Искренний богомолец. Митрополит Трифон (Туркестанов) в своих письмах

К.Е. Скурат

В бытность наместником Богоявленского монастыря епископ Трифон (Туркестанов, 1861-1934) принимал в своей обители многих духоносных пастырей, чьи имена почитаются ныне всем православным миром. Подлинным духовным праздником для владыки Трифона, братии и прихожан Богоявленского монастыря становились посещения этой обители отцом Иоанном Кронштадтским († 1908; память – 20 декабря / 2 января). Отец Иоанн был живым воплощением огненной веры и любви ко Христу. Пламенный предстоятель пред престолом Божиим, известный всей России силой своей молитвы, и уже при жизни почитаемый святым, батюшка Иоанн являл всегда пример любви... «Сколько любви оказал страждущим, скольких исцелил, направил на истинный путь, скольким дал возможность облегчить свое положение, скольким трудящимся приходил на помощь; сколько людей, благодаря ему, стали приносить пользу ближним и себе», – говорил в 1908 году на девятый день кончины кронштадтского пастыря епископ Трифон» (31-32) [1].

33s_.jpg

Митрополит Трифон (Туркестанов)

В этих теплейших словах... весь не только святой Пастырь Иоанн Кронштадтский, но усматривается и сам проповедник, говоривший в память, в похвалу только что почившего Батюшки. Это понудило автора (меня) ими же (теми же) словами начать сообщение о "Московском Златоусте" по его письмам и сразу же после речи об эпистолярном наследии отца Иоанна.

Как будто в том же году был расстрелян и отпевавший его епископ Дмитровский Питирим (Крылов)...

* * *

«Не ропщи, мое дитя, – утешает Владыка свое духовное чадо, а вместе и нас, – терпи, зная, что Господь испытывает скорбями тех, кого Он любит» (110)... «Господь да хранит тебя!..» (116).

* * *

Весьма и весьма прискорбно, что опубликовано писем митрополита Трифона [2] мало. В очерке его жития, предваряющим их издание Сретенским монастырем, читаем: «Большая часть творческого наследия митрополита Трифона хранится у частных лиц, установить контакт с которыми не удалось» (61). Мне же продолжить поиск их, к сожалению, в возрасте восьмидесятичетырех лет не хватает сил – надо молиться, думать и надеяться, что найдутся молодые труженики, которые, с Божией помощью, совершат этот благородный труд. А те лица, у которых сохранилось что-то от этого доброго учителя, помогут им во славу Святителя и на пользу всем нам...

Епископ_Трифон_(Туркестанов).jpg

Епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов)

«Искренний богомолец» (90). Так именует себя сам митрополит Трифон. Свои письма он обычно завершал словами: «Ваш грешный богомолец» (91)... «Ваш смиренный...» (91). Или полнее: «Ваш искренний богомолец, убогий и болящий старец» (90)...

В этом наименовании – "искренний богомолец" – можно усматривать глубочайший духовный смысл...

"Искренний" – значит чистосердечный, т.е. такой человек, который имеет доброе сердце, доброе расположение, светлое внутреннее устроение и являет его в честных делах. Святитель Филарет (Дроздов, † 1867) искренность считает степенью высочайшего духовного состояния "чистоты сердца", которого «достигает человек постоянным и неослабным подвигом бдения над самим собою, отвергая от сердца своего всякое незаконное желание и помышление, и всякое пристрастие к земным предметам, и непрестанно соблюдая в сердце памятование о Боге и Господе Иисусе Христе с верою и любовию» (Православный катихизис. О шестой заповеди блаженства). Зная это или вспоминая, легко понять, как духовно силен тот, кто есть и «искренний», и «богомолец»! Быть рядом с таким человеком – великое счастье: ему можно раскрыть свою душу – он правильно поймет, не осудит, войдет по-братски в нашу жизнь; ему можно смело рассказать и о своих радостях и о своих скорбях – он вместе с нами порадуется, даст родной совет, а, главное, помолится о нас – и будет уже помощь не только земная, но и небесная! А это разве не великое?!

Trifon_(Turkestanov).jpg

Епископ Трифон (Туркестанов). 1905 г.
Фото из фондов музея Данилова монастыря

Православная Москва знала и помнила святителя Трифона как великого, неусыпного, искреннего молитвенника. Эта память передавалась и передается от старших к младшим.

Невзирая на лихие годы, павшие на его земной путь, митрополит старается найти возможность совершить богослужение в храме – "земном Небе", – особенно Божественную литургию.

«Мои службы, – сообщает молитвенник: 9 августа ранняя обедня в Хлынове. В этот же день вечером всенощная в 17 часов на Смоленском в храме на Щепах. 10 августа обедня там же в 10 часов утра. 11 августа всенощная в храме Иоанна Воина на Якиманке. 12 августа там же обедня в 10 часов утра» (93)... «Сегодня служу всенощную (в 17 часов вечера). Завтра – обедня в 10 часов утра в Хлынове; послезавтра (воскресенье) раннюю – в 6 утра там же» (94)... «Все эти дни я служил и молился за Вас преподобному Серафиму – печальнику о всех нас и пламенному ревнителю веры пророку Илии» (93)... На этой неделе до четверга включительно служу в Хлынове, храму этому опять угрожает закрытие. Так жалко!» (96) (Храм разрушен в 1936 г.).

