Иконография преподобного Сергия Радонежского в исторической перспективе

Преподобный Сергий Радонежский – величайший подвижник земли Русской, основатель Троице-Сергиева и нескольких других монастырей, воспитавший целую плеяду учеников, которые также организовывали монашеские обители по всей Руси от Белого моря до Астрахани. Преподобный Сергий стал одним из самых почитаемых русских святых. Но его жизнь и труды имеют огромное значение не только для истории монашества. Посвятив свой монастырь Троице, Сергий Радонежский призывал русских людей к единству, и тем самым способствовал духовной консолидации народа в годы татаро-монгольского ига.

246687e.jpg

Прорись иконы прп. Сергия Радонежского.
из книги «Труд иконописца»
мон. Иулиании (Соколовой, 1899-1981)

Скончался преподобный Сергий 25 сентября 1392 года, а спустя 30 лет, в 1422 году, его мощи были обретены. Почитание святого началось сразу после кончины как местночтимого, а с середины XV века оно становится общерусским. Об этом свидетельствует такой факт, что «вскоре после 1459 года была расписана небольшая церковь Сергия Радонежского, выстроенная при дворе новгородских архиепископов, в знак глубокого почитания этого московского святого всей Русской Церковью». Значительная «часть храма была занята сценами из житийного цикла Сергия Радонежского, который является более ранним, чем сохранившиеся на московской почве, родной для преподобного Сергия». Это свидетельство того, что данный святой особо почитался в Великом Новгороде.

Иконография святого Сергия основана на житиях, составленных иноком Троице-Сергиева монастыря Епифанием Премудрым в 1417-1418 годах и афонским иеромонахом Пахомием Сербом (Логофетом) около 1459 года.

В данном докладе не ставится задача рассмотреть всю иконографию Сергия Радонежского, так как она многочисленна и разнообразна. Будут рассмотрены только наиболее распространенные образы и сделана некая попытка их систематизации.

В. Д. Фартусов в пособии для иконописцев «Руководство к писанию икон святых угодников Божиих» приводит следующее описание: «Старец 78 лет, из боярскаго русскаго рода, средняго роста, худой, с седой жидковатой бородой средней величины и жидковатыми волосами на голове; лоб у него – открытый, брови – поднятыя, нос – средний. Одежда на нем – подрясник, перепоясанный парамантом, присланным Константинопольским патриархом, мантия, схима на плечах и епитрахиль, как у пресвитера».

В книге «Труд иконописца» монахини Иулиании (Соколовой) приводятся прориси икон, разработанные ею. Среди них представлен преподобный Сергий Радонежский. Он изображен в рост, облачен в полное монашеское облачение, полусогнутые в локтях руки разведены в разные стороны.

Пальцы правой руки сложены в жесте прямой речи, в левой – развернутый свиток, на котором может быть написан один из текстов, используемых на иконах преподобного Сергия.

В новом сводном иконописном подлиннике, изданном в Московской духовной академии под редакцией архимандрита Луки (Головкова), содержится следующее описание: «Преподобный Сергий согласно традиции изображается в полном монашеском облачении (подряснике, рясе, поясе, мантии, аналаве на груди, в схиме на плечах) и сапожках, с благословляющей десницей и свитком в левой руке».

Иконография святого очень разнообразна, его образы встречаются в иконописи и храмовых росписях. Преподобного Сергия изображают как в полный рост, так и в поясном варианте. Пальцы правой руки могут быть сложены в различных жестах, таких как благословение или повествование, внимание и некоторые другие. В левой руке может быть свиток, развернутый или свернутый. Много икон преподобного Сергия с клеймами или образы, написанные на сюжеты жития, например «Явление Богоматери Сергию Радонежскому». Также встречаются изображения преподобного с избранными святыми. Конечно, его образ включается в такие композиции, как «Собор всех святых в земле Российской просиявших», «Собор Радонежских святых» и другие сюжеты, посвященные русским святым.

