Иконостас церкви прпп. Зосимы и Савватия Соловецких Троице-Сергиевой Лавры: история формирования и реконструкция

Т.Ю. Токарева,
В.Н. Хрунова


История складывания иконного ансамбля церкви прпп. Зосимы и Савватия до настоящего времени не являлась объектом специального изучения. Отдельные вопросы освещались в трудах Ю.А. Олсуфьева, Т.В. Николаевой, В.П. Зубова [1]. Вопросы о сложении иконостаса, изменениях в его составе, конструкции и декорации, многочисленных поновлениях живописи, иконографических особенностях почти не затрагивались. Кроме того, проводящиеся в настоящее время по заказу Троице-Сергиевой Лавры работы по ремонту церкви и обустройству ее интерьера придают выбранной теме особую актуальность.

Задачей настоящей работы является систематизация известных и привлечение новых сведений об истории иконостаса с целью документальной и графической реконструкции его облика, менявшегося на протяжении XVII-XX вв.

IMG_0129_.jpg

Иконостас Зосимо-Савватьевской церкви
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Современный вид

Церковь прпп. Зосимы и Савватия была освящена 5 августа 1637 г. Первое описание ее иконостаса содержится в Описи монастыря 1641 г.: «Деисус, а в нем 13 образов, праздников 14 образов, в третьем ряду образ Пречистые Богородицы Воплощение, да дванадесять пророков» [2]. Отдельной статьей обозначены местные иконы. Из текста явствует лишь, что это был четырехъярусный комплекс, включавший в себя, кроме местного, деисусный, праздничный и пророческий ярусы. К сожалению, состав верхних чинов комплекса остается почти неизвестным, так как не отражен ни в Описи 1641 г., ни в более поздних документах.

В местном ряду находились три образа: справа два – «Спас Нерукотворный» и «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие», слева стояла одна икона с изображением Антония и Феодосия Печерских, предстоящих Богородице, далее находилась дверь в жертвенник [3].

С целью реконструкции ряда мы обратились к выявлению указаний на размеры образов и к натурным исследованиям [4]. В результате оказалось, что в иконостасе справа оставалось свободное место, заполненное позже. Следовательно, формирование нижнего яруса к 1641 г. еще не было завершено.

Состав местного ряда имел следующие особенности. Зосимовская церковь – единственная из всех монастырских храмов, в которой на самое почетное место, справа от Царских врат, поставлена не «Троица», а «Спас Нерукотворный». Отметим, что последний храм, в котором она была установлена – это церковь Михаила Малеина 1621 г., а все последующие на правой стороне ее уже не имели [5]. Таким образом, начиная с больничного храма, т.е. с 40-х годов XVII в., в Троице-Сергиевом монастыре древний обычай ставить «Троицу» справа от врат сходит на нет [6].

Храмовый образ «Зосимы и Савватия» поставлен, согласно традиции, вторым справа. Эта икона вместе с окладом создана по заказу келаря монастыря Александра Булатникова и вложена в монастырь 16 августа 1640 г [7]. Что было в иконостасе до 1640 г. и было ли вообще – установить не представляется возможным.

Помещение в иконостас образа «Антония и Феодосия», очевидно, связано с личностью основателя монастыря. Е. Голубинский писал, что «имя преподобного Сергия обыкновенно произносится вместе с именами... Антония и Феодосия Печерских, потому что Феодосий был у нас вводителем строгого монашества после принятия нами христианства, а ... Сергий был восстановителем у нас строгого монашества...» [8].

Тот же иконостас значится в Описи 1701 г. [9]. Она дополняет предыдущую сведениями о том, что иконы верхних чинов были написаны «на красках», а каждый ряд помещался в отдельное тябло. Поэтому можно утверждать, что первоначальный комплекс был тябловым, четырехъярусным и представлял собой сплошную живописную стену.

К этому времени в местный ряд на свободное место справа была поставлена икона «Преподобного Михаила Малеина» [10]. Маловероятно, что этот образ специально был написан для Зосимовской церкви. Он мог быть перенесен из местного ряда Успенского собора, откуда был убран не позднее 1686 г. [11].

ЗС. Схема 1.jpg

Схема 1. Иконостас церкви прпп. Зосимы и Савватия
Троице-Сергиева монастыря на 1701 г.

