История праздника в честь Покрова Пресвятыя Богородицы и величания для него

История праздника в честь Покрова Пресвятыя Богородицы и величания для него

А. Дмитриевский

Причиною установления празднества в честь Покрова Пресвятыя Богородицы было, как известно, событие (1), имевшее место в истории Византийской империи и, в частности, в стенах Константинополя в так называемом храме Влахернской Божией Матери (2). Тем не менее совершение этого празднества, составление для него торжественной службы принадлежит всецело православной Руси, от которой впоследствии уже позаимствовали ее и южные славяне. Что было причиною установления у нас этой службы остается и доселе вопросом нерешенным. У проф. Голубинскаго в его „Истории Русской Церкви" (3) указаны все существующие мнения относительно причин установления этого праздника и службы, а равно и его личные соображения на этот счет. Но как бы то ни было, празднество установлено, и у нас совершается в настоящее время торжественное богослужение на этот праздник. Однако прежде чем занять свое настоящее место в ряду других празднеств, оно должно было пройти длинную историю и выдержать борьбу даже с предрассудками времени.

Праздник в честь Покрова Пресвятыя Богородицы установлен на Руси в XII веке (4), но служба на этот праздник явилась не раньше ΧΙV века. По крайней мере, мы в первые в памятниках этого времени находим службу для этого праздника (5). Причем нужно заметить, что служба для настоящаго праздника со всенощным бдением предоставлена была всецело „произволению“ настоятеля (6). В памятниках ΧV, а особенно ΧVΙ веков служба в честь Покрова Пресвятыя Богородицы вытеснила уже службу более древняго времени, т.е. службу в честь апостола Анании, и заняла первенствующее значение (7). Есть, впрочем, памятники, в которых служба апостолу Анании стоит наряду с службою праздника Покрова Пресвятыя Богородицы (8). В конце ΧVΙ века, а особенно в ΧVΙΙ веке, под влиянием господствовавшаго в то время права иметь каждому более или менее известному монастырю свой „Обиходник“, или Устав, служба в честь Покрова Пресвятыя Богородицы не только заняла первое место в церковном Уставе, но стала пополняться такими подробностями и деталями, которыя имели место только в праздники дванадесятые в честь Пресвятой Богородицы. Мы разумеем внесение в службу этого праздника особаго величания и припевов на девятой песни (9). Но тот же ΧVΙΙ век едва не изгладил совершенно из наших богослужебных памятников рассматриваемую нами службу. Когда был поднят вопрос об исправлении нашего церковнаго Устава при Патриархе Иоакиме и приступлено было к печатанию Типикона 1682 года, то книжные справщики Московскаго печатнаго двора при своих работах, следуя „по указу Святейшаго Патриарха с архиереи во всем греческим Уставам и Минеям и славенским правленным Часословам и Трефолою Львовскому и славенским Уставам харатейным и Филаретову во именах и тропарях и кондаках неизменно" (10), пришли к такому убеждению, что эта служба лишняя и сделала на нолях „кавычнаго“ Устава № 1373 (Моск. Тин. библ.) пометы: „Покрова ж служба в греческих книгах несть" или: „службы Покрова Богородицы в греческих ни в каких несть" (л. 188). Оставалось, таким образом, нашим справщикам-грекофилам стереть и эту службу с лица нашего славянорусскаго Типикона, как это они сделали по отношению к другим службам в честь русских святых, канонизованных на местно русских Соборах (11), но по отношению к этой службе они не отважились поступить подобных образом. Причиною этого, очевидно, было то обстоятельство, что праздник Покрова Пресвятыя Богородицы праздновался в Русской Церкви с глубокой древности и пользовался особенным уважением у русскаго народа. Поэтому, ограничившись вышеприведенными замечаниями относительно отсутствия службы в честь Покрова Пресвятыя Богородицы во ·всех греческих книгах, наши справщики 1682 года прибавили относительно ея следующее замечание: „В той же день (т.е. 1-го октября) аще восхощет настоятель праздновати Покрову Богородицы с апостолом Ананием и апостолом Романом и после сице" (12). Очевидно из этого замечания, что справщики Типикона 1682 года празднику Покрова Пресвятой Богородицы не придавали особенно важнаго значения, и совершение службы, а равно и самое празднество было предоставлено ими всецело воле настоятеля, который мог и не совершать этой службы. Однако наше рабское следование Уставу Греческой Церкви с потерею даже чисто русских памятей и служб им со страниц нашего Типикона продолжалось, как известно, только до 1695 года. В это время справщики снова возвратили на свои места многия памяти местно русских святых и знаменательных событий, имевших место в истории нашего Отечества. В частности, по отношению к рассматриваемому нами празднеству Типикон 1695 года сделал, между прочим, то, что празднество в честь Покрова Пресвятыя Богородицы было введено в круг обязательных для всей Русской Церкви, и только совершение службы в честь этого празднества, и именно всенощнаго бдения, было предоставлено воле настоятеля. „В той же день (т.е. 1-го октября), - читаем мы в современномТипиконе, который представляет почти дословную перепечатку Типикона 1695 года, - празднуем Покрову Пресвятыя Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии. Аще ли храм ея, или изволит настоятель, совершите всенощное бдение, и поем службу Ея сице“ (изд. Киев, 1824 г. л. 81 об.). Несмотря, однако, на такое замечание относительно службы в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, которая торжественно совершалась лишь в храмовых церквах и по воле настоятелей, практика предшествующаго времени, ведущая свое начало с глубокой древности, возымела перевес над замечанием церковнаго Типикона. Служба Покрову Пресвятыя Богородицы стала совершаться не только повсеместно, но и торжественным образом и притом так, что заслонила собою совершенно службы другим святым, память которых стоит в Уставе под первым числом октября. Но так как справщики XVII столетия, отодвинувшие, было, службу в честь Покрова Пресвятыя Богородицы на второй план, значительно сократили эту службу против оригиналов XVI и особенно XVII веков, то в практике богослужебной при торжественном повсеместном совершении этой службы оказался скоро же недочет. Так, напр., при выполнении полиелея, положеннаго для сего празднества в Уставе, необходимо было знать, какое нужно петь величание на этом полиелее. В древнейших рукописных Типиконах величание на этот праздник писалось на ряду в службе, справщики же XVII века, исключив самое величание, оставили в Уставе одно неопределенное указание на полиелей. Пастырям Русской Церкви предоставлялся таким образом полный простор изобрести величание своего собственнаго ума. И мы видим, что в богослужебную практику нашей Церкви входит довольно безграмотное величание на этот праздник, которое поется и ныне не только в Великороссии, но и в Малороссии. Это величание читается так: „Величаем Тя, Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, и чтем честный Твой Покров, юже святый Андрей виде на воздусе молящуюся за ны". Только в некоторых местах и весьма немногих это безграмотное величание заменяется обычным величанием „Достойно есть величати Тя, Богородицу", установленным для праздников общих в честь Пресвятой Богородицы.

