История культуры Древней Руси. Просвещение. Часть 2

История культуры Древней Руси. Просвещение. Часть 2

Н.С. Чаев

В этих условиях огромную роль должны были играть средства распростра­нения просвещения — школы и письменность.

Вопрос о школах и способах обучения в древней Руси далеко не ясен. На основании свидетельств летописи, относящихся к сравнительно короткому промежутку времени (988—1037), можно предполагать существование в этот период школ двух типов: «высших» для детей знати и «низших» для подготовки рядового церковного клира, попов, дьяконов и пр. О первых свидетельствует известная летописная запись о том, как Владимир после крещения «послав нача поимати у нарочитое чади дети и даяти нача на ученье книжное» (Лавр, л., 989); о вторых — запись о предписании Ярослава попам «учити люди» (Лавр, л., 1037) и о том, что Ярослав «собра [в Новгороде и, несомненно, в Киеве] от ста­рост и поповских детей 300 учити книгам». Есть еще одно не вполне достоверное свидетельство (приводимое В. Н. Татищевым), относящееся к 1086 г., об откры­тии княгиней Анной Всеволодовной при Андреевском монастыре в Киеве спе­циальной женской школы, где «собравше младых девиц (около 300 человек) неколико обуча их писанию, також ремеслам, пению, швению, и иным полез­ным им ремеслам». Наличие школ на Руси домонгольского периода подтверждает, между прочим, и Стоглав (XVI в.), указывая, что «в старину» в разных русских городах «многие училища бывали, грамоте, и писати, и пети, и чести учили». Стоглав имеет в виду, кажется, именно Русь XI—XIII вв., а не последующий период XIII—XV вв., когда в тяжких условиях монгольского ига вместе с общим упадком культуры и дело просвещения явно заглохло.

В «низшей» школе, существовавшей при монастырях или, быть может, в виде более или менее значительных групп учащихся около отдельных священников и подготовлявшей почти исключительно лиц для обслуживания культа, пре­подавалось чтение, письмо и пение; при этом руководствами служили, вероятно, как и в более позднее время, только богослужебные книги. В школах, где обу­чались дети «нарочитой чади», кроме только что названных «наук», могли пре­подаваться также «философия, ритория и вся грамматикия». Учащиеся полу­чали там также сведения по географии, истории, о животном и растительном мире и т. п. Наконец, существовало и индивидуальное обучение; так, например, Феодосий Печерский был отдан «на учение божественных книг единому от учи­тель»; выше мы уже упоминали о боярине Федоре, несомненно, индивидуально обучавшем княжну Ефросинию.

img021.jpg 
Шестоднев Иоанна, экзарха болгарского (по списку конца 12 - начала 13 вв.)

Однако дело обучения в школах, а также при индивидуальных занятиях, находилось, как правило, в руках духовенства. Обучение шло, повидимому (точных сведений у нас нет), так же как и позже, например, в XV—XVI вв. Дети принимались в школу «достигши седмого лета». Первый год посвящался изучению азбуки и преодолению техники письма; читались обычно Псалтырь, Часослов, Апостол. Во второй год читались и заучивались «вся божественные писания». Вполне возможно, что уже тогда должны были появиться и учебные пособия (они известны нам лишь в списках XV в.). 

img022.jpg 
Остромирово Евангелие

Это так называемые азбуков- ники, в которых, кроме алфавита, складов букв (аз-буки... и т.д.) и молитв, помещались также толкования «неудобь познаваемых» слов, главным образом греческих и некоторых болгарских, сербских и т. д. Кроме того, в этих азбуков­никах уже тогда, как и позже, могли находиться различные мелкие статьи, посвященные, например, правилам морали и поведения, календарь, начатки арифметики и т. п. В монастырских школах, а также при индивидуальном обучении, вероятно, прибегали к чтению и заучиванию наизусть текстов Библии и сборников, например, Шестоднева, Златой матицы, Пчелы и других, откуда черпались знания, преимущественно, философско-назидательного характера.

img023.jpg 
Мстиславово Евангелие

Весьма важным моментом в образовании школьника должно было явиться его обучение письму. Переписка книг была единственным тогда средством их распространения. Перепиской книг в древней Руси занимались все книжные люди, не исключая даже и феодалов, хотя они имели для этого переписчиков и могли приобрести книгу, стоившую далеко не дешево. Книжным письмом являлся тогда так называемый устав, такой же как у болгар и сербов (рис. 31), подражавший, в свою очередь, графике устава византий­ских рукописей IX в. Устав представляет собой медленное, торжественное пись­мо, имеющее целью прежде всего красоту и правильность формы каждого от­дельного знака — буквы. Последние пишутся прямо, с правильными линиями и округлениями. 

img024.jpg 
Евангелист Лука (миниатюра Остромирова Евангелия)

Сложные буквы пишутся в несколько приемов. Общий харак­тер письма уставом строго геометрический: в уставе XI—XII вв. буквы, как правило, пишутся в границах прямоугольника и овала (в более ранних памят­никах византийского устава — квадрат и круг). Такого рода почерк, разумеет­ся, требовал больших навыков, терпения и долгого срока обучения. Писали крайне медленно, достигая значительного совершенства, не уступавшего луч­шим византийским и латинским образцам; таковы, например, известные Остромирово Евангелие 1056—1057 гг., Мстиславово Евангелие начала XII в. и др. (рис. 40 и 41). Книги, особенно литургические, украшались пышными заставками, инициалами и, наконец, миниатюрами — распусанными крас­ками и золотом (рис. 42 и 43; см. также гл. 4).

img025.jpg 
Евангелист Марк (миниатюра Мстиславова Евангелия)

Книги писались на пергамене (коже) чернилами при помощи гусиного пера; писание «каламом» (палочкой), характерное для Византии до IX в., на Руси не привилось. Чернила изготовлялись из железистых составов. Они отличались бурым (коричневатым) оттенком и большой прочностью. Особенного искусства в переписке книг достигали монахи, которые преимущественно и занимались этим делом; кроме них перепиской занимались попы, дьяки и другие пред­ставители клира. Были и светские писцы — ремесленники. На это указывают такие, например, приписки в рукописях, как: «Путята псал», «Угринец псал» и т. д.; отсутствие при именах церковных званий указывает, вероятно, на их светское, мирское состояние.

Местами средоточия переписки книг являлись монастыри, в частности, наи­более крупный монастырь этого времени — Киево-Печерский. При монастырях собирались значительные библиотеки. Из жития Феодосия Печерского мы узнаем не только о переписке книг «день и ночь», но даже и об их переплете. Так, например, в то время как монах Никон переплетал книги, Феодосии сидел вблизи него и прял нитки, нужные для сшивки листов.


Источник: Н.С. Чаев. Академия наук СССР. История культуры Древней Руси. Под общей редакцией академика Б.Д. Грекова и проф. Артамонова. Том 2. - М., Издательство академии наук СССР, 1951.


24 Марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...