Икона в Новом Завете

Икона в Новом Завете

Сильны и неотразимы свидетельства в Но­возаветной Церкви о почитании икон не толь­ко Ангелов и святых Божиих человеков, но и самого Божества, особенно же икон Господа нашего Иисуса Христа. Моисей говорил евре­ям, что Господь Бог не явился им на Синае в определенном образе, чтобы они не сделали себе изваяний или изображений Божества. Но вот Единородный Сын Божий, воплотившись от Духа Святого и Пресвятой Девы Марии, приемлет на Себя образ человека, является в действительной плоти человеческой, сохраняя в продолжение жизни подобно сынам челове­ческим единый определенный вид, приемлет пищу, осязается руками даже по воскресении в теле прославленном (Мф. 28, 9; Ин. 20, 27). В человеческом своем виде Он являлся людям иповознесении на небеса; так, св. архидиакон Стефан перед мученическою кончиною увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога (Деян. 7, 55).

Многие действия Господа Иисуса в челове­ческой плоти изображены Духом Святым живо через описания евангелистов, так что, читая Евангелия, мы предносим в своей душе образ Господа и разные Его действия. Почему же этидействия, изображенные словами в книге, не могут быть изображены красками на полотне или на дереве иконописцами? Св. апостол Па­вел написал Галатам: О несмысленныеГалаты! Кто прельстил вас не покоряться исти­не, – вас, у которых перед глазами предна­чертан был Иисус Христос, как бы в вас Распятый? (Гал. 3, 1).

Господь приблизил Себя к людям до такой степени, что облекся в плоть человеческую, а иконоборцы бегут от Него, ругаются, называя образ Его по плоти идолом. Изображая Его явившимся во плоти, мы тем свидетельствуем свою веру в действительное воплощение Его: потому и свт. Герман, патриарх Константино­польский, пишет против иконоборцев: «Изоб­ражать Господа на иконах в плотском Его виде следует и в обличение пустого представления еретиков, суесловящих, будто Он не по истинесоделался человеком».

Далее. Если людям свойственно чтить изоб­ражения своих родных и благодетелей, то как же не чтить изображение величайшего благо­детеля всего рода человеческого, как не чтить образ Сына Божия, явившегося во плоти для нашего спасения? Пусть не говорят, что в Но­вом Завете нет заповеди о почитании икон Гос­пода Иисуса. В Новом Завете равно нигде не сказано, что не должны быть чтимы иконы святых вообще и в частности изображения Спасителя.

Спаситель делом, то есть своим явлением во плоти показал, что следует изображать Его на иконах. Что сильнее, слово или дело? Конеч­но, дело. Потому и не было слова,что было дело. Все Евангелие говорит за иконы Господа. Да и для чего Сыну Божию воспрещать изобра­жения Его во плоти, когда Сам явился во пло­ти, – это значило бы войти в противоречие с Самим Собою. Иудей может сказать: «Бог яв­лялся Моисею и лучшим мужам в определен­ных образах, но евреи не делали изображений этих явлений Божества по второй заповеди за­кона Моисеева, обязательной для всех. Так, хотя и Сын Божий явился на земле во плоти, не следует делать изображений Его». Но мы уже сказали, что явления Бога в Ветхом Заве­те в виде человеческом были людям совершенным и указывали на будущий Новый Завет,более совершенный. Ужели и после прише­ствия Христа люди должны оставаться в несо­вершенстве?

Господь Иисус Христос сказал апостолам: Блаженны очи, видящие то, что вы видите! Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари же­лали видеть, что вы видите, и не видели, и слы­шать, что вы слышите, и не слышали (Лк. 10, 23–24). Поистине лишают себя великого бла­га те, кто восстает против изображений Госпо­да Иисуса во плоти.


Источник: Православные святыни мира // Авт.-сост. Г. Калинина и Г. Стромынский. – Тула, "Имидж Принт", 2009. С. 60–61.


STSL.Ru


28 Декабря 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...