По нашему же мнению, чтобы избежать вышеуказанной безграмотности, режущей ухо молящихся, которые внимательно прислушиваются ко всему, что поется и читается в церкви, необходимо для восполнения недостающаго обратиться к тем памятникам, первоисточникам настоящей службы, которые послужили образцом для нея. Так, напр., если мы обратимся к рукописным Уставам XVI века, то в них мы найдем, кроме обычнаго величания для Богородичных праздников „Достойно есть", другое прекрасное величание, составленное применительно к воспоминаемому событию. Это второе величание читается в Уставах XVI века так: „Величаем Тя, Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, и всеславный славим Покров Твой" (13). Величание это, составленное, очевидно, по образцу величания на праздник Успения Пресвятыя Богородицы, не многословно, вполне прилично празднику, а главное, лишено грамматических несообразностей, неприятно поражающих очень многих из молящихся. Мы от души желали бы, чтобы пастыри Русской Церкви ввели в практику эту формулу величания на праздник Покрова Пресвятыя Богородицы, и с этою целью сделали настоящую историческую справку.


Источник: Руководство для сельских пастырей. - Киевская духовная семинария, 1885 г., ноября 10-го, № 46.


Примечания

1. Полный рассказ об этом событии можно читать у Голубинскаго в его "Истории Русской Церкви". Т. I, полов. II. С. 348.

2. Влахернами называется местность в Константинополе, составляющая северо-западный угол, прилежащий к Золотому Рогу. Здесь императрица Пульхерия построила храм в честь Божией Матери, прозванный, по месту своего положения Влахернским, в котором в каждую субботу совершалось в честь Божией Матери всенощное бдение.

3. Том I, полов. II. С. 348-349.

4. Арх. (ныне еписк.) Сергий. Полный месяц востока. - М., 1876. Т. II. С. 262.

5. Устав. ркп. Моск. Синод. библ. № 328 л. 61 об.; № 329 л. 53; Полн. месяц. вост. Сергия, т. II. С. 262.

6. Ibidem.

7. Устав. ркп. Типогр. библ. № 288 л. 104; № 289 л. 144; ркп. Анзерскаго скита № 85 л. 102, 104.

8. Ркп. Солов. библ. № 1117 л. 104; ркп. М. Синод, библ. № 902 л. 194; № 331 л. 98 об.; № 337 л. 121; ркп. Волокол. библ. № 338 л. 60; № 342 л. 5.

9. Устав. ркп. М. Синод. библ. № 335 л. 44.

10. Устав. М. изд. 1641 г., хранящийся в М. Типогр. библ. под № 1373 л. 711.

11. Мансветов. О церковн. Уставе. - М., 1885. С. 334-335.

12. Устав. 1641 г. - М., Типогр. библ. № 1373 л. 188 об.

13. Устав. ркп. Солов. библ. № 1117 л. 103 об., 104; ркп. М. Синод. библ. № 902 л. 194; ркп. Волок. библ. № 338 л. 60; № 342 л. 5.


STSL.Ru


Теги: Праздник
15 Октября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...
Пасхальная иллюминация на колокольне
Пасхальная иллюминация на колокольне
19 апреля 1913 г., на Пасху последнего предвоенного года (перед Первой мировой войной), жители Сергиевского посада и многочисленные паломники стали свидетелями иллюминации, устроенной на колокольне Троице-Сергиевой Лавры...