Иконостас - это совместная молитва Неба и земли

Иконостас - это совместная молитва Неба и земли

Закончилась реставрация Успенского собора. И засиял в нем теплым золотом иконостас необыкновенной красоты. Еще не все иконы установлены, но он все равно притягивает к себе людские взоры своей необычайной красотой. Сегодня у нас в гостях один из тех людей, кто восстанавливал эту древнюю святыню – Андрей Викторович Бударин, реставратор из Санкт-Петербурга.

- Расскажите, пожалуйста, о своей работе, что входило в круг ваших обязанностей?

- Как архитектор я занимался всеми проблемами, связанными с конструкцией иконостаса, а их, как вы понимаете, за трехсотлетнюю жизнь иконостаса накопилось много, и вторая не менее важная задача была – добиться, чтобы образ иконостаса после завершения работ остался историческим. Последнее является неписаным законом реставрации и требует от исполнителей большой культуры . Для этого требуются специалисты высочайшего уровня, их называют художники-реставраторы. Нас пригласили 11 месяцев назад. Мы из Санкт-Петербурга.

- Что вы можете сказать об иконостасе Успенского собора?

- Сейчас, когда убрали леса, мы видим, какой он гигантский. Это самый большой из рамочных иконостасов в России. Он создан специально для этого собора и чудом сохранился в советское время, в отличие от большинства иконостасов Лавры, которые были привезены после войны в восстанавливающийся монастырь. Золочение, которое мы сохраняли – позднее. Оно было сделано в 80-е годы XX-го века, это последнее золочение иконостаса. Было решено, что дальше мы не углубляемся. Не трогаем того, что сохранилось под этим слоем (между прочим и из-за лимита времени, отведенного на реставрационные работы).

- В каком состоянии вам достался иконостас?

- Самое страшное, из-за чего многие фирмы отказались реставрировать иконостас – это повсеместное отслоение левкаса. А работы по укреплению левкаса требуют огромных усилий и являются длительным процессом, требующим от специалистов определенных навыков и мастерства. К тому же площадь отделанной поверхности иконостаса составляет около 700 м². В XIX веке положение собора из-за изменения уровня грунтовых вод стало катастрофическим. Из-за высокой влажности на три метра от пола все фрески в храме погибли. Иконостас тоже пострадал. Великолепная отделка XVIII века начала разрушаться. Об этом говорили в своей переписке святитель Филарет Московский и преподобный Антоний. Они беспокоились о том, что собор гибнет, службы проводить невозможно. Но решение проблемы удалось найти только при следующем игумене. Для того, чтобы отрезать путь поступления грунтовых вод непосредственно в храмовое пространство, под полом была устроена крипта, с хорошей гидроизоляцией (теперь там лежат наши патриархи). В храме был вырыт котлован, т.е. велись земляные работы. Эти работы и влажность, от которой десятки лет не могли избавиться, привели к окончательному разрушению отделки иконостаса. Пришлось иконостас перелевкасить и вновь вызолотить, но уже во вкусе XIX века. Первоначальная отделка была зрительно богаче, декоративнее, позолота была и глянцевая, и матовая. На деталях, принадлежащих XVII веку, были обнаружены следы серебра.

- Существуют ли исследования, которые указывали бы точную дату создания дошедшего да нас иконостаса?

- Последние исследования древних описей, проведенные сотрудниками Сергиево-Посадского музея-заповедника, показали, что нынешний иконостас был создан во временном промежутке от 1701 до 1731 годов, видимо, после смерти Петра I. В нижнем ярусе он включает некоторые детали XVII века. Ко времени начала строительства нашего иконостаса, то есть примерно к 1725 году в храме находился тябловый иконостас XVI века, он начинался примерно с высоты 3,5 метра, а внизу находились древние местные иконы в роскошных киотах, выполненных уже в стиле нарышкинского барокко в 80-е годы XVII века. В это время были сделаны и царские врата с сенью, украшенные иконами Симеона Ушакова, которые сохранились до нашего времени. Так же сохранились тябла иконостаса XVI века и иконы деисуса более 3 м высотой. Они так же включены в композицию нового иконостаса. Исследования лаврской реставрационной мастерской показали, что в иконостасе присутствует живопись XVI века, лежащая под многочисленными записями в прекрасном состоянии, но ее решено не раскрывать, чтобы не уничтожить поздние записи тоже высокого художественного уровня. Высокий тябловый иконостас русской православной церкви сам по себе является огромной иконой, где множество элементов объединено одной идеей обращения сотворенного существа с молитвой к творцу. Деисус – главная его смысловая часть.

- Отличается ли нынешняя реставрация от предыдущих?

- При реставрациях в послереволюционное время утраченные элементы восполняли. А сейчас все восстановили – все листики, все детальки, все завиточки… Надо отметить, что работало много резчиков из Сергиева Посада. Приезжали из Москвы мастера из бывшей Мосреставрации, которые делали самые ответственные детали, требующие более тонкого вхождения в тему. Вообще в иконостасе резьба разная по характеру, заметна манера около десяти мастеров, работавших при его создании. Когда резали такой гигантский иконостас, собрали множество людей из разных мест, различной квалификации, поэтому резьба, иногда чисто деревенская, но вся очень живая, интересная.

- Кто сейчас работал на восстановлении иконостаса?

- Приехали отовсюду. Прп. Сергий собрал людей со всех уголков страны разных национальностей. Много украинцев работало, а всего – 90 человек, некоторые уехали сейчас, по завершению работ.

- Были сделаны открытия, что-то такое, что всем интересно?

- За иконостасом находятся замечательные хоры. Они сделаны из дерева в 4 яруса для певчих и, возможно, для гостей, и являются памятником столярного и плотничного искусства. На столбах, примыкающих к хорам много граффити – есть даже портреты певчих. Такие же хоры сохранились в Донском монастыре, но они там без такого же художественного оформления.

- Мы из зала не можем их видеть, эти хоры? Они сейчас не используются?

- Сейчас они видны, но после установки икон, они опять станут принадлежностью алтаря. Их значение утрачено. Историки говорят, что эти хоры построили, чтобы наполнить пением огромный собор, по легенде, даже иконы верхнего ряда снимали, чтобы слышимость была лучше. Императрица Елизавета Петровна была музыкальна и любила церковное пение.

- Спаси Вас, Господи, за интервью.

Беседовала Людмила Ковригина

На фотографиях Сергея Беглецова видны рабочие моменты реставрации иконостаса Успенского собора

STSL.RU


10 Апреля 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...