Реконстр.: М.Ю. Горячевой, Т.Ю. Токаревой, Н.В. Хруновой.

Цифрами помечены: 1 – Местный ряд (4), 2 – Пядницы (24),
3 – Деисус (13), 4 – Праздники (14), 5 – Пророки (13)

Левая сторона также получила добавление: северная дверь была украшена изображением «Ангелов Господних».

Над местным рядом, были помещены пядничные образа: 12 икон справа и 12 слева. Проведенное тщательное сличение их описаний с пядницами, висевшими ранее на южной стене в два ряда, позволяет предположить, что эти последние почти в полном составе перемещены со стены в иконостас. К 1701 г. местные образа были украшены подвесными пеленами, иконы правой стороны помещены в нарядный киот, к «Спасу» и «Печерской Богоматери» сделаны серебряные оклады, а к первоначальным царским вратам добавлена резная корона. Таким образом, лишь во второй половине XVII в. формирование местного ряда было завершено в соответствии с принятой в монастыре традицией (см. схему 1).

Учитывая размеры храма, можно приблизительно рассчитать ширину икон в верхних рядах. Она не превышала 50 см. Какой была высота каждого яруса, к сожалению, выяснить не удалось. В церкви сохранялись вертикальные штрабы на южной и северной стенах на месте примыкания к алтарной стене. Они, очевидно, предназначались для иконостасных тябел, но определить по ним высоту ярусов невозможно, так как эти пазы сделаны в виде сплошных желобов, а не локальных отверстий (см. фото ниже). Тем не менее, учитывая количество икон в чинах, их ширину, строго горизонтальное размещение, а также особенности изображений святых на местных иконах, где фигуры Зосимы, Савватия, Антония и Феодосия показаны подчеркнуто хрупкими, удлиненных пропорций, можно предположить, что композиция всего иконостаса с большим количеством узких икон представляла собой удивительно живописный красочный иконный ансамбль.

Итак, первоначальный тябловый иконостас просуществовал до начала XVIII в. В первой трети XVIII в. он был перестроен. Опись 1735 г. свидетельствовала о нем: «Коностас у всех местных икон и у праздников и у деисусов и у пророков столярной с резьбою, золочен сусальным золотом и серебром» [12]. Следовательно, конструкция комплекса стала каркасной. Изменилось чинопоследование рядов: деисусный поднят над праздничным, а этот последний поставлен над местным. Сократилось количество икон: в праздниках с 14 до 8, в пророках и деисусе с 13 до 9. Заменены средники: в пророках вместо «Богоматери Воплощение» поставлена икона «Место горнее», а в деисус – «Спас стоящий», «Вновь построенный» [13]. В этой связи возникает вопрос, могли ли остаться древние иконы в новом иконостасе или были написаны новые. Отметим, что, во-первых, образа первоначального цикла к 1735 г. простояли в храме около 100 лет и за это время могли «закоптеть» и поблекнуть; во-вторых, в центр деисуса установлен столь непривычный, не встречающийся в древних храмах монастыря новый образ «Спаса стоящего»; в-третьих, значительное сокращение икон в каждом из рядов вряд ли позволило бы заполнить ярусы целиком, только если бы между образами были очень широкие столбики, что маловероятно. Учитывая вышеизложенное, можно предположить, что верхние ряды написаны вновь. Но в то же время нам известны случаи, когда древние иконы тяблового иконостаса могли оставаться в рамочном, несмотря на сокращение их числа. Это происходило за счет надставок, приколачивавшихся к боковым полям икон, например, как в деисусном чине Успенского собора Лавры [14]. Поэтому вопрос о замене верхних икон остается открытым, так как ни одна из них не сохранилась.

ЗС штраба.jpg

Вертикальная штраба в южной стене
четверика в месте примыкания
к алтарной стене. Фото 1992 г.

Особенностью нового иконостаса церкви является и помещение над деисусным чином иконы «Воскресение Господне», как и «Спас Стоящий», вновь построенной. Описи отмечают, что она сменила «прежний ветхий образ Воскресения», обложенный серебром. Как именно она располагалась в иконостасе, когда впервые появилась и почему установлена точно сказать нельзя. Известно лишь, что появившись в комплексе в первой трети XVIII в., она была снята уже к середине столетия.

