГАДА — Ф. 237. Оп. 1. Д. 27. Л. 335. Далее — Опись 1701 г.
[34] Опись 1735 г. Л. 258; Опись 1737 г. Л. 110 об.
[35] СПМЗ. Инв. 5562 — Ихо. Л.19.
[36] Опись 1759 г. Л. 72 об.
[37] Там же. Л. 60.
[38] 1805 г. — СПМЗ. Инв. 30-рук. Л. 180; 1842 г. — СПМЗ. Инв. 40-рук. Л. 141 об. — 142.
[39] Готье Теофиль. Путешествие в Россию. - М. 1988. С. 268.
[40] Опись 1908 г. Л. 257.
[41] Балдин В.И Загорск. - М., 1984. С. 166.
[42] Опись 1701 г. Л. 360. Да и у предшественницы Предтеченской — Сергиевской церкви, если судить по иконе, гульбище тоже было крытым. Если же В.И. Балдин имел в виду остекление паперти, а не кровлю над ней, то в этом случае надо говорить о неполном остеклении. Так в том же 1701 г. в паперти упоминается всего пять «окончин стеклянных». (Опись 1701 г. Л. 373.).
[43] На чертеже с изображением Предтеченской церкви 1745 г. из Архитектурного альбома Лавры имеется наклейка 1789 г., показывающая разницу между формой куполов до пожара и тех, которые были устроены после пожара 1746 г.
[44] «Главы и поля крыты немецким белым железом». Опись 1701 г. Л. 360.
[45] Вкладная книга 1741 г. СПМЗ. Инв. 58-рук Л. 34 об., 35 об.
[46] «Келарь иеромонах Иннокентий дал... на позлащение церкви Иоанна Предтечи что на стых вратех боковых глав денег 100 руб.». Там же. Л. 37 об.
[47] Опись 1759 г. Л. 72.
[48] «Малые четыре главы для лутчей соразмерности с небольшою величиною церкви сняты и оставлена одна средняя, которая вновь покрыта позлащенною медью; яблоко сделано медное позлащеное, крест вновь позлащен листовым червоным золотом. Так же и пониже той главы четырехугольный купол покрыт медью позлащеною; а фонарь вновь росписан красками лаврским иждивением». Краткое описание ... - М., 1809. С. 27.
[49] РГАДА. Ф. 1204. Oп. 1. Д. 1817. Л. 2.
[50] На это обращал внимание В. П. Зубов. См.: Зубов. В.П. Надвратная церковь... С. 8.
[51] В резолюции сказано: «Верх часовни оставить впредь до рассмотрения по-прежнему». РГАДА — Ф — 1204. Д. 2820. Л. 1.
[52] Шамурин Ю. Ростов Великий. Троице-Сергиева лавра. - М. 1913. С. 77.
[53] Горячева М.Ю. Материалы исследований покраски фасадов Надкладезной часовни Свято-Троицкой Сергиевой лавры.// Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы III Международной конференции 25-27 сентября 2002 г. - Сергиев Посад, 2004. С. 427.
[54] Бондаренко И Е. Художественный облик лавры. // Троице-Сергиева лавра. - М. 2007. С. 65.
[55] Пример подобного использования и приспособления уже готовых каменных вставок в Лавре — Надкладезная часовня конца XVII в. Во время ее реставрации 2001 г. архитектор М.Ю. Горячева выявила, что рисунок многих белокаменных деталей, установленных рядом в сандриках оконных наличников, не совпадает, многие детали подтесаны и т.д. Она-то и предположила, что детали сандриков были сняты с разобранного перед этим памятника, возможно, Сергиевской надвратной церкви. Горячева М.Ю.. Указ. соч. C.4I9.
[56] Ильин М.А. Загорск. Троице-Сергиев монастырь. - Л., 1971. С. 110-111.
[57] РГАДА. Ф. 1204 .Оп. 1.Д. 2916. Л. 2.
[58] Голубинский Е.Е. Указ. соч. С. 219.
[59] Опись 1908 г. Л. 255 об.
[60] Опись 1701 г. Л.372 об.; «Над церковным западными дверьми писан деисус стенным писмом с приписными святыми». Опись 1735 г. Л. 286.
[61] СПМЗ. Опись 1759 г. Л. 72 об.
[62] СПМЗ. Инв. 45-рук. Л. 157 об. (Опись 1789 г.).
[63] РГАДА. Ф. 1204. Oп. 1. Д. 4106. Л. 25.
[64] Там же. Л. 8.
[65] Полное собрание резолюций Филарета митрополита Московскаго под редакцией Протопресвитера Московскаго Большаго Успенскаго собора B.C. Маркова. М., 1903. Вып. 2. Т. 2. С. 220.
[66] Балдин В. И. Загорск. - М., 1984. С. 169.
[67] Свято-Троицкая Сергиева лавра. Путеводитель. - Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2010. С. 230.
[68] «Иконостас и стенное писание возобновлены в 1872 г лаврскими художниками». Горский А.В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры. - Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1910. С. 29.
[69] Опись 1908 г. Л. 255 об.
[70] Балдин В. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры. - М., 1976. С. 71.
[71] Опись 1859 г. Л. 258; Опись 1908 г. Л. 259 об.
[72] Там же. Л. 260.
[73] СПМЗ. архив отд. учета. Oп. 1. Д. 37. Л. 27. Акт от 23 марта 1922 г.
[74] Архив СПМЗ. Инв. НА — 1/13. Л. 24.
[75] Исследование состава иконостаса — отдельная будущая работа.
[76] СМПЗ. АОУ. Oп. 1. Д.12. Л.1, 5 «Иконостасы и раки означенных церквей передаются согласно монастырской описи 1908 г.».
[77] СПМЗ. АОУ. Oп. 1 Д. 15. Л. Зоб.
[78] СПМЗ. АОУ. Oп. 1 .Д. 16. Л. 28.
[79] Архив СПМЗ. Инв. НА — 1/65. Л. 22; Инв. НА — 1/120. Л. 22.
[80] Архив СПМЗ. Инв. НА — 1/146. Л. 78.

7 Июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...