Пелена покров 1422_.jpg

Шитая пелена («первый» покров)
на раку прп. Сергия Радонежского.
Ок. 1422-1425/6 гг. Музей
«Ризница Троице-Сергиевой Лавры»

Самый древний образ – это шитый надгробный покров, датируемый 1422 годом, когда состоялось обретение мощей. Согласно преданию, шитая пелена была подарена Троице-Сергиеву монастырю сыном Дмитрия Донского – великим московским князем Василием Дмитриевичем. По мнению директора центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Г. В. Попова: «Принято считать, что облик преподобного Сергия в первом покрове обусловлен стремлением воспроизвести его индивидуальные черты. Предполагается даже, что знаменщиком рисунка здесь мог быть сам Андрей Рублев». Создатели плащаницы могли помнить, как выглядел святой Сергий, или же руководствовались его прижизненным изображением. Дело в том, что «они почти документально воспроизвели черты преподобного, сохранив в них духовное состояние человека, погруженного в молитву». На данном образе представлен прямоличный образ святого в рост, в полном монашеском облачении, на плечи откинут куколь – капюшон, символизирующий шлем, хранящий монаха от земных соблазнов. Его правая рука прижата к груди, в области сердца, что символизирует сердечную молитву, которая была в центре всей его жизни. Такая молитва характерна была для исихастов, практиковавших особую, углубленную молитвенную аскезу. В левой руке свернутый свиток, характерная деталь для иконографии духовных учителей и наставников или основателей монастырей. Данный образ явился основополагающим для всех последующих изображений. Пелена хранится в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике.

Также следует привести икону начала XV века «Богоматерь с Младенцем, архангелом Гавриилом и предстоящим в молении преподобным Сергием Радонежским» – это одно из первых изображений преподобного Сергия в русской иконописи. Пресвятая Богородица с Младенцем Христом восседает на престоле, как «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим». Трон символизирует царственное величие Богородицы. Она указывает на Сергия, который молитвенно предстоит перед троном и внимает божественным словам. Пропорционально фигура Сергия значительно меньше, чем Богородицы и Христа. Это иконописный прием, по которому более значимый персонаж изображается крупнее, чтобы подчеркнуть его главенство. В верхнем левом углу, в медальоне, изображен архангел Гавриил, который всегда сопутствует Деве Марии. На данной иконе представлен ежедневный молитвенный труд святого, призывающего милость Пресвятой Богородицы на Русь, на ее народ. Святой игумен земли Русской и ныне, как прежде, предстоит в молитве за Святую Русь. И благосклонно внимает его молитве Пресвятая Владычица. Таинство их общения длится вечно, и эта вечность запечатлена на данной иконе. Она была написана для местного ряда Троицкого собора Троицкого Махрищского монастыря. В настоящее время она находится в Государственном историческом музее города Москвы, в который поступила из музея Александровской слободы в 1941 году.

sergiy10.jpg

Прп. Сергий Радонежский с житием.
Ок. 1510 г. Икона из иконостаса
Успенского собора г. Дмитрова.
Мастерская Феодосия. ЦМиАР

Одной из лучших среди житийных икон преподобного Сергия считается икона, написанная в мастерской Феодосия около 1510 года для местного ряда иконостаса Успенского собора в Дмитрове. При ее написании применена схема житийных икон второй половины XV века, разработанная Дионисием и его окружением. По всей вероятности, икона была написана «по заказу дмитровского князя Юрия Ивановича, тесно связанного с Троице-Сергиевым монастырем и особо почитавшего преподобного Сергия». Данная иконография разработана на основании жития, составленного Пахомием Сербом (Логофетом). В настоящее время икона находится в Москве, в собрании центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

В центре иконы, в ковчеге, помещен образ святого Сергия. Изображение поразительно, с одной стороны, простотой композиции, отсутствием лишних деталей, в то же время фигура святого величественна и монументальна. Преподобный Сергий изображен в рост, в полном монашеском облачении. Цвет одеяния ориентирован на древнейший шитый покров: красно-коричневая мантия, епитрахиль и куколь сине-зеленого, и ряса серого цвета. Руки святого разведены в разные стороны, при этом пальцы правой руки сложены в повествовательном жесте, в левой руке развернутый свиток, содержащий его поучение.