К этому времени состав местного ряда был изменен. Из него убраны «Спас Нерукотворный» и «Михаил Малеин» [15]. Справа от врат, согласно общепринятой традиции, поставлен «Вседержитель на престоле» [16]. Этот образ датируется в литературе концом XVII в., но так как ни в Зосимовской церкви, ни в других храмах похожего местного образа по предыдущей Описи 1701 г. нет, можно предположить, что он создан немного позднее – в первой трети XVIII в. [17]. Икону «Михаил Малеин» сменил «Сергий Радонежский в житии», что не удивительно, поскольку к этому времени почти во всех храмах монастыря размещение местных икон с изображением Сергия становится почти обязательным.

К 1735 г. поменялись царские врата. Вместо резных с киотцами в храм поставлены живописные, причем Опись отмечает крайнюю ветхость оклада [18]. Следовательно, в Зосимовскую церковь поставлены древние врата из другого храма.

Итак, появившиеся в первой трети XVIII в. в местном ряду иконы «Спаса Вседержителя» и «Сергия Радонежского» вместе с остававшимися на своих местах «Зосимой и Савватием» и «Богоматерью Печерской», а также древними царскими вратами к 1735 г. укомплектовали местный чин, состав которого в дальнейшем уже не менялся. Лишь были переписаны северные двери: вместо Ангелов на них появилось изображение архидьякона Стефана.

Таким образом, перестройка иконостаса, осуществленная в первой трети XVIII в., существенно изменила облик храмового интерьера. С этого периода цельная живописная композиция простого тяблового иконостаса приобрела метрический характер за счет резных золоченых рам. Пострадала содержательная сторона комплекса из-за сокращения количества икон. Из более поздних документов узнаем, что четвертый пророческий ярус цикла стоял «в наклон под сводом за малостию места», что свидетельствовало о несоответствии комплекса небольшому безстолпному храмовому интерьеру (см. схему 2).

В 1779 г. намечалась перестройка иконостаса храма, так как он «весь почернел и закоптел» [19]. Планировалось заменить его конструкцию, убрать четвертый ярус, царские врата сделать «пошире и повыше старых сквозные решетчатые», поновить имеющиеся иконы, написать во второй и третий ярусы новые центральные образа «Спаса на Престоле» и «Саваофа» «так, чтобы они соразмерны были царским дверям», то есть равными им по ширине [20].

ЗС схема 2.jpg

Схема. 2. Иконостас церкви прпп. Зосимы и Савватия
Троице-Сергиева монастыря на 1735 г.

Реконстр.: М.Ю. Горячевой, Т.Ю. Токаревой, Н.В. Хруновой.

Цифрами помечены: 1 – Местный (4), 2 – Праздники (8),
3 – Деисус (9), 4 – Пророки (9) «стоят в наклон»

В местном ряду правую икону «Спаса на Престоле» хотели «написать вновь... шириною и вышиною равно образу Богоматери, имеющемуся на левой стороне» [21]. То есть икону шириной примерно 70-80 см предполагали сделать около двух метров, увеличив почти в три раза, при этом сохранив старый венец. Икона «Зосима и Савватий», равная по ширине северным дверям, сместилась бы вправо и символизировала бы собой отсутствующие южные двери. При такой перепланировке образу «Сергий в житии» «места способного» не оставалось, и его хотели убрать. Следовательно, предполагалось правую и левую стороны ряда привести «в пропорцию», то есть сделать симметричными друг другу.

Но по каким-то причинам (возможно, из-за больших затрат) задуманное не было осуществлено. Произведено лишь поновление конструкции и икон [22].

В иконостасе остались прежние царские врата. К этому времени низ у них был «зашит сукном, что делало безобразие». Поэтому вместо сукна низ «деревом подделали» [23].

До наших дней дошли почти все местные иконы с обрезанными полями и царские врата с поздними доделками снизу и с боков. Если именно эти врата находились в храме в XVIII в. (а их планировалось расширить), то можно предположить, что их доделка произошла именно в 1779 г. и именно тогда были обрезаны боковые поля всех местных икон. Таким образом, задуманное упорядочение местного ряда было частично осуществлено, так как правые «Спас» и «Зосима и Савватий» по ширине практически оказались равны левой «Богоматери с предстоящими Антонием и Феодосием», а правый «Сергий в житии» – соразмерен левой северной двери.