Владыка молился и в пути, и дома, и когда держал перо в руке, извещая своих духовных чад о своих невзгодах, нелегкой старости... – «Молюсь за Вас» (92). «Молюсь... и призываю благословение Божие» (91). «Да благословит Вас Господь Бог» (100). «Да хранит Вас Господь Бог Своей благодатной помощью» (86). «Молитвенно желаю доброго здоровья и много мира душевного, непоколебимого при всяких житейских треволнениях, о которых некогда пели Ангелы при рождении Христа Спасителя» (92)...

Какая была молитва чтимого Иерарха, – ее дух, содержание, образ, – приоткрывает он сам своим свидетельством: «Ваши скорби и тревоги – мои скорби, а поэтому Вы можете верить искренности моих убогих молитв» (93)...

001897.jpg

Архиеп.Трифон (Туркестанов). Кон. 1910-х гг.
Фото из фондов музея Данилова монастыря

Святитель молился и учил молиться – оставил нам – и на вечные времена – составленные им молитвы (119-128). Словами одной из этих святых молитв – Божией Матери пред Ее святой иконой "Всех скорбящих Радость" – и хочется завершить эти размышления об "искреннем Богомольце". Они раскрывают светлый внутренний мир Святителя, помогают и нам обрести его:

«Царица моя Преблагая, Надеждо моя Богородице... помози мне немощному, бедному, унылому, скорбному, направь мя на истинный путь, яко заблудившегося путника... Не о себе только молю аз в сей день священный Твоего праздника... но и о всех моих братьях и сестрах: страждущих, скорбящих, плачущих, болезнующих, плененных, чающих небесного утешения и помощи... Молю Тя, Мати вечной Истины и Правды, и за братьев моих неверующих, заблуждающихся, озлобленных сердцем... да познают они заблуждения свои и да обратятся к Богу Живому и Истинному и да никто же из них погибнет... Молю Тя... и за Родину нашу, Святую Русь Православную, да утвердится в ней мир, тишина, любовь братская, наипаче же укрепляется вера живая, твердая, пламенеющая. Церковь же Православная да сияет неизменно своим благодатным светом на всю страну нашу... Молю Тя... и за души усопших, да упокоит их правосудный, но и благий Человеколюбец Господь... Молю Тя... в горький и страшный час кончины нашея не оставь нас, но приими нашу... душу в Твои материнские объятия, доведи ее до Престола Божия и оправдай Твоим всемощным заступлением... Не имамы иныя помощи, ни иного заступления, токмо... на Тебе надеемся... и Тебе из глубины души и сердца вопием:... радуйся, Радосте наше, покрывай нас всегда Твоим святым покровом. Аминь» (123-125) (молитва написана в 1921 г, приводится в сокращении).

За десять дней до блаженной кончины митрополит Трифон продиктовал духовной дочери свою последнюю молитву: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, молитвами Пречистыя Твоея Матери, святых Ангелов Хранителей наших и всех святых приими мою усердную молитву за всех моих чад духовных, живых и мертвых. Приими молитву за всех благотворящих мне, милующих и даруй всем милость Твою великую: живых соблюди в мире и благосостоянии, усопшим даруй вечный покой и бесконечные радости. Господи, Боже мой, видишь Ты искренность молитвы моей, яко ничем не могу возблагодарить их, токмо сей усердной моей молитвою. Приими же сия словеса моя, яко дело благодарения, и помилуй всех нас» (121).

34e4e8d.jpg

Митрополит Трифон (Туркестанов).
Худ. П.Д. Корин. Холст, масло. 1929 г.

Будем ждать его прославления не только в нашей Святой Церкви, но и во всем Православном мире. А сегодня сходим на его могилочку, преклоним свои главы перед мраморным крестом с горящей лампадочкой и перед славным Святителем, помолимся о нем и попросим его святых молитв!..

«Господи, Боже мой!.. Приими же сия словеса моя, яко дело благодарения, и помилуй всех нас» (121).


Источник: Скурат К. Е. Алфавит духовный. Из писем учителей Русской Церкви. – М.: Ковчег, 2014. С.


Примечание

[1] Цифры, стоящие в скобках после цитат, указывают на страницы следующего источника: Трифон (Туркестанов), митр. Храм Божий – это земное небо: Сб. писем, молитв, поучений и слов / Сост. Г.Г. Гуличкина. – М.: Изд-е Сретенского монастыря, 2006. – 288 с.: ил. (Письма о духовной жизни).

Орфография и пунктуация цитат сохраняется так, как имеется в источнике.

[2] 28 июня 1901 г. в Московской синодальной конторе ректор Московской духовной семинарии архимандрит Трифон (Туркестанов) был наречен, а 1 июля того же года в Успенском соборе Кремля хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. В 1914 г. был управляющим Московской митрополией. Дважды был полковым священником в действующей армии – сначала на польском (август 1914-1915), а затем на румынском (1916) фронтах. Расстроил здоровье: был сильно контужен, потерял зрение одного глаза. 2 июня 1916 г. Высочайшим повелением первый викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон уволен на покой (по собственному прошению). Одновременно назначен управляющим Ново-Иерусалимским Воскресенским монастырем. 1 апреля 1918 г. постановлением Патриарха Тихона и Священного Синода «епископ бывший Дмитровский Трифон был освобожден, согласно прошению, по болезни, от управления ставропигиальным Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырем с назначением ему местопребывания в Донском ставропигиальном монастыре». 5 мая 1918 г. провел последнюю службу в Успенском соборе Кремля перед его закрытием. В 1923 г. возведен в сан архиепископа. 14 июля 1931 года возведен в сан митрополита с правом ношения белого клобука и креста на митре по случаю 30-летия архиерейского служения. Скончался 14 июня 1934 г. в Москве. Погребен на Введенское (Немецкое) кладбище.


9 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...