История постройки Успенского собора Лавры

История постройки Успенского собора Лавры

Самый большой на территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры храм — Успенский собор — был построен в XVI в. по приказу царя Иоанна Грозного при митрополите Макарии. В «Кратком летописце Свято-Троицкия Сергиевы лавры» сохранилась запись о закладке храма в 1559 году, где есть указание, что царь хотел посвятить собор Святой Троице: «Того ж лета, месяца маия в 19 день, царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии был у Живоначалныя Троицы в Сергиеве монастыре на празник в неделю пятдесятную, и велел основати церковь во имя Живоначалныя Троицы; а на основание был сам царь государь и великий князь, и з своею царицею великою княгинею Анастасьею и з своими детми: с царевичем со князем Иваном и с царевичем со князем Феодором, и з своим братом с князем Георгием Васильевичем, и с царем Александром Казанским. Да на основание же был владыка Резанской Гурей, преж был игумен у Живоначалныя Троицы; а “заложена церковь” при Троицком Сергиева монастыря игумене Иоасафе и при келаре старце Андреяне Ангелове»[1].



Подробная история постройки собора неизвестна. Постройка собора «стала возможной лишь после того, как восточная линия келий была отодвинута дальше к востоку, то есть к стенам монастыря»[2]. Объяснить связь образования в монастыре большой площади с построением Успенского собора можно двояким образом: территорию очистили специально для постройки нового собора или появившееся пространство, являвшееся пустырем, инициировало постройку собора[3].


Возведение собора длилось 26 лет. Причиной столь длительного строительства является пожар в обители, разоривший монастырь, который случился в 1564 году.


Некоторые исследователи называют еще одну причину — царь Иоанн IV перестал оказывать денежную поддержку монастырю, так как монахи обители осуждали его политику, а именно: введение опричнины. О.С. Ермакова приводит слова царя, в которых выразилось его отношение к монастырю: «У Троицы в Сергиеве благочестие изсякло, ино и монастырь оскудел и не пострижется никто и не даст никто ничего»[4]. Н.Д. Виноградов также считает, что строительство собора приостановилось из-за гнева царя. Его мнение приводит Георгий Александров в своей статье и тут же его опровергает. По словам Александрова, так как опричнина развернула свою активную деятельность только с 1565 года, то к этому времени строительство собора должно было закончиться (Московский Успенский собор строили 4 года). Кроме того, Александров ссылается на многочисленные факты, подтверждающие благоволение царя Иоанна Грозного к Троице-Сергиевому монастырю[5].


Освящен собор был уже при царе Феодоре Иоанновиче 15 августа 1585 года. Освятил собор митрополит Дионисий. Царь и царица присутствовали при освящении собора.



Монастырский Успенский собор был построен по подобию Успенского собора Московского Кремля, возведенного столетием раньше выдающимся итальянским архитектором ХV в. Аристотелем Фиораванти, но в больших пропорциях. Как замечает А.Г. Мельник[6], для XVI в. это был единичный случай, чтобы строился храм в больших размерах, чем главный собор страны. Связывает исследователь такое допущение с тем, что царь Иоанн IV придавал высокое значение строительству монастырского собора. В.В. Кавельмахер также называет беспрецедентным «столь педантичное копирование одного здания при сооружении другого»[7]. И как предполагает исследователь, ориентируясь на архитектурные элементы Успенского собора лавры и проведя параллельное исследование лаврского и кремлевского соборов, можно реконструировать первоначальный вид архитектуры, принадлежащей Фиораванти, так как за свою историю кремлевский кафедральный собор лишился многих значительных элементов своей архитектуры[8]. И А.Г. Мельник, и В.В. Кавельмахер приводят в своих работах наиболее заметные отличия двух соборов: утраченная западная паперть, боковые порталы и расширенные главные нефы[9], в интерьере: круглые столпы московского собора заменены в монастырском массивными крестчатыми столпами.


После детального анализа архитектуры Успенского храма А.Г. Мельник приходит к выводу, что собор был построен практически полностью «по одному замыслу, под руководством одного архитектора», который сформировался «в традиции раннего итальянского барокко» и являлся представителем «новой волны европейских мастеров, которые появились в России с середины XVI в. по приглашению царя Ивана IV»[10]. Итальянский мастер внес в архитектуру собора элементы, характерные как для древнерусского искусства, так и для раннего барокко.



Другой исследователь архитектуры Успенского собора иеродиакон Иов (Тывонюк) придерживается мнения, что собор был построен русскими мастерами-зодчими[11]. Доказательств, подкрепляющих данное утверждение, иеродиакон Иов не приводит, но ссылается на слова профессора протоиерея Алексия Остапова, называющего мастеров «безымянными».


Руководил строительством Успенского собора Троицкого монастыря иконописец монах Евстафий (Головкин), обладавший незаурядными организаторскими способностями[12].


Сложен собор полностью из кирпича с небольшим добавлением элементов из белого камня[13]. Успенский собор пятиглавый и пятиапсидный, имеет шесть опорных столбов, два из которых находятся в алтарной части, и четыре – в основном пространстве храма.