Главным же результатом работ 1779 г. стала ликвидация пророческого яруса, стоявшего в наклон. Комплекс стал трехъярусным. Таким образом, храм стал выглядеть более просторным, но беднее – в иконографическом содержании (см. схему 3).

Эти переделки, вызванные необходимым поновлением, в то же время являлись частью своеобразной комплексной «программы» митрополита Московского Платона по об- новлению иконостасов почти всех монастырских соборов [24].

В силу того, что иконостасная конструкция, по всей видимости, не была заменена, в 30-х годах XIX в. Московскому митрополиту Филарету было представлено два новых варианта, изучив которые он отметил: «Нового проекта не понимаю, а иному и не хотел бы так быть... Не знаю, что тут делать. Или отложите до меня, или делайте, как рассудите. Обещаю не быть за то в распре, но не на мне ответ за дело» [25]. Однако документов, говорящих о каких-либо переделках в этот период, не обнаружено [26].

В 1862 г. ветхий иконостас, простоявший, вероятно, с первой трети XVIII в., был заменен новым «усердием больничного строителя соборного иеромонаха Авраамия». Если в старом иконостасе иконы верхнего и нижнего ярусов разделялись колоннами (шестью и десятью, соответственно), а средние крепились на 10 кронштейнах, то в новом – местный ряд икон имел 6 колонн, «утвержденных на тумбах», а во втором ярусе находились шесть колонн «с переплетами», разделяющими его на два яруса [27]. Итак, в третьей четверти XIX в. была полностью заменена конструкция иконостаса.

В составе икон произошло единственное изменение. Икона «Богоматерь Печерская с предстоящими Антонием и Феодосием» «для удобства помещения во вновь устроенном иконостасе» была разделена на две: центральная часть с изображением Богоматери была выпилена и поставлена слева от царских дверей, а фигуры Антония и Феодосия соединены в одну и помещены с ней рядом [28].

ЗС схема 3.jpg

Схема 3. Иконостас церкви прпп. Зосимы и Савватия
Троице-Сергиева монастыря на 1779 г.

Реконстр.: М.Ю. Горячевой, Т.Ю. Токаревой, Н.В. Хруновой.

Цифрами помечены:
1 – Местный ряд (4), 2 – Праздники (8), 3 – Деисус (9)

Таким образом, задуманная еще в XVIII в. идея приведения в симметрию местного ряда была осуществлена на данном этапе. Если раньше композиционная уравновешенность ряда прослеживалась в соотношении размеров сгруппированных икон, то теперь она проявилась и в сюжетах. По сторонам царских дверей размещались «Богоматерь на престоле» и «Спас на престоле», рядом с ними находились по двое святых: «Антоний и Феодосий» (слева) и «Зосима и Савватий» (с правой стороны). Завершали ряд северные двери с изображением архидьякона Стефана (слева) и «Сергий с житием» (справа).

В связи с тем, что не обнаружены сведения о замене икон на протяжении длительного времени, а есть только данные об их поновлении, то можно предположить, что состав икон не менялся с конца XVIII в. Впервые он назван в Описи 1908 г. [29].

Итак, в истории иконостаса церкви Зосимы и Савватия можно выделить несколько этапов: 1) первоначальный иконный ансамбль был тябловым, четырехъярусным, причем формирование местного ряда происходило до начала XVIII в.; 2) к 1735 г. иконостас стал каркасным, изменилось чинопоследование рядов и сократилось количество икон в верхних ярусах; 3) в 1779 г. он стал трехъярусным.

Следовательно, мы можем говорить о том, что в иконостасе церкви Зосимы и Савватия местный ряд практически не менялся с начала XVIII в., а неизменный состав верхних образов просуществовал с конца XVIII в. до закрытия храма после 1917 г.

Предлагаемые схемы реконструкции иконного ансамбля выполнены совместно с М.Ю. Горячевой. К сожалению, за рамками данной статьи остались многие вопросы по истории памятника, являющиеся темой отдельного сообщения [30].

Источник: Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы III международной конференции / Сост.: Т.Н. Манушина, С.В. Николаева. – Сергиев Посад: Весь Сергиев Посад, 2004. С. 313-327.


Примечания

[1] Олсуфьев Ю.А. Опись икон Троице-Сергиевой лавры до XVIII в. и наиболее типичных XVIII и XX вв. – Сергиев, 1920. С. 67-69; Зубов В.П. Церковь Зосимы и Савватия с Больничными палатами. (СПМЗ. Инв. НА-53); Николаева Т.В. Др.-русск. живопись Загорского музея. Каталог. – М., 1977. С. 26, 43, ЮЗ, 157, 182; Балдин В.И., Манушина Т.Н. Троице-Сергиева лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV-XVII вв. – М., 1996. С. 268-270; Воронцова Л.М. Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника. Новые поступления и открытия реставрации. – Сергиев Посад. 1996. № 12.

[2] Опись ТСМ 1641 г. СПМЗ. Инв. 289. Л. 266, 268. (Далее: Опись 1641 г.).

[3] «Местных образов: Образ Спасов Нерукотворенной, по сторон Спасова образа ангели на празелени; Образ Сосимы и Саватея Соловецких чудотворцев, во облаце Образ Пречистые Богородицы Знамение, обложен серебром басмою... На левой стороне: Образ Пречистые Богородицы с превечным младенцем на престоле. Преподобные Антоней и Феодосей писаны на празелени, венцы золото сусальное».

[4] Первоначальные размеры местных икон, большинство которых дошло до наших дней с обрезанными полями, нами были установлены в одном случае по архивным источникам, а в других – по поздним документам монастырского и музейного учета.

[5] В местные ряды иконостасов монастырских храмов, построенных в конце XVII-XVIII в., на правую сторону ставились иконы Спасителя в разных иконографических вариантах.

[6] Ранее было отмечено некоторое противоречие, обнаруженное в Описи 1641 г., относительно местной «Троицы». Суть его заключается в том, что для некоей большой «Троицы» в Зосимовскую церковь были переданы цаты, снятые с «Троицы» из Троицкого собора. Эти сведения не позволили утверждать, что в храме Зосимы никогда не было Троицы. (Токарева Т.Ю. Местный ряд иконостаса Успенского собора ТСМ по Описям 1641 и 1701 гг. // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы II Международной конференции 4-6 октября 2000 г. – Сергиев Посад, 2002. С. 334.). Если считать, что составители Описи 1641 г. последовательно регистрировали церковные интерьеры, начиная с наиболее значимого храма, то можно предподожить, что к моменту составления раздела с описанием храма Зосимы и Савватия, образ «Троицы» был изъят. Лишь тщательное источниковедческое исследование Описи 1641 г. в будущем позволит уточнить эту гипотезу.

[7] «148 (1640)-го году августа в 16 день... да келаря же старца Александра строение образ Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, обложен серебром золочен, венцы и цаты резные золочены... цена окладу и венцам и цатам и каменью 93 рубли 26 алтын 4 деньги». (Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. – М., 1987. С. 184-185).

[8] Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра: Жизнеописание Преподобного Сергия и путеводитель по Лавре. – М. 1909. – 2-е изд. С. 96.

[9] Переписная книга ТСМ 1701 г. РГАДА. Ф. 237. On. 1. Д. 27, Л. 374-379: «Над царскими дверьми деисус в тябле, а в нем тринадцать образов, писаны на красках. В другом тябле праздников четырнадцать образов, писаны на красках. В третьем тябле в середине образ Пречистые Богородицы Воплощение, да по сторонам дванадесять пророков, писаны на красках».

[10] Опись ТСМ 1701 г. Л. 374-375: «Да местных образов на правой стороне царских дверей в киоте: Образ Спасов Нерукотворенной, по сторонам Спасова образа Ангел и, обложены серебром басмою...; Образ местной Преподобных Отец Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцов, во облаце Образ Знамение Пречистые Богородицы, обложен серебром басмою.., у образов пелена киндячная зеленая; Образ Михаила Малеина, обложен серебром басмою, во облаце Образ Святыя Троицы, венцы и цаты резные, подпись на серебре. На левой стороне царских дверей: Образ Пречистые Богородицы Знамение, а по сторонам Преподобные Антоний и Феодосий Печерские чудотворцы, писан красками, у Богородицы венец и каруна серебряные, чеканные золочены... у Спасова образа и у Преподобных венцы чеканные... подпись на серебре. Пелена киндяшная обветчала...; Над северными дверьми в киоте 4 образа...; На северных дверях писаны Ангели Господни, меж ими крест...; Над местными иконами по тяблу против правого крылоса образов...» (далее перечислены пядничные иконы).