По краям средника помещены клейма, из которых расположенные сверху и снизу представлены без вертикальных разделений – таким образом, один житийный сюжет плавно перетекает в следующий. Всего на полях иконы расположено 17 клейм: 1) Рождество Варфоломея; 2) Научение грамоте; 3) Пострижение в монахи; 4) Изгнание бесов; 5) Поставление в диаконы; 6) Поставление в иереи; 7) Изведение источника; 8) Чудо воскрешения отрока; 9) Возвращение Сергием живого отрока отцу; 10) Видение Сергием божественного огня на литургии; 11) Явление Богоматери Сергию; 12) Приход послов от константинопольского патриарха Филофея; 13) Исцеление от слепоты греческого епископа; 14) Исцеление Захарии Бороздина; 15) Исцеление бесноватого вельможи; 16) Погребение Сергия; 17) Исцеление слепого у гроба Сергия.

Житийный цикл может насчитывать от 12 до 36 клейм. Из изображений в клеймах некоторые сюжеты со временем стали самостоятельными иконами.

Наверное, самая распространенная икона, написанная на житийный сюжет, – «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию». Богородица изображена как Небесная Игумения, с посохом. За Ней изображаются апостолы Петр и Иоанн, беседующие между собой. Преподобный, согласно житию – упал ниц, Пречистая же прикасается или указывает на него. Таким образом, Сергий изображается коленопреклоненно, как на 11 клейме вышеупомянутой иконы, а Богородица жестом руки указывает на него. Событие, согласно житию, происходило в сенях, в то время как его ученик Михей оставался в келье, где они перед этим молились. На иконах видна фигура ученика преподобного, который закрывает от страха и трепета лицо.

1304767.jpg

Явление Пресвятой Богородицы
прп. Сергию Радонежскому.
Икона XVI в. Неизв. авт. Мастерская
Троице-Сергиева монастыря

В то же время на иконе, написанной в середине – третьей четверти XVI века в мастерской Троице-Сергиева монастыря, преподобный Сергий изображен в полный рост, а рядом с ним стоит вовсе не присутствовавший при данном событии – его ученик и последователь Никон. Возможно, потому, что в данном явлении Богородица обещала Сергию не покидать обитель, а Никон возглавил монастырь после кончины Сергия. Таким образом, в композиции иконы прослеживается идея преемства и покровительства.

В XVII веке иконография претерпевает некоторые изменения. Преподобный Сергий изображен дважды: выходящим в сени навстречу Пресвятой Богородице и падающим перед Ней на колени. В иконографии это довольно распространенное явление, когда один и тот же святой изображается дважды или более.

На иконе, написанной ярославскими иконописцами в начале XVII века, перед нами предстает образ преподобного старца, которому характерны удлиненные пропорции фигуры. Пальцы правой руки сложены в благословляющем перстосложении, в левой – он держит развернутый свиток со словами: «Братия моя духовныя подвигнитеся, имейте страх Божий, в сердце своем чистоту». Над преподобным Сергием, сверху на полях, изображен образ Спаса Нерукотворного, что еще раз подчеркивает верное служение преподобного Христу.

Икона «Собор всех святых в земле Российской просиявших» была написана в 20-30 годы XX века монахиней Иулианией (Соколовой), много потрудившейся в восстановлении Троице-Сергиевой Лавры. На ней преподобный Сергий изображен в группе радонежских святых – своих учеников, сподвижников и последователей: Никона, Михея, Стефана Махрищского, архимандрита Дионисия. Они расположены в середине композиции, в географическом центре рядом с Московским Успенским собором, на фоне Троице-Сергиева монастыря. В левой руке преподобного Сергия – свернутый свиток, правая рука раскрыта ладонью вверх, что означает его открытость для приятия божественной благодати и готовность служения людям. Окружающие его святые словно прислушиваются к нему, научаясь в постижении высшей истины. Сергий среди других святых, но память о нем не только жива, но и возносит его над всеми святыми.

В. В. Ренев

Источник: Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Н.-Новгород, 2015. – № 84. - С. 192-194.


8 Июля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.

Образ преподобного Сергия в искусстве
Образ преподобного Сергия в искусстве

Преподобный Сергий и созданный им Троицкий монастырь вдохновили не одно поколение мастеров – иконописцев, архитекторов и художников на создание шедевров.

Елизавета I ходила на богомолье в Лавру пешком за 52 км
Елизавета I ходила на богомолье в Лавру пешком за 52 км

Известно, что Елизавета Петровна ходила на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру из Москвы пешком, правда, весьма оригинальным способом...