Первоначально собор имел позакомарное покрытие. На иконе XVII в. собор также показан с позакомарной кровлей. На гравюрах И. Зубова показаны наиболее ранние изображения четырехскатной, еще тесовой, кровли Успенского собора[14]. Кровлю с тесовой на железную заменили в 1751-1752 годах[15]. В 1751-1752 годах полусферические главы были заменены луковичными.


В соборе находятся четыре престола: главный – в честь Успения Пресвятой Богородицы и три боковых – в честь великомученика Феодора Стратилата (святой покровитель царя Феодора Иоанновича), мученицы Ирины (святая покровительница супруги царя) и святителя Николая Чудотворца.


Приделы в честь великомученика Феодора и мученицы Ирины, находящиеся в южной части алтаря, были устроены еще при строительстве собора. А придел, посвященный свт. Николаю, который находится в крайнем северном приделе, «устроен во время осады Лавры поляками как обетная церковь по случаю свирепствовавшей в монастыре повальной болезни цинги и освящен 9 мая 1609 года»[16].


В Успенском соборе за историю его существования было два иконостаса. Первый из них был тябловый и просуществовал, по разным данным, до конца XVII – начала XVIII веков[17]. Второй иконостас относится к типу рамных и находится в соборе до наших дней.



Достаточно долгое время Успенский собор оставался не расписанным, и единственным значительным его украшением был иконостас. В 1684 году собор был расписан на деньги, выделенные архиепископом Рязанским Моисеем, который после кончины был в нем погребен[18]. Роспись была выполнена спешно – за 100 дней (за одно лето) 35 домовых мастеров расписали собор полностью. С чем связана такая спешка ― неизвестно. Живопись выполнили монастырские (троицкие) иконописцы и приглашенные ярославские[19] под руководством ярославского иконописца Дмитрия Григорьева. Летопись, находящаяся в западной части собора, зафиксировала имена художников, выполнявших роспись, и дату ее создания. В дальнейшем эта живопись неоднократно поновлялась.



[1] Цит. по: Горский А.В. 1841 [URL: http://www.stsl.ru/lib/book5/book5-chap16.htm] (Дата обращения 12.09. 2014).

[2] Зубов В. Успенский собор // Материалы по Троице-Сергиевой лавре [машинопись]. 1908. С. 1.

[3] Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра: Жизнеописание преподобного Сергия; Путеводитель по лавре. Сергиев Посад: СТСЛ, 2012. С. 179-180.

[4] Ермакова С.О. Троице-Сергиева лавра. М.: Вече, 2004. (Далее Ермакова С.О. 2004). С. 42.

[5] Александров Г. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры. // Журнал Московской Патриархии. М., 1947, № 2. (Далее Г.А. 1947). С. 31.

[6] Мельник А.Г. Успенский собор Троице-Сергиева монастыря // Макарьевские чтения. Монастыри России. Можайск: Можайск-Терра, 2000. (Далее Мельник А.Г. 2000). С. 104.

[7] Кавельмахер В.В. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры как аналог московского Успенского собора (к постановке проблемы) // Материалы творческого отчета треста «Мособлстройреставрация». М., 1974. (Далее Кавельмахер В.В. 1974). С. 53.

[8] Там же. С. 48.

[9] Мельник А.Г. Успенский собор Троице-Сергиева монастыря // Макарьевские чтения. Монастыри России. Можайск: Можайск-Терра, 2000. (Далее Мельник А.Г. 2000). С. 104.

[10] Там же. С. 107.

[11] Иов (Тывонюк), иерод. Успенский собор. Троице-Сергиевой лавры: (История, описание и последняя реставрация) [кандидатское сочинение] - Загорск : [б. и.], 1969. С. 90.

[12] Нечаева Т.Н. Евстафий (Головкин Евфимий Дмитриевич) // Православная энциклопедия. Т. XVII. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2008. С. 307.

[13] Кавельмахер В.В. 1974. С. 54.

[14] Там же.

[15] Иов (Тывонюк), иерод. 1969. С. 103.

[16] Голубинский Е.Е. 2012. С. 178.

[17] Об атрибуции иконостасов будет написано далее.

[18] Голубинский Е.Е. 2012. С. 182.

[19] Белоброва О.А. К истории стенной живописи Успенского собора Троице-Сергиева монастыря // Сообщения Загорского музея-заповедника. Вып. 3. Загорск, 1960. (Далее Белоброва О.А.1960). С. 68-69.



Автор: А. Ширяева


31 Января 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.

Образ преподобного Сергия в искусстве
Образ преподобного Сергия в искусстве

Преподобный Сергий и созданный им Троицкий монастырь вдохновили не одно поколение мастеров – иконописцев, архитекторов и художников на создание шедевров.

Елизавета I ходила на богомолье в Лавру пешком за 52 км
Елизавета I ходила на богомолье в Лавру пешком за 52 км

Известно, что Елизавета Петровна ходила на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру из Москвы пешком, правда, весьма оригинальным способом...