[11] В местных рядах иконостасов монастырских церквей в середине XVII в. предпочтение отдавалось иконам с изображением тех святых, которым были посвящены храмы обители (см. об этом: Токарева Т.Ю. Указ, соч. С. 335, 346-347). К 1701 г., после упразднения церкви Михаила Малеина, образа этого святого постепенно исчезают из иконостасов монастырских храмов.

[12] Книги росписные Троицкого Сергиева монастыря церквам Божиим и ризной казне 1735 году. СП М3. Инв. 54-рук. Л. 288 об. -289. (Далее: Опись ТСМ 1735 г.).

[13] Опись ТСМ 1735 г., Л. 287-289: «Над царскими дверьми над местными иконами на осьмицках 8 праздников, писаны на красках. Над праздниками Деисус Спасов Образ стоящей, вновь построен, венец серебряной... По правую сторону Образ Богородичен, а по другую сторону Иоанна Предтечи, да на тех цках писаны апостолы. Новопостроенный Образ Воскресения Господня осьмилистовой, писан на красках с разными святыми, а построен вместо прежнего образа Воскресения Господня ветхого, который был обложен басемным серебром... Над деисусом Место горнее, на осьми цках писаны пророки, над ними Крест Распятие Христово, по сторонам образ Богородичен, да Иоанна Богослова».

[14] В результате натурных исследований большинства деисусных икон иконостаса Успенского собора ТСЛ, проводившихся в 1999-2000 гг. совместно с Б.Д. Лурье, А.Э. Ляпиным, оказалось, что многие из них имеют вертикальные надставки по бокам шириной от 30 до 50 мм. Данный факт позволил нам предположить, что иконы первоначального тяблового комплекса сохранились в рамочном иконостасе XVIII в. Однако нет никаких гарантий, что под слоями многочисленных записей на этих досках сохранилась древняя живопись. Поэтому при данных обстоятельствах, становится очевидной необходимость реставрации (пробной расчистки) деисусных икон Успенского собора, скрывающих, возможно значительно более древнюю живопись, чем было принято считать до сих пор. О первоначальном иконостасе Успенского собора см.: Токарева Т.Ю. К вопросу об иконостасе Успенского собора ТСМ // СПМЗ. Сообщения. – М., 2000. С. 93-107.

[15] Иконы «Спаса» и «Михаила Малеина» к 1735 г. находились на северной стене церкви Зосимы, у клироса (Опись ТСМ 1735 г. Л. 288-288 об.).

[16] «Да местных образов на правой стороне царских дверей: Образ Спасителев Вседержителя, в возглавии ангелы, в подножии два святых Петр, Авраамий Ростовские, у Спасова образа венец серебряный с сиянием чеканный золочен, у ангелов два венца серебряные чеканные золочены». (Опись ТСМ 1735 г. Л. 287-287 об.).

[17] Николаева Т.В. Указ. соч. С. 182. № 347.

[18] Опись ТСМ 1735 г. Л. 287.

[19] РГАДА. Ф. 1204. On. 1. Д. 796. Л.2. Ветхость комплекса отмечалась еще в 1768 г. (Там же. Д. 297. Л. 14)

[20] Там же. Д. 796. Л. 2-3.

[21] Там же.

[22] Иконы были поновлены пономарем Иваном Петровым из Московской церкви Николая Чудотворца, «что в Голутвине» (РГАДА. Ф. 1204. Oп. 1. Д. 796. Л.25). Видимо, во время этой переделки иконостаса три маленькие иконы, размещавшиеся под «Сергием» были заменены на «подделку», на которой изображаются «преподобного Сергия чудеса», вверху появились две страстные иконы, а над северными дверьми вместо иконы «Софии Премудрости Божей» помещено изображение «Агнеца Божиего с ангелами». Эти изменения отмечены в Описи ТСМ 1789 г. (Л. 142-143) Страстные иконы «за ветхостию» убраны между 1805-1859 гг. Икона «Агнец» – в 1881 г.

[23] РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 796. Л.25.

[24] Снегирев И.М. Жизнь Московского митрополита Платона. – М., 1891. Ч. 2. С. 232.

[25] Зубов В.П. Указ. соч. С. 24-26.

[26] В одном из поздних дел упоминается о замене иконостаса в 40-х гг. XIX в. (РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 12792. Л. 2 об.) Но эта фраза представляется ошибочной, так как доподлинно известно, что он был заменен в 1862 г. Поэтому кажется маловероятным, что через 20 лет существования его конструкция потребовала замены. О новом иконостасе, выполненном в 1862 г., говорится в нескольких разных документах и эта дата не может вызывать сомнений. (РГАДА. Ф. 1204. Oп. 1. Д. 9571; Опись ТСМ 1859. Л. 292. СПМЗ. Инв. 2-рук; Опись ТСЛ 1908 г. Л. 247 об. СПМЗ. Инв. 42-рук.).

[27] Иконостас до 1862 г.: «Иконостас деревянный столярный гладкий состоит из трех ярусов, местами украшен резьбою позлощенною, окрашен зеленою краскою, утвержден на трех столпах, между коими шесть столпов, в нижнем 6 колонн, во втором 10 кронштейн, в третьем 10 колонн. Колонны и карнизы местами позлощены». (Опись 1859 г. Л. 292). Иконостас с 1862 г.: «Предолтарный иконостас в больничной церкви деревянный столярной работы гладкий позлащен, местами украшен резьбою, состоит из трех ярусов, из коих в первом ярусе 6 колонн золоченых, утвержденных на тумбах посеребренных, во втором ярусе 6 колонн золоченых с четырьмя золочеными переплетами, разделяющими его на два яруса». (Опись 1859 г. Л. 392).

[28] Опись 1859 г. Л.393. Как именно была разделена икона – установлено путем натурного исследования, так как соединенная икона «Антоний и Феодосий» дошла до наших дней.

[29] Опись 1908 г. Л. 248 06-249: «Во 2 ярусе 8 икон Господских и Богородичных праздников, иконописныя с золочеными фонами... Воскресения Христова... Крещения Господня... Рождества Христова... Благовещения Пр. Богородицы... Святыя Троицы Ветхозаветныя... Преображения Господня... Введения во храм Пр. Богородицы... Рождества Пр. Богородицы. Иконы 3 яруса. В середине Икона Спасителя, сидящего на престоле, в подножии его три херувима». С правой стороны: Иоанн Предтеча, архангел Гавриил, Апостол Павел, Апостол Андрей. С левой стороны: Пр. Богородица, Архангел Михаил, Апостол Петр, Апостол Иоанн Богослов. «Все изображения в рост, иконописной работы с золочеными фонами».

[30] Отметим, что в истории храма еще много белых пятен. Так, например, его каменный купол считается первоначальным. Но нам удалось установить, что к 1737 г. церковь не имела «креста и главы от пожарного повреждения» (Опись 1737. Л. 155). Таким образом, каменная глава была устроена через 100 лет после строительства храма.

Кроме того, строительство западной паперти церкви в литературе датируется между 1641-1735 гг. Но описание ее в 1701 г. позволяет нам сузить рамки ее датировки (Опись 1701 г. Л. 374). Если же учитывать, что на этот период трапезная была полностью обустроена, то, скорее всего, она была возведена задолго до 1701 г. Остается только сожалеть об ее разборке.

Описание интерьера трапезной, так же как и церковного, неоднократно менявшегося на протяжении истории ее существования, заслуживает отдельного изучения. Укажем лишь на наличие «особливого тябла» с девятью иконами, располагавшегося посреди трапезной, устроенного между 1701-1735 гг. и упраздненного после 1805 г. Такого тябла не отмечено ни в одном из лаврских помещений.


8 Декабря 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...
Пасхальная иллюминация на колокольне
Пасхальная иллюминация на колокольне
19 апреля 1913 г., на Пасху последнего предвоенного года (перед Первой мировой войной), жители Сергиевского посада и многочисленные паломники стали свидетелями иллюминации, устроенной на колокольне Троице-Сергиевой